Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке
Рабинович Михаил Цезаревич
Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.
Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст.
Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.
Издательство «Высшая школа», Москва, 1978
Содержание:
Предисловие | 3 |
Введение | 5 |
Учение о костях | 15 |
Общее понятие о скелете | 15 |
Соединения костей между собой — швы, хрящи, суставы | 16 |
Скелет туловища | 18 |
Позвоночный столб | 18 |
Грудная клетка | 20 |
Кости таза (или тазового пояса) | 22 |
Суставы, сращения, движения и пластика туловища | 23 |
Скелет свободной нижней конечности — ноги | 27 |
Бедренная кость | 27 |
Кости голени | 29 |
Скелет стопы | 31 |
Суставы, движения и пластика нижней конечности | 33 |
Скелет плечевого пояса | 37 |
Скелет свободной верхней конечности — руки | 39 |
Плечевая кость | 39 |
Кости предплечья | 40 |
Скелет кисти | 43 |
Суставы кисти, ее движения и пластика | 45 |
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки | 46 |
Череп | 49 |
Мозговой череп | 51 |
Лицевой череп | 53 |
Движения, пластика и построение головы | 55 |
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов | 58 |
Учение о мышцах | 70 |
Мышцы туловища | 74 |
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение | 79 |
Мышцы таза и бедра | 81 |
Мышцы таза | 81 |
Мышцы бедра | 85 |
Мышцы голени и стопы | 89 |
Мышцы голени | 90 |
Мышцы стопы | 93 |
Движения, пластика и построение ног и таза | 94 |
Мышцы плечевого пояса | 98 |
Мышцы, двигающие плечевой пояс | 100 |
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом | 104 |
Мышцы, идущие от туловища к плечу | 105 |
Мышцы руки | 108 |
Мышцы плеча | 110 |
Мышцы предплечья | 111 |
Мышцы и пластика кисти | 115 |
Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки | 118 |
Мышцы и пластика шеи | 122 |
Пластика, движения и построение шеи с головой | 128 |
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств | 130 |
Мимические мышцы | 133 |
Жевательные мышцы | 141 |
Глаз | 143 |
Нос | 146 |
Рот | 147 |
Ухо | 148 |
Центр тяжести и равновесие | 149 |
Пропорции | 152 |
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц | 155 |
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» | 155 |
Таблица II. В. И. Суриков. «Борец» | 158 |
Таблица III. А. П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом) | 159 |
Таблица IV. А. И. Иванов. «Натурщик» | 162 |
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека | 165 |
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных | 167 |
Млекопитающие | 167 |
Лягушка, ящерица | 184 |
Краткий очерк пластической анатомии птиц | 185 |
Литература | 189 |
Приложение (иллюстрации) | 190 |
Шкаф 5, полка Е