Обри Винсент Бердслей (1872-1898) — гениальный английский график, один из основоположников стиля модерн. Созданное этим художником, чья короткая жизнь буквально ослепила небосвод европейского искусства конца XIX века, до сегодняшнего дня продолжает существовать как уникальный памятник книжной иллюстрации и дизайна.
Его фантастические реминисценции на темы «Смерти Артура» Томаса Мэлори, «Саломеи» Оскара Уайльда, рассказов Эдгара По, «Лисистраты» Аристофана, «Манон Леско» и «Опасных связей», «Мадам Бовари» и «Дамы с камелиями» безоговорочно являются одними из самых оригинальных шедевров стильного оформления этих выдающихся литературных произведений, в которых непревзойденно и полностью реализовался синтез смелых и экзотических художественных замыслов с тщательно продуманной формой их осуществления в полиграфии.
Ассоциативная, символическая и совершенно свободная интерпретация писательской идеи, остросовременное восприятие эстетики любой, даже самой отдаленной эпохи, гротескная парадоксальность образов, богатейший декоративизм при удивительно скромных технических средствах сделали Бердслея предтечей и принадлежностью новейших художественных систем и направлений уже нашего столетия.
Россия одной из первых обратилась к завоеваниям Бердслея, и вне его прямого влияния мы вообще не можем рассматривать теперь такое, например, течение, как «Мир искусства», многие художественные изъявления которого непосредственно напитаны мотивами, приемами и виртуозной технической традицией великого английского мастера.
Настоящая книга представляет собой первую попытку объединить под одной обложкой все элементы обширного культурного наследия, связанного с именем Бердслея. Она включает в себя большинство его рисунков, своеобразные и блистательные опыты в стихах и прозе, его избранную переписку, а также воспоминания и статьи о художнике, принадлежащие перу крупнейших западных и русских критиков и искусствоведов и воспроизводимые здесь по редчайшим отечественным изданиям начала XX века.