Эстетика. В 4-х томах.
Том 2

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Издательство «Искусство», Москва, 1969

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 7

ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА

Введение. О СИМВОЛЕ ВООБЩЕ 13
   1. Символ как знак 14
   2. Частичное совпадение между образом и смыслом 14
   3. Частичное несовпадение между образом и смыслом 15
    a) Двусмысленность символа 16
    b) Двусмысленность символа в мифологии и искусстве 18
    c) Ограничение понятия символического искусства 22
   4. Деление 25
    a) Бессознательная символика 29
    b) Символика возвышенного 31
    c) Сознательная символика сравнивающей формы искусства 32

Первая глава. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА 34
  A. Непосредственное единство смысла и образа 35
   1. Религия Зороастра 36
   2. Несимволический характер религии Зороастра 39
   3. Нехудожественный характер религии Зороастра, ее способа постижения и изображения 41
  B. Фантастическая символика 43
   1. Индийское понимание Брахмана 46
   2. Чувственность, безмерность и олицетворение 46
   3. Созерцание очищения и раскаяния 56
  C. Символика в собственном смысле 57
   1. Египетское созерцание и изображение мертвого; пирамиды 65
   2. Культ животных и животные маски 67
   3. Развитая символика: колоссы Мемнона, Исида и Осирис, сфинкс 68

Вторая глава. СИМВОЛИКА ВОЗВЫШЕННОГО 72
  А. Пантеизм искусства 75
   1. Индийская поэзия 76
   2. Магометанская поэзия 78
   3. Христианская мистика 81
  В. Искусство возвышенного 82
   1. Бог как творец и властелин мира 83
   2. Мир конечного, лишенный божественного начала 84
   3. Человек как индивид 86

Третья глава. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА СРАВНИВАЮЩЕЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА 88
  A. Сравнения, идущие от внешних явлений 92
   1. Басня 93
   2. Притча, пословица, иносказание 100
    a) Притча 100
    b) Пословица 102
    c) Иносказание 102
   3. Метаморфозы 103
  B. Сравнения, идущие от смысла 105
   1. Загадка 107
   2. Аллегория 108
   3. Метафора, образ, сравнение 112
    a) Метафора 112
    b) Образ 118
    c) Сравнение 120
  C. Исчезновение символической формы искусства 131
   1. Дидактическая поэма 133
   2. Описательная поэзия 134
   3. Античная эпиграмма 134

ВТОРОЙ ОТДЕЛ
КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА

Введение. О КЛАССИЧЕСКОМ ВООБЩЕ 139

   1. Самостоятельность классического как взаимопроникновение духовного начала и его природного облика 143
   2. Греческое искусство как реальное бытие классического идеала 148
   3. Положение творческого художника в классической форме искусства 150
   4. Деление 152

Первая глава. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА 155
   1. Деградация животного элемента 157
    a) Принесение в жертву животных 158
    b) Охота 159
    c) Превращения 159
   2. Борьба между древними и новыми богами 165
    a) Оракулы 168
    b) Древние боги в отличие от новых 170
    c) Победа над древними богами 177
   3. Положительное сохранение отрицательно положенных моментов 179
    а) Мистерии 180
    b) Сохранение древних богов в художественном изображении 181
    с) Природная основа новых богов 182

Вторая глава. ИДЕАЛ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА 187
   1. Идеал классического искусства вообще 188
    a) Идеал как результат свободной художественной деятельности 188
    b) Новые боги классического идеала 192
   2. Круг особенных богов 197
    a) Множество индивидуальных богов 198
    b) Недостаток систематического расчленения 198
    c) Основной характер круга богов 199
   3. Единичная индивидуальность богов 201
    a) Материал для индивидуализации 202
    b) Сохранение нравственной основы 210
    c) Переход к приятному и привлекательному 211

Третья глава. РАЗЛОЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА 213
   1. Судьба 213
   2. Разложение богов вследствие их антропоморфизма 214
    a) Отсутствие внутренней субъективности 215
    b) Переход к христианству—предмет только нового искусства 217
    c) Разложение классического искусства в его собственной области 220
   3. Сатира 222
    a) Различие между разложением классического искусства и символического 223
    b) Сатира 223
    c) Римский мир как почва сатиры 225

ТРЕТИЙ ОТДЕЛ
РОМАНТИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА

Введение. О РОМАНТИЧЕСКОМ ВООБЩЕ 231
   1. Принцип внутренней субъективности 232
   2. Ближайшие моменты содержания и формы романтического искусства 233
   3. Отношение содержания к способу воплощения 238
   4. Деление 242

Первая глава. РЕЛИГИОЗНЫЙ КРУГ РОМАНТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 244
   1. История искупления Христа 248
    a) Кажущаяся ненужность искусства 249
    b) Необходимость появления искусства 249
    c) Случайные черты внешнего явления 250
   2. Религиозная любовь 253
    а) Понятие абсолютного как любви 253
    b) Душа 253
    c) Любовь как романтический идеал 254
   3. Дух общины 256
    a) Мученики 258
    b) Внутреннее покаяние и обращение 261
    c) Чудеса и легенды 263

Вторая глава. РЫЦАРСТВО 265
   1. Честь 270
    a) Понятие чести 270
    b) Уязвимость чести 273
    c) Восстановление чести 273
   2. Любовь 274
    a) Понятие любви 275
    b) Коллизии любви 278
    c) Случайность любви 279
   3. Верность 281
    a) Верность в служении 282
    b) Субъективная самостоятельность в верности 282
    c) Коллизии верности 283

Третья глава. ФОРМАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИ ВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 285
   1. Самостоятельность индивидуального характера 288
    a) Формальная твердость характера 289
    b) Характер как внутренняя, но не развитая целостность 292
    c) Субстанциальный интерес при изображении формального характера 296
   2. Мир приключений 298
    a) Случайность целей и коллизий 298
    b) Комическая трактовка случайного 302
    c) Романическое 304
   3. Разложение романтической формы искусства 305
    a) Субъективное подражание искусства существующему 307
    b) Субъективный юмор 312
    c) Конец романтической формы искусства 313
полка БК3