Философия общего дела II

Федоров Николай Федорович

Философiя общаго дѣла,

Статьи, мысли и письма

Николая Ѳедоровича Ѳедорова,

изданныя подъ редакцiей

В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона.

Томъ II

Москва 1913 L'AGE D'HOMME

Содержание:

Предисловiе III

I. Статьи религiознаго содержанiя:

I. Вѣра, дѣло и молитва 3
II. Религiя — культъ предковъ и воскрешеше 5
III. Еврейская Суббота и христiанcкое Воскресенье 7
IѴ. О православiи Символѣ вѣры 7
Ѵ. Православiе въ его отличiи отъ эгоизма и альтруизма 8
ѴI.     „    „    „    „    „ 9
ѴII. Смыслъ евангелiя отъ Iоанна и Евангелiя вообще 10
ѴIII. Молитва о всеобщемъ спасенiи 12
IX. Рай и адъ? или чистилище? 13
X. Объ условности пророчествъ о кончине Mipa 13
XI. Искушеше по вопросу о смертной казни 16
XII. Регуляцiя метеорическая, какъ исполненiе молитвы „хлѣбъ нашъ (т. е., трудомъ прiобрѣтенный) даждь намъ (т.е., всѣмъ) днесь“ 17
ХIII. Обыденное разрушеше храма 18
XIѴ. Неделя о Лазаре 19
XѴ. Виѳанiя 23
XѴI. Въ чемъ состоитъ наша „Мессiада“? 27
XѴII. „Великая кончина“ Будды и Великiй Пятокъ 28
XѴIII. Генiальный разбойникъ 29
ХIХ. Сотникъ въ Капернаумѣ и при Крестѣ 31
XX. О Ренанѣ 32
XXI. „Человѣкъ есть существо погребающее“ 33
XXII. Православный погребальный обрядъ и его смыслъ 34
ХХIII. О церковно-народномъ творчествѣ, а „по-ученому“ — о „мѣстныхъ выдумкахъ“ 35
XXIѴ. Къ вопросу о празднованiи дня Пресв. Троицы 36
XXѴ. О секуляризацiи какъ профанацiи 36
XXѴI. Для чего нуженъ календарь? 38
XXѴII. Дочь человѣческая какъ примирительница 40
XXѴIII. Порабощенiе Творца творенiю въ новѣйшемъ протестантизмѣ 40
XXIX.     „    „    „    „    „ 41
XXX. Въ оправданiе 42
XXXI. Приговоръ и нѣсколько словъ въ оправданiе 42

II. Статьи философскаго содержанiя:

I. Твореше и возсоздаваше 47
II. Въ чемъ свобода? 47
III. Два историческихъ типа м1ровоззрт,тй 48
IѴ. Объ ограниченности западнаго „пpocвѣщенiя“ 49
Ѵ. О мiровой целесообразности 49
ѴI. Метафизики и агностики 51
ѴII.    „   „   „ 52
ѴIII. Страшный Судъ философiи 53
IX. Иго Канта 54
X. Варiантъ статьи „Иго Канта“ 55
XI. О двухъ „Критикахъ“: городской, мещанской, и сельской, крестьянской 57
XII. Аксiомы Канта 58
XIII.   „  „ 59
XIѴ. Кантизмъ, какъ сущность германизма 59
XѴ. Знанiе и дѣло.— О двухъ разумахъ и двухъ сословiяхъ или, вѣрнѣе, о выдѣлившемся изъ народа сословiи 60
XѴI. О предѣлахъ изъ „внѣ“ и изъ „внутри“ 61
XѴII. Что такое постудатъ практическаго разума? 62
XѴIII. Призрачная автономiя 63
XIX. Три разума и единый разумъ 63
XX. Критицизмъ, какъ игра или развлечеше 64
XXI. „Назадъ къ Канту!“ 65
XXII. Кантъ и евангельское дитя или сынъ человеческй 65
XXIII. Почему практическiй разумъ не исполнилъ на дѣлѣ то, что теоретическiй разумъ призналъ неисполнимымъ въ мысли? 67
XXIѴ. О категорiяхъ Канта 68
XXѴ. Къ вопросу о двухъ разумахъ 69
XXѴI. О соединенiи двухъ разумовъ 70
XXѴII. Еще къ вопросу о двухъ разумахъ 72
XXѴIII. Идея всемiрно-мѣщанской исторiи 72
XXIX. Тоже. 2-я статья 73
XXX. Наслѣдiе Канта 75
XXXI. Въ чемъ заключается всеобiй категорическiй императивъ? 77
XXXII. Ложный демократизмъ Канта 77
XXXIII. По поводу взгляда Канта на автономiю воли 78
XXXIѴ. Письмо къ Н. П. Петерсону 80
XXXѴ. Моральная казуистика Канта 81
XXXѴI. Панлогизмъ или иллогизмъ? 82
XXXѴII. Реформа Гегелевой „Логики“ 85
XXXѴIII. Философъ-чиновникъ 86
XXXIX. Супраморализмъ и гегелiанизмъ 87
XL. Послѣднiй философъ-„мыслитель“ 88
XLI. По поводу Шопенгауера 89
XLII. По поводу книги В. Кожевникова „Философiя чувства и вѣры“ 91
XLIII. О Гаманѣ 92
XLIѴ. Гаманъ и „Просвѣщенiе“ XѴIII вѣка 95
XLѴ. О Якоби 96
XLѴI. „Я« и „Не-Я“ съ точки зрешя философской и человеческой 97
XLѴII. О нео-кантiанцахъ 98
XLѴIII. Философъ Чернаго Царства 100
XLIX. Къ статьѣ „Философъ Чернаго Царства“ 102
L. Черный Пророкъ и Черный Царь 104
LI. Какъ возникъ „Заратуштра“? 105
LII. Позитивистическiй моментъ въ развитiи Ницше 107
LIII. Послѣднiй философъ 107
LIѴ. Конецъ философiи 109
LѴ. Безчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возвратъ? 113
LѴI. Произволъ — творецъ ученiя о невольныхъ возвратахъ 116
LѴII. Шляхтичъ-философъ 117
LѴIII. Лакейскiй аристократизмъ 119
LIX. Сверхчеловѣчество, какъ порокъ и какъ добродѣтель 121
LX. Безсмерие, какъ привилегiя сверхчеловѣковъ 122
LXI. Нравственность — не братство, а родство 127
LXII. Сверхчеловѣкъ-недоросль 128
LXIII. О нравственности и мистицизмѣ у Ницше 129
LXIѴ. „По ту сторону добра и зла“ , 131
LXѴ. Недосказанное въ этике „сверхчеловека“ 132
LXѴI. Христiанство противъ ницшеанства 133
LXѴII. По ту сторону сострадашя или Смехъ сверхчеловека 135
LXѴIII. Властолюбiе или отцелюбiе? 137
LXIX. Мыслитель-„ученый“, „слишкомъ ученый“, то есть, ученый-филистеръ 140
LXX. О „чрезмерности“ и недостаточности исторiи 143
LXXI. „Чрезмерность“ или недостаточность исторш? 144
LXXII. Мысли объ эстетикѣ Ницше 144
LXXIII. Философiя одурманиванiя 148
LXXIѴ. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше 151
LXXѴ. Объ объединенш искусствъ. (По поводу мыслей Вагнера и Ницше о задаче искусства) 153
LXXѴI. Жизнь, какъ опьяненiе или какъ отрезвленiе 154
LXXѴII. Мiровая трагедiя 155
LXXѴIII.   „  „ 157
LXXIX. Что значитъ „стать самимъ собою“? 158
LXXX. Блудный сынъ философiи 159
LXXXI. Рожденiе или возсозданiе? 161
LXXXII. „Amor fati“ или „Odium fati“? 162
LXXXIII. О двухъ нравственностяхъ: тео-антропической и зоо-антропической. (По поводу книги В. С. Соловьева „Оправданiе добра“) 163
LXXXIѴ. Агатодицея Соловьева и Теодицея Лейбница 177
LXXXѴ. О философiи В. Соловьева 178
LXXXѴI. Кантъ и Ричль 181
LXXXѴII. О Ричлѣ 183
LXXXѴIII. Мысли о Ричлѣ 184
LXXXIX. Школа ричлiанскаго богословiя 185
XC. Практическая философiя Лотце или наука о ценности бытiя 189
XCI. Родоначальникъ славянофиловъ 191
XCII. О славянофилахъ-фарисеяхъ и западиикахъ-саддукеяхъ 192
XCIII. Неопределенность мыслей славянофиловъ объ единенiи 193
XCIѴ. О некоторыхъ мысляхъ Кирѣевскаго 194
XCѴ. Сынъ, Человѣвкъ и ихъ синтезъ — Сынъ Человѣческiй 198
XCѴI. Ни эгоизмъ, ни альтруизмъ, а родство 201
XCѴII. Жить не для себя, ни для другихъ, — отрицанiе и алтруизма, и эгоизма 201
XCѴIII. Непорочность физическая и нравственная — непременное условiе безсмертiя 202
XCIX. О смертности 203
C. О великомъ будущемъ семьи и ничтожномъ будущемъ нынѣшняго „общественнаго дѣла“ 204
CI. Конецъ сиротства; безграничное родство 205
CII. Къ университетской или ново-фарисейской нравственности 206
CIII. Что такое „интеллигенты“ 207
CIѴ. Мефистофель, какъ выразитель „светской культуры“ 208
CѴ. Бульварная апологiя смерти 208
CѴI. Одно изъ противорѣчiй „сыновъ века сего“ 210
CѴII. Живое и мертвенное воспрiятiе исторiи 211
CѴIII. Отношенiе торгово-промышленной „цивилизаши“ къ памятникамъ прошлаго 212
CIX. О началѣ и концѣ исторiи 213
CX. Где начало исторiи? 215
CXI. Что такое русско-всемiрная и семiрно-русская исторiя? 216
CXII. Русская исторiя — международная исторiя 217
CXIII. Къ спору о трехъ Римахъ 219
CXIѴ. Двѣ противоположности 220
CXѴ. Значенiе поклоненiя трехъ царей 221
CXѴI. Кланяться или не кланяться? 222
CXѴII. Объ идеографическомъ письмѣ 223
CXѴIII. Искусство, его смыслъ и значенiе 224
CXIX. Наука и искусство 238
CXX. Какъ началось искусство, чѣмъ оно стало и чѣмъ должно оно быть? 239
CXXI. Искусство подобiй и искусство дѣйствительности 241
CXXII. Коперниканское искусство 243

III. Статьи о регуляцiи природы и объ уииротворенiи:

I. Кто нашъ общш врагъ, единый, вездѣ и всегда присущiй, въ насъ и внѣ насъ живущiй, но, тѣмъ не менѣе, врагъ лишь временный? 247
II. Небесныя науки, какъ фактъ и какъ проектъ 248
III. Будущее астрономiи 251
IѴ. Падающiе мiры и противодѣйствующее паденiю существо 253
Ѵ. Горизонтальное положеше и вертикальное, — смерть и жизнь 260
ѴI. Пока будетъ смерть, будетъ и голодъ, будутъ и болѣзни; и наоборотъ: пока будутъ болѣзни и голодъ, будетъ и смерть 271
ѴII. Родители и воскресители 273
ѴIII. Каразинъ, какъ метеороургъ, а не метеорологъ 275
IX. О злоупотребленiи словами „господство надъ природою“ и словомъ „братство“ 279
X. Къ статьѣ „Разоруженiе“ 280
XI. О средствахъ возстановлешя всеобщаго родства. Долгъ и повинность или же свобода? 283
XII. Общая причина общихъ бѣдъ и обшдй долгъ борьбы съ нею 287
XIII. Священно-научный милитаризмъ 288
XIѴ. О задачахъ Конференцiи о разоруженiи. Адресъ отъ голодающей Руси 292
XѴ. О двухъ съѣздахъ 297
XѴI. Вопросъ о собиранiи 299
XѴII. Война въ обширномъ смыслѣ, внешняя и внутренняя 299
XѴIII. Объ единствѣ метеорическаго и космическаго процессовъ 301
XIX. О завершенiи роста человѣческаго рода; объ его физическомъ совершеннолѣтiи и умственномъ несовершеннолѣтiи 301
XX. Распредѣленiе задачъ всемiрной регуляцiи природы 303
XXI. Союзъ двухъ Британiй 305
XXII. Умиротворенiе — завѣтная задача русскихъ самодержцевъ 306
XXIII. Два пути Конференцiи мира 308
XXIѴ. Смыслъ и цѣль всеобщей воинской повинности 311
XXѴ. Супралегальная задача человѣка въ обществѣ и въ природѣ 313
XXѴI. Повинность всеобщаго возвращенiя жизни 314
XXѴII. Санитарный вопросъ 316
XXѴIII. Бесѣда на новый 1899 годъ 318
XXIX. Забастовки и Конференцiя мира 321
XXX. Чтб общаго между Конференцiей мира и иконою-образомъ Первосвященнической молитвы 322
XXXI. О марксистахъ 322
XXXII. Задача Конференцiи мира 323
XXXIII. Обращенiе войска въ естествоиспытательную силу 343
XXXIѴ. Какъ можетъ быть разрѣшено противорѣчiе между наукою и искусствомъ? 347

IѴ. Статьи разнаго содержанiя:

I. Возможно-ли братство? При какихъ условiяхъ оно возможно и что для этого нужно? (По поводу Л. Н. Толстого) 355
II. Толстой и братское единенiе 356
III. „Не-дѣланiе“-ли или же отеческое и братское дѣло? 362
IѴ. Музей, его смыслъ и значенiе 398
Примѣчанiя къ статьѣ „Музей“ 463
Шкаф 5, полка Г