Потерянный разум

Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Тяжелый кризис в России выразился в глубоком поражении общественного сознания, в нарушении логики и способности «измерять» социальные явления. В ходе перестройки и реформы против населения применялись столь сильные технологии манипуляции сознанием, что произошел срыв и был запущен цепной процесс утраты навыков логических умозаключений. Отход от норм логического мышления стал одной из важнейших общенациональных проблем. Сильнее и нагляднее всего это проявляется в рассуждениях властной элиты и образованного слоя страны. Людей с более низким уровнем образования пока что держит здравый смысл и традиции.

В новой книге известного политолога дается классификация дефектов мышления и их проявлений при трактовке главных проблем, стоящих перед обществом. В вопросе о путях преодоления этого кризиса автор придерживается взгляда, что «починка» сознания пойдет не через сдвиг к постмодернизму, а через восстановление методов и норм мышления, выработанных Просвещением, — с их необходимой модернизацией, но без отрыва от главного ствола рациональности Нового времени.

Москва «Эксмо» «Алгоритм» 2008
Политический бестселлер

Содержание:

Введение 5
Глава 1 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПЕРЕСТРОЙКЕ: ОТХОД ОТ НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 15
Глава 2 СКЛОННОСТЬ К ГИПОСТАЗИРОВАНИЮ 35
Глава 3 УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ ГИПОСТАЗИРОВАНИЯ: СВОБОДА, ДЕМОКРАТИЯ, ГЛАСНОСТЬ 45
Глава 4 УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ ГИПОСТАЗИРОВАНИЯ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 70
Глава 5 НЕКОГЕРЕНТНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ 81
Глава 6 УЧЕБНЫЙ ПРИМЕР: НЕКОГЕРЕНТНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ 111
Глава 7 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КЛИКУШЕСТВО ЭЛИТЫ 124
Глава 8 СДВИГ ОТ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ К АУТИСТИЧЕСКОМУ 140
Глава 9 АУТИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 170
Глава 10 ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АУТИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 183
Глава 11 УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: РАЦИОНАЛИЗМ, АУТИЗМ И КРИТИКА «КРАСНОГО ПАТРИОТИЗМА» 197
Глава 12 УХОД ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ 208
Глава 13 АНТИРАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРОГРАММЫ ПОДРЫВА КУЛЬТУРНЫХ УСТОЕВ 241
Глава 14 СКЛОННОСТЬ К МИФОТВОРЧЕСТВУ 265
Глава 15 РАЗРУШЕНИЕ МЕРЫ 285
Глава 16 ЛОЖНАЯ МЕРА 301
Глава 17 НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ 312
Глава 18 КАЧЕСТВЕННАЯ МЕРА 337
Глава 19 РАЗРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ «ИНСТРУМЕНТОВ МЕРЫ» 341
Глава 20 УТРАТА НАВЫКОВ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА. КГБ: ЧТО ВЫПЛЕСНУЛИ С ГРЯЗНОЙ ВОДОЙ 355
Глава 21 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 368
Глава 22 ЛЬГОТЫ И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОЖНОМ ОБЩЕСТВЕ 388
Глава 23 УТРАТА СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ 394
Глава 24 УГАСАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: ИМИТАЦИЯ 409
Глава 25 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: «ИРОНИЯ СУДЬБЫ» ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА, ИЛИ ОБРАЗ ИНТЕЛЛИГЕНТА БЕЗ РЕФЛЕКСИИ 433
Глава 26 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: ВОСПОМИНАНИЕ БЕЗ РЕФЛЕКСИИ 438
Глава 27 МЫШЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 453
Глава 28 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА: ВИД С УРОВНЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА 464
Глава 29 ФАНТОМ «НОРМАЛЬНОЙ» ЭКОНОМИКИ И МИРАЖ «МАГИСТРАЛЬНОГО ПУТИ» 504
Глава 30 ПОКЛОНЕНИЕ ИДОЛУ КОНКУРЕНЦИИ 511
Глава 31 ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБОСНОВАНИЯ 525
Глава 32 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. МИФОТВОРЧЕСТВО И РАЗРУШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ: МИФ ОБ ИЗБЫТКЕ СТАЛИ В СССР 542
Глава 33 ПОДРЫВ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ХОЗЯЙСТВА: ЭНЕРГЕТИКА 562
Глава 34 МИФ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ В СССР 571
Глава 35 ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ 580
Глава 36 ПОДДЕРЖКА РЫНОЧНОЙ РЕФОРМЫ В РФ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ С ЗАПАДА 599
Глава 37 РЕФОРМА И ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОТСТУПЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 617
Глава 38 БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ 642
Глава 39 ОТРЫВ ОТ КУЛЬТУРНОГО ЯДРА И ОТХОД ОТ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 693
Заключение 724
Шкаф 5, полка А