Страх и трепет

Кьеркегор Сёрен

Сёрен Кьеркегор (1813—1855) — выдающийся датский философ и теолог, писатель, предшественник современного экзистенциализма, оказавший влияние на творчество многих деятелей русской и западноевропейской культуры. В настоящее издание включены этические трактаты Кьеркегора «Страх и трепет», «Понятие страха». «Болезнь к смерти», которые представляются наиболее важными для понимания его мировоззрения, проникнутого парадоксальностью, мистическими настроениями и тонким психологизмом в понимании нравственных начал человека.

Рассчитано на широкий круг читателей.

Москва Издательство «Республика» 1993
Библиотека этической мысли

Содержание:

«Диалектическая лирика» С. Кьеркегора 5

СТРАХ И ТРЕПЕТ
(перевод Н. В. Исаевой, С. А. Исаева)
Предисловие 15
Общий смысл 18
Похвальная речь Аврааму 22
Проблемы. Вступление от чистого сердца 29
Проблема I. Существует ли телеологическое устранение этического? 53
Проблема II. Существует ли абсолютный долг перед Богом? 65
Проблема III. Было ли этически ответственным со стороны Авраама
скрывать свой замысел от Сарры, Елизара и Исаака? 77
Эпилог 110

ПОНЯТИЕ СТРАХА
(перевод Н. В. Исаевой, С. А. Исаева)
Предисловие 115
Введение 117
Глава I. Страх как предпосылка первородного греха и как то, что разъясняет первородный грех вспять, в направлении его истока 130
Глава II. Страх как то, что разъясняет первородный грех вперед,
в прогрессии 153
Глава III. Страх как следствие того греха, который является отсутствием
сознания греха 178
Глава IV. Страх греха, или Страх как следствие греха в единичном индивиде 204
Глава V. Страх как спасающее силой веры 242

БОЛЕЗНЬ К СМЕРТИ
(перевод С. А. Исаева)
Предисловие 251
Введение 253

ЧАСТЬ I
СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ И ОТЧАЯНИЕ
Книга I. О ТОМ, ЧТО ОТЧАЯНИЕ — ЭТО СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ 255
Глава I. БУДУЧИ БОЛЕЗНЬЮ ДУХА, ИЛИ Я, ОТЧАЯНИЕ МОЖЕТ ПРИОБРЕТАТЬ ТРИ ОБРАЗА: ОТЧАЯВШИЙСЯ, НЕ СОЗНАЮЩИЙ СВОЕГО Я (НЕИСТИННОЕ ОТЧАЯНИЕ), ОТЧАЯВШИЙСЯ, НЕ ЖЕЛАЮЩИЙ БЫТЬ СОБОЮ, И ОТЧАЯВШИЙСЯ, КОТОРЫЙ ЖЕЛАЕТ БЫТЬ ТАКОВЫМ
Глава II. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ 256
Глава III. ОТЧАЯНИЕ — ЭТО СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ 258

Книга II. ВСЕОБЩНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ 262

Книга III. ПРОЯВЛЕНИЯ ОТЧАЯНИЯ 267
Глава I. ОТЧАЯНИЕ, РАССМОТРЕННОЕ НЕ ПОД УГЛОМ ЗРЕНИЯ СОЗНАНИЯ, НО ТОЛЬКО СООТВЕТСТВЕННО СОСТАВЛЯЮЩИМ СИНТЕЗА Я
 а) Отчаяние подпадает под двойную категорию конечного и бесконечного
  1. Отчаяние бесконечного, или недостаток конечного 268
  2. Отчаяние конечного, или недостаток бесконечного 270
 б) Отчаяние, увиденное с точки зрения двойной категории возможности и необходимости 272
  1. Отчаяние возможности, или недостаток необходимости
  2. Отчаяние необходимости, или недостаток возможного 274
Глава II. ОТЧАЯНИЕ, РАССМОТРЕННОЕ В КАТЕГОРИЯХ СОЗНАНИЯ 277
 а) Отчаяние, которое и не подозревает о себе, или же отчаявшееся неведение того, что имеешь Я, вечное Я 278
 б) Об отчаянии, сознающем свое существование, стало быть, осознающем Я в некой вечности, и о двух формах этого отчаяния: одной, когда не желают быть собою, и другой, когда этого желают 281
  1. Отчаяние, когда не желают быть собою, или отчаяние-слабость 283
  1) Отчаяние во временном или же во временных вещах 284
  2) Отчаяние относительно вечного или же в себе самом 293
  2. Отчаяние, когда желают быть собою, или отчаяние-вызов 298

ЧАСТЬ II
ОТЧАЯНИЕ И ГРЕХ
Книга IV. ОТЧАЯНИЕ — ЭТО ГРЕХ 305
Глава I. ГРАДАЦИИ В ОСОЗНАНИИ Я (КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ПЕРЕД БОГОМ) 306
Дополнение. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХА ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗМУЩЕНИЯ; ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ВОЗМУЩЕНИИ 310
Глава II. СОКРАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХА 314
Глава III. О ТОМ, ЧТО ГРЕХ ЕСТЬ НЕ ОТРИЦАНИЕ, НО НЕЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ 320
Дополнение к книге IV. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТОГДА ГРЕХ ИСКЛЮЧЕНИЕМ? (МОРАЛЬ) 324
Книга V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ГРЕХА 327
Глава I. ГРЕХ ОТЧАЯНИЯ В СОБСТВЕННОМ ГРЕХЕ 331
Глава II. ГРЕХ ОТЧАЯНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ГРЕХОВ (ВОЗМУЩЕНИЕ) 334
Глава III. ГРЕХ — ОТРИЦАТЬ ХРИСТИАНСТВО MODO PONENDO И ОБЪЯВЛЯТЬ ЕГО НЕПРАВДОЙ 344
КОММЕНТАРИИ 351
Шкаф 5, полка Б