Очерк истории социальных идей в Древней Индии

Александров Георгий Федорович

Издательство Академии наук БССР, Мирск, 1959

Содержание:

Предисловие 3
Древняя Индия 5
  Страна древней культуры — 5. Классы и классовая борьба —10. Государство — 17. Дальнейшее развитие древнеиндийского общества — 22.
Народные истоки древнеиндийской социальной мысли 28
  Жизнь и быт народа — источник передовых идей — 28. Народные идеи в памятниках материальной
культуры и в искусстве — 31. Народный опыт и передовая социальная мысль — 35. О социальных
идеях неимущих классов — 41.
Социальные идеи в древнеиндийских литературных
памятниках 48
  Литературные памятники древней Индии — 48. Возникновение и жизнь вселенной — 51. Природа и общество — проявление всемогущества богов — 55. Изменение, обновление — закон жизни Человек и общество — 63. Бхагавадгита — 70.
Общественно-политические и социологические идеи в философских школах древней Индии 74
  Причины многообразия философских школ — 74. Материалистическая школа чарвака — 78.
Критика школы чарвака учения брахманизма
о бессмертии души — 84. Социальные идеи
школы чарвака — 86. Учение школы чарвака и
передовые мыслители современной Индии — 89.
Философские и социальные идеи школы санкхьи — 92.
Школа вайшешики — 95. Школа миманса — 97.
Школа ньяя — 99. Система йога — 100. Система
веданты — 102.
Идеология брахманизма. Законы Ману 105
  Происхождение мира и человека — 105. Происхождение и обязанности различных каст — 106. Законы Ману о низших кастах — 109. Защита основ
рабовладельческого государства — 113. Религия Вед на защите кастового строя — 120.
Джайнизм 124
  Причины влияния и распространения джайнизма — 124. Философские взгляды — 126. Социальная теория джайнизма — 133. Эволюция джайнизма — 136.
Буддизм 139
  Буддизм — отражение социальных изменений в древней
Индии — 139. Бог, природа и человек — 147.
Вопрос о страданиях людей и путях избавления от страданий — 151. Нирвана — 155. Проповедь смирения и покорности — 160. Эволюция социальных идей буддизма — 164. О влиянии буддизма на современные религиозные воззрения — 168. К вопросу о роли социальной теории буддизма в истории общественной мысли — 173.
Социально-политические идеи Каутильи. Артхашастра 177
  Артхашастра Каутильи — 177. Основы внешней политики государства — 180. Война и мир — 183. О государстве и государственной власти — 185.
О теософии и теософах 191
  Теософия в древней Индии — 191. Международное теософическое общество в Мадрасе — 194. Социальная доктрина теософии — 197. «Астральный мир» и деятельность теософов — 200.
Против буржуазной фальсификации истории социальной мысли в древней Индии 203
  «Древний индиец» о современной Индии — 203. Против буржуазной клеветы на индийский
народ — 204. О действительном влиянии
колонизаторов на жизнь и культуру народов Индии — 207. Против буржуазной фальсификации истории оциальной мысли древней Индии — 212. О влиянии социальных идей древней Индии на другие страны — 217.
Приложение I. Социальные учения древности и современные философы Индии 222
  Социальные идеи древней Индии в наше время — 222. Институт культуры в Калькутте — 223.
О материализме как научной системе философии — 226.
Материализм и идеализм о будущем человечества — 229. Философия и общественная жизнь — 232. О так называемых «преимуществах» идеализма — 235.
Приложение II. Об индийском искусстве 245
Богатство и древность индийского искусства — 245.
  Об индийской скульптуре и живописи — 247. О художественном ремесле в Индии — 260. О народной музыке — 268. Об индийских танцах — 273.
Народные празднества в Дели — 280. «Русские и индийцы — братья» — 283.
Литература 287
Указатель имён 293
Шкаф 1, полка А