А как лучше сказать?

Розенталь Дитмар Эльяшевич

В книге в популярной форме изложены важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью, а также словоупотреблением и оптимальным выбором конструкций.

Книга поможет школьникам в усвоении лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка.

Издательство «Просвещение», Москва, 1979

Содержание:

К читателю 5
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО 11
 «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей» 11
 «Верней клади ступень ноги» 14
Старый, давний, старинный, ветхий, древний 17
Раздевалки, читалки, курилки 22
 «Провинциональные» нравы и «упаднические» вкусы 24
 «Ходоки сильно похудали» 24
 Еще один -изм 25
 «Следует отметить следующие факты» 28
 ...плюс экономия 29
Так вот, значит, так сказать... 31
 «Нельзя неглижировать своими обязанностями» 32
 «Какая река так широка, как Ока?» 35
 «Бежит сломав голову» 38
 Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво 40
ЧТО СКАЖЕТ ГРАММАТИКА? 42
Немного о существительных 43
 «Подайте мне мое стуло» 43
 Одна из сестер — библиотекарша, другая — врачиха 46
 «Вы не знаете падежов» 48
 Выпил чашку чаю или чашку чая 50
 — Вы сейчас в отпуске? — Да, я в отпуску 51
 «— Есть у вас в продаже свежие торта́?» 53
 Пять килограммов четыреста граммов помидоров 56
 Все присутствующие обнажили голов.. 58
 «Пьем грузинские вина и чешские пива» 58
Поговорим о прилагательных 60
 — Эта книга интересная? — Да, весьма интересна 60
 Такой вопрос естествен или естественен? 62
 «Приведите более лучший пример» 63
С обезьяньей ловкостью? Нет, с ловкостью обезьяны 64
Коварная часть речи — имя числительное 65
 «Триста шагами дальше» 65
 Поход продолжался 22 суток 66
 «Жили-были трое девчат 67
 «Деревья росли по обоим сторонам улицы» 68
 «Я беседовал с полутора десятком учеников» 69
 Учитель проэкзаменовал 22 ученик.. 69
 Каждому ученику дали по 5 тетрадей 70
 Рост успеваемости на 12,5% 71
Осторожно: местоимение! 72
 «Эту селедку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала» 72
 Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе 75
Знаете ли вы глаголы? 77
 — Что ты чудишь — Я вовсе не чу.. 77
 — Не махай руками. — А я и не машу 78
 В конце урока преподаватель обычно подыт..живает все сказанное 79
Чах-чах, да так и не поправился. — С тех пор хирел и чахнул 80
Простерев руки и замерши на месте... 81
Всегда ли «простое предложение» — простое? 81
 «Единственно нужное размещение единственно нужных слов» 81
 Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ 83
 «Манилов, он был представителем провинциального дворянства» 86
 «Ее сестра звалась Татьяна...» — «Итак, она звалась Татьяной» 87
Как согласовать между собой члены предложения? 88
 Большинство учеников класса хорошо сдал.. все экзамены 88
 Кафе-столовая закрыт.. на ремонт 91
 Жена с мужем пошл.. в театр 93
 Кто из сестер вам об этом сказа..? 94
 В комнату вошл.. молодая женщина и маленький мальчик 95
 «Война и мир» написана Л. Н. Толстым 97
 Занимает две больш.. комнаты 98
 Владеет немецким и французским язык.. 99
 Я давно не видал моих брата и сестру 100
 Это случилось в пустыне Сахар.. или на острове Сицили.. 102
Что означает связь управления? 105
 — Эти разговоры вы слышали в кухне? — Да, на кухне 105
 — Ввиду прошедших дождей... — Нет, вследствие предстоящих заморозков 107
 «Учение не пришел в школу благодаря смерти матери» 108
 Что в, что по лбу 109
 — Пойду в магазин за цветами. — А я в лес по грибы 110
 Ах, уж эти предлоги! 112
 Мы стреляли по противнику, а противник стрелял по на.. 116
 Только старшую сестру он еще слушается 117
 «Я не могу вам позволить начать писать... стихов» 118
 «Дом племянника жены кучера брата доктора» 121
 ««Характеристика Добролюбова «темного царства» 123
 Организовал и руководит работой... 124
Однородные члены предложения: как правильно ими пользоваться? 125
 «Шел дождь и два студента; один в университет, другой в калошах» 125
 ...С пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни 126
 «Газета обратилась с призывом к молодежи и к девушкам города Пензы» 128
 «...Господин Голядкин спросил чаю, умываться и бриться» 129
Не запутаемся ли мы в «сложном предложении»? 131
 «Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки» 131
 «Мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной» 133
 «Просим, чтобы вы пришли бы» 134
 «Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят» 135
 «Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу» 136
Обособление — это не только знаки препинания 138
Приобретший или приобрёвший? 138
 «Приведенные факты в книге свидетельствуют об успехах советского спорта» 140
 «Вошедшие граждане, не забудьте взять билеты» 141
 «Коровы, отправляющиеся на убой» 141
 «Ученик, сделающий уроки...» 142
 «Событие, вызвавшее бы громоподобное впечатление» 143
 «Этот журнал я взял у подруги моей сестры, недавно уехавшей на целинные земли» 143
 «Подъезжая к сией станции... у меня слетела шляпа» 144
 «Умерщвление по причине утонутия» 146
НЕ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЕДИНОЙ 148
Части речи? — Не так уж скучно 148
Синтаксис — душа предложения 154
Эпитеты, сравнения, метафоры... 163
И еще кое-что... 175
ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ ОРФОЭПИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 184
«Репортаж с петлей на шее» 184
Будем равняться на радио и телевидение 195
Небольшое заключение 201
Л и т е р а т у р а д л я д а л ь н е й ш е г о ч т е н и я 203
Л и т е р а т у р а д л я с п р а в о к 203
Шкаф 1, полка Г