История античной эстетики
Лосев Алексей Федорович
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЫСШАЯ ШКОЛА» Москва — 1963
Содержание:
Ю. М. Бородай. Древнегреческая классика и судьбы буржуазной культуры (О методе историко-эстетического исследования) | 3 |
I. Социально-историческая основа античной эстетики | 33 |
§ 1. Марксистский принцип понимания античной культуры | 33 |
§ 2. Приложение этого принципа к пониманию античного мировоззрения | 39 |
1. Античный объективизм | 39 |
2. Классические системы философии | 41 |
3. Существенные уточнения | 47 |
§ 3. Традиционное воззрение на античную пластику | 50 |
1. Обычное изолирование | 50 |
2. Принцип античного гения | 52 |
3. Формула Гегеля | 53 |
4. Свободнорожденные | 54 |
5. Античность и прогресс | 61 |
6. Необходимые оговорки | 63 |
7. Точность в науке о греческой культуре | 65 |
§ 4. Характер античной эстетики | 77 |
1. Сущность прекрасного | 77 |
2. Красота в природе | 80 |
3. Общий взгляд античности на искусство | 82 |
4. Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности | 88 |
5. Современная оценка античной эстетики | 94 |
§ 5. Периоды развития античной эстетики | 96 |
1. Первобытнообщинная формация | 96 |
2. Ранняя рабовладельческая формация | 99 |
3. Рабовладельческая развитая формация | 102 |
4. Три стадии античного рабовладельческого общества. Классическое эллинство | 108 |
5. Ранний эллинизм | 113 |
6. Поздний эллинизм и всемирно-римская ступень | 123 |
7. Заключение | 128 |
II. Эстетика Гомера | 136 |
§ 1. Природа и космос | 136 |
1. Общая характеристика | 136 |
2. Природа в гомеровских сравнениях | 144 |
3. Природа вне гомеровских сравнений как предмет свободного эстетического сознания | 158 |
4. Общее заключение об изображении природы у Гомера | 165 |
5. Космос | 167 |
6. О некоторых отдельных эстетических категориях, относящихся к природе и космосу | 177 |
§ 2. Общество | 183 |
1. Охота | 183 |
2. Земледелие | 184 |
3. Скотоводство | 185 |
4. Обработка материалов, кроме металла | 186 |
5. Обработка металлов | 189 |
6. Оружие | 192 |
7. Прядильно-ткацкое производство и одежда | 195 |
8. Жилище | 197 |
9. Общие выводы об изображении трудовой деятельности | 198 |
10. Общая характеристика индивидуального человека | 200 |
11. Наружность человека | 201 |
§ 3. Искусство и красота вообще | 208 |
1. Боги — покровители искусства | 209 |
2. Изобразительные искусства | 212 |
3. Мусические искусства | 218 |
4. Нераздельность искусства, природы, ремесла, науки и жизни | 228 |
5. Материалы о красоте вообще | 232 |
6. Сущность красоты вообще по Гомеру | 234 |
7. Социально-историческая основа гомеровского представления о красоте | 237 |
§ 4. Исторические и библиографические дополнения к Гомеру | 238 |
1. Гомер и археология | 239 |
2. Гомеровские словари | 240 |
3. Диалектный состав гомеровского языка и его литературно-эстетическое значение | 242 |
4. Гомер и историко-эстетическое развитие | 247 |
5. Из литературы о гомеровских сравнениях | 250 |
6. Вопросы общего изложения Гомера | 253 |
7. Популярные изложения гомеровского вопроса | 253 |
Введение в классический период античной эстетики | 255 |
1. Историческое развитие периода | 255 |
2. Три основных периода античной классической эстетики | 256 |
3. Ранняя классическая эстетика в ее историческом развитии | 253 |
I. Эстетика конечных числовых структур, древнее пифагорейство | 263 |
§ 1. Основное учение о числовой структуре | 264 |
1. Необходимость учета специфики | 264 |
2. Культ Диониса и числовая мифология | 265 |
3. Понятие о числовой гармонии | 266 |
4. Резюме о музыкальной эстетике | 272 |
§ 2. Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях | 273 |
1. Намеки из доплатоновской философии | 273 |
2. Платоновские тексты о пропорциях, не имеющих прямого отношения к эстетике | 275 |
3. Пропорции, физические элементы и геометрические тела | 278 |
4. Музыкальные пропорции | 288 |
5. Общая сводка | 292 |
6. Гносеологическая пропорция | 295 |
§ 3. Другие эстетические понятия и термины | 300 |
1. Качественные понятия и термины | 300 |
2. Структурные понятия и термины | 301 |
3. Художественно-технические понятия и термины | 303 |
§ 4. Канон Поликлета | 304 |
1. Числовая структура художественного произведения | 304 |
2. Исходный пункт | 304 |
3. Симметрия живого тела | 305 |
4. Понятие центра | 306 |
5. «Квадратный» стиль | 309 |
6. Вопрос о числовых данных | 311 |
7. Культурно-стилевая оценка «Канона» Поликлета | 313 |
II. Эстетика бесконечных числовых структур, Анаксагор | 316 |
§ 1. Предварительные, вопросы | 316 |
1. Ценность теории | 316 |
2. Ум как принцип красоты и порядка | 316 |
3. Предполагаемое учение о красоте, жизни и смерти | 319 |
§ 2. Гомеомерия | 320 |
1. Все во всем | 320 |
2. Бесконечность и ее типы | 321 |
3. Определение гомеомерии | 323 |
§ 3. Эстетический смысл учения о гомеомериях | 323 |
1. Тело | 324 |
2. Душа | 324 |
3. Мысль | 324 |
4. Индивидуальность и бесконечность | 324 |
5. Структура | 324 |
6. Эстетический синтез | 325 |
§4. Неразвитые идеи | 325 |
1. Учение о перспективе | 325 |
2. Нерасчленимость искусства и производства | 326 |
III. Эстетика абсолютного и элементно-становящегося континуума, элейцы и милетцы | 327 |
§ 1. Элейцы | 327 |
1. Традиционная ошибка исследователей | 327 |
2. Отдельные представители элейской школы | 328 |
3. Эстетический смысл элейской философии | 334 |
§ 2. Милетцы | 339 |
1. Основное философское учение | 339 |
2. Эстетический смысл учения милетцев | 342 |
IV. Эстетика общематериального континуума, Гераклит | 345 |
§ 1. Вступление | 345 |
1. Место Гераклита | 345 |
2. Возможность разных подходов | 346 |
§ 2. Основные тексты | 347 |
1. Центральная идея | 347 |
2. Трагический хаос противоположностей не исключает светлого космоса | 348 |
§ 3. Стиль Гераклита | 350 |
1. Гераклит и его излагатели | 350 |
2. Отсутствие отвлеченных построений у Гераклита | 352 |
3. Черты синтетизма | 357 |
§ 4. В поисках специфики Гераклита | 366 |
1. Некоторые основные особенности творчества Гераклита | 368 |
2. Аристократизм и демократизм | 376 |
§ 5. Эстетические тенденции у Гераклита | 380 |
1. Развертывание эстетики Гераклита | 380 |
2. Наиболее вероятный спецификум | 386 |
3. Итог эстетической картины мира | 389 |
§ 6. Подражатели и последователи Гераклита | 391 |
1. Псевдо-Гиппократ | 391 |
2. Кратил | 393 |
3. Эпихарм | 393 |
V. Эстетика органически-жизненного континуума. Эмпедокл | 397 |
§ 1. Исходный пункт | 397 |
1. Основная идея | 397 |
2. «Любовь» и «Вражда» | 397 |
§ 2. Гармония | 404 |
1. Органически-жизненная гармония | 404 |
§ 3. Отдельные вопросы | 406 |
1. Красота и ее окружение | 406 |
2. Эстетический субъект | 404 |
3. Пропорциональность | 410 |
4. Гармонически-пропорциональная природа эстетического сознания | 411 |
5. Учение о цвете | 413 |
6. Судьба | 415 |
§ 4. Итоги | 415 |
1. Пять пониманий гармонии | 415 |
2. Связь со стихиями | 416 |
VI. Эстетика мыслительно-материального континуума. Диоген Аполлонийский | 418 |
§ 1. Философский принцип | 418 |
1. Общее учение | 418 |
§ 2. Эстетический принцип | 421 |
1. Натурфилософская основа | 421 |
2. Выход за пределы натурфилософии | 422 |
§ 3. Переход к атомистам | 422 |
1. Структура и континуум в их частных проявлениях | 422 |
2. Структура и континуум как предельные категории | 423 |
3. Природа пустоты и движения в ней у атомистов | 425 |
4. Эстетическая переработка античной философии, античного космологизма и атомизма | 426 |
VII. Эстетика непрерывной подвижности неделимых структур, атомисты | 428 |
§ 1. Введение | 428 |
1. Сочинения Демокрита | 428 |
2. Учение об индивидууме (атоме); наука и конец досократики | 429 |
§ 2. Что такое атом ранней греческой классики | 430 |
1. Качество и количество | 430 |
2. Бесконечная качественность атомов | 431 |
3. Геометрическая или вообще числовая структура | 431 |
4. Физико-геометрическая природа | 433 |
5. Предел | 435 |
6. Движение атома | 436 |
7. «Сумма» и «целое» | 439 |
8. Двоякое понимание атома | 440 |
9. Инфинитезимальные процессы | 441 |
10. Критика неправильных интерпретаций | 443 |
§ 3. Основной принцип атомизма | 446 |
§ 4. Атомистическая диалектика и возникающая на ее основе эстетика | 450 |
1. Атом — субъект и объект определения | 450 |
2. Физика и геометрия | 450 |
3. Атом и его эманации | 451 |
4. Бытие и небытие | 452 |
5. Атомы и их движение | 453 |
6. Необходимость и свобода. Хаос и космос | 454 |
7. Целое и части | 455 |
8. Познание и бытие | 456 |
9. Наиболее яркое выражение натурфилософской эстетики Демокрита | 458 |
§ 5. Ряд существенных деталей | 462 |
1. Историческое место атомизма | 462 |
2. Переход к специальной эстетике. Индивидуально-скульптурная точка зрения | 467 |
§ 6. Эстетика в более узком смысле слова | 472 |
1. Атомистика искусств | 472 |
2. Эстетический субъект и художник | 473 |
3. Происхождение искусств и языка | 479 |
§ 7. Учение Демокрита о цветах | 481 |
1. Тексты Демокрита | 481 |
2. Принципы античного цветоведения /- | .483 |
3. Атомизм | 487 |
4. Характеристика отдельных цветов | 488 |
5. Случайность и путаница аналогий | 494 |
6. Эстетическое значение теории цветов у Демокрита | 494 |
Заключение | 496 |
1. Мифология, натурфилософия, антропология | 496 |
2. Разложение натурфилософии | 498 |
VIII. Общий обзор греческой эстетики периода ранней классики | 501. |
§ 1. Основные понятия | 501 |
1. Математический характер античной эстетики | 501 |
2. Живой организм — основа античной эстетики | 503 |
3. Общественно-историческая практика, лежащая в основе античной эстетики | 503 |
§ 2. Число — эстетический первопринцип | 505 |
1. Характер античного числа | 505 |
2. Главнейшие представители учения о числе | 505 |
3. Число и живой организм | 506 |
4. Скульптурный и гражданственно-полисный характер числа | 507 |
§ 3. Материализм и диалектика | 509 |
1. Материализм | 509 |
2. Тождество идеального и реального, но с приматом реального | 510 |
3. Материально-чувственный и математически-интуитивный принцип | 511 |
4. Античный и современный диалектический материализм | 512 |
5. Диалектика, или единство и борьба противоположностей | 514 |
6. Космология и эстетика | 521 |
§ 4. Структура, ее принципы, свойства и формы | 525 |
1. Принципы структуры | 525 |
2. Особенности структуры | 530 |
3. Формы структуры | 531 |
4. Соотношение эстетической структуры и эстетической действительности | 533 |
§ 5. Абсолютная эстетическая действительность | 535 |
1. Первообраз и подражание | 535 |
2. Судьба, боги, космос и человек | 536 |
3. Искусство и человек | 541 |
4. Космос как совершеннейшее произведение искусства | 547 |
§ 6. Исторический смысл классической эстетики | 548 |
1. Кратчайшая философская формула | 548 |
2. Социально-историческая основа | 549 |
3. Поэтические формулы | 549 |
4. Разложение | 550 |
IX. Из литературы по вопросам раннеклассической эстетики | 552 |
§ 1. Античная философия | 552 |
1. Источники античной философии | 552 |
2. Общие труды по античной философии (русские и переводные) | 553 |
3. Общие труды по античной философии (иностранные) | 555 |
§ 2. Античная эстетика в целом | 556 |
1. Источники античной эстетики | 556 |
2. Общие труды по античной эстетике | 556 |
§ 3. Эстетика и искусство | 558 |
1. Понятие классического | 559 |
2. Эстетика и отдельные искусства. Эстетика и поэзия | 559 |
3. Эстетика и музыка | 559 |
4. Эстетика и живопись | 560 |
5. Эстетика и искусствознание | 560 |
§ 4. Эстетическая терминология | 560 |
1. Общая терминология | 560 |
2. Частная терминология | 560 |
§ 5. Области, соседние с эстетикой и часто прямо в нее переходящие | 562 |
1. Эстетика и общее миропонимание | 562 |
2. Эстетика и мифология | 564 |
3. Миф и логос | 565 |
4. Бытие | 565 |
5. Материя и ее элементы | 566 |
6. Природа и космос | 566 |
7. Пространство, время и движение | 568 |
8. Эстетика, биология и медицина | 569 |
9. Эстетика и психология | 569 |
10. Эстетика и учение об уме | 569 |
11. Эстетика и этика | 569 |
12. Эстетика, логика и диалектика | 570 |
13. Историческое и человеческое | 570 |
14. Эстетика и математика (число, величина и единое) | 572 |
Шкаф 5, полка В