Практическое руководство по музыкальной грамоте
Фридкин Григорий Абрамович
Учебное пособие «Практическое руководство по музыкальной грамоте» Г. Фридкина успешно используется в учебно-педагогической работе в течение многих лет.
Предназначено для учащихся всех специальностей музыкальных школ (в том числе и для учащихся с пятилетним сроком обучения) и школ искусств.
Издательство «Музыка»,Москва, 2007
Содержание:
Предисловие | 3 |
1. Названия звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си | 5 |
2. Названия октав | 6 |
3. Размещение нот на нотоносце | 7 |
4. Скрипичный ключ | 9 |
5. Нотное обозначение длительности звуков | 10 |
6. Размер 2/4 | 12 |
7. Восьмые в двудольном такте | 13 |
8. Запись песни со словами и без слов | 16 |
9. Мажор и минор. Тоника | 18 |
10. Гамма до мажор | 20 |
11. Тоническое трезвучие | 21 |
12. Вводные звуки | 24 |
13. Полутон и тон | 25 |
14. Диез, бемоль, бекар | 26 |
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации | 28 |
16. Тональность соль мажор | 31 |
17. Тональность фа мажор | 33 |
18. Транспозиция | 35 |
19. Пауза | 37 |
20. Музыкальная фраза | 38 |
21. Реприза | 41 |
22. Басовый ключ | 43 |
23. Тональность ля минор | 45 |
24. Тональность ми минор | 47 |
25. Тональность ре минор | 49 |
26. Размер 3/4 | 51 |
27. Размер 3/8 | 53 |
28. Затакт | 54 |
29. Тональность ре мажор | 57 |
30. Лига | 59 |
31. Четверть с точкой в двудольном размере | 61 |
32. Фермата | 63 |
33. Интервалы | 64 |
34. Главные ступени лада и их названия | 68 |
35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада | 70 |
36. Размер 4/4 | 72 |
37. Три вида минорного лада | 75 |
38. Тональность си минор | 79 |
39. Большая и малая секунды | 81 |
40. Секунды в мажорном ладу | 82 |
41. Большая и малая терции | 83 |
42. Терции в мажорном ладу | 84 |
43. Мажорное и минорное трезвучия | 86 |
44. Чистые квинты в мажорном ладу | 87 |
45. Чистые кварты в мажорном ладу | 88 |
46. Тональность си-бемоль мажор | 90 |
47. Тональность соль минор | 92 |
48. Тритоны в мажорном ладу | 94 |
49. Секунды в гармоническом миноре | 95 |
50. Терции в гармоническом миноре | 97 |
51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора | 98 |
52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия | 100 |
53. Шестнадцатые | 101 |
54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми | 104 |
55. Тональность ля мажор | 107 |
56. Тональность фа-диез минор | 109 |
57. Тональность ми-бемоль мажор | 111 |
58. Тональность до минор | 113 |
59. Большие и малые сексты | 115 |
60. Сексты в мажорном ладу | 117 |
61. Обращения трезвучий | 118 |
62. Большие и малые септимы | 120 |
63. Септимы в мажорном ладу | 121 |
64. Обращения интервалов | 124 |
65. Доминантсептаккорд | 125 |
66. Тональность ми мажор | 128 |
67. Тональность до-диез минор | 130 |
68. Тональность ля-бемоль мажор | 133 |
69. Тональность фа минор | 134 |
70. Размер 6/8 | 137 |
71. Триоли | 139 |
72. Тональность си мажор | 141 |
73. Дубль-диез | 143 |
74. Тональность соль-диез минор | 143 |
75. Тональность ре-бемоль мажор | 146 |
76. Тональность си-бемоль минор | 147 |
77. Дубль-бемоль | 150 |
78. Гармонический мажор | 150 |
79. Таблица интервалов в пределах октавы | 152 |
80. Переменный лад | 153 |
81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу | 156 |
82. Ладовое разрешение интервалов | 158 |
83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений | 159 |
84. Вводные септаккорды | 160 |
85. Таблицы мажорных и минорных тональностей | 162 |
86. Тетрахорды | 166 |
87. Энгармонически равные тональности | 168 |
88. Буквенное обозначение звуков и тональностей | 170 |
89. Квинтовый круг мажорных тональностей | 172 |
90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей | 173 |
91. Одноименные тональности | 176 |
92. Обращения доминантсептаккорда | 178 |
93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука | 180 |
94. Синкопа | 181 |
95. Кварты в гармоническом миноре | 183 |
96. Квинты в гармоническом миноре | 184 |
97. Соединения главных трезвучий | 186 |
98. Последовательность аккордов из главных трезвучий | 187 |
99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями | 189 |
100. Характерные интервалы гармонического минора | 196 |
101. Энгармонически равные интервалы | 199 |
102. Консонирующие и диссонирующие интервалы | 201 |
103. Составные интервалы | 203 |
104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре | 205 |
105. Секвенции | 206 |
106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия | 209 |
107. Построение аккордов от данного звука | 211 |
108. Хроматическая гамма | 212 |
109. Родственные тональности | 216 |
110. Модуляции в родственные тональности | 217 |
111. Каденции | 220 |
112. Период | 223 |
113. Лады народной музыки | 226 |
114. Мелизмы | 231 |
115. Обозначения динамических оттенков | 235 |
116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения | 236 |
Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения) | 240 |
Задания для повторения (основной курс) | 257 |
Краткий словарь музыкальных терминов | 277 |
полка БК5