А как лучше сказать?
Розенталь Дитмар Эльяшевич
В книге в популярной форме изложены важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью, а также словоупотреблением и оптимальным выбором конструкций.
Книга поможет школьникам в усвоении лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка.
Издательство «Просвещение», Москва, 1979
Содержание:
К читателю | 5 |
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО | 11 |
«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей» | 11 |
«Верней клади ступень ноги» | 14 |
Старый, давний, старинный, ветхий, древний | 17 |
Раздевалки, читалки, курилки | 22 |
«Провинциональные» нравы и «упаднические» вкусы | 24 |
«Ходоки сильно похудали» | 24 |
Еще один -изм | 25 |
«Следует отметить следующие факты» | 28 |
...плюс экономия | 29 |
Так вот, значит, так сказать... | 31 |
«Нельзя неглижировать своими обязанностями» | 32 |
«Какая река так широка, как Ока?» | 35 |
«Бежит сломав голову» | 38 |
Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво | 40 |
ЧТО СКАЖЕТ ГРАММАТИКА? | 42 |
Немного о существительных | 43 |
«Подайте мне мое стуло» | 43 |
Одна из сестер — библиотекарша, другая — врачиха | 46 |
«Вы не знаете падежов» | 48 |
Выпил чашку чаю или чашку чая | 50 |
— Вы сейчас в отпуске? — Да, я в отпуску | 51 |
«— Есть у вас в продаже свежие торта́?» | 53 |
Пять килограммов четыреста граммов помидоров | 56 |
Все присутствующие обнажили голов.. | 58 |
«Пьем грузинские вина и чешские пива» | 58 |
Поговорим о прилагательных | 60 |
— Эта книга интересная? — Да, весьма интересна | 60 |
Такой вопрос естествен или естественен? | 62 |
«Приведите более лучший пример» | 63 |
С обезьяньей ловкостью? Нет, с ловкостью обезьяны | 64 |
Коварная часть речи — имя числительное | 65 |
«Триста шагами дальше» | 65 |
Поход продолжался 22 суток | 66 |
«Жили-были трое девчат | 67 |
«Деревья росли по обоим сторонам улицы» | 68 |
«Я беседовал с полутора десятком учеников» | 69 |
Учитель проэкзаменовал 22 ученик.. | 69 |
Каждому ученику дали по 5 тетрадей | 70 |
Рост успеваемости на 12,5% | 71 |
Осторожно: местоимение! | 72 |
«Эту селедку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала» | 72 |
Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе | 75 |
Знаете ли вы глаголы? | 77 |
— Что ты чудишь — Я вовсе не чу.. | 77 |
— Не махай руками. — А я и не машу | 78 |
В конце урока преподаватель обычно подыт..живает все сказанное | 79 |
Чах-чах, да так и не поправился. — С тех пор хирел и чахнул | 80 |
Простерев руки и замерши на месте... | 81 |
Всегда ли «простое предложение» — простое? | 81 |
«Единственно нужное размещение единственно нужных слов» | 81 |
Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ | 83 |
«Манилов, он был представителем провинциального дворянства» | 86 |
«Ее сестра звалась Татьяна...» — «Итак, она звалась Татьяной» | 87 |
Как согласовать между собой члены предложения? | 88 |
Большинство учеников класса хорошо сдал.. все экзамены | 88 |
Кафе-столовая закрыт.. на ремонт | 91 |
Жена с мужем пошл.. в театр | 93 |
Кто из сестер вам об этом сказа..? | 94 |
В комнату вошл.. молодая женщина и маленький мальчик | 95 |
«Война и мир» написана Л. Н. Толстым | 97 |
Занимает две больш.. комнаты | 98 |
Владеет немецким и французским язык.. | 99 |
Я давно не видал моих брата и сестру | 100 |
Это случилось в пустыне Сахар.. или на острове Сицили.. | 102 |
Что означает связь управления? | 105 |
— Эти разговоры вы слышали в кухне? — Да, на кухне | 105 |
— Ввиду прошедших дождей... — Нет, вследствие предстоящих заморозков | 107 |
«Учение не пришел в школу благодаря смерти матери» | 108 |
Что в, что по лбу | 109 |
— Пойду в магазин за цветами. — А я в лес по грибы | 110 |
Ах, уж эти предлоги! | 112 |
Мы стреляли по противнику, а противник стрелял по на.. | 116 |
Только старшую сестру он еще слушается | 117 |
«Я не могу вам позволить начать писать... стихов» | 118 |
«Дом племянника жены кучера брата доктора» | 121 |
««Характеристика Добролюбова «темного царства» | 123 |
Организовал и руководит работой... | 124 |
Однородные члены предложения: как правильно ими пользоваться? | 125 |
«Шел дождь и два студента; один в университет, другой в калошах» | 125 |
...С пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни | 126 |
«Газета обратилась с призывом к молодежи и к девушкам города Пензы» | 128 |
«...Господин Голядкин спросил чаю, умываться и бриться» | 129 |
Не запутаемся ли мы в «сложном предложении»? | 131 |
«Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки» | 131 |
«Мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной» | 133 |
«Просим, чтобы вы пришли бы» | 134 |
«Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят» | 135 |
«Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу» | 136 |
Обособление — это не только знаки препинания | 138 |
Приобретший или приобрёвший? | 138 |
«Приведенные факты в книге свидетельствуют об успехах советского спорта» | 140 |
«Вошедшие граждане, не забудьте взять билеты» | 141 |
«Коровы, отправляющиеся на убой» | 141 |
«Ученик, сделающий уроки...» | 142 |
«Событие, вызвавшее бы громоподобное впечатление» | 143 |
«Этот журнал я взял у подруги моей сестры, недавно уехавшей на целинные земли» | 143 |
«Подъезжая к сией станции... у меня слетела шляпа» | 144 |
«Умерщвление по причине утонутия» | 146 |
НЕ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЕДИНОЙ | 148 |
Части речи? — Не так уж скучно | 148 |
Синтаксис — душа предложения | 154 |
Эпитеты, сравнения, метафоры... | 163 |
И еще кое-что... | 175 |
ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ ОРФОЭПИЧЕСКОГО ИСКУССТВА | 184 |
«Репортаж с петлей на шее» | 184 |
Будем равняться на радио и телевидение | 195 |
Небольшое заключение | 201 |
Л и т е р а т у р а д л я д а л ь н е й ш е г о ч т е н и я | 203 |
Л и т е р а т у р а д л я с п р а в о к | 203 |
Шкаф 1, полка Г