Песни трубадуров
Найман Анатолий Генрихович (пер., сост.)
Старопровансальская культура формировалась на стыке двух культур — западноевропейской и арабоиспанской. Арабская средневековая поэзия, поэтическая культура арабской Испании оказали влияние на поэзию трубадуров, которая принадлежит к высшим достижениям культуры европейского средневековья.
Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1979
Содержание:
О поэзии трубадуров. А. Г. Найман | 3 |
ГИЛЬЕМ АКВИТАНСКИЙ. |
Песня ни о чем | 26 |
Песня об удачливой любви | 27 |
Прощальная песня | 28 |
ДЖАУФРЕ РЮДЕЛЬ. |
Песня о дальней любви | 30 |
МАРКАБРЮН. |
Пастурель, в которой сеньор соблазняет пастушку, но та защищается с большим достоинством и искусством | 32 |
Песня о превратностях любви | 35 |
Песня, в которой трубадур утешает деву, чей возлюбленный отправился в крестовый поход | 37 |
АЛЕГРЕТ. |
Песня о губительном влиянии «сухости» | 39 |
БЕРНАРТ ДЕ ВЕНТАДОРН. |
Песня о полной зависимости от Дамы | 41 |
Песня, рассуждающая о том, стоит ли делиться Дамой с другим | 43 |
ПЕЙРЕ ОВЕРНСКИЙ. |
Песня о том, как в любви наступила зима | 45 |
Песня, в которой трубадур живописует двенадцать своих собратьев, а в последней строфе — себя | 47 |
МОНАХ МОНТАУДОНСКИЙ. |
Песня, добавляющая сведений к предыдущей | 50 |
РАЙМБАУТ ОРАНСКИЙ. |
Песня о поведении, способствующем успеху у дам | 51 |
Песня про «не-знамо-что» | 53 |
Обратная песня | 54 |
ЛИНЬАУРА — ГИРАУТ ДЕ БОРНЕЛЬ. |
Песня-тенсона двух трубадуров о преимуществах и недостатках «темного» и «легкого» стилей | 56 |
ГИРАУТ ДЕ БОРНЕЛЬ. |
Песня, в которой трубадур просит наперсницу своей жестокосердой возлюбленной защитить его перед нею | 58 |
Песня о сновидении, которому суждено свершиться | 60 |
Песня, в которой трубадур, оставленный Дамой, сетует на судьбу | 63 |
Предрассветная песня-альба | 66 |
АРНАУТ ДАНИЭЛЬ. |
Песня о том, что верный влюбленный, будь он даже несчастен в любви, пребывает в радости | 67 |
Песня о верности Даме | 69 |
Песня о том, как трудно дождаться ответной любви | 71 |
Песня влюбленного, который с достоинством ждет признанья | 73 |
Секстина | 74 |
БЕРТРАН ДЕ БОРН. |
Песня, побуждающая баронов к войне против Ричарда | 76 |
Песня о преимуществах войны перед миром | 78 |
Песня, побуждающая баронов объединиться против Ричарда | 79 |
Песня, содержащая упреки как Ричарду, так и его брату Молодому Королю | 81 |
Песня, оплакивающая смерть Генриха, Молодого Короля | 82 |
Песня на возвращение крепости Аутафорт | 84 |
Песня, изобличающая вероломство короля Арагонского, союзника Ричарда | 86 |
Песня, побуждающая короля Филиппа начать войну с Ричардом (который с Бертраном де Борном называли друг друга Да-и-Нет) | 88 |
Песня, вдохновленная началом войны между Филиппом и Ричардом | 90 |
Полпесни о двух королях | 91 |
Песня, обращенная к Джоффруа Бретонскому, прославляющая достоинства возлюбленной певца и обличающая низость некоторых ее поклонников | 92 |
Песня на прибытие доны Гвискарды | 94 |
Песня, пытающаяся заменить жестокосердую возлюбленную некоей Составной Дамой | 95 |
Песня, в которой трубадур, вернувшись после размолвки к своей Даме от другой, за него заступившейся, рисует общее падение нравов | 97 |
Песня, в которой певец, даже проголодавшись в походе, предпринятом королем Ричардом, все-таки не удерживается от восхвалений сестры короля, доны Ланы, в присутствии которой недавно пировал | 100 |
РИЧАРД ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ. |
Песня, порицающая Дофина Овернского за измену | 102 |
ДОФИН ОВЕРНСКИЙ. |
Песня, достойно отвечающая на упреки Ричарда Львиное Сердце | 104 |
ГИЛЬЕМ ДЕ САНТ-ЛЕЙДЬЕР. |
Песня, в которой посланец влюбленного, признаваясь Даме в любви, помогает тем самым влюбленному | 106 |
Песня о верности единственной избраннице, хотя бы и пренебрегающей возлюбленным | 108 |
ФОЛЬКЕТ МАРСЕЛЬСКИЙ. |
Песня, добивающаяся возврата прежнего чувства | 110 |
Песня, сетующая на разлуку с Императрицей, женой сеньора Монпелье | 112 |
Песня-плач об умершем эн Баррале, сеньоре Марселя | 114 |
Песня, призывающая к крестовому походу | 116 |
АРНАУТ ДЕ МАРЕЙЛЬ. |
Песня о радости любви | 118 |
Песня о верности, которая поможет перенести удары судьбы | 119 |
Песня, в которой влюбленный не теряет надежд на успех | 121 |
МОНАХ МОНТАУДОНСКИЙ. |
Песня о том, что невыносимо | 123 |
Песня о беседе монаха с богом, который поощряет его сочинительство, но порицает измену королю Ричарду | 125 |
ГАУСЕЛЬМ ФАЙДИТ. |
Песня об усладе, полученной влюбленным от Дамы накануне крестового похода | 127 |
Песня, в которой доблестный влюбленный изливает на изменившую ему Даму свой гнев лишь в последнем куплете | 130 |
Песня, в которой трубадур просит Даму вернуть ему утраченное расположение | 132 |
ЭЛИАС Д'ЮССЕЛЬ — ГАУСЕЛЬМ ФАЙДИТ. |
Песня-перебранка | 134 |
ГИ Д'ЮССЕЛЬ — ЭЛИАС Д'ЮССЕЛЬ. |
Песня-партимен о том, что предпочтительнее: быть мужем или любовником Дамы? | 136 |
МАРИЯ ВЕНТАДОРНСКАЯ — ГИ Д'ЮССЕЛЬ. |
Песня-тенсона о том, имеет ли в любви Дама превосходство над мужчиной | 138 |
ГРАФИНЯ ДЕ ДИА. |
Песня о благородстве и верности Дамы, брошенной возлюбленным | 140 |
РАЙМБАУТ ДЕ ВАКЕЙРАС. |
Песня-гарламбей о небывалом ристалище, которая, говоря о лошадях, имеет в виду Дам | 142 |
Песня о величии и непобедимости любовного чувства | 145 |
Эстампида о неразделенной любви | 147 |
Песня-девиналь, загадывающая пять загадок: о победе женщин над мужчинами, о мирской славе, о брожении вина, о павшем в землю зерне и о дыхании | 150 |
Песня-романс о возлюбленном, уплывшем за море | 151 |
АЛЬБЕРТ МАЛАСПИНА — РАЙМБАУТ ДЕ ВАКЕЙРАС. |
Песня-тенсона, в которой оба трубадура терпят поношение; один — за бедность и неудачливость, другой — за грабеж на дорогах и трусость | 152 |
АНОНИМ. |
Предрассветная песня-альба | 154 |
АНОНИМ. |
Танцевальная песня девушки, выданной замуж за немилого | 155 |
ПЕЙРЕ ВИДАЛЬ. |
Песня о том как трубадур, влюбившись в Даму Лобу, что значит Волчица, готов облачиться в волчью шкуру и быть гонимым пастухами | 157 |
Песня, в которой трубадур восхваляет достоинства маркизы, жены своего покровителя | 159 |
Песня, которой трубадур вымогает у своего покровителя коня | 161 |
Песня, сочиненная после того, как Дама вернула влюбленному поцелуй, украденный у нее во сне | 162 |
БЕРТРАН ДЕ БОРН-СЫН. |
Песня, негодующая на короля Иоанна Безземельного за его трусость, леность и бездействие | 165 |
АЙМЕРИК ДЕ ПЕГИЛЬЯН. |
Песня-спор о любви, сначала с Дамой, потом с Амором | 167 |
ЮГЮЭТ ДЕ МАТАПЛАНА. |
Песня, в которой трубадур порицает поведение своего друга Раймона де Мираваля, обманом изгнавшего жену из дому | 169 |
ГАВАУДАН. |
Пастурель, за пением которой трубадур узнает в пастушке свою прежнюю подругу | 171 |
Песня об обреченности тех, кто низок душой | 173 |
ГИЛЬЕМ ДЕ КАБЕСТАНЬ. |
Песня с мольбой о признании | 175 |
Песня о посте в любви | 178 |
ГИРАУТ ДЕ КАЛАНСОН. |
Песня о третьей, «меньшей», любви | 180 |
ПИСТОЛЕТА. |
Песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности | 182 |
ЮК ДЕ САНТ-СИРК. |
Песня, предупреждающая Даму о бедах, к которым ее может привести измена | 184 |
ЛАНФРАНК ЧИГАЛА — ГИЛЬЕЛЬМА ДЕ РУДЖИЕР. |
Песня-тенсона о том, что выше: служение Даме или рыцарский долг? | 186 |
СОРДЕЛЬ. |
Песня-плач по эн Блакацу, призывающая властелинов вкусить от его сердца, дабы укрепить свое мужество | 188 |
ПЕЙРЕ ГИЛЬЕМ — СОРДЕЛЬ. |
Песня-тенсона, разбирающая некоторые тонкости в поведении возлюбленных | 190 |
СОРДЕЛЬ — БЕРТРАН Д'АЛАМАНОН. |
Песня-тенсона о том, что чему предпочесть: куртуазную любовь бранной славе или наоборот? | 192 |
ПЕЙРЕ КАРДЕНАЛЬ. |
Песня о падении нравов эпохи | 194 |
Песня, прославляющая любовь за то, что удалось от нее избавиться | 196 |
СЕРВЕРИ ДЕ ДЖИРОНА. |
Песня о злых женщинах | 198 |
ГИРАУТ РИКЬЕР. |
«Первая пастурель эн Гираута Рикьера, сочиненная в году MCCLX» | 200 |
Примечания | 203 |
Шкаф 5, полка В