Практическое руководство по музыкальной грамоте

Фридкин Григорий Абрамович

Учебное пособие «Практическое руководство по музыкальной грамоте» Г. Фридкина успешно используется в учебно-педагогической работе в течение многих лет.

Предназначено для учащихся всех специальностей музыкальных школ (в том числе и для учащихся с пятилетним сроком обучения) и школ искусств.

Издательство «Музыка»,Москва, 2007

Содержание:

Предисловие 3
1. Названия звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си 5
2. Названия октав 6
3. Размещение нот на нотоносце 7
4. Скрипичный ключ 9
5. Нотное обозначение длительности звуков 10
6. Размер 2/4 12
7. Восьмые в двудольном такте 13
8. Запись песни со словами и без слов 16
9. Мажор и минор. Тоника 18
10. Гамма до мажор 20
11. Тоническое трезвучие 21
12. Вводные звуки 24
13. Полутон и тон 25
14. Диез, бемоль, бекар 26
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации 28
16. Тональность соль мажор 31
17. Тональность фа мажор 33
18. Транспозиция 35
19. Пауза 37
20. Музыкальная фраза 38
21. Реприза 41
22. Басовый ключ 43
23. Тональность ля минор 45
24. Тональность ми минор 47
25. Тональность ре минор 49
26. Размер 3/4 51
27. Размер 3/8 53
28. Затакт 54
29. Тональность ре мажор 57
30. Лига 59
31. Четверть с точкой в двудольном размере 61
32. Фермата 63
33. Интервалы 64
34. Главные ступени лада и их названия 68
35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада 70
36. Размер 4/4 72
37. Три вида минорного лада 75
38. Тональность си минор 79
39. Большая и малая секунды 81
40. Секунды в мажорном ладу 82
41. Большая и малая терции 83
42. Терции в мажорном ладу 84
43. Мажорное и минорное трезвучия 86
44. Чистые квинты в мажорном ладу 87
45. Чистые кварты в мажорном ладу 88
46. Тональность си-бемоль мажор 90
47. Тональность соль минор 92
48. Тритоны в мажорном ладу 94
49. Секунды в гармоническом миноре 95
50. Терции в гармоническом миноре 97
51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора 98
52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия 100
53. Шестнадцатые 101
54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми 104
55. Тональность ля мажор 107
56. Тональность фа-диез минор 109
57. Тональность ми-бемоль мажор 111
58. Тональность до минор 113
59. Большие и малые сексты 115
60. Сексты в мажорном ладу 117
61. Обращения трезвучий 118
62. Большие и малые септимы 120
63. Септимы в мажорном ладу 121
64. Обращения интервалов 124
65. Доминантсептаккорд 125
66. Тональность ми мажор 128
67. Тональность до-диез минор 130
68. Тональность ля-бемоль мажор 133
69. Тональность фа минор 134
70. Размер 6/8 137
71. Триоли 139
72. Тональность си мажор 141
73. Дубль-диез 143
74. Тональность соль-диез минор 143
75. Тональность ре-бемоль мажор 146
76. Тональность си-бемоль минор 147
77. Дубль-бемоль 150
78. Гармонический мажор 150
79. Таблица интервалов в пределах октавы 152
80. Переменный лад 153
81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу 156
82. Ладовое разрешение интервалов 158
83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений 159
84. Вводные септаккорды 160
85. Таблицы мажорных и минорных тональностей 162
86. Тетрахорды 166
87. Энгармонически равные тональности 168
88. Буквенное обозначение звуков и тональностей 170
89. Квинтовый круг мажорных тональностей 172
90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей 173
91. Одноименные тональности 176
92. Обращения доминантсептаккорда 178
93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука 180
94. Синкопа 181
95. Кварты в гармоническом миноре 183
96. Квинты в гармоническом миноре 184
97. Соединения главных трезвучий 186
98. Последовательность аккордов из главных трезвучий 187
99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями 189
100. Характерные интервалы гармонического минора 196
101. Энгармонически равные интервалы 199
102. Консонирующие и диссонирующие интервалы 201
103. Составные интервалы 203
104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре 205
105. Секвенции 206
106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия 209
107. Построение аккордов от данного звука 211
108. Хроматическая гамма 212
109. Родственные тональности 216
110. Модуляции в родственные тональности 217
111. Каденции 220
112. Период 223
113. Лады народной музыки 226
114. Мелизмы 231
115. Обозначения динамических оттенков 235
116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения 236
Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения) 240
Задания для повторения (основной курс) 257
Краткий словарь музыкальных терминов 277
полка БК5