Философия общего дела II
Федоров Николай Федорович
Философiя общаго дѣла,
Статьи, мысли и письма
Николая Ѳедоровича Ѳедорова,
изданныя подъ редакцiей
В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона.
Томъ II
Москва 1913 L'AGE D'HOMME
Содержание:
Предисловiе | III |
I. Вѣра, дѣло и молитва | 3 |
II. Религiя — культъ предковъ и воскрешеше | 5 |
III. Еврейская Суббота и христiанcкое Воскресенье | 7 |
IѴ. О православiи Символѣ вѣры | 7 |
Ѵ. Православiе въ его отличiи отъ эгоизма и альтруизма | 8 |
ѴI. „ „ „ „ „ | 9 |
ѴII. Смыслъ евангелiя отъ Iоанна и Евангелiя вообще | 10 |
ѴIII. Молитва о всеобщемъ спасенiи | 12 |
IX. Рай и адъ? или чистилище? | 13 |
X. Объ условности пророчествъ о кончине Mipa | 13 |
XI. Искушеше по вопросу о смертной казни | 16 |
XII. Регуляцiя метеорическая, какъ исполненiе молитвы „хлѣбъ нашъ (т. е., трудомъ прiобрѣтенный) даждь намъ (т.е., всѣмъ) днесь“ | 17 |
ХIII. Обыденное разрушеше храма | 18 |
XIѴ. Неделя о Лазаре | 19 |
XѴ. Виѳанiя | 23 |
XѴI. Въ чемъ состоитъ наша „Мессiада“? | 27 |
XѴII. „Великая кончина“ Будды и Великiй Пятокъ | 28 |
XѴIII. Генiальный разбойникъ | 29 |
ХIХ. Сотникъ въ Капернаумѣ и при Крестѣ | 31 |
XX. О Ренанѣ | 32 |
XXI. „Человѣкъ есть существо погребающее“ | 33 |
XXII. Православный погребальный обрядъ и его смыслъ | 34 |
ХХIII. О церковно-народномъ творчествѣ, а „по-ученому“ — о „мѣстныхъ выдумкахъ“ | 35 |
XXIѴ. Къ вопросу о празднованiи дня Пресв. Троицы | 36 |
XXѴ. О секуляризацiи какъ профанацiи | 36 |
XXѴI. Для чего нуженъ календарь? | 38 |
XXѴII. Дочь человѣческая какъ примирительница | 40 |
XXѴIII. Порабощенiе Творца творенiю въ новѣйшемъ протестантизмѣ | 40 |
XXIX. „ „ „ „ „ | 41 |
XXX. Въ оправданiе | 42 |
XXXI. Приговоръ и нѣсколько словъ въ оправданiе | 42 |
I. Твореше и возсоздаваше | 47 |
II. Въ чемъ свобода? | 47 |
III. Два историческихъ типа м1ровоззрт,тй | 48 |
IѴ. Объ ограниченности западнаго „пpocвѣщенiя“ | 49 |
Ѵ. О мiровой целесообразности | 49 |
ѴI. Метафизики и агностики | 51 |
ѴII. „ „ „ | 52 |
ѴIII. Страшный Судъ философiи | 53 |
IX. Иго Канта | 54 |
X. Варiантъ статьи „Иго Канта“ | 55 |
XI. О двухъ „Критикахъ“: городской, мещанской, и сельской, крестьянской | 57 |
XII. Аксiомы Канта | 58 |
XIII. „ „ | 59 |
XIѴ. Кантизмъ, какъ сущность германизма | 59 |
XѴ. Знанiе и дѣло.— О двухъ разумахъ и двухъ сословiяхъ или, вѣрнѣе, о выдѣлившемся изъ народа сословiи | 60 |
XѴI. О предѣлахъ изъ „внѣ“ и изъ „внутри“ | 61 |
XѴII. Что такое постудатъ практическаго разума? | 62 |
XѴIII. Призрачная автономiя | 63 |
XIX. Три разума и единый разумъ | 63 |
XX. Критицизмъ, какъ игра или развлечеше | 64 |
XXI. „Назадъ къ Канту!“ | 65 |
XXII. Кантъ и евангельское дитя или сынъ человеческй | 65 |
XXIII. Почему практическiй разумъ не исполнилъ на дѣлѣ то, что теоретическiй разумъ призналъ неисполнимымъ въ мысли? | 67 |
XXIѴ. О категорiяхъ Канта | 68 |
XXѴ. Къ вопросу о двухъ разумахъ | 69 |
XXѴI. О соединенiи двухъ разумовъ | 70 |
XXѴII. Еще къ вопросу о двухъ разумахъ | 72 |
XXѴIII. Идея всемiрно-мѣщанской исторiи | 72 |
XXIX. Тоже. 2-я статья | 73 |
XXX. Наслѣдiе Канта | 75 |
XXXI. Въ чемъ заключается всеобiй категорическiй императивъ? | 77 |
XXXII. Ложный демократизмъ Канта | 77 |
XXXIII. По поводу взгляда Канта на автономiю воли | 78 |
XXXIѴ. Письмо къ Н. П. Петерсону | 80 |
XXXѴ. Моральная казуистика Канта | 81 |
XXXѴI. Панлогизмъ или иллогизмъ? | 82 |
XXXѴII. Реформа Гегелевой „Логики“ | 85 |
XXXѴIII. Философъ-чиновникъ | 86 |
XXXIX. Супраморализмъ и гегелiанизмъ | 87 |
XL. Послѣднiй философъ-„мыслитель“ | 88 |
XLI. По поводу Шопенгауера | 89 |
XLII. По поводу книги В. Кожевникова „Философiя чувства и вѣры“ | 91 |
XLIII. О Гаманѣ | 92 |
XLIѴ. Гаманъ и „Просвѣщенiе“ XѴIII вѣка | 95 |
XLѴ. О Якоби | 96 |
XLѴI. „Я« и „Не-Я“ съ точки зрешя философской и человеческой | 97 |
XLѴII. О нео-кантiанцахъ | 98 |
XLѴIII. Философъ Чернаго Царства | 100 |
XLIX. Къ статьѣ „Философъ Чернаго Царства“ | 102 |
L. Черный Пророкъ и Черный Царь | 104 |
LI. Какъ возникъ „Заратуштра“? | 105 |
LII. Позитивистическiй моментъ въ развитiи Ницше | 107 |
LIII. Послѣднiй философъ | 107 |
LIѴ. Конецъ философiи | 109 |
LѴ. Безчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возвратъ? | 113 |
LѴI. Произволъ — творецъ ученiя о невольныхъ возвратахъ | 116 |
LѴII. Шляхтичъ-философъ | 117 |
LѴIII. Лакейскiй аристократизмъ | 119 |
LIX. Сверхчеловѣчество, какъ порокъ и какъ добродѣтель | 121 |
LX. Безсмерие, какъ привилегiя сверхчеловѣковъ | 122 |
LXI. Нравственность — не братство, а родство | 127 |
LXII. Сверхчеловѣкъ-недоросль | 128 |
LXIII. О нравственности и мистицизмѣ у Ницше | 129 |
LXIѴ. „По ту сторону добра и зла“ , | 131 |
LXѴ. Недосказанное въ этике „сверхчеловека“ | 132 |
LXѴI. Христiанство противъ ницшеанства | 133 |
LXѴII. По ту сторону сострадашя или Смехъ сверхчеловека | 135 |
LXѴIII. Властолюбiе или отцелюбiе? | 137 |
LXIX. Мыслитель-„ученый“, „слишкомъ ученый“, то есть, ученый-филистеръ | 140 |
LXX. О „чрезмерности“ и недостаточности исторiи | 143 |
LXXI. „Чрезмерность“ или недостаточность исторш? | 144 |
LXXII. Мысли объ эстетикѣ Ницше | 144 |
LXXIII. Философiя одурманиванiя | 148 |
LXXIѴ. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше | 151 |
LXXѴ. Объ объединенш искусствъ. (По поводу мыслей Вагнера и Ницше о задаче искусства) | 153 |
LXXѴI. Жизнь, какъ опьяненiе или какъ отрезвленiе | 154 |
LXXѴII. Мiровая трагедiя | 155 |
LXXѴIII. „ „ | 157 |
LXXIX. Что значитъ „стать самимъ собою“? | 158 |
LXXX. Блудный сынъ философiи | 159 |
LXXXI. Рожденiе или возсозданiе? | 161 |
LXXXII. „Amor fati“ или „Odium fati“? | 162 |
LXXXIII. О двухъ нравственностяхъ: тео-антропической и зоо-антропической. (По поводу книги В. С. Соловьева „Оправданiе добра“) | 163 |
LXXXIѴ. Агатодицея Соловьева и Теодицея Лейбница | 177 |
LXXXѴ. О философiи В. Соловьева | 178 |
LXXXѴI. Кантъ и Ричль | 181 |
LXXXѴII. О Ричлѣ | 183 |
LXXXѴIII. Мысли о Ричлѣ | 184 |
LXXXIX. Школа ричлiанскаго богословiя | 185 |
XC. Практическая философiя Лотце или наука о ценности бытiя | 189 |
XCI. Родоначальникъ славянофиловъ | 191 |
XCII. О славянофилахъ-фарисеяхъ и западиикахъ-саддукеяхъ | 192 |
XCIII. Неопределенность мыслей славянофиловъ объ единенiи | 193 |
XCIѴ. О некоторыхъ мысляхъ Кирѣевскаго | 194 |
XCѴ. Сынъ, Человѣвкъ и ихъ синтезъ — Сынъ Человѣческiй | 198 |
XCѴI. Ни эгоизмъ, ни альтруизмъ, а родство | 201 |
XCѴII. Жить не для себя, ни для другихъ, — отрицанiе и алтруизма, и эгоизма | 201 |
XCѴIII. Непорочность физическая и нравственная — непременное условiе безсмертiя | 202 |
XCIX. О смертности | 203 |
C. О великомъ будущемъ семьи и ничтожномъ будущемъ нынѣшняго „общественнаго дѣла“ | 204 |
CI. Конецъ сиротства; безграничное родство | 205 |
CII. Къ университетской или ново-фарисейской нравственности | 206 |
CIII. Что такое „интеллигенты“ | 207 |
CIѴ. Мефистофель, какъ выразитель „светской культуры“ | 208 |
CѴ. Бульварная апологiя смерти | 208 |
CѴI. Одно изъ противорѣчiй „сыновъ века сего“ | 210 |
CѴII. Живое и мертвенное воспрiятiе исторiи | 211 |
CѴIII. Отношенiе торгово-промышленной „цивилизаши“ къ памятникамъ прошлаго | 212 |
CIX. О началѣ и концѣ исторiи | 213 |
CX. Где начало исторiи? | 215 |
CXI. Что такое русско-всемiрная и семiрно-русская исторiя? | 216 |
CXII. Русская исторiя — международная исторiя | 217 |
CXIII. Къ спору о трехъ Римахъ | 219 |
CXIѴ. Двѣ противоположности | 220 |
CXѴ. Значенiе поклоненiя трехъ царей | 221 |
CXѴI. Кланяться или не кланяться? | 222 |
CXѴII. Объ идеографическомъ письмѣ | 223 |
CXѴIII. Искусство, его смыслъ и значенiе | 224 |
CXIX. Наука и искусство | 238 |
CXX. Какъ началось искусство, чѣмъ оно стало и чѣмъ должно оно быть? | 239 |
CXXI. Искусство подобiй и искусство дѣйствительности | 241 |
CXXII. Коперниканское искусство | 243 |
I. Кто нашъ общш врагъ, единый, вездѣ и всегда присущiй, въ насъ и внѣ насъ живущiй, но, тѣмъ не менѣе, врагъ лишь временный? | 247 |
II. Небесныя науки, какъ фактъ и какъ проектъ | 248 |
III. Будущее астрономiи | 251 |
IѴ. Падающiе мiры и противодѣйствующее паденiю существо | 253 |
Ѵ. Горизонтальное положеше и вертикальное, — смерть и жизнь | 260 |
ѴI. Пока будетъ смерть, будетъ и голодъ, будутъ и болѣзни; и наоборотъ: пока будутъ болѣзни и голодъ, будетъ и смерть | 271 |
ѴII. Родители и воскресители | 273 |
ѴIII. Каразинъ, какъ метеороургъ, а не метеорологъ | 275 |
IX. О злоупотребленiи словами „господство надъ природою“ и словомъ „братство“ | 279 |
X. Къ статьѣ „Разоруженiе“ | 280 |
XI. О средствахъ возстановлешя всеобщаго родства. Долгъ и повинность или же свобода? | 283 |
XII. Общая причина общихъ бѣдъ и обшдй долгъ борьбы съ нею | 287 |
XIII. Священно-научный милитаризмъ | 288 |
XIѴ. О задачахъ Конференцiи о разоруженiи. Адресъ отъ голодающей Руси | 292 |
XѴ. О двухъ съѣздахъ | 297 |
XѴI. Вопросъ о собиранiи | 299 |
XѴII. Война въ обширномъ смыслѣ, внешняя и внутренняя | 299 |
XѴIII. Объ единствѣ метеорическаго и космическаго процессовъ | 301 |
XIX. О завершенiи роста человѣческаго рода; объ его физическомъ совершеннолѣтiи и умственномъ несовершеннолѣтiи | 301 |
XX. Распредѣленiе задачъ всемiрной регуляцiи природы | 303 |
XXI. Союзъ двухъ Британiй | 305 |
XXII. Умиротворенiе — завѣтная задача русскихъ самодержцевъ | 306 |
XXIII. Два пути Конференцiи мира | 308 |
XXIѴ. Смыслъ и цѣль всеобщей воинской повинности | 311 |
XXѴ. Супралегальная задача человѣка въ обществѣ и въ природѣ | 313 |
XXѴI. Повинность всеобщаго возвращенiя жизни | 314 |
XXѴII. Санитарный вопросъ | 316 |
XXѴIII. Бесѣда на новый 1899 годъ | 318 |
XXIX. Забастовки и Конференцiя мира | 321 |
XXX. Чтб общаго между Конференцiей мира и иконою-образомъ Первосвященнической молитвы | 322 |
XXXI. О марксистахъ | 322 |
XXXII. Задача Конференцiи мира | 323 |
XXXIII. Обращенiе войска въ естествоиспытательную силу | 343 |
XXXIѴ. Какъ можетъ быть разрѣшено противорѣчiе между наукою и искусствомъ? | 347 |
I. Возможно-ли братство? При какихъ условiяхъ оно возможно и что для этого нужно? (По поводу Л. Н. Толстого) | 355 |
II. Толстой и братское единенiе | 356 |
III. „Не-дѣланiе“-ли или же отеческое и братское дѣло? | 362 |
IѴ. Музей, его смыслъ и значенiе | 398 |
Примѣчанiя къ статьѣ „Музей“ | 463 |
Шкаф 5, полка Г