История античной эстетики

Лосев Алексей Федорович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЫСШАЯ ШКОЛА» Москва — 1963

Содержание:

Ю. М. Бородай. Древнегреческая классика и судьбы буржуазной культуры (О методе историко-эстетического исследования) 3

Часть первая

Рождение эстетики

I. Социально-историческая основа античной эстетики 33
§ 1. Марксистский принцип понимания античной культуры 33
§ 2. Приложение этого принципа к пониманию античного мировоззрения 39
    1. Античный объективизм 39
    2. Классические системы философии 41
    3. Существенные уточнения 47
§ 3. Традиционное воззрение на античную пластику 50
    1. Обычное изолирование 50
    2. Принцип античного гения 52
    3. Формула Гегеля 53
    4. Свободнорожденные 54
    5. Античность и прогресс 61
    6. Необходимые оговорки 63
    7. Точность в науке о греческой культуре 65
§ 4. Характер античной эстетики 77
    1. Сущность прекрасного 77
    2. Красота в природе 80
    3. Общий взгляд античности на искусство 82
    4. Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности 88
    5. Современная оценка античной эстетики 94
§ 5. Периоды развития античной эстетики 96
    1. Первобытнообщинная формация 96
    2. Ранняя рабовладельческая формация 99
    3. Рабовладельческая развитая формация 102
    4. Три стадии античного рабовладельческого общества. Классическое эллинство 108
    5. Ранний эллинизм 113
    6. Поздний эллинизм и всемирно-римская ступень 123
    7. Заключение 128

II. Эстетика Гомера 136
§ 1. Природа и космос 136
    1. Общая характеристика 136
    2. Природа в гомеровских сравнениях 144
    3. Природа вне гомеровских сравнений как предмет свободного эстетического сознания 158
    4. Общее заключение об изображении природы у Гомера 165
    5. Космос 167
    6. О некоторых отдельных эстетических категориях, относящихся к природе и космосу 177
§ 2. Общество 183
    1. Охота 183
    2. Земледелие 184
    3. Скотоводство 185
    4. Обработка материалов, кроме металла 186
    5. Обработка металлов 189
    6. Оружие 192
    7. Прядильно-ткацкое производство и одежда 195
    8. Жилище 197
    9. Общие выводы об изображении трудовой деятельности 198
   10. Общая характеристика индивидуального человека 200
   11. Наружность человека 201
§ 3. Искусство и красота вообще 208
    1. Боги — покровители искусства 209
    2. Изобразительные искусства 212
    3. Мусические искусства 218
    4. Нераздельность искусства, природы, ремесла, науки и жизни 228
    5. Материалы о красоте вообще 232
    6. Сущность красоты вообще по Гомеру 234
    7. Социально-историческая основа гомеровского представления о красоте 237
§ 4. Исторические и библиографические дополнения к Гомеру 238
    1. Гомер и археология 239
    2. Гомеровские словари 240
    3. Диалектный состав гомеровского языка и его литературно-эстетическое значение 242
    4. Гомер и историко-эстетическое развитие 247
    5. Из литературы о гомеровских сравнениях 250
    6. Вопросы общего изложения Гомера 253
    7. Популярные изложения гомеровского вопроса 253

Часть вторая

Ранняя классика

Введение в классический период античной эстетики 255
    1. Историческое развитие периода 255
    2. Три основных периода античной классической эстетики 256
    3. Ранняя классическая эстетика в ее историческом развитии 253

I. Эстетика конечных числовых структур, древнее пифагорейство 263
§ 1. Основное учение о числовой структуре 264
    1. Необходимость учета специфики 264
    2. Культ Диониса и числовая мифология 265
    3. Понятие о числовой гармонии 266
    4. Резюме о музыкальной эстетике 272
§ 2. Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях 273
    1. Намеки из доплатоновской философии 273
    2. Платоновские тексты о пропорциях, не имеющих прямого отношения к эстетике 275
    3. Пропорции, физические элементы и геометрические тела 278
    4. Музыкальные пропорции 288
    5. Общая сводка 292
    6. Гносеологическая пропорция 295
§ 3. Другие эстетические понятия и термины 300
    1. Качественные понятия и термины 300
    2. Структурные понятия и термины 301
    3. Художественно-технические понятия и термины 303
§ 4. Канон Поликлета 304
    1. Числовая структура художественного произведения 304
    2. Исходный пункт 304
    3. Симметрия живого тела 305
    4. Понятие центра 306
    5. «Квадратный» стиль 309
    6. Вопрос о числовых данных 311
    7. Культурно-стилевая оценка «Канона» Поликлета 313

II. Эстетика бесконечных числовых структур, Анаксагор 316
§ 1. Предварительные, вопросы 316
    1. Ценность теории 316
    2. Ум как принцип красоты и порядка 316
    3. Предполагаемое учение о красоте, жизни и смерти 319
§ 2. Гомеомерия 320
    1. Все во всем 320
    2. Бесконечность и ее типы 321
    3. Определение гомеомерии 323
§ 3. Эстетический смысл учения о гомеомериях 323
    1. Тело 324
    2. Душа 324
    3. Мысль 324
    4. Индивидуальность и бесконечность 324
    5. Структура 324
    6. Эстетический синтез 325
§4. Неразвитые идеи 325
    1. Учение о перспективе 325
    2. Нерасчленимость искусства и производства 326

III. Эстетика абсолютного и элементно-становящегося континуума, элейцы и милетцы 327
§ 1. Элейцы 327
    1. Традиционная ошибка исследователей 327
    2. Отдельные представители элейской школы 328
    3. Эстетический смысл элейской философии 334
§ 2. Милетцы 339
    1. Основное философское учение 339
    2. Эстетический смысл учения милетцев 342

IV. Эстетика общематериального континуума, Гераклит 345
§ 1. Вступление 345
    1. Место Гераклита 345
    2. Возможность разных подходов 346
§ 2. Основные тексты 347
    1. Центральная идея 347
    2. Трагический хаос противоположностей не исключает светлого космоса 348
§ 3. Стиль Гераклита 350
    1. Гераклит и его излагатели 350
    2. Отсутствие отвлеченных построений у Гераклита 352
    3. Черты синтетизма 357
§ 4. В поисках специфики Гераклита 366
    1. Некоторые основные особенности творчества Гераклита 368
    2. Аристократизм и демократизм 376
§ 5. Эстетические тенденции у Гераклита 380
    1. Развертывание эстетики Гераклита 380
    2. Наиболее вероятный спецификум 386
    3. Итог эстетической картины мира 389
§ 6. Подражатели и последователи Гераклита 391
    1. Псевдо-Гиппократ 391
    2. Кратил 393
    3. Эпихарм 393

V. Эстетика органически-жизненного континуума. Эмпедокл 397
§ 1. Исходный пункт 397
    1. Основная идея 397
    2. «Любовь» и «Вражда» 397
§ 2. Гармония 404
    1. Органически-жизненная гармония 404
§ 3. Отдельные вопросы 406
    1. Красота и ее окружение 406
    2. Эстетический субъект 404
    3. Пропорциональность 410
    4. Гармонически-пропорциональная природа эстетического сознания 411
    5. Учение о цвете 413
    6. Судьба 415
§ 4. Итоги 415
    1. Пять пониманий гармонии 415
    2. Связь со стихиями 416

VI. Эстетика мыслительно-материального континуума. Диоген Аполлонийский 418
§ 1. Философский принцип 418
    1. Общее учение 418
§ 2. Эстетический принцип 421
    1. Натурфилософская основа 421
    2. Выход за пределы натурфилософии 422
§ 3. Переход к атомистам 422
    1. Структура и континуум в их частных проявлениях 422
    2. Структура и континуум как предельные категории 423
    3. Природа пустоты и движения в ней у атомистов 425
    4. Эстетическая переработка античной философии, античного космологизма и атомизма 426

VII. Эстетика непрерывной подвижности неделимых структур, атомисты 428
§ 1. Введение 428
    1. Сочинения Демокрита 428
    2. Учение об индивидууме (атоме); наука и конец досократики 429
§ 2. Что такое атом ранней греческой классики 430
    1. Качество и количество 430
    2. Бесконечная качественность атомов 431
    3. Геометрическая или вообще числовая структура 431
    4. Физико-геометрическая природа 433
    5. Предел 435
    6. Движение атома 436
    7. «Сумма» и «целое» 439
    8. Двоякое понимание атома 440
    9. Инфинитезимальные процессы 441
   10. Критика неправильных интерпретаций 443
§ 3. Основной принцип атомизма 446
§ 4. Атомистическая диалектика и возникающая на ее основе эстетика 450
    1. Атом — субъект и объект определения 450
    2. Физика и геометрия 450
    3. Атом и его эманации 451
    4. Бытие и небытие 452
    5. Атомы и их движение 453
    6. Необходимость и свобода. Хаос и космос 454
    7. Целое и части 455
    8. Познание и бытие 456
    9. Наиболее яркое выражение натурфилософской эстетики Демокрита 458
§ 5. Ряд существенных деталей 462
    1. Историческое место атомизма 462
    2. Переход к специальной эстетике. Индивидуально-скульптурная точка зрения 467
§ 6. Эстетика в более узком смысле слова 472
    1. Атомистика искусств 472
    2. Эстетический субъект и художник 473
    3. Происхождение искусств и языка 479
§ 7. Учение Демокрита о цветах 481
    1. Тексты Демокрита 481
    2. Принципы античного цветоведения /- .483
    3. Атомизм 487
    4. Характеристика отдельных цветов 488
    5. Случайность и путаница аналогий 494
    6. Эстетическое значение теории цветов у Демокрита 494
 Заключение 496
    1. Мифология, натурфилософия, антропология 496
    2. Разложение натурфилософии 498

VIII. Общий обзор греческой эстетики периода ранней классики 501.
§ 1. Основные понятия 501
    1. Математический характер античной эстетики 501
    2. Живой организм — основа античной эстетики 503
    3. Общественно-историческая практика, лежащая в основе античной эстетики 503
§ 2. Число — эстетический первопринцип 505
    1. Характер античного числа 505
    2. Главнейшие представители учения о числе 505
    3. Число и живой организм 506
    4. Скульптурный и гражданственно-полисный характер числа 507
§ 3. Материализм и диалектика 509
    1. Материализм 509
    2. Тождество идеального и реального, но с приматом реального 510
    3. Материально-чувственный и математически-интуитивный принцип 511
    4. Античный и современный диалектический материализм 512
    5. Диалектика, или единство и борьба противоположностей 514
    6. Космология и эстетика 521
§ 4. Структура, ее принципы, свойства и формы 525
    1. Принципы структуры 525
    2. Особенности структуры 530
    3. Формы структуры 531
    4. Соотношение эстетической структуры и эстетической действительности 533
§ 5. Абсолютная эстетическая действительность 535
    1. Первообраз и подражание 535
    2. Судьба, боги, космос и человек 536
    3. Искусство и человек 541
    4. Космос как совершеннейшее произведение искусства 547
§ 6. Исторический смысл классической эстетики 548
    1. Кратчайшая философская формула 548
    2. Социально-историческая основа 549
    3. Поэтические формулы 549
    4. Разложение 550

IX. Из литературы по вопросам раннеклассической эстетики 552
§ 1. Античная философия 552
    1. Источники античной философии 552
    2. Общие труды по античной философии (русские и переводные) 553
    3. Общие труды по античной философии (иностранные) 555
§ 2. Античная эстетика в целом 556
    1. Источники античной эстетики 556
    2. Общие труды по античной эстетике 556
§ 3. Эстетика и искусство 558
    1. Понятие классического 559
    2. Эстетика и отдельные искусства. Эстетика и поэзия 559
    3. Эстетика и музыка 559
    4. Эстетика и живопись 560
    5. Эстетика и искусствознание 560
§ 4. Эстетическая терминология 560
    1. Общая терминология 560
    2. Частная терминология 560
§ 5. Области, соседние с эстетикой и часто прямо в нее переходящие 562
    1. Эстетика и общее миропонимание 562
    2. Эстетика и мифология 564
    3. Миф и логос 565
    4. Бытие 565
    5. Материя и ее элементы 566
    6. Природа и космос 566
    7. Пространство, время и движение 568
    8. Эстетика, биология и медицина 569
    9. Эстетика и психология 569
   10. Эстетика и учение об уме 569
   11. Эстетика и этика 569
   12. Эстетика, логика и диалектика 570
   13. Историческое и человеческое 570
   14. Эстетика и математика (число, величина и единое) 572
Шкаф 5, полка В