Пол и характер
Вейнингер Отто
Содержание:
Предисловие автора (к первому изданию) | 3 |
Первая (подготовительная) часть: Половое многообразие |
Введение | 11 |
О развитии понятий вообще и в частности. Мужчина и женщина. Противоречия. Постепенные переходы. Анатомия и дарование. Дает ли верный критерий морфология? |
ГЛАВА I. «Мужчины и женщины» | 15 |
Эмбриональная недифференцированность. Рудиментарные части у взрослого. Степени «гонохоризма». Принцип промежуточных форм. М и Ж. Доводы. Необходимость установления типа. Резюме. Самые древние представления об этой теории. |
ГЛАВА И. Arrhenoplasma и thelyplasma | 21 |
Где заключается пол? Защита мнения Стенструпа. Половые признаки. Внутреннее выделение. Идиоплазма, арреноплазма, телиплазма. Колебания. Выводы из факта безуспешной кастрации. Трансплантация желез и переливание крови. Органотерапия. Индивидуальные различия между отдельными клетками. Причина половых промежуточных форм. Мозг. Преобладающее число мальчиков при рождении. Определение пола. Сравнительная патология. |
ГЛАВА III. Законы полового притяжения | 34 |
Половой «вкус». Законосообразность его. Первая формула. Первое толкование. Доказательства. Гетеростилия. Ее объяснение. Животное царство. Дальнейшие законы. Вторая формула. Хемотактическое притяжение? Аналогии и различия. Нарушение брака и брак. Последствия для потомства. «Wahlverwandschaften». |
ГЛАВА IV. Гомосексуализм и педерастия | 50 |
Гомосексуализм как половая промежуточная форма. Прирождена или приобретена, нормальна или ненормальна? Частный случай того же закона. Все люди предрасположены к гомосексуальности. Дружба и сексуальность. Животные. Совет в области терапии. Гомосексуальность, уложение о наказаниях и этика. Гомосексуальность и педерастия. |
ГЛАВА V. Характерология и морфология | 57 |
Принцип половых промежуточных форм как кардинальное основоположение индивидуальной психологии. Одновременность или периодичность? Метод психологического исследования. Примеры. Индивидуализирующее воспитание. Шаблон воспитания. Морфологически-характерологический параллелизм. Физиогномика и принцип психофизики. Учение о различиях. Новая постановка вопроса. Дедуктивная морфология. Соотносительность и понятие функций. Перспективы. |
ГЛАВА VI. Эмансипированные женщины | 68 |
Женский вопрос. Потребность в эмансипации и мужественность. Эмансипация и гомосексуальность. Половой вкус эмансипированных женщин. Физиогномические замечания об этом. Не вошедшие в эти категории знаменитые женщины. Ж и эмансипация. Практическое правило. Мужественность всякого гения. Женское движение в истории. Периодичность. Биология и понимание истории. Перспективы женского движения. Его основная ошибка. |
Вторая (главная) часть: Половые типы |
ГЛАВА I. Мужчина и женщина | 81 |
Бисексуальность и унисексуальность. Человек — или мужчина, или женщина. Значение этого вопроса, как проблемы, и основная трудность характерологии. Эксперимент, анализ ощущений и психология. Дильтей. Понятие эмпирического характера. Что есть цель и что не есть цель психологии. Характер и индивидуальность. Проблема характерологии и проблема полов. |
ГЛАВА II. Мужская и женская сексуальность | 88 |
Проблема женской психологии. Мужчина как психолог женщины. Различия в «половом влечении». «Контректация» и «детумесценция». Интенсивность и активность. Половая возбудимость женщины. Широкая сфера половой жизни у Ж. Половые различия в ощущении сексуальности. Пространственная и временная обособленность мужской сексуальности. Различия в сознании сексуальности у полов. |
ГЛАВА III. Мужское и женское сознание | 97 |
Ощущение и чувство. Их отношение. Деление Авенариуса на «элементы» и «характеры». К более ранней стадии оно еще неприменимо. Обратное отношение между отчетливостью и «характеризованностью». Процесс высветления. Предчувствия. Степени понимания. Забывание. «Прокладывание пути» и «артикуляция». Понятие «гениды». Генида как самое простое психическое явление. Различие полов в расчлененности содержаний. Чувственность. Уверенность в суждении. Развитое сознание, как мужской половой признак. |
ГЛАВА IV. Дарование и гениальность | 108 |
Гений и талант. Гениальный и богатый ум. Метод. Понимание для большинства людей. Что значит: понять человека. Сложность гения. Периоды в психической жизни. Значительного человека не унижает этот взгляд. Понимание и восприятие. Внутренняя связь света и бодрствования. Окончательное установление условий понимания. Универсальная сознательность гения. Большее удаление от гениальной стадии; отсюда высшая степень мужественности. Существуют лишь универсальные гении. Ж не гениальна и не понимает культа героев. Дарование и пол. |
ГЛАВА V. Дарование и память | 120 |
Отчетливость сознания и память. Память о пережитом как признак дарования. Воспоминания и апперцепция. Применение и выводы. Способность сравнивать и сопоставлять основания в пользу мужественности музыки. Рисунок и краски, степень гениальности. Отношение гения к негениальному человеку, Idees-Fixes. Воспоминания о творчестве. Непрерывная и прерывная память. Единство биографического самосознания только у М. Характер женских воспоминаний. Непрерывность и пиететность. Прошлое и судьба. Прошлое и будущее. Потребность бессмертия. Прежние попытки психологического объяснения. Истинный корень. Внутреннее развитие человека до самой смерти. Онтогенетическая психология или теоретическая биография. Женщина лишена всякой потребности бессмертия. Шаг вперед. Память и время. Постулирование вневременного. Ценность как вневременное. Закон теории ценности. Доводы. Индивидуация и длительность конститутивны для ценности. Воля к ценности. Потребность бессмертия как частный случай. У гения потребность бессмертия совпадает с его вневременностью, благодаря универсальной памяти и вечной жизни его создания. Гений и история. Гений и нация. Гений и язык. «Люди дела» и «люди науки» не имеют права на эпитет гения. Философ, основатель религии и художник. |
ГЛАВА VI. Память, логика, этика | 148 |
Психология и психологизм. Высокое значение памяти. Теория памяти. Упражнение и ассоциация. Узнавание. Память присуща только человеку. Моральное значение. Ложь и вменение. Переход к логике. Память и принцип тождества. Память и принцип достаточного основания. Женщина алогична и аморальна. Интеллектуальная и нравственная совесть. Умопостигаемое «Я». |
ГЛАВА VII. Логика, этика, «Я» | 160 |
Критика понятия «Я»: Юм, Лихтенберг, Мах. Маховское «Я» и биология. Индивидуация и индивидуальность. Логика и этика, как свидетели в пользу существования «Я». Во-первых, логика: принципы тождества и противоречия. Их польза и значение. Логические . аксиомы тождественны с функцией понятия. Логическое понятие как норма сущности. Логические аксиомы. Абсолютное бытие или бытие абсолютного «Я». Кант и Фихте. Логичность как норма. Свобода мышления рядом со свободой воли. Во-вторых, этика. Вменение. Отношение этики к логике. Различение субъективного доказательства в логике и этике. Упущение Канта. Предметные и личные причины этого упущения. К психологии кантовской этики. Кант и Ницше. |
ГЛАВА VIII. Проблема «Я» и гениальность | 172 |
Характерология и вера в «Я». Жан Поль, Новалис, Шеллинг. Личное «Я» и миросозерцание. Самосознание и самооценка. Взгляд гения ценится выше, чем взгляды обыкновенных людей. Окончательное установление. Гениальная личность как всесознательный микрокосм. Естественно-синтетическая полная истинного смысла деятельность гения. Значение и символика. Определения гения в отношении к обыкновенным людям. Универсальность как свобода. Нравственность или безнравственность гения. Обязанности к себе и к другим. Критика морали, построенной на симпатии, и критика социальной этики. Понимание ближнего есть единственное требование как познания, так и нравственности «Я» и «Ты». Индивидуализм и универсализм. Нравственность только среди монад. Самый гениальный человек как самый нравственный. Почему человек ζψον τολιτικόν. Самосознание и нравственность. Великий преступник. Гениальность как долг и повиновение. Гений и преступление. Гений и помешательство. Человек как творец самого себя. |
ГЛАВА IX. Мужская и женская психология | 193 |
Бездушие женщины. История этого познания. Женщина безусловно негениальна. Не существует мужественных женщин в строгом смысле слова. Бессознательная натура женщины объясняется ее безличностью. Поправка в теории генид. Женское мышление. Понятие и объект. Свобода объекта. Понятие и суждение. Сущность суждения. Женщина и истина, как руководящая нить мышления. Принцип достаточного основания и его отношение к принципу тождества. Аморальность, но не антиморальность женщины. Женщина и проблема одиночества. Раздробленность не составляет общество. Женское сострадание и женская стыдливость. Женское «Я». Женское тщеславие. Отсутствие самоценности. Память благо-склонности, которую женщине дарят. Самонаблюдение и раскаяние. Справедливость и зависть. Имя и собственность. Подчиняемость чужим влияниям. Радикальное различие между мужской и женской духовной жизнью. Психология с душой и психология без души. Психология наука ли? Свобода и закономерность. Основные понятия психологии трансцендентных природ (натур). Душа и психология. Беспомощность натуралистической психологии. Где дозволительны «расколы личности»? Психофизический параллелизм и взаимодействие. Проблема воздействия на женщину психических половых признаков мужчины. |
ГЛАВА X. Материнство и проституция | 227 |
Специально женская характерология. Мать и проститутка. Предрасположение к проституции прирожденно, но не решительно. Влияние мужчины. Ошибка. Отношение обоих типов к ребенку. Женщине свойственно многобрачие. Брак и верность. Обычай и право. Аналогия между материнством и сексуальностью. Мать и цель рода. «Alma mater». Материнская любовь в нравственном смысле безразлична. Проститутка вне цели брака. Проститутка и общественная мораль. Проститутка, преступники, завоеватель. Еще раз «человек воли» и его отношение к гению. Гетера и император. Мотив проститутки. Половой акт — самоцель. Кокетство. Чувство женщины во время полового акта по отношению своей обыденной жизни. Право матери и отцовство. Ошибка и учение инфекции. Проститутка как враг. Утверждение и отрицание. Жизнерадостность и жизневраждебность. Нет проституции у животных. Загадка в происхождении. |
ГЛАВА XL Эротика и эстетика | 256 |
Женщины и женоненавистничество. Эротика и сексуальность. Платоническая любовь и чувственность. Проблема идеи любви. Красота женщины. Отношение ее к половому влечению. Любовь и красота. Отличие эстетики от логики и этики, как нормативных наук. Сущность любви. Проекции. Красота и нравственность. Красота и совершенство. Природа и этика. Красота природы и искусства. Закон природы и искусства. Красота единичная. Половая любовь как вина. Ненависть и любовь, как облегчения моралистического влечения. Творчество дьявола. Любовь и сострадание. Любовь и стыдливость. Любовь и ревность. Любовь и потребность искупления. Женщина служит в эротике средством к цели. Зависимость ребенка и любви, ребенка и сексуальности. Жестокость присуща не только сладострастию, но также и любви. Любовь и убийство. Любовь как трусость, несправедливость, заблуждение. Культ Мадонны. Мадонна, идейная концепция мужчины, без причины в реальной женственности. Противоречие взгляду в истинную женщину. Любовь мужчины к женщине как частный случай. Женщина только сексуальна, а не эротична. Чувство прекрасного у женщин. Хорошо и красиво. Любовь и влюбленность. Чем мужчина действует на женщину. Фатум женщины. Введение новых признаний в бывшие. Любовь как подтверждение для существования человечества. Почему мужчина любит женщину. Возможности. |
ГЛАВА XII. Сущность женщины и ее смысл во вселенной | 279 |
Равенство или уравнение (П. Мебиус). Безумие или значение женственности. Сводничество. Инстинктивное влечение. Мужчина и сводничество. Какие явления суть также сводничество. Высокая оценка полового акта. Собственное влечение — частный случай. Мать — проститутка. Сущность женщины выражена только в сводничестве. Сводничество — женственность, универсальная сексуальность. Система от применения и противоречий. Необходимость разгадки. Влияние и пассивность. Непризнанная лживость природы как последствие. Органическая лживость женщины. Истерия. Психологическая схема для «механизма» истерии. Определение последней. Состояние истерии. Своеобразное перемещение: чужая природа как собственная, собственная — как чужая. «Чужеродное тело». Принуждение и ложь. Гетернология истеричных. Воля и сила в правде (истине). Истерический пароксизм. Что отклоняется. Истерическая конституция. Служанка и мегера. Мегера как противоположность истеричке. Любовь к правде истерички, как ее ложь. Истерическое целомудрие и отвращение к половому акту. . Истерическое сознание виновности и истерическое самонаблюдение. Визионерка и ясновидящая. Истерия и несвобода женщины. Различия между человеком и животным, между мужчиной и женщиной. Наглядная таблица. Вторая, или высшая жизнь, метафизическое бытие в человеке. Аналогия с низшей жизнью. . Только в мужчине есть вечная жизнь. Наследственный грех. Рождение и смерть. Свобода и счастье. Счастье и мужчина. Счастье и женщина. Женщина и проблема жизни. Небытие женщины. Возможность лжи и сводничества, аморальности и алогичности. Общение и сексуальность. Мужская и женская дружба. Сводничество не допускает ревности. Сводничество тождественно с женственностью. Почему женщины — люди. Субъект — объект = форма — материя = мужчина — женщина. Конкректация и чувство осязания. Истолкование генид. Бессущность женщины. Универсальная переимчивость. Мужчина образует и формирует женщину. Дуализм мира. Значение женщины во вселенной. Мужчина как нечто, женщина как ничто. Психологическая проблема страха перед женщиной. Женственность и преступник. «Нечто» и «не». Женщина как санкционированный пол мужчины. Женщина как вина мужчины. Чем является в своей глубочайшей основе любовь мужчины к женщине. Дедукция женственности. |
ГЛАВА XIII. Еврейство | 332 |
Различия среди мужчин. Промежуточные формы и антропология рас. Женственность и еврейство. Еврейство как идея. Антисемитизм. Рихард Вагнер. Еврейство не тождественно с женственностью. Общие свойства: отношение к собственности, государству, обществу. Отсутствие личности и самоценности, аморальность без антиморальности. Семья, сводничество. Единственный способ решения еврейского вопроса. Понятие Бога у еврея. Душа, бессмертие. Еврейство в науке. Еврей как химик. Еврей негениален. Спиноза. Еврей, по природе своей, не склонен к монадологии. Англичанин и еврей. Англичанин в философии, музыке, архитектуре. Отсутствие юмора у еврея. Сущность юмора. Юмор и сатира. Еврейка. Активность и склонность к мышлению в понятиях у еврея. Глубочайшая сущность еврейства. Безверие и внутренняя бессодержательность. Внутренняя многозначность. Отсутствие простосердечия и веры. Отсутствие внутреннего достоинства. Еврей как противоположность героя. Христианство и еврейство. Происхождение христианства. Проблема основателя религии. Основатель религии. Христос. Христианство и еврейство как последние противоположности. Основатель религии как величайший человек. Преодоление еврейства как необходимость для каждого основателя религии. Еврейство и наше время. Еврейство, женственность. Культура и человечество. |
ГЛАВА XIV. Женщина и человечество | 368 |
Идея человечества. Женщина как сводница. Культ Гете. Девственность и целомудрие. Женщина понимает половую жизнь и не понимает эротики. Половой акт и любовь. Женщина как противница эмансипации. Аскетизм безнравственен. Половое общение как неуважение к ближнему. Проблема еврея, проблема женщины, проблема рабства. В чем состоит нравственное поведение по отношению к женщине. Мужчина как противник женской эмансипации. Нравственные постулаты. Две возможности. Женский вопрос как вопрос человечества. Воздержанность и вымирание человеческого рода. Страх перед одиночеством. Истинные причины безнравственного полового общения. Земное отцовство. Постулат включения женщин в идею человечества. Мать и воспитание человеческого рода. Последние вопросы. |
Примечания | 385 |