Эстетика. В 4-х томах.
Том 1
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
Издательство «Искусство», Москва, 1968
Содержание:
Предисловие | 1 |
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
I. Установление границ и защита эстетики | 8 |
1. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве | 8 |
2. Опровержение некоторых доводов, выдвинутых против эстетики | 9 |
II. Способы научного изучения красоты и художественного |
творчества | 20 |
1. Эмпирическое начало как исходный пункт исследования | 20 |
2. Идея как исходный пункт исследования | 28 |
3. Объединение эмпирического подхода к искусству с точкой зрения идеи | 28 |
III. Понятие прекрасного в искусстве | 29 |
A. Обыденные представления об искусстве | 31 |
1. Художественное произведение как продукт человеческой деятельности | 32 |
2. Художественное произведение как предназначенное для чувственного восприятия человека и заимствованное из чувственной среды | 38 |
3. Цель искусства | 48 |
a) Принцип подражания природе | 48 |
b) Волнения души | 52 |
c) Высшая субстанциальная цель | 53 |
B. Историческая дедукция истинного понятия искусства | 61 |
1. Кантовская философия | 62 |
2. Шиллер, Винкельман, Шеллинг | 66 |
3. Ирония | 69 |
IV. Деление | 75 |
1. Идея прекрасного в искусстве, или идеал | 79 |
2. Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве | 81 |
3. Система отдельных искусств | 87 |
ИДЕЯ ПРЕКРАСНОГО В ИСКУССТВЕ, ИЛИ ИДЕАЛ | 97 |
Введение | 99 |
1. Место искусства по отношению к конечной действительности | 102 |
2. Место искусства по отношению к религии и философии | 109 |
3. Деление | 113 |
Первая глава. ПОНЯТИЕ ПРЕКРАСНОГО ВООБЩЕ | 114 |
1. Идея | 114 |
2. Внешнее бытие идеи | 118 |
3. Идея прекрасного | 119 |
Вторая глава. ПРЕКРАСНОЕ В ПРИРОДЕ | 125 |
A. Прекрасное в природе как таковое | 125 |
1. Идея как жизнь | 125 |
2. Естественная жизненность как прекрасное | 133 |
3. Различные аспекты красоты в природе | 139 |
B. Внешняя красота абстрактной формы и абстрактного единства чувственного материала | 142 |
1. Красота абстрактной формы | 143 |
a) Правильность | 144 |
b) Закономерность | 147 |
c) Гармония | 149 |
2. Красота как абстрактное единство чувственного материала | 150 |
C. Неудовлетворительность прекрасного в природе | 152 |
1. Внутренняя сторона непосредственного существования остается только внутренней | 154 |
2. Зависимость непосредственного единичного существования | 156 |
3. Ограниченность непосредственного единичного существования | 159 |
Третья глава. ПРЕКРАСНОЕ В ИСКУССТВЕ, ИЛИ ИДЕАЛ |
A. Идеал как таковой | 162 |
1. Прекрасная индивидуальность | 162 |
2. Отношение идеала к природе | 169 |
B. Определенность идеала | 183 |
I. Идеальная определенность как таковая | 184 |
1. Божественное начало как единство и всеобщность | 184 |
2. Божественное начало как круг богов | 184 |
3. Спокойствие идеала | 185 |
II. Действие | 187 |
1. Общее состояние мира | 188 |
а) Индивидуальная самостоятельность: век героев | 188 |
в) Современное прозаическое состояние | 202 |
с) Восстановление индивидуальной самостоятельности | 204 |
2. Ситуация | 205 |
a) Отсутствие ситуации | 200 |
b) Определенная ситуация в её спокойной простоте | 209 |
c) Коллизия | 213 |
3. Действие | 226 |
a) Всеобщие силы действия | 228 |
b) Действующие индивиды | 233 |
c) Характер | 244 |
III. Внешняя определенность идеала | 253 |
1. Абстрактный внешний материал как таковой | 255 |
a) Правильность, симметрия, гармония | 260 |
b) Единство чувственного материала | 260 |
2. Согласованность конкретного идеала с его внешней реальностью | 262 |
a) Единство между субъективностью и природой, существующее только «в себе» | 262 |
b) Единство, созданное человеческой деятельностью | 265 |
c) Полнота духовных отношений | 273 |
3. Внешняя сторона идеального художественного произведения в ее отношении к публике | 273 |
a) Утверждение культуры своего времени | 275 |
b) Соблюдение верности истории | 279 |
c) Истинная объективность художественного произведения | 281 |
С. Художник | 290 |
1. Фантазия, гений и вдохновение | 291 |
a) Фантазия | 292 |
b) Талант н гений | 294 |
c) Вдохновение | 297 |
2. Объективность изображения | 299 |
a) Чисто внешняя объективность | 299 |
b) Нераскрытый внутренний мир | 300 |
c) Истинная объективность | 301 |
3. Манера, стиль и оригинальность | 302 |
a) Субъективная манера | 302 |
b) Стиль | 304 |
c) Оригинальность | 305 |
полка БК3