Эстетика. В 4-х томах.
Том 1

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Издательство «Искусство», Москва, 1968

Содержание:

Предисловие 1

ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

 I. Установление границ и защита эстетики 8
   1. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве 8
   2. Опровержение некоторых доводов, выдвинутых против эстетики 9

 II. Способы научного изучения красоты и художественного
творчества 20
   1. Эмпирическое начало как исходный пункт исследования 20
   2. Идея как исходный пункт исследования 28
   3. Объединение эмпирического подхода к искусству с точкой зрения идеи 28

 III. Понятие прекрасного в искусстве 29
  A. Обыденные представления об искусстве 31
   1. Художественное произведение как продукт человеческой деятельности 32
   2. Художественное произведение как предназначенное для чувственного восприятия человека и заимствованное из чувственной среды 38
   3. Цель искусства 48
    a) Принцип подражания природе 48
    b) Волнения души 52
    c) Высшая субстанциальная цель 53
  B. Историческая дедукция истинного понятия искусства 61
   1. Кантовская философия 62
   2. Шиллер, Винкельман, Шеллинг 66
   3. Ирония 69

 IV. Деление 75
   1. Идея прекрасного в искусстве, или идеал 79
   2. Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве 81
   3. Система отдельных искусств 87

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИДЕЯ ПРЕКРАСНОГО В ИСКУССТВЕ, ИЛИ ИДЕАЛ 97
Введение 99

   1. Место искусства по отношению к конечной действительности 102
   2. Место искусства по отношению к религии и философии 109
   3. Деление 113
Первая глава. ПОНЯТИЕ ПРЕКРАСНОГО ВООБЩЕ 114
   1. Идея 114
   2. Внешнее бытие идеи 118
   3. Идея прекрасного 119

Вторая глава. ПРЕКРАСНОЕ В ПРИРОДЕ 125
  A. Прекрасное в природе как таковое 125
   1. Идея как жизнь 125
   2. Естественная жизненность как прекрасное 133
   3. Различные аспекты красоты в природе 139
  B. Внешняя красота абстрактной формы и абстрактного единства чувственного материала 142
   1. Красота абстрактной формы 143
    a) Правильность 144
    b) Закономерность 147
    c) Гармония 149
   2. Красота как абстрактное единство чувственного материала 150
 C. Неудовлетворительность прекрасного в природе 152
   1. Внутренняя сторона непосредственного существования остается только внутренней 154
   2. Зависимость непосредственного единичного существования 156
   3. Ограниченность непосредственного единичного существования 159

Третья глава. ПРЕКРАСНОЕ В ИСКУССТВЕ, ИЛИ ИДЕАЛ
  A. Идеал как таковой 162
   1. Прекрасная индивидуальность 162
   2. Отношение идеала к природе 169
  B. Определенность идеала 183
 I. Идеальная определенность как таковая 184
   1. Божественное начало как единство и всеобщность 184
   2. Божественное начало как круг богов 184
   3. Спокойствие идеала 185

 II. Действие 187
1. Общее состояние мира 188
    а) Индивидуальная самостоятельность: век героев 188
    в) Современное прозаическое состояние 202
    с) Восстановление индивидуальной самостоятельности 204
   2. Ситуация 205
    a) Отсутствие ситуации 200
    b) Определенная ситуация в её спокойной простоте 209
    c) Коллизия 213
   3. Действие 226
    a) Всеобщие силы действия 228
    b) Действующие индивиды 233
    c) Характер 244

 III. Внешняя определенность идеала 253
   1. Абстрактный внешний материал как таковой 255
    a) Правильность, симметрия, гармония 260
    b) Единство чувственного материала 260
   2. Согласованность конкретного идеала с его внешней реальностью 262
    a) Единство между субъективностью и природой, существующее только «в себе» 262
    b) Единство, созданное человеческой деятельностью 265
    c) Полнота духовных отношений 273
   3. Внешняя сторона идеального художественного произведения в ее отношении к публике 273
    a) Утверждение культуры своего времени 275
    b) Соблюдение верности истории 279
    c) Истинная объективность художественного произведения 281
  С. Художник 290
   1. Фантазия, гений и вдохновение 291
    a) Фантазия 292
    b) Талант н гений 294
    c) Вдохновение 297
   2. Объективность изображения 299
    a) Чисто внешняя объективность 299
    b) Нераскрытый внутренний мир 300
    c) Истинная объективность 301
   3. Манера, стиль и оригинальность 302
    a) Субъективная манера 302
    b) Стиль 304
    c) Оригинальность 305
полка БК3