Психология мышления
Тихомиров Олег Константинович
В первом в нашей стране учебном пособии по одному из разделов курса «Общая психология» автор показывает, как исследования мышления обогащают конкретно-научные представления о сущности психического отражения, деятельности, общения, самосознания личности, бессознательного. В книге обобщены исследования отечественных психологов, критически осмыслен опыт развития мировой психологической науки, систематизированы собственные исследования автора и его учеников.
Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей факультетов и отделений психологии. Будет полезно философам, педагогам, физиологам, лингвистам, специалистам по «искусственному интеллекту», экономистам, социологам и психиатрам.
Издательство Московского университета, 1984
Содержание:
Предисловие | 3 |
Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ |
§ 1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ | 6 |
§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ | 7 |
§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ | 10 |
§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ | 12 |
§ 5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ | 16 |
Глава 2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ |
§ 1. ЗАДАЧА КАК ОБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ | 20 |
§ 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ | 28 |
Глава 3 МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
§ 1. ОСОЗНАННОЕ И НЕОСОЗНАННОЕ В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 34 |
§ 2. НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ АКТЫ | 41 |
§ 3. НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ СМЫСЛЫ В МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 49 |
§ 4. ВИДЫ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ | 62 |
§ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЕРБАЛИЗОВАННЫХ И НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ | 75 |
Глава 4 ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ Ц МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
§ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИЙ | 87 |
§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ | 89 |
§ 3. ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ | 93 |
§ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ | 101 |
§ 5. ЭМОЦИИ И НЕВЕРБАЛИЗОВАННЫЙ СМЫСЛ | 102 |
Глава 5 МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ |
§ 1. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ | 107 |
§ 2. МОТИВЫ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ | 116 |
§ 3. ЭМОЦИИ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ | 124 |
§ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩИХ И КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ | 136 |
§ 5. ОЦЕНКА ДОСТИЖИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА КАК КОМПОНЕНТ ЦЕЛИ | 140 |
§ 6. МНЕМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ | 143 |
Глава 6 МЫШЛЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ |
§ 1. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ | 146 |
§ 2. МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА | 150 |
§ 3. МЫШЛЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ | 153 |
§ 4. УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ | 158 |
§ 5. СОВМЕСТНАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 169 |
§ 6. МЫШЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА С ЭВМ | 171 |
Глава 7. МЫШЛЕНИЕ И ЗНАНИЕ |
§ 1. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБЩЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ | 181 |
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ | 183 |
§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ. СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ | 186 |
§ 4.УСВОЕНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ | 189 |
§ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ОБОБЩЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЙ ОБОБЩЕНИЙ | 191 |
Глава 8 МЫШЛЕНИЕ, СУБЪЕКТ, САМОСОЗНАНИЕ |
§ 1. МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ | 194 |
§ 2. МЫСЛЯЩИЙ ИНДИВИД | 196 |
§ 3. МЫШЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ | 201 |
Глава 9 ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ |
§ 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 211 |
§ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 219 |
§ 3. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 224 |
Глава 10 ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ |
§ 1. МЫШЛЕНИЕ КАК АССОЦИАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | 232 |
§ 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ | 233 |
§ 3. МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ | 235 |
§ 4. МЫШЛЕНИЕ КАК АКТ ПЕРЕСТРУКТУРИВАНИЯ СИТУАЦИИ | 237 |
§ 5. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ | 240 |
§ 6. МЫШЛЕНИЕ КАК МОТИВИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС | 244 |
§ 7. МЫШЛЕНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | 249 |
§ 8. МЫШЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ | 252 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 255 |
Литература | 262 |
Шкаф 1, полка А