Очерк истории социальных идей в Древней Индии
Александров Георгий Федорович
Издательство Академии наук БССР, Мирск, 1959
Содержание:
Предисловие | 3 |
Древняя Индия | 5 |
Страна древней культуры — 5. Классы и классовая борьба —10. Государство — 17. Дальнейшее развитие древнеиндийского общества — 22. |
Народные истоки древнеиндийской социальной мысли | 28 |
Жизнь и быт народа — источник передовых идей — 28. Народные идеи в памятниках материальной |
культуры и в искусстве — 31. Народный опыт и передовая социальная мысль — 35. О социальных |
идеях неимущих классов — 41. |
Социальные идеи в древнеиндийских литературных |
памятниках | 48 |
Литературные памятники древней Индии — 48. Возникновение и жизнь вселенной — 51. Природа и общество — проявление всемогущества богов — 55. Изменение, обновление — закон жизни Человек и общество — 63. Бхагавадгита — 70. |
Общественно-политические и социологические идеи в философских школах древней Индии | 74 |
Причины многообразия философских школ — 74. Материалистическая школа чарвака — 78. |
Критика школы чарвака учения брахманизма |
о бессмертии души — 84. Социальные идеи |
школы чарвака — 86. Учение школы чарвака и |
передовые мыслители современной Индии — 89. |
Философские и социальные идеи школы санкхьи — 92. |
Школа вайшешики — 95. Школа миманса — 97. |
Школа ньяя — 99. Система йога — 100. Система |
веданты — 102. |
Идеология брахманизма. Законы Ману | 105 |
Происхождение мира и человека — 105. Происхождение и обязанности различных каст — 106. Законы Ману о низших кастах — 109. Защита основ |
рабовладельческого государства — 113. Религия Вед на защите кастового строя — 120. |
Джайнизм | 124 |
Причины влияния и распространения джайнизма — 124. Философские взгляды — 126. Социальная теория джайнизма — 133. Эволюция джайнизма — 136. |
Буддизм | 139 |
Буддизм — отражение социальных изменений в древней |
Индии — 139. Бог, природа и человек — 147. |
Вопрос о страданиях людей и путях избавления от страданий — 151. Нирвана — 155. Проповедь смирения и покорности — 160. Эволюция социальных идей буддизма — 164. О влиянии буддизма на современные религиозные воззрения — 168. К вопросу о роли социальной теории буддизма в истории общественной мысли — 173. |
Социально-политические идеи Каутильи. Артхашастра | 177 |
Артхашастра Каутильи — 177. Основы внешней политики государства — 180. Война и мир — 183. О государстве и государственной власти — 185. |
О теософии и теософах | 191 |
Теософия в древней Индии — 191. Международное теософическое общество в Мадрасе — 194. Социальная доктрина теософии — 197. «Астральный мир» и деятельность теософов — 200. |
Против буржуазной фальсификации истории социальной мысли в древней Индии | 203 |
«Древний индиец» о современной Индии — 203. Против буржуазной клеветы на индийский |
народ — 204. О действительном влиянии |
колонизаторов на жизнь и культуру народов Индии — 207. Против буржуазной фальсификации истории оциальной мысли древней Индии — 212. О влиянии социальных идей древней Индии на другие страны — 217. |
Приложение I. Социальные учения древности и современные философы Индии | 222 |
Социальные идеи древней Индии в наше время — 222. Институт культуры в Калькутте — 223. |
О материализме как научной системе философии — 226. |
Материализм и идеализм о будущем человечества — 229. Философия и общественная жизнь — 232. О так называемых «преимуществах» идеализма — 235. |
Приложение II. Об индийском искусстве | 245 |
Богатство и древность индийского искусства — 245. |
Об индийской скульптуре и живописи — 247. О художественном ремесле в Индии — 260. О народной музыке — 268. Об индийских танцах — 273. |
Народные празднества в Дели — 280. «Русские и индийцы — братья» — 283. |
Литература | 287 |
Указатель имён | 293 |
Шкаф 1, полка А