Потерянный разум
Кара-Мурза Сергей Георгиевич
Тяжелый кризис в России выразился в глубоком поражении общественного сознания, в нарушении логики и способности «измерять» социальные явления. В ходе перестройки и реформы против населения применялись столь сильные технологии манипуляции сознанием, что произошел срыв и был запущен цепной процесс утраты навыков логических умозаключений. Отход от норм логического мышления стал одной из важнейших общенациональных проблем. Сильнее и нагляднее всего это проявляется в рассуждениях властной элиты и образованного слоя страны. Людей с более низким уровнем образования пока что держит здравый смысл и традиции.
В новой книге известного политолога дается классификация дефектов мышления и их проявлений при трактовке главных проблем, стоящих перед обществом. В вопросе о путях преодоления этого кризиса автор придерживается взгляда, что «починка» сознания пойдет не через сдвиг к постмодернизму, а через восстановление методов и норм мышления, выработанных Просвещением, — с их необходимой модернизацией, но без отрыва от главного ствола рациональности Нового времени.
Москва «Эксмо» «Алгоритм» 2008
Политический бестселлер
Содержание:
Введение | 5 |
Глава 1 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПЕРЕСТРОЙКЕ: ОТХОД ОТ НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ | 15 |
Глава 2 СКЛОННОСТЬ К ГИПОСТАЗИРОВАНИЮ | 35 |
Глава 3 УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ ГИПОСТАЗИРОВАНИЯ: СВОБОДА, ДЕМОКРАТИЯ, ГЛАСНОСТЬ | 45 |
Глава 4 УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ ГИПОСТАЗИРОВАНИЯ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | 70 |
Глава 5 НЕКОГЕРЕНТНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ | 81 |
Глава 6 УЧЕБНЫЙ ПРИМЕР: НЕКОГЕРЕНТНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ | 111 |
Глава 7 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КЛИКУШЕСТВО ЭЛИТЫ | 124 |
Глава 8 СДВИГ ОТ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ К АУТИСТИЧЕСКОМУ | 140 |
Глава 9 АУТИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ | 170 |
Глава 10 ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АУТИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ | 183 |
Глава 11 УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: РАЦИОНАЛИЗМ, АУТИЗМ И КРИТИКА «КРАСНОГО ПАТРИОТИЗМА» | 197 |
Глава 12 УХОД ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ | 208 |
Глава 13 АНТИРАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРОГРАММЫ ПОДРЫВА КУЛЬТУРНЫХ УСТОЕВ | 241 |
Глава 14 СКЛОННОСТЬ К МИФОТВОРЧЕСТВУ | 265 |
Глава 15 РАЗРУШЕНИЕ МЕРЫ | 285 |
Глава 16 ЛОЖНАЯ МЕРА | 301 |
Глава 17 НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ | 312 |
Глава 18 КАЧЕСТВЕННАЯ МЕРА | 337 |
Глава 19 РАЗРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ «ИНСТРУМЕНТОВ МЕРЫ» | 341 |
Глава 20 УТРАТА НАВЫКОВ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА. КГБ: ЧТО ВЫПЛЕСНУЛИ С ГРЯЗНОЙ ВОДОЙ | 355 |
Глава 21 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА | 368 |
Глава 22 ЛЬГОТЫ И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОЖНОМ ОБЩЕСТВЕ | 388 |
Глава 23 УТРАТА СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ | 394 |
Глава 24 УГАСАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: ИМИТАЦИЯ | 409 |
Глава 25 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: «ИРОНИЯ СУДЬБЫ» ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА, ИЛИ ОБРАЗ ИНТЕЛЛИГЕНТА БЕЗ РЕФЛЕКСИИ | 433 |
Глава 26 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: ВОСПОМИНАНИЕ БЕЗ РЕФЛЕКСИИ | 438 |
Глава 27 МЫШЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ | 453 |
Глава 28 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА: ВИД С УРОВНЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА | 464 |
Глава 29 ФАНТОМ «НОРМАЛЬНОЙ» ЭКОНОМИКИ И МИРАЖ «МАГИСТРАЛЬНОГО ПУТИ» | 504 |
Глава 30 ПОКЛОНЕНИЕ ИДОЛУ КОНКУРЕНЦИИ | 511 |
Глава 31 ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБОСНОВАНИЯ | 525 |
Глава 32 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. МИФОТВОРЧЕСТВО И РАЗРУШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ: МИФ ОБ ИЗБЫТКЕ СТАЛИ В СССР | 542 |
Глава 33 ПОДРЫВ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ХОЗЯЙСТВА: ЭНЕРГЕТИКА | 562 |
Глава 34 МИФ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ В СССР | 571 |
Глава 35 ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ | 580 |
Глава 36 ПОДДЕРЖКА РЫНОЧНОЙ РЕФОРМЫ В РФ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ С ЗАПАДА | 599 |
Глава 37 РЕФОРМА И ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОТСТУПЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ | 617 |
Глава 38 БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ | 642 |
Глава 39 ОТРЫВ ОТ КУЛЬТУРНОГО ЯДРА И ОТХОД ОТ РАЦИОНАЛЬНОСТИ | 693 |
Заключение | 724 |
Шкаф 5, полка А