Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том десятый
Стендаль
Издательство «Правда» Москва · 1959
Библиотека «Огонек»
Содержание:
Предисловие | 5 |
Путешествие из Парижа в Рим | 7 |
В каком порядке следует осматривать Рим, чтобы составить себе о нем представление | 9 |
Папа и современные римляне | 10 |
Первый день в Риме | 13 |
Как следует себя вести, чтобы не поссориться со своими товарищами по путешествию | 15 |
Двенадцать главных памятников, которые следует осмотреть | 17 |
Колизей | 19 |
Папская курия в XV веке | 31 |
Римские салоны | 34 |
Лихорадка и Гротта-Феррата | 38 |
Разбойники | 39 |
Галерея Боргезе | 40 |
Двадцать девять художников, картины которых следует осмотреть | 42 |
Череп Рафаэля | 43 |
Сумерки в соборе св. Петра | 45 |
Лес Ричча | 47 |
Фрески | 48 |
Жизнь Рафаэля | 51 |
Итальянские вольнодумцы | 55 |
Четыре формы церквей | 57 |
Станцы Рафаэля в Ватикане | 58 |
Музыка в Испании | 60 |
Список работ Рафаэля в Станцах | 62 |
О стиле в искусстве | 64 |
О влиянии на живопись имен, данных при крещении | 65 |
История веры в Италии | 66 |
Счастье деревенской жизни | 73 |
История Лациума до Рима | 74 |
История Рима | 76 |
Четырнадцать римских rioni или кварталов | 79 |
Калабрийские нравы; префект и крестьянин | 80 |
Римские стены | 82 |
Семь — восемь центров культуры в Италии | 87 |
Убийства в Модене | 95 |
Г-н де Лаланд и идеал красоты | 97 |
Пространое описание соьорв св. Петра | 98 |
История старой базилики | 101 |
Фасад | 105 |
Внутренний вид | 106 |
Купол | 113 |
Северная часть собора св. Петра | 115 |
Надгробия | 116 |
Может ли бог на картине вызвать сочувствие? | 121 |
Южная часть собора св. Петра | 122 |
«Грации», группа Кановы | 131 |
Жестокость реального в жизни | 134 |
Диалог Мадонны и св. Григория | 136 |
Храм Антонина Пия и таможня | 140 |
Римская коллегия и Лев XII | 142 |
Галерея Шарра | 143 |
Банкир Торлония, герцог Браччано | 146 |
Церковь Иисуса и г-н де Фортис, генерал иезуитов | 150 |
Понте Молле и Порта дель Пополо | 151 |
Санта-Мария-дель-Пополо | 152 |
Сады на Монте-Пинчо | 154 |
Корсо и великосветские похороны | 157 |
Палаццо Киджи и колонна Марка-Аврелия | 157 |
Pifferari будят в четыре часа утра | 158 |
Древний Капитолий | 167 |
Кампидольо или новый Капитолий | 173 |
Форум | 176 |
Арка Септимия Севера, раскопанная Пием VII | 176 |
Г-н Демидов. Его намерение снять двенадцать футов земли, покрывающей Форум | 179 |
Храм Юпитера Громовержца, три колонны | 179 |
Храм Фортуны, восемь колонн | 180 |
Колонна Фоки | 180 |
Грекостазис или храм Юпитера Статора, три великолепных колонны с каннелюрами | 182 |
Храм Антонина и Фаустины | 183 |
Храм Рема и Ромула, круглой формы, с одной колонной, покрытой землею | 184 |
Базилика Константина или храм Мира | 184 |
Храм Венеры и Ромы. Император Адриан как архитектор. Как отвечать критикам | 185 |
Термы Каракаллы | 187 |
Два убийства в одну ночь | 189 |
Плохое воспитание богатых | 191 |
Итальянская аристократия | 192 |
Раскопки к северу от базилики Траяна | 196 |
Базилики и необходимость закрытых мест для прогулок | 199 |
Портик Октавии | 201 |
Ватикан | 201 |
Картины, изображающие Варфоломеевскую ночь | 202 |
Г-н Симон и Микеланджело | 208 |
Библиотека Ватикана | 210 |
Революция, которая должна произойти около 1850 года | 210 |
Ответ его святейшества кардинала Кастильони, ныне Пия VIII, г-ну Шатобриану. Сикст V и юный князь Фарнезе | 213 |
Браччо Нуово, музей, выстроенный Пием VII | 216 |
Музей Пио-Клементино и г-н Висконти | 217 |
Как проехать из Парижа в Рим | 221 |
Нужно быть готовым к полицейскому допросу | 226 |
«Снятие с креста» Даниэле да Вольтерра | 227 |
Рим при Наполеоне | 228 |
Пространное описание Пантеона | 229 |
Религиозная реакция уродует гробницу Рафаэля в Пантеоне | 236 |
Яд | 240 |
Колцо смерти; как им пользовались | 241 |
История Пии Толомеи, из Сьены | 243 |
Был ли святой Петр в Риме? | 244 |
Английский характер | 245 |
Упрямый мул | 246 |
«Святая Тереза», группа Бернини | 248 |
Казнь весталок Олимпии и Флоронии | 249 |
Монте Сакро | 250 |
Вилла Лудовизи | 251 |
Рим и ФЛоренция — провинциальные города | 256 |
Пьяцца Монте-Кавалло | 256 |
Характер Пия VII | 257 |
Фонтан Тревия | 258 |
Станцы Рафаэля в Ватикане | 259 |
Апартаменты Борджа и «Свадьба Альдобрандини» | 260 |
Имена живописцев, работавших для Юлия II до приезда молодого Рафаэля | 260 |
Зала Константина | 260 |
Бой Быков | 261 |
Сражение при Понте-Молле | 261 |
Наказание Гелиодора | 263 |
Чудо в Больсене | 264 |
Святой Лев останавливает Аттилу, короля гуннов | 265 |
Святой Петр выходит из тюрьмы | 266 |
Диспут о святом причастии | 268 |
Афинская школа | 269 |
«Благоразумие», «Сила» и «Умеренность» | 270 |
«Парнас» | 271 |
«Адам и Ева» | 272 |
Пожар в Борго | 273 |
Эней, спасающий старого Анхиза | 274 |
Сильные тела | 274 |
Победа св. Льва IV над сарацинами | 275 |
Коронование Карла Великого | 275 |
Оправдание Льва III | 276 |
Последние годы жизни Рафаэля | 277 |
За монастырскими стенами. Приключения Лукреция Франджимини | 278 |
Форум Палладиум, две колонны, антаблемент, фриз, фигура Паллады. Арка де'Пантани | 289 |
Большая стена из глыб пеперина, не скрепленных известью | 290 |
Храм Нервы, три великолепные мраморные колонны с каннелюрами, увенчанные кирпичной колокольней | 290 |
Храм Паллады, разрушенный Павлом V | 291 |
Англичанин, въехавший верхом в Колизей | 292 |
Башня Конти | 292 |
Арка Тита | 292 |
Святотатство г-на Валадье | 293 |
Арка Константина | 294 |
Барельефы арки Константина, говорящие о жизни Траяна | 294 |
Мавзолей Адриана, или крепость св. Ангела | 296 |
Кресценций и маркиз Поза Шиллера | 298 |
Карбонарии и египетский епископ, заточенные в замке св. Ангела | 299 |
Мария Грацци | 301 |
Коридор, ведущий из Ватикана в замок св. Ангела | 301 |
Смерть коннетабля Бурбона | 303 |
Разграбление Рима в 1527 году | 304 |
Климент VII бежит из своего двора | 304 |
Неслыханные жестокости, засвидетельствованные историком Якопо Буонапарте | 305 |
Лицемерная процессия, устроенная Карлом V | 306 |
Святейшая из реликвий | 307 |
Положение в Риме в 1814 году | 308 |
Убийство г-на Басвиля и поэма Монти | 308 |
Церковь св. Апостолов | 309 |
Как был отравлен один молодой художник-миниатюрист | 310 |
Частые разводы в Риме; сонет Монти | 311 |
Посланник и торговец | 312 |
Философия искусства | 313 |
Благородство римского характера | 315 |
Точные размеры собора св. Петра и некоторых других знаменитых сооружений. Способность точно копировать. Не имея этой способности, нельзя заниматься искусством | 319 |
Гигантские формы рубенсовских нимф | 322 |
Господа Каммучини и Агрикола | 323 |
Счастье, которым наслаждается Франция в царствование Карла X, внушает зависть иностранцам | 324 |
Закон, изданный герцогом Моденским | 326 |
Канова рассказывает о начале своей карьеры | 328 |
Способность чувствовать искусство | 330 |
Сонет Петрарки на смерть Лауры | 331 |
Римское правительство | 332 |
Отправление правосудия | 332 |
«Заговор Катилины», очаровательный фарс аббата Касти | 334 |
Лицо Наполеона, глядящего на море со скалы св. Елены. Сильные душевные переживания в скульптуре смешны | 335 |
Жестикуляция и немецкое общество в 1740 году | 337 |
Искусства только и делают, что копируют жесты Тальма | 337 |
Картина, ценная как воспоминание и лишенная собственной ценности | 338 |
Ненависть художников к газете | 339 |
Крот и соловей, басня | 339 |
Христианская девственница | 341 |
Термы Каракаллы | 342 |
Оскорбление, которое мы претерпели в Сант-Андреа-делла-Валле | 343 |
Шарлатанство в Риме невозможно | 344 |
Слой земли в двенадцать футов, покрывший древний Рим | 345 |
Не все ли равно, как называются развалины? | 345 |
Упадок искусства в XIX веке | 346 |
Выпад Альферьи против папского Рима | 348 |
Анекдот о папессе Иоанне | 349 |
Г-н Блондель, подкупленный историк | 352 |
Современная немецкая школа, фрески Каза Бартольди | 352 |
Церковь Навичелла, выстроенная Рафаэлем, высшая степень итальянской миловидности | 356 |
Рим в 1887 году | 356 |
Обеды у кардинала де Берниса | 358 |
Острое словцо князя Антонио Боргезе | 359 |
Бедность кардинала в 1829 году | 360 |
Анекдот о кардинале Аквавива | 361 |
Колонна Траяна | 363 |
Римская цензура не позволяет писать об огромных работах, произведенных в Риме по приказам Наполеона | 366 |
Римскую чернь облагораживают страсти | 367 |
Клариче Порция и веттурино Беринетти | 367 |
Мольер как агент правительства | 370 |
Велабро | 370 |
Храм Весты на берегах Тибра | 371 |
Храм Фортуны Virilis, один из древнейших римских памятников | 372 |
Понте-Эмилио | 372 |
Театр Марцелла | 373 |
Падение Августа | 374 |
Арка Януса Quadrifrons | 374 |
Квадратная арка Септимия Севера | 376 |
История Геркулеса и Кака | 376 |
Триумфальные арки | 378 |
Одиннадцать обелисков | 379 |
Палаццо Фарнезе | 381 |
Рисунки в альбомах | 381 |
Аннибале Карраччи и старый кардинал | 383 |
Нужно выбирать идеал в природе, а не копировать ее | 384 |
Палаццо Барберини | 385 |
Кардинал Микара и капуцины | 387 |
Тамбурини, первый певец Италии | 387 |
Двенадцать дворцов, которые следует осмотреть | 388 |
Двадцать пять дворцов, представляющих меньший интерес | 389 |
Вступление Карла VIII в Рим | 390 |
Красота войны | 393 |
Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура | 393 |
Сицилийские колонны, напоминающие столбики из дамок в игре трик-трак | 397 |
История и описание Сан-Джованни-ди-Латерано | 399 |
Капелла Корсини в Сан-Джованни-ди-Латерано | 402 |
Обелиск Сан-Джованни-ди-Латерано, самый большой в Риме | 405 |
О том, как трудно провезти книгу через Понте-Чентино и римскую таможню | 406 |
Басня о крещении Константина и о баптистерии | 406 |
Парижская грязь. Одряхление, обычное в шестидесятилетнем возрасте | 407 |
Великолепная колонна Санта-Мария-Маджоре | 407 |
Капелла Павла V Боргезе | 410 |
Несовместимость живости и пикантности | 411 |
В римских концертах требуется постоянно новая музыка. Г-н Доницетти | 411 |
Рассказ о кардинале Ипполито д'Эсте и его брате доне Джулио | 413 |
Заговор в Ферраре | 413 |
Князья около 1550 года подкупают историков | 414 |
Сан-Стефано-Ротондо | 414 |
Отвратительные мученичества в Сан-Стефано-Ротондо | 415 |
Мученичества, объясненные примером бенгальских женщин, сжигающих себя на кострах | 416 |
История Перпетуи | 417 |
Рассказы о князе Мира | 419 |
Подлинная комедия, преследуемая в XIX веке всеми правительствами, нашла себе убежище в театре марионеток | 420 |
Архитектура около 1550 года | 420 |
Имена и даты жизни пятнадцати архитекторов | 421 |
Санта-Мария-делла-Паче, фреска Рафаэля | 422 |
Могилы двух девочек | 423 |
Редкость картин масляными красками, написанных Микеланджело | 423 |
Несколько церквей | 423 |
Письмо Бонапарта по поводу смерти его друга | 424 |
Церковь Сан-Агостино. Микеланджело да Караваджо | 426 |
«Пророк Исаия», фреска Рафаэля | 427 |
Церковь Сан-Карло Борромео | 427 |
Формы куполов | 428 |
«Кракас», официальное римское издание | 429 |
Значение «школы», в которую попадет художник в свои юные годы | 430 |
Поэты — первые ученики старших классов | 430 |
Семьдесят пять дней в Сицилии | 431 |
Приятное пребывание на Искии | 431 |
Почему был закрыт монастырь в Байано | 431 |
Моральный оазис | 432 |
Неаполитанская знать | 433 |
Сант-Онофрио. Смерть Тассо | 433 |
Лев XII не хочет, чтобы иностранцам показывали бюст Тассо в библиотеке Сант-Онофрио | 434 |
Священник Юстес и тюрьма Тассо в Ферраре | 435 |
Сонет Альфьери | 436 |
История Франчески Поло | 438 |
Католицизм и характеры | 444 |
Замечательнейшие церкви Рима | 445 |
С 1200 по 1700 год церкви — выражение духа эпохи, так жа как в средние века выражением эпохи были легенды о мучениках | 448 |
Лихорадка | 449 |
Унылый образ жизни молодых путешествующих французов; мистическая эпоха | 450 |
Римский отравитель. Упрямство господина Варгаса | 453 |
Три надежды, которые питают убийцу | 455 |
Описание церкви Сан-Клементе, поблизости от Колизея; первоначальная форма церквей | 455 |
Мазаччо, отравленный в 1443 году | 457 |
Конклав 1823 года; изобретение Льва XII | 458 |
Протест Австрии против избрания на папский престол кардинала Североли | 467 |
Впечатление, произведенное в Риме одним австрийским капитаном | 470 |
Беглый очерк истории Италии | 473 |
Лоренцо Великолепный, самый уродливый человек своей эпохи. Он был благосклонен к Микеланджело | 473 |
Иннокентий VIII | 474 |
Александр VI Борджа | 474 |
Любопытный дневник Буркгардта | 476 |
Савонарола отказывает в отпущении грехов Лоренцо Медичи, если он не возвратит свободу своему отечеству | 477 |
Сожжение Савонаролы | 477 |
Демократизм Тридентского собора | 477 |
Любовные приключения и убийства в семье Александра VI | 478 |
Гражданские войны в окрестностях Рима | 478 |
Лукреция Борджа | 479 |
Рассказ о смерти Александра VI | 480 |
Жорж д'Амбуаз | 481 |
Юлий II | 482 |
Мелкий перуджинский тиран Бальони | 482 |
Смерть Юлия II | 483 |
Ребяческие забавы народа | 484 |
Избрание Льва X | 484 |
Кардинал Петруччи удавлен в тюрьме | 486 |
Двор Льва X был самым приятным из всех когда-либо существовавших | 486 |
Неудавшееся покушение. Легкомыслие одного современного историка | 488 |
Отравление Льва X | 489 |
Несчастье, постигшее изящные искусства | 490 |
Случайное избрание Адриана VI | 491 |
Преследование евреев при Льве XII | 491 |
История конклава 1523 года | 491 |
Плачевное правление Климента VII | 493 |
В Риме начинают понимать опасность личного исследования | 494 |
Огромное количество досуга, которым обладает общество | 494 |
Павел III Фарнезе | 495 |
О папах после Тридентского собора | 495 |
Пьетро Караффа, восьмидесятилетний фанатик | 495 |
Григорий XIII одобряет Варфоломеевскую ночь | 496 |
Сикст V | 496 |
Количество кардиналов | 497 |
Труд в глазах народа становится нелепейшим обманом | 498 |
История итальянских разбойников | 498 |
В 1600 году разбойники — единственная возможная оппозиция правительству | 499 |
Неаполитанские наемные убийцы | 500 |
Испанская мода на cavaliere servente | 501 |
В 1650 году женщины не показываются на улицах | 502 |
Правление Павла V | 503 |
Современное состояние земледелие | 504 |
Урбан VIII. Поражение папской армии | 504 |
Иннокентий XI и Людовик XIV; право убежище | 505 |
Климент XI и булла Unigenitus | 506 |
Бенедикт XIII и кардинал Кошия, министр-мошенник | 507 |
Просперо Ламбертини | 508 |
Ганганелли, пускающий зайчиков | 509 |
Пий VI | 510 |
Монсиньор делла Дженга в милости | 510 |
Герцогиня Браски и монсиньор Кьярамонти | 511 |
Конклав 1800 года | 511 |
Пастырское послание гражданина кардинала Кьярамонти | 512 |
Биография Льва XII в «Times» | 513 |
Римское общество | 513 |
Холодок при встрече | 514 |
Римская простота, которая в Париже покажется фамильярностью | 516 |
СОжжение Иуды на острове Майорка | 516 |
Монтень в Италии в 1580 году | 517 |
Остроумие несовместимо со способностью чувствовать искусства | 518 |
История Рима от 891 до 1073 года | 520 |
Суд над трупом папы Формоза | 522 |
Теодора правит Римом, и очень хорошо | 522 |
Иоанн XI, сын Сергия III | 523 |
Октавиан, папа и герцог римский | 523 |
Добрый император Оттон созывает в Риме собор | 524 |
Обвинения против Иоанна XII | 524 |
Ошибка Иоанна XII в латинском языке | 525 |
Восстание в Риме | 526 |
Иоанн XIII | 527 |
Кресценций, величайший человек своего времени | 528 |
Святой Нил | 529 |
Смерть Кресценция | 530 |
Его вдова Стефания отравляет императора | 530 |
Гробница Герберта источает слезы | 531 |
Бенедикт IX, папа в девятилетнем возрасте | 531 |
Пять пап одновременно | 532 |
Гильдебранд | 532 |
Концерт | 533 |
Французский романс Чимарозы | 534 |
Во Франции в высших классах любовь не в моде | 534 |
Процесс Лафарга | 536 |
Трудности великосветской жизни | 550 |
Иностранцы завидуют счастью Франции | 551 |
Откровенная ненависть к итальянскому солнцу и климату | 552 |
Канова исправляет группу «Амур и Психея» | 553 |
Скульптор и жесты | 554 |
Первое впечатление от собора св. Петра | 555 |
Колизей при лунном свете | 555 |
«Умирающий гладиатор», стихотворение лорда Байрона | 556 |
«Идеал красоты» | 558 |
Шестнадцать вилл в окрестностях Рима | 558 |
Достоинства, несовместимые со способностью чувствовать искусство | 559 |
Французская Школа изящных искусств в Риме | 560 |
Ее полезность | 560 |
Жюри и его организация | 561 |
Осада Пизанского монастыря | 562 |
Г-н Никколини и его трагедия «Фоскарини» | 563 |
Папские гербы | 564 |
Следует ли верить в циклопические стены | 565 |
Циклопические стены в Перу | 565 |
Opus reticulatum и muro torto | 566 |
Безыдейные композиторы — Гульельми, Дзингарелли и др. | 567 |
Первое представление «Севильского цирюльника» | 568 |
Cant | 569 |
В Риме любовник боится мужа | 570 |
Об англичанине и оружейнике на Piazza di Spagna | 570 |
Римские рабочие настолько безнравственны, что стараются отомстить, если их бьют | 570 |
Милан в 1829 году | 571 |
Прельщение после строгостей | 571 |
Мельник, укрывшийся в Санта-Мария-Маджоре | 573 |
Полная неподвижность лица | 574 |
Рукописи, похищенные из библиотеки Ватикана | 574 |
Юпитер и царь Феретрий | 575 |
Титул спасает от оскорблений | 575 |
История кардинальского сана | 576 |
Кардинал-камерленго и его роль после смерти папы | 578 |
«Боншан» г-на Давида | 580 |
История Витальяни и графини Пескара | 580 |
Министерство Виллеля уничтожает общественную жизнь в Кагоре, в Ажене и т. д. | 582 |
Академия археологии | 582 |
Рубенс и сэр Гомас Лоуренс ценятся выше Рафаэля и Джорджоне | 583 |
Первые семь варварских нашествий | 584 |
Папская месса | 585 |
Церковь Санта-Аньезе, за Порта-Пиа | 587 |
Баптистерий или церковь Санта-Костанца | 588 |
Храм Минервы Medica | 588 |
Термы Тита, Домициана и т. д. | 589 |
Фрески в термах Тита | 589 |
Термы Диоклетиана | 590 |
Порта-Маджоре | 590 |
Большой цирк, четыреста тысяч зрителей | 591 |
Carceres, spina | 591 |
Seotizonium | 592 |
Цирк Ромула, сына Максенция | 592 |
Тюрьмы Мамертинская и Туллиева | 593 |
Scalae gemoniae | 593 |
Поэты-либералы — рабские подражатели Альфери | 594 |
Неаполитанские живописцы и г-н Гро | 595 |
Современные итальянские художники | 596 |
Удивление, которое охватывает человека, вернувшегося из путешествия в Рим | 596 |
Молодой англичанин, желающий жить на 10 000 франков в год, вызывает всеобщее презрение | 597 |
Американец в Риме | 598 |
Турок на балу | 599 |
Г-н Константен, живописец по эмали | 599 |
Г-н фон*** составляет настоящий путеводитель по древнему Риму | 599 |
Храм Марса за стенами | 600 |
Глупое выражение греческих статуй | 601 |
Гита и ее необыкновенная жизнь | 602 |
«Зависть и слава», сонет Бусси | 602 |
Место, где будут казнить приговоренных к смерти | 603 |
Нападение разбойников | 604 |
Избрание епископов священниками | 607 |
Неаполитанская песенка | 607 |
Болезнь Льва XII | 607 |
Часовой у статуи Пасквино, поблизости от палаццо Браски | 608 |
Последние церемонии | 608 |
Смерть Льва XII | 610 |
Похороны, длящиеся девять дней | 611 |
Баварский король посещает гробницу св. Петра | 613 |
Катафалк в главном нефе собора св. Петра | 614 |
Гроб заколачивают в полночь | 615 |
Процессия кардиналов, вступающих в конклав | 616 |
Партии сардинская, либеральная и австрийская | 617 |
Рим — город выборов | 618 |
Fumata | 620 |
Баллотировка в конклаве | 620 |
Торжественная доставка обедов кардиналам | 621 |
Лото в Риме | 622 |
Речь г-на де Шатобриана | 624 |
Возмущение в Имоле и отлучение ее от церкви. Изгнание евреев | 625 |
Проливной дождь. Сообщение об избрании Пия VIII | 625 |
История избрания Пия VIII | 628 |
Мы присутствуем при поклонении папе в соборе св. Петра | 629 |
Кардинал Альбани, segretario di stato | 629 |
Увенчание Пия VIII | 630 |
Вербное воскресение, первая служба, отправленная папой Пием VIII | 631 |
Стечение народа в Риме и церемония святой недели | 631 |
Чувства римлян | 632 |
Историко-литературная справка | 633 |
Примечания | 637 |
Перечень иллюстраций | 659 |
Шкаф 3, полка Е