Античная литература
Тахо-Годи Аза Алибековна (редактор)
Первая часть книги содержит материалы по истории греческой литературы, начиная с фольклора и включая эпоху эллинизма. Рассматривается творчество Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. полно представлена лирика, проза V—IV вв. до н. э.
Вторая часть учебника посвящена римской литературе. При обзоре раннего периода римской литературы подробно рассматривается творчество Плавта и Теренция. Литература периода войн и конца республики представлена творчеством Цицерона, Лукреция и Катулла. При рассмотрении эпохи принципата и империи основное внимание уделено Вергилию, Горацию, Овидию. Литература I в. н. э. и позднее представлена творчеством Сенеки, Петрония, Ювенала, Марциала.
Издательство «Просвещение», Москва, 1973
Содержание:
Введение | 5 |
I. Мифология | 13 |
1. Мифология и первобытнообщинная формация | 13 |
2. Периоды развития мифологии | 16 |
II. Догомеровская поэзия | 27 |
1. Виды лирических песен | 28 |
2. Эпическая поэзия | 29 |
3. Певцы и поэты догомеровского времени | 31 |
III. Гомеровский эпос | 33 |
1. Сюжет | 33 |
2. Социально-историческая основа | 38 |
3. Организация власти | 40 |
4. Прогрессивные тенденции у Гомера | 41 |
5. Художественный стиль | 44 |
6. Поэтическая техника эпоса | 55 |
7. Гомеровский вопрос | 57 |
8. Конец героического эпоса | 59 |
9. Гомер в последующей литературе | 60 |
IV. Гесиод | 63 |
1. Место дидактического эпоса | 63 |
2. Биографические сведения | 64 |
3. Произведения Гесиода | 64 |
4. Стиль Гесиода | 65 |
5. Общая характеристика | 67 |
V. Классическая лирика. Элегия и ямб | 68 |
1. Социально-историческое происхождение и общая характеристика | 68 |
2. Декламационная лирика | 72 |
VI. Классическая лирика. Мелос-VII-VI вв. до н. э. | 79 |
1. Античное понятие о мелосе | 79 |
2. Дорийский мелос | 79 |
3. Эолийский мелос | 81 |
4. Сицилийский мелос | 84 |
5. Странствующие поэты | 85 |
VII. Классическая лирика. Мелос—VII—VI вв. до н. э. | 87 |
1. Общая характеристика | 87 |
2. Симонид Кеосский | 87 |
3. Пиндар | 90 |
4. Вакхилид | 93 |
5. Аттический мелос | 94 |
VIII. Социально-исторнческое значение классической лирики и переход от лирики к драме | 95 |
1. Лирика и рабовладельческое общество | 95 |
2. Борьба за победу раборладельческого общества | 95 |
3. Недопустимость грубых социально-исторических схем | 95 |
4. Окончательная победа личности над родом и возникновение драмы | 96 |
IX. Происхождение драмы | 96 |
1. Основной источник | 96 |
2. Формы, которые принимал основной источник трагедии | 98 |
3. Трагедия до Эсхила | 100 |
4. Структура трагедии | 101 |
5. Древнегреческий театр | 101 |
X. Эсхил | 103 |
1. Эпоха | 103 |
2. Дошедшие сведения об Эсхиле | 103 |
3. Сценические нововведения | 104 |
4. Ранние трагедии | 105 |
5. «Орестея» | 110 |
6. «Скованный Прометеи» | 115 |
7. Общая характеристика | 119 |
XI. Софокл | 120 |
1. Биография | 120 |
2. Идейная основа трагедий | 122 |
3. «Антигона» | 123 |
4. «Эдип-царь» | 127 |
5. «Эдип в Колоне» | 131 |
6. «Филоктет» | 134 |
7. «Аякс», «Трахинянки», «Электра» | 135 |
8. Творчество Софокла | 136 |
XII. Еврипид | 137 |
1. Творческий путь | 138 |
2. «Алкеста» | 145 |
3. Драмы «Елена» и «Ион» | 147 |
4. «Медея» | 149 |
5. «Ипполит» | 151 |
6. Трактовка мифа у Еврипида | 152 |
7. «Ифигения в Авлиде» | 153 |
XIII. Происхождение и развитие комедии до Аристофана | 157 |
1. Истоки комедии | 157 |
2. Социально-историческое значение комедии | 157 |
3. Отношение комедии к старинному жертвенному ритуалу и к трагедии | 157 |
4. Мегары | 158 |
5. Сицилия | 158 |
6. Аттика | 159 |
XIV. Аристофан | 161 |
1. Произведения | 161 |
2. «Всадники» | 162 |
3. «Облака» | 163 |
4. «Лягушки» | 164 |
5. «Богатство» | 165 |
6. Общая характеристика творчества Аристофана | 167 |
7. Современники Аристофана и конец древней комедии | 169 |
XV. Зарождение литературной прозы | 170 |
XVI. Проза V—IV вв. до н. э. | 171 |
А. Историография | 171 |
1. Геродот | 171 |
2. Фукидид | 174 |
3. Ксенофонт | 175 |
Б. Ораторское искусство | 179 |
1. Зарождение красноречия | 179 |
2. Лисий | 180 |
3. Художественное мастерство Лисия | 181 |
4. Исократ | 181 |
5. Демосфен | 182 |
B. Философия. Платоп и Аристотель | 184 |
1. Платон | 184 |
2. Аристотель | 188 |
XVII. Эллинизм | 193 |
1. Общий характер эпохи | 193 |
2. Культура эпохи эллинизма | 194 |
3. Эллинистическая литература | 195 |
4. Два периода | 198 |
5. Итог | 199 |
XVIII. Новоаттическая комедия. Менандр | 200 |
1. От Аристофана до Менандра | 200 |
2. Произведения Менандра | 200 |
3. Сюжет комедий «Человеконенавистник» и «Третейский суд» | 201 |
4. Историческая основа и идейный смысд | 202 |
5. Жанр, характеры и развитие действия | 204 |
6. Художественный стиль | 206 |
7. Другие комедии Менандра | 208 |
8. Герод | 209 |
XIX. Феокрит из Сиракуз | 209 |
1. Произведения Феокрита | 209 |
2. Жанры и сюжеты идиллий | 210 |
3. Характеры в идиллиях | 211 |
4. Развитие действия | 212 |
5. Вещи | 213 |
6. Историческая основа | 213 |
7. Идейный смысл | 214 |
8. Художественный стиль | 215 |
9. Историко-литературное значение Феокрита | 216 |
XX. Аполлоний Родосский | 217 |
1. Общие сведения | 217 |
2. Миф о золотом руне до Аполлония Родосского | 217 |
3. Сюжет поэмы | 218 |
4. Традиционные эпические черты | 219 |
5. Эллинистическая специфика | 220 |
6. Стиль и жанр | 222 |
XXI. Плутарх | 223 |
1. Биографические сведения | 223 |
2. Сочинения | 223 |
3. «Сравнительные жизнеописания» | 224 |
4. Нравственные идеи «Сравнительных жизнеописаний» | 224 |
5. Особенности жанра и стиля | 226 |
6. Плутарх и новая Европа | 229 |
XXII. Лукиан из Самосаты | 229 |
1. Общий обзор деятельности Лукиана | 229 |
2. Первый риторический период | 230 |
3. Переход от софистики к философии | 231 |
4. Философский период | 232 |
5. Поздний период | 235 |
6. Идеология Лукиана | 236 |
7. Жанры Лукиана | 240 |
8. Художественный стиль | 241 |
9. Общее заключение о Лукиане | 242 |
XXIII. Греческий роман | 243 |
1. Ранние романы | 243 |
2. Лонг | 245 |
3. «Эфиопика» | 248 |
I. Введение | 253 |
1. Особенности греческой и римской литературы | 253 |
2. Три специфические особенности римской литературы | 254 |
3. Периодизация римской литературы | 256 |
II. Архаическая пора доклассического периода | 258 |
1. Фольклор | 258 |
2. Аппий Клавдий Слепой | 260 |
3. Общая характеристика литературы | 260 |
III. Зрелая пора доклассического периода (середина III в. — до первой половины II в. до н. э.) | 261 |
1. Социально-истори-ческая обстановка | 261 |
2. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой | 262 |
IV. Плавт | 264 |
1. Биография в обзор творчества | 264 |
2. Комедия «Хвастли¬вый воин» | 268 |
3. Комедия «Клад» | 271 |
4. «Псевдол» | 274 |
5. Стиль и язык комедий Плавта | 275 |
6. Плавт в позднейшей европейской литературе | 276 |
V. Теренций | 277 |
1. Биография | 277 |
2. Комедия кровь» | 278 |
3. Комедия «Братья» 280 |
4. Стиль и язык | 281 |
5. Теренций в последующей литературе | 282 |
VI. Конец докласеического и начало классического периода. Время кризиса и гибели республики (середина II в.— до 30 г. I в. до н. э.) | 283 |
1. Социальная и политическая борьба | 283 |
2. Литература периода гражданских войн | 284 |
3. Луцилий | 286 |
VII. Цицерон | 287 |
1. Ораторское искусство | 287 |
2. Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона | 288 |
3. Язык и стиль речей Цицерона | 292 |
4. Риторические произведения | 293 |
5. Письма | 294 |
VIII. Лукреций | 294 |
1. Эпоха | 294 |
2. Общий характер поэмы Лукреция | 295 |
3. Содержание поэмы | 296 |
4. Мировоззрение Лукреция | 297 |
5. Противоречивые черты в мировоззрении Лукреция | 299 |
6. Художественный стиль поэмы | 300 |
7. Замечания о языке Лукреция | 304 |
IX. Катулл |
1. Неотерики | 304 |
2. Катулл | 305 |
X. Общий обзор классической литературы периода принципата | 308 |
1. Принципат | 308 |
2. Писатели эпохи принципата | 309 |
XI. Вергилий | 309 |
1. Жизнь и произведения | 309 |
2. «Буколики», или «Эклоги» | 311 |
3. «Георгики» | 314 |
4. «Энеида» | 317 |
5. Историческое значение Вергилия | 330 |
XII. Гораций | 332 |
1. Биография | 332 |
2. Эподы | 334 |
3. Сатиры | 335 |
4. Стиль сатир | 338 |
5. Оды | 338 |
6. Стиль и язык од | 341 |
7. Юбилейный гимн | 342 |
8. Послания | 342 |
9. Послания к Пизонам | 343 |
10. Гораццй—теоретик римского классицизма | 345 |
XITI. Тибулл и Проперций |
XIV. Овидий |
1. Жизнь | 352 |
2. Первый период творчества | 353 |
3. Второй период творчества | 357 |
4. «Метаморфозы» | 357 |
5. «Фасты» | 367 |
6. Третий период твор чества | 368 |
XV. Историография I в. до н. э. | 369 |
1. Римская историография | 369 |
2. Юлий Цезарь | 369 |
3. Саллюстий | 371 |
4. Тит Ливий | 372 |
XVI. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя (I в. н. э. — первая половина II в. н. э.) | 375 |
1. Сенека | 376 |
2. Петроний | 382 |
3. Федр | 389 |
4. Марциал | 390 |
5. Ювенал | 393 |
6. Тапит | 397 |
XVII. Послеклассическая литература. Поздняя |
Римская империя (II в. н. э.) | 399 |
1. Общая характеристика эпохи | 399 |
2. Литература | 401 |
3. Апулей | 402 |
XVIII. Общее заключение к истории античной литературы | 108 |
1. Итоги | 408 |
2. Античная литература в веках | 409 |
3. Классики марксизма-ленинизма и русские революционные демократы об античности | 418 |
Библиография | 420 |
Шкаф 5, полка А