Эстетика. В 4-х томах.
Том 2
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
Издательство «Искусство», Москва, 1969
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
Введение. О СИМВОЛЕ ВООБЩЕ | 13 |
1. Символ как знак | 14 |
2. Частичное совпадение между образом и смыслом | 14 |
3. Частичное несовпадение между образом и смыслом | 15 |
a) Двусмысленность символа | 16 |
b) Двусмысленность символа в мифологии и искусстве | 18 |
c) Ограничение понятия символического искусства | 22 |
4. Деление | 25 |
a) Бессознательная символика | 29 |
b) Символика возвышенного | 31 |
c) Сознательная символика сравнивающей формы искусства | 32 |
Первая глава. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА | 34 |
A. Непосредственное единство смысла и образа | 35 |
1. Религия Зороастра | 36 |
2. Несимволический характер религии Зороастра | 39 |
3. Нехудожественный характер религии Зороастра, ее способа постижения и изображения | 41 |
B. Фантастическая символика | 43 |
1. Индийское понимание Брахмана | 46 |
2. Чувственность, безмерность и олицетворение | 46 |
3. Созерцание очищения и раскаяния | 56 |
C. Символика в собственном смысле | 57 |
1. Египетское созерцание и изображение мертвого; пирамиды | 65 |
2. Культ животных и животные маски | 67 |
3. Развитая символика: колоссы Мемнона, Исида и Осирис, сфинкс | 68 |
Вторая глава. СИМВОЛИКА ВОЗВЫШЕННОГО | 72 |
А. Пантеизм искусства | 75 |
1. Индийская поэзия | 76 |
2. Магометанская поэзия | 78 |
3. Христианская мистика | 81 |
В. Искусство возвышенного | 82 |
1. Бог как творец и властелин мира | 83 |
2. Мир конечного, лишенный божественного начала | 84 |
3. Человек как индивид | 86 |
Третья глава. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА СРАВНИВАЮЩЕЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА | 88 |
A. Сравнения, идущие от внешних явлений | 92 |
1. Басня | 93 |
2. Притча, пословица, иносказание | 100 |
a) Притча | 100 |
b) Пословица | 102 |
c) Иносказание | 102 |
3. Метаморфозы | 103 |
B. Сравнения, идущие от смысла | 105 |
1. Загадка | 107 |
2. Аллегория | 108 |
3. Метафора, образ, сравнение | 112 |
a) Метафора | 112 |
b) Образ | 118 |
c) Сравнение | 120 |
C. Исчезновение символической формы искусства | 131 |
1. Дидактическая поэма | 133 |
2. Описательная поэзия | 134 |
3. Античная эпиграмма | 134 |
Введение. О КЛАССИЧЕСКОМ ВООБЩЕ | 139 |
1. Самостоятельность классического как взаимопроникновение духовного начала и его природного облика | 143 |
2. Греческое искусство как реальное бытие классического идеала | 148 |
3. Положение творческого художника в классической форме искусства | 150 |
4. Деление | 152 |
Первая глава. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА | 155 |
1. Деградация животного элемента | 157 |
a) Принесение в жертву животных | 158 |
b) Охота | 159 |
c) Превращения | 159 |
2. Борьба между древними и новыми богами | 165 |
a) Оракулы | 168 |
b) Древние боги в отличие от новых | 170 |
c) Победа над древними богами | 177 |
3. Положительное сохранение отрицательно положенных моментов | 179 |
а) Мистерии | 180 |
b) Сохранение древних богов в художественном изображении | 181 |
с) Природная основа новых богов | 182 |
Вторая глава. ИДЕАЛ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА | 187 |
1. Идеал классического искусства вообще | 188 |
a) Идеал как результат свободной художественной деятельности | 188 |
b) Новые боги классического идеала | 192 |
2. Круг особенных богов | 197 |
a) Множество индивидуальных богов | 198 |
b) Недостаток систематического расчленения | 198 |
c) Основной характер круга богов | 199 |
3. Единичная индивидуальность богов | 201 |
a) Материал для индивидуализации | 202 |
b) Сохранение нравственной основы | 210 |
c) Переход к приятному и привлекательному | 211 |
Третья глава. РАЗЛОЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА | 213 |
1. Судьба | 213 |
2. Разложение богов вследствие их антропоморфизма | 214 |
a) Отсутствие внутренней субъективности | 215 |
b) Переход к христианству—предмет только нового искусства | 217 |
c) Разложение классического искусства в его собственной области | 220 |
3. Сатира | 222 |
a) Различие между разложением классического искусства и символического | 223 |
b) Сатира | 223 |
c) Римский мир как почва сатиры | 225 |
|
Введение. О РОМАНТИЧЕСКОМ ВООБЩЕ | 231 |
1. Принцип внутренней субъективности | 232 |
2. Ближайшие моменты содержания и формы романтического искусства | 233 |
3. Отношение содержания к способу воплощения | 238 |
4. Деление | 242 |
Первая глава. РЕЛИГИОЗНЫЙ КРУГ РОМАНТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА | 244 |
1. История искупления Христа | 248 |
a) Кажущаяся ненужность искусства | 249 |
b) Необходимость появления искусства | 249 |
c) Случайные черты внешнего явления | 250 |
2. Религиозная любовь | 253 |
а) Понятие абсолютного как любви | 253 |
b) Душа | 253 |
c) Любовь как романтический идеал | 254 |
3. Дух общины | 256 |
a) Мученики | 258 |
b) Внутреннее покаяние и обращение | 261 |
c) Чудеса и легенды | 263 |
Вторая глава. РЫЦАРСТВО | 265 |
1. Честь | 270 |
a) Понятие чести | 270 |
b) Уязвимость чести | 273 |
c) Восстановление чести | 273 |
2. Любовь | 274 |
a) Понятие любви | 275 |
b) Коллизии любви | 278 |
c) Случайность любви | 279 |
3. Верность | 281 |
a) Верность в служении | 282 |
b) Субъективная самостоятельность в верности | 282 |
c) Коллизии верности | 283 |
Третья глава. ФОРМАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИ ВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ | 285 |
1. Самостоятельность индивидуального характера | 288 |
a) Формальная твердость характера | 289 |
b) Характер как внутренняя, но не развитая целостность | 292 |
c) Субстанциальный интерес при изображении формального характера | 296 |
2. Мир приключений | 298 |
a) Случайность целей и коллизий | 298 |
b) Комическая трактовка случайного | 302 |
c) Романическое | 304 |
3. Разложение романтической формы искусства | 305 |
a) Субъективное подражание искусства существующему | 307 |
b) Субъективный юмор | 312 |
c) Конец романтической формы искусства | 313 |
полка БК3