Психология мышления

Тихомиров Олег Константинович

 В первом в нашей стране учебном пособии по одному из разделов курса «Общая психология» автор показывает, как исследования мышления обогащают конкретно-научные пред­ставления о сущности психического отражения, деятельности, общения, самосознания личности, бессознательного. В книге обобщены исследования отечественных психологов, критиче­ски осмыслен опыт развития мировой психологической науки, систематизированы собственные исследования автора и его учеников.


 Предназначено для студентов, аспирантов, преподавате­лей факультетов и отделений психологии. Будет полезно философам, педагогам, физиологам, лингвистам, специалистам по «искусственному интеллекту», экономистам, социологам и психиатрам.

Издательство Московского университета, 1984

Содержание:

Предисловие 3
 Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
§ 1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 6
§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 7
§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ 10
§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ 12
§ 5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 16
 Глава 2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ
§ 1. ЗАДАЧА КАК ОБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ 20
§ 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ 28
 Глава 3 МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
§ 1. ОСОЗНАННОЕ И НЕОСОЗНАННОЕ В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
§ 2. НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ АКТЫ 41
§ 3. НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ СМЫСЛЫ В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
§ 4. ВИДЫ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ 62
§ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЕРБАЛИЗОВАННЫХ И НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 75
 Глава 4 ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ Ц МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИЙ 87
§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 89
§ 3. ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ 93
§ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 101
§ 5. ЭМОЦИИ И НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЙ СМЫСЛ 102
 Глава 5 МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
§ 1. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 107
§ 2. МОТИВЫ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ 116
§ 3. ЭМОЦИИ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ 124
§ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩИХ И КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ 136
§ 5. ОЦЕНКА ДОСТИЖИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА КАК КОМПОНЕНТ ЦЕЛИ 140
§ 6. МНЕМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ 143
 Глава 6 МЫШЛЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ
§ 1. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ 146
§ 2. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА 150
§ 3. МЫШЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ 153
§ 4. УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 158
§ 5. СОВМЕСТНАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 169
§ 6. МЫШЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА С ЭВМ 171
 Глава 7. МЫШЛЕНИЕ И ЗНАНИЕ
§ 1. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБЩЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ 181
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ 183
§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ. СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ 186
§ 4.УСВОЕНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ 189
§ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ОБОБЩЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЙ ОБОБЩЕНИЙ 191
 Глава 8 МЫШЛЕНИЕ, СУБЪЕКТ, САМОСОЗНАНИЕ
§ 1. МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ 194
§ 2. МЫСЛЯЩИЙ ИНДИВИД 196
§ 3. МЫШЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ 201
 Глава 9 ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
§ 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 211
§ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 219
§ 3. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 224
 Глава 10 ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
§ 1. МЫШЛЕНИЕ КАК АССОЦИАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 232
§ 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ 233
§ 3. МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 235
§ 4. МЫШЛЕНИЕ КАК АКТ ПЕРЕСТРУКТУРИВАНИЯ СИТУАЦИИ 237
§ 5. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ 240
§ 6. МЫШЛЕНИЕ КАК МОТИВИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС 244
§ 7. МЫШЛЕНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 249
§ 8. МЫШЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 252
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 255
Литература 262
Шкаф 1, полка А