Пол и характер

Вейнингер Отто

Целью этой книги является попытка свести всю противоположность между мужчиной и женщиной к единому общему принципу, решить вопрос об отношениях между полами в свете новой решающей точки зрения.
Москва «ТЕРРА» – «TERRA» 1992

Содержание:

Предисловие автора (к первому изданию) 3
Первая (подготовительная) часть: Половое многообразие
Введение 11

О развитии понятий вообще и в частности. Мужчина и женщина. Противоречия. Постепенные переходы. Анатомия и дарование. Дает ли верный критерий морфология?

ГЛАВА I. «Мужчины и женщины» 15

Эмбриональная недифференцированность. Рудиментарные части у взрослого. Степени «гонохоризма». Принцип промежуточных форм. М и Ж. Доводы. Необходимость установления типа. Резюме. Самые древние представления об этой теории.

ГЛАВА И. Arrhenoplasma и thelyplasma 21

Где заключается пол? Защита мнения Стенструпа. Половые признаки. Внутреннее выделение. Идиоплазма, арреноплазма, телиплазма. Колебания. Выводы из факта безуспешной кастрации. Трансплантация желез и переливание крови. Органотерапия. Индивидуальные различия между отдельными клетками. Причина половых промежуточных форм. Мозг. Преобладающее число мальчиков при рождении. Определение пола. Сравнительная патология.

ГЛАВА III. Законы полового притяжения 34

Половой «вкус». Законосообразность его. Первая формула. Первое толкование. Доказательства. Гетеростилия. Ее объяснение. Животное царство. Дальнейшие законы. Вторая формула. Хемотактическое притяжение? Аналогии и различия. Нарушение брака и брак. Последствия для потомства. «Wahlverwandschaften».

ГЛАВА IV. Гомосексуализм и педерастия 50

Гомосексуализм как половая промежуточная форма. Прирождена или приобретена, нормальна или ненормальна? Частный случай того же закона. Все люди предрасположены к гомосексуальности. Дружба и сексуальность. Животные. Совет в области терапии. Гомосексуальность, уложение о наказаниях и этика. Гомосексуальность и педерастия.

ГЛАВА V. Характерология и морфология 57

Принцип половых промежуточных форм как кардинальное основоположение индивидуальной психологии. Одновременность или периодичность? Метод психологического исследования. Примеры. Индивидуализирующее воспитание. Шаблон воспитания. Морфологически-характерологический параллелизм. Физиогномика и принцип психофизики. Учение о различиях. Новая постановка вопроса. Дедуктивная морфология. Соотносительность и понятие функций. Перспективы.

ГЛАВА VI. Эмансипированные женщины 68

Женский вопрос. Потребность в эмансипации и мужественность. Эмансипация и гомосексуальность. Половой вкус эмансипированных женщин. Физиогномические замечания об этом. Не вошедшие в эти категории знаменитые женщины. Ж и эмансипация. Практическое правило. Мужественность всякого гения. Женское движение в истории. Периодичность. Биология и понимание истории. Перспективы женского движения. Его основная ошибка.

Вторая (главная) часть: Половые типы
ГЛАВА I. Мужчина и женщина 81

Бисексуальность и унисексуальность. Человек — или мужчина, или женщина. Значение этого вопроса, как проблемы, и основная трудность характерологии. Эксперимент, анализ ощущений и психология. Дильтей. Понятие эмпирического характера. Что есть цель и что не есть цель психологии. Характер и индивидуальность. Проблема характерологии и проблема полов.

ГЛАВА II. Мужская и женская сексуальность 88

Проблема женской психологии. Мужчина как психолог женщины. Различия в «половом влечении». «Контректация» и «детумесценция». Интенсивность и активность. Половая возбудимость женщины. Широкая сфера половой жизни у Ж. Половые различия в ощущении сексуальности. Пространственная и временная обособленность мужской сексуальности. Различия в сознании сексуальности у полов.

ГЛАВА III. Мужское и женское сознание 97

Ощущение и чувство. Их отношение. Деление Авенариуса на «элементы» и «характеры». К более ранней стадии оно еще неприменимо. Обратное отношение между отчетливостью и «характеризованностью». Процесс высветления. Предчувствия. Степени понимания. Забывание. «Прокладывание пути» и «артикуляция». Понятие «гениды». Генида как самое простое психическое явление. Различие полов в расчлененности содержаний. Чувственность. Уверенность в суждении. Развитое сознание, как мужской половой признак.

ГЛАВА IV. Дарование и гениальность 108

Гений и талант. Гениальный и богатый ум. Метод. Понимание для большинства людей. Что значит: понять человека. Сложность гения. Периоды в психической жизни. Значительного человека не унижает этот взгляд. Понимание и восприятие. Внутренняя связь света и бодрствования. Окончательное установление условий понимания. Универсальная сознательность гения. Большее удаление от гениальной стадии; отсюда высшая степень мужественности. Существуют лишь универсальные гении. Ж не гениальна и не понимает культа героев. Дарование и пол.

ГЛАВА V. Дарование и память 120

Отчетливость сознания и память. Память о пережитом как признак дарования. Воспоминания и апперцепция. Применение и выводы. Способность сравнивать и сопоставлять основания в пользу мужественности музыки. Рисунок и краски, степень гениальности. Отношение гения к негениальному человеку, Idees-Fixes. Воспоминания о творчестве. Непрерывная и прерывная память. Единство биографического самосознания только у М. Характер женских воспоминаний. Непрерывность и пиететность. Прошлое и судьба. Прошлое и будущее. Потребность бессмертия. Прежние попытки психологического объяснения. Истинный корень. Внутреннее развитие человека до самой смерти. Онтогенетическая психология или теоретическая биография. Женщина лишена всякой потребности бессмертия. Шаг вперед. Память и время. Постулирование вневременного. Ценность как вневременное. Закон теории ценности. Доводы. Индивидуация и длительность конститутивны для ценности. Воля к ценности. Потребность бессмертия как частный случай. У гения потребность бессмертия совпадает с его вневременностью, благодаря универсальной памяти и вечной жизни его создания. Гений и история. Гений и нация. Гений и язык. «Люди дела» и «люди науки» не имеют права на эпитет гения. Философ, основатель религии и художник.

ГЛАВА VI. Память, логика, этика 148

Психология и психологизм. Высокое значение памяти. Теория памяти. Упражнение и ассоциация. Узнавание. Память присуща только человеку. Моральное значение. Ложь и вменение. Переход к логике. Память и принцип тождества. Память и принцип достаточного основания. Женщина алогична и аморальна. Интеллектуальная и нравственная совесть. Умопостигаемое «Я».

ГЛАВА VII. Логика, этика, «Я» 160

Критика понятия «Я»: Юм, Лихтенберг, Мах. Маховское «Я» и биология. Индивидуация и индивидуальность. Логика и этика, как свидетели в пользу существования «Я». Во-первых, логика: принципы тождества и противоречия. Их польза и значение. Логические . аксиомы тождественны с функцией понятия. Логическое понятие как норма сущности. Логические аксиомы. Абсолютное бытие или бытие абсолютного «Я». Кант и Фихте. Логичность как норма. Свобода мышления рядом со свободой воли. Во-вторых, этика. Вменение. Отношение этики к логике. Различение субъективного доказательства в логике и этике. Упущение Канта. Предметные и личные причины этого упущения. К психологии кантовской этики. Кант и Ницше.

ГЛАВА VIII. Проблема «Я» и гениальность 172

Характерология и вера в «Я». Жан Поль, Новалис, Шеллинг. Личное «Я» и миросозерцание. Самосознание и самооценка. Взгляд гения ценится выше, чем взгляды обыкновенных людей. Окончательное установление. Гениальная личность как всесознательный микрокосм. Естественно-синтетическая полная истинного смысла деятельность гения. Значение и символика. Определения гения в отношении к обыкновенным людям. Универсальность как свобода. Нравственность или безнравственность гения. Обязанности к себе и к другим. Критика морали, построенной на симпатии, и критика социальной этики. Понимание ближнего есть единственное требование как познания, так и нравственности «Я» и «Ты». Индивидуализм и универсализм. Нравственность только среди монад. Самый гениальный человек как самый нравственный. Почему человек ζψον τολιτικόν. Самосознание и нравственность. Великий преступник. Гениальность как долг и повиновение. Гений и преступление. Гений и помешательство. Человек как творец самого себя.

ГЛАВА IX. Мужская и женская психология 193

Бездушие женщины. История этого познания. Женщина безусловно негениальна. Не существует мужественных женщин в строгом смысле слова. Бессознательная натура женщины объясняется ее безличностью. Поправка в теории генид. Женское мышление. Понятие и объект. Свобода объекта. Понятие и суждение. Сущность суждения. Женщина и истина, как руководящая нить мышления. Принцип достаточного основания и его отношение к принципу тождества. Аморальность, но не антиморальность женщины. Женщина и проблема одиночества. Раздробленность не составляет общество. Женское сострадание и женская стыдливость. Женское «Я». Женское тщеславие. Отсутствие самоценности. Память благо-склонности, которую женщине дарят. Самонаблюдение и раскаяние. Справедливость и зависть. Имя и собственность. Подчиняемость чужим влияниям. Радикальное различие между мужской и женской духовной жизнью. Психология с душой и психология без души. Психология наука ли? Свобода и закономерность. Основные понятия психологии трансцендентных природ (натур). Душа и психология. Беспомощность натуралистической психологии. Где дозволительны «расколы личности»? Психофизический параллелизм и взаимодействие. Проблема воздействия на женщину психических половых признаков мужчины.

ГЛАВА X. Материнство и проституция 227

Специально женская характерология. Мать и проститутка. Предрасположение к проституции прирожденно, но не решительно. Влияние мужчины. Ошибка. Отношение обоих типов к ребенку. Женщине свойственно многобрачие. Брак и верность. Обычай и право. Аналогия между материнством и сексуальностью. Мать и цель рода. «Alma mater». Материнская любовь в нравственном смысле безразлична. Проститутка вне цели брака. Проститутка и общественная мораль. Проститутка, преступники, завоеватель. Еще раз «человек воли» и его отношение к гению. Гетера и император. Мотив проститутки. Половой акт — самоцель. Кокетство. Чувство женщины во время полового акта по отношению своей обыденной жизни. Право матери и отцовство. Ошибка и учение инфекции. Проститутка как враг. Утверждение и отрицание. Жизнерадостность и жизневраждебность. Нет проституции у животных. Загадка в происхождении.

ГЛАВА XL Эротика и эстетика 256

Женщины и женоненавистничество. Эротика и сексуальность. Платоническая любовь и чувственность. Проблема идеи любви. Красота женщины. Отношение ее к половому влечению. Любовь и красота. Отличие эстетики от логики и этики, как нормативных наук. Сущность любви. Проекции. Красота и нравственность. Красота и совершенство. Природа и этика. Красота природы и искусства. Закон природы и искусства. Красота единичная. Половая любовь как вина. Ненависть и любовь, как облегчения моралистического влечения. Творчество дьявола. Любовь и сострадание. Любовь и стыдливость. Любовь и ревность. Любовь и потребность искупления. Женщина служит в эротике средством к цели. Зависимость ребенка и любви, ребенка и сексуальности. Жестокость присуща не только сладострастию, но также и любви. Любовь и убийство. Любовь как трусость, несправедливость, заблуждение. Культ Мадонны. Мадонна, идейная концепция мужчины, без причины в реальной женственности. Противоречие взгляду в истинную женщину. Любовь мужчины к женщине как частный случай. Женщина только сексуальна, а не эротична. Чувство прекрасного у женщин. Хорошо и красиво. Любовь и влюбленность. Чем мужчина действует на женщину. Фатум женщины. Введение новых признаний в бывшие. Любовь как подтверждение для существования человечества. Почему мужчина любит женщину. Возможности.

ГЛАВА XII. Сущность женщины и ее смысл во вселенной 279

Равенство или уравнение (П. Мебиус). Безумие или значение женственности. Сводничество. Инстинктивное влечение. Мужчина и сводничество. Какие явления суть также сводничество. Высокая оценка полового акта. Собственное влечение — частный случай. Мать — проститутка. Сущность женщины выражена только в сводничестве. Сводничество — женственность, универсальная сексуальность. Система от применения и противоречий. Необходимость разгадки. Влияние и пассивность. Непризнанная лживость природы как последствие. Органическая лживость женщины. Истерия. Психологическая схема для «механизма» истерии. Определение последней. Состояние истерии. Своеобразное перемещение: чужая природа как собственная, собственная — как чужая. «Чужеродное тело». Принуждение и ложь. Гетернология истеричных. Воля и сила в правде (истине). Истерический пароксизм. Что отклоняется. Истерическая конституция. Служанка и мегера. Мегера как противоположность истеричке. Любовь к правде истерички, как ее ложь. Истерическое целомудрие и отвращение к половому акту. . Истерическое сознание виновности и истерическое самонаблюдение. Визионерка и ясновидящая. Истерия и несвобода женщины. Различия между человеком и животным, между мужчиной и женщиной. Наглядная таблица. Вторая, или высшая жизнь, метафизическое бытие в человеке. Аналогия с низшей жизнью. . Только в мужчине есть вечная жизнь. Наследственный грех. Рождение и смерть. Свобода и счастье. Счастье и мужчина. Счастье и женщина. Женщина и проблема жизни. Небытие женщины. Возможность лжи и сводничества, аморальности и алогичности. Общение и сексуальность. Мужская и женская дружба. Сводничество не допускает ревности. Сводничество тождественно с женственностью. Почему женщины — люди. Субъект — объект = форма — материя = мужчина — женщина. Конкректация и чувство осязания. Истолкование генид. Бессущность женщины. Универсальная переимчивость. Мужчина образует и формирует женщину. Дуализм мира. Значение женщины во вселенной. Мужчина как нечто, женщина как ничто. Психологическая проблема страха перед женщиной. Женственность и преступник. «Нечто» и «не». Женщина как санкционированный пол мужчины. Женщина как вина мужчины. Чем является в своей глубочайшей основе любовь мужчины к женщине. Дедукция женственности.

ГЛАВА XIII. Еврейство 332

Различия среди мужчин. Промежуточные формы и антропология рас. Женственность и еврейство. Еврейство как идея. Антисемитизм. Рихард Вагнер. Еврейство не тождественно с женственностью. Общие свойства: отношение к собственности, государству, обществу. Отсутствие личности и самоценности, аморальность без антиморальности. Семья, сводничество. Единственный способ решения еврейского вопроса. Понятие Бога у еврея. Душа, бессмертие. Еврейство в науке. Еврей как химик. Еврей негениален. Спиноза. Еврей, по природе своей, не склонен к монадологии. Англичанин и еврей. Англичанин в философии, музыке, архитектуре. Отсутствие юмора у еврея. Сущность юмора. Юмор и сатира. Еврейка. Активность и склонность к мышлению в понятиях у еврея. Глубочайшая сущность еврейства. Безверие и внутренняя бессодержательность. Внутренняя многозначность. Отсутствие простосердечия и веры. Отсутствие внутреннего достоинства. Еврей как противоположность героя. Христианство и еврейство. Происхождение христианства. Проблема основателя религии. Основатель религии. Христос. Христианство и еврейство как последние противоположности. Основатель религии как величайший человек. Преодоление еврейства как необходимость для каждого основателя религии. Еврейство и наше время. Еврейство, женственность. Культура и человечество.

ГЛАВА XIV. Женщина и человечество 368

Идея человечества. Женщина как сводница. Культ Гете. Девственность и целомудрие. Женщина понимает половую жизнь и не понимает эротики. Половой акт и любовь. Женщина как противница эмансипации. Аскетизм безнравственен. Половое общение как неуважение к ближнему. Проблема еврея, проблема женщины, проблема рабства. В чем состоит нравственное поведение по отношению к женщине. Мужчина как противник женской эмансипации. Нравственные постулаты. Две возможности. Женский вопрос как вопрос человечества. Воздержанность и вымирание человеческого рода. Страх перед одиночеством. Истинные причины безнравственного полового общения. Земное отцовство. Постулат включения женщин в идею человечества. Мать и воспитание человеческого рода. Последние вопросы.

Примечания 385
Шкаф 5, полка Б