Избранныя творенія Беседы на Евангеліе отъ Іоанна Богослова Книга первая

Іоаннъ Златоустъ

Издательский отдел Московского Патриархата 1993
Репринтное издание

Содержание:

Книга первая.

БЕСѢДА I (вступительная).

1. Похвала евангелію отъ Іоанна. Его превосходство и польза.—Кто могутъ понимать его.—2. Возвышенность Іоанна.—Какъ нужно слушать евангеліе.—Необходимость извѣстнаго расположенія къ слову Божію.—3. Не нужно бросать святыни псамъ.—4. Описаніе настроеній, которыя требуются для слушанія евангелія.—Нужно избегать театральныхъ зрѣлищъ и твердо стоять въ единеніи съ Богомъ и церковію.—Должно имѣть внимательный слухъ 5

БЕСѢДА II на св. Іоан. глава I, ст. 1.

1. Внѣшніе философы въ сравненіи съ ев. Іоанномъ.—Бѣдность и неученость его и въ тоже время несравненное превосходство его надъ первыми.—2. Варварскіе народы, воспріявъ христіанство, научились любомудрствовать.—3. Противъ учеши философовъ и особенно противъ ученія о переселеніи душъ.—4. Почему Іоаннъ говоритъ о Богѣ-Сынѣ, не касаясь Бога-Отца.—Въ чемъ истинное любомудр1е?—5. Умъ не можетъ одновременно размышлять о нѣсколькихъ предметахъ.—Съ какимъ вниманіемъ слѣдуетъ читать евангеліе св. Іоанна 11

БЕСѢДА III на Іоан. I, 1.

1. О посвященіи Господу одного изъ семи дней недѣли.—Какое воспитаніе должно давать юношеству.—2. Мнѣніе еретиковъ аномеевъ о Богѣ-Словѣ.—3 и 4. Доказательства вѣчности Слова.—5 и 6. Противъ тщеславія.—Производимое имъ зло.—Ему приносятъ въ жертву свои богатства.—Ради него дѣлаютъ все въ угоду народу.—Слава народа есть истинная слава.—Какъ нужно поступать съ толпой.—Пусть одинъ Богъ будетъ зрителемъ и хвалителемъ добрыхъ дѣлъ 21

БЕСѢДА IѴ на Іоан. I, 1.

1. Почему св. Іоаннъ ограничивается единымъ словомъ о воплощении Сына Божія въ то время, какъ другіе евангелисты подробно излагаютъ его.—Павелъ Самосатскій и его заблужденіе.—2. Что такое Слово.—3. Опроверженіе возраженія еретиковъ противъ Божества Сына, основывающагося на томъ, что Сынъ называется Богомъ—θεός—безъ члена.—4 и 5. Іисусъ Хр. пострадалъ и умеръ для избавления насъ отъ идолослуженія.—Воздавать твари богопочтеніе, долженствующее Творцу, крайне, несправедливо.—Вѣра и ученіе безполезны для спасенія, если жизнь и нравы испорчены.—Немедленно должно угашать гнѣвъ.—Люди хвалятъ и порицаютъ по мѣрѣ того, любятъ они, или ненавидятъ.—Изображеніе человека въ гнѣвѣ.—Противъ тѣхъ, которые тщательно соблюдаютъ часы и времена 33

БЕСѢДА Ѵ на Іоан. 1, 3.

1. Какъ некоторые еретики измѣнили смыслъ третьяго стиха первой главы Евангелія отъ Іоанна черезъ измѣненіе пунктуаціи.—2. Нелѣпые выводы, къ которымъ приводитъ мнѣніе, допускаемое еретиками о томъ, что Духъ Святой сотворенъ.—3. Сынъ Божій равенъ своему Отцу.—Неистощимая плодотворность Творца.—Богъ не есть существо сложное.—4. О томъ, что грѣшники похожи на пьяныхъ и яростныхъ людей.—Лучше ходить и показываться нагимъ на улицахъ, чѣмъ покрытымъ и обремененнымъ грѣхами 48

БЕСѢДА ѴI на Іоан. I, 6.

1. Посланничество Іоанна Крестителя.—Объясненіе изрѣченія: бысть человѣкъ посланъ отъ Бога.—Зачѣмъ и какимъ, образомъ Христосъ принимаетъ свидетельство Іоанна. Ученіе безъ добрыхъ дѣлъ не приноситъ пользы 51

БЕСѢДА ѴII на Іоан. I, 9.

1. Не слѣдуетъ стараться постигнуть то, что непостижимо въ Боге.—Истинное ученіе объ Отцѣ и Сынѣ.—Неразуміе савеліанъ и маркелліанъ.—Какъ омываются грѣхи 54

БЕСѢДА ѴIII на Іоан. I, 9.

1. Почему Іисусъ Христосъ, будучи свѣтомъ истины, не освѣщаетъ всѣхъ людей.—2. Неразуміе Павла Самосатскаго.—Ответы на вопросы язычниковъ: что дѣлалъ Іисусъ Христосъ до своего пришествія и проч.?—Нельзя надлежащимъ образомъ стремиться къ небесному, привязываясь къ земному. Большое различіе между служителями Іисуса Христа и служителями мамоны 58

БЕСѢДА IX на Іоан. I, 11.

1. Кто такіе свои, которые не приняли Христа: во-первыхъ іудеи, бывшіе его избран. народомъ.—Затѣмъ другіе люди, которые не вѣровали въ него, будучи Его тварями.—2. Невѣріе какъ причина ослѣпленія іудеевъ; гордость, какъ причина ихъ невѣрія. —Благодать милосердія, распространенная Богомъ на язычниковъ, не причинила никакой несправедливости іудеямъ.—Апостолъ Павелъ справедливо укоряетъ ихъ и обуздываетъ ихъ гордость и заносчивость.—Они завидуютъ спасенію язычниковъ.—Гордость дѣлаетъ безполезными всѣ добродетели 62

БЕСѢДА X на Іоан. I, 11.

1. Богъ не насилуетъ и не стѣсняетъ нашей свободной воли.—2. Что значить: во своя пріиде?—О томъ, что тѣ, кто не восхотѣли принять Іисуса Христа, достаточно наказаны самымъ этимъ поступкомъ и послѣдствіями этого отказа.—Благодатное дѣйстіе крещенія.—3. О томъ, что сохранять чистоту нашего крещенія вполне зависитъ отъ насъ.—Наказаніе тѣмъ, кто оскверняетъ одежду, полученную при крещеніи.—Вѣра и чистота жизни необходимы для спасенія.—Въ какую одежду должны облачаться тѣ, кто призваны на царскій брачный пирѣ 67

БЕСѢДА XI на Іоан. I, 14.

1. Прежде чѣмъ идти на бесѣду, слѣдуетъ прочитать тѣ мѣста изъ Священнаго Писанія, которыя подлежать объясненію.—Положеніе служителя не умаляетъ достоинства Сына Божія.—2. О еретикахъ, утверждающихъ, что Слово воплотилось лишь повидимости.—Состояніе природы человеческой до пришествія Іисуса Христа.—Она была подобна разрушенному дому, который могъ возстановить лишь одинъ Всемогущій.—Воплощеніе какъ непостижимая тайна.—Богъ—Слово принялъ нашу плоть, чтобы никогда не оставлять ея.—Вотъ почему она возсѣдаетъ на царственномъ престолѣ, и боготворится всѣмъ небеснымъ воинствомъ 72

БЕСѢДА XII на Іоан. I, 14.

1. Что означаетъ изреченіе: славу, яко Единороднаго отъ Отца.—2 и 3. Предзнаменованія и чудеса передъ пришествіемъ Іисуса Христа.—Предвестники и проповедники.— Свободная воля человека.—Добродетель, какъ произведете свободной воли.—Чудеса возвещали объ Іисусе Христе и показывали, что онъ есть Единородный Сынъ Божій.—Чудеса, совершенныя невидимо и видимо во время Его смерти.—Какова слава Христа на небесахъ 77

БЕСѢДА XIII на Іоан. I, 16.

1. Невнимательность слушателей не лишаетъ проповѣдника награды.—Почему ев. Іоаннъ часто ссылается на свидѣтельство св. Іоанна Крестителя?—2 и 3. Значеніе свидетельства св. Іоанна Крестителя.—4. Нѣтъ ничего прекраснее правильной жизни.—Отверженіе даровъ, приносимыхъ отъ злопріибрѣтенныхъ имѣній 83

БЕСѢДА XIѴ на Іоан. I, 16.

1. О томъ, что мы получили отъ полноты Іисуса Христа.—2. Различіе между ветхимъ и новымъ закономъ.—Значеніе словъ: благодать возблагодать.—Богъ всегда предваряетъ насъ своими благодѣяніями.—3 и 4. Прообразы ветхаго завета получили свое исполненіе въ новомъ.—Объясненіе нѣкоторыхъ изъ этихъ прообразовъ.—Въ публичныхъ состязаніяхъ поощряютъ къ состязаніи не тѣхъ, которые потерпѣли пораженіе, а только мужественныхъ бойцовъ.—Напротивъ, въ подвигахъ духовныхъ поощряютъ и одушевляютъ одинаково и тѣхъ и другихъ, потому что те, кто потерпели пораженіе, могутъ оправиться и еще одержать побѣду.—Горечь лекарствъ никого не должна приводить въ уныніе: польза ихъ обнаружится впослѣдствіи.— Какъ грешники, такъ и праведники—всѣ нуждаются въ лекарствахъ, исправленіяхъ и добрыхъ назиданіяхъ 90

БЕСѢДА XѴ на Іоан. I, 18.

1. Бога никто никогда не видѣлъ въ Его сущности.— 2 и 3. Іисусъ Христосъ вполне знаетъ Отца, потому что пребываетъ въ Его лоне.—Опроверженіе аріанъ и другихъ еретиковъ, отвергавшихъ Божество Іисуса Христа.—Іисусъ Христосъ открылъ намъ больше, чемъ пророки и Моисей.—Всѣ христіане составляютъ одно тѣло,—Что служитъ величайшею связью ихъ взаимной любви 96

БЕСѢДА XѴI на Іоан. I, 19.

1. Какъ злоба іудеевъ проявляется въ вопросахъ, съ которыми они обращались къ св. Іоанну Крестителю.— 2. Какъ этотъ вѣрный Предтеча отдаетъ Іисусу Христу славу, которую даже іудеи хотели воздавать ему самому.—Высокое мнѣніе, которое іудеи имели о св. Іоаннѣ Крестителе.—Ихъ невѣріе въ Іисуса Христа неизвинительно и не заслуживало прощенія.—Смиреніе св. Іоанна Крестителя.—Противъ аномеевъ.—Гордость низпровергаетъ всякую добродетель души и извращаетъ всѣ добрые дела.—Она есть мать діавола, начало, источникъ и причина всѣхъ грѣховъ.—О милостынѣ.— Бѣдные переносятъ на небо блага міра сего.—Непрочность земныхъ владѣній и потому нужно заблаговременно переносить ихъ въ высшій градъ 102

БЕСѢДА XѴII на Іоан. I, 28, 29.

1. Слова св. Іоанна Крестителя свидетельство его величайшаго благоговѣнія къ Іисуса Христу.—2. Іисусъ Христосъ не имѣлъ нужды въ крещеніи.—3 и 4. Ложность предположенія, что Іисусъ Христосъ творилъ въ дѣтствѣ чудеса.—Почему Іудеи не веровали въ Іисуса Христа, хотя слышали проповедь св. Іоанна Крестителя и видели столько знаменій и чудесъ.-—Достоверность евангелистовъ.—Противъ язычниковъ.—Встречаются защитники зрѣлищъ, но не обретается истины и веры.—Сочиненія философовъ того времени противъ христіанъ 109

БЕСѢДА XѴIII на Іоан. I, 35—37.

1. Почему св. Іоаннъ Креститель часто повторялъ одно и тоже?—Нѣкоторые оглашенные отлагали принятіе крещенія до послѣдняго момента.—2. Пророки и апостолы проповѣдывали Іисуса Христа отсутствующаго, а св. Іоаннъ Креститель проповѣдывалъ Христа присутствующаго.—3 и 4. Слѣдуетъ предпочитаь ученіе Іисуса Христа всякому другому.—Чемъ больше даютъ пищи тѣлу, тѣмъ болѣе его разслабляютъ; чѣмъ болѣе даютъ пищи душѣ, тѣмъ болѣе ее укрѣпляютъ.—Отвращеніе къ мясу есть признакъ болѣзни тѣла; отвращеніе къ слову Божію есть признакъ болѣзни души.—Какова ея пища?—Противъ театра и зрѣлищъ 117

БЕСѢДА XIX на Іоан. I, 41, 42.

1. Блага единенія людей.—Андрей, найдя Мессію, немедленно приглашаетъ своего брата принять участіе въ обрѣтенномъ счастьи.—2. Пророчество доказываете божественное всемогущество не менѣе, чѣмъ и чудо.—3. Древніе имели много названій, христіане—одно только имя—христіанинъ.— Почетность и слава этого имени.—Мы носимъ имя Іисуса Христа и столь же близки къ нему, какъ тѣло къ головѣ.— Какъ делать надлежащее употребленіе изъ богатства?—Раздавать свое имѣніе бѣднымъ значить обогащать себя 125

БЕСѢДА XX на Іоан. I. 43, 44.

1. Призваніе Филиппа.—Іисусъ Христосъ однимъ словомъ увлекаетъ его за собою.—Филиппъ съ своей стороны приводить Наѳанаила ко Христу.—2. Характеръ Наѳанаила, его мудрость.—Какъ онъ приведенъ къ вѣрѣ.—3. Вѣрные обязаны дѣлать все, что желаетъ и требуетъ отъ нихъ Іисусъ Христосъ.—Должно во всемъ повиноваться Христу, питать Его, когда Онъ голоденъ, поить, когда Онъ жаждете.—Онъ не отвергнетъ нашихъ даровъ, каковы бы они ни были.— Другъ съ удовольствіемъ принимаетъ все, что даетъ ему его другъ.—Любовь обнаруживается не въ словахъ, а въ дѣлахъ 130

БЕСѢДА XXI на Іоан. I, 49, 50.

1. Исповѣданіе Наѳанаила было менѣе совершеннымъ, чѣмъ исповѣданіе, сделанное впослѣдствіи ап. Петромъ.— 2. Іисусъ Христосъ совершилъ свое первое чудо по просьбѣ своей Матери.—3.Іисусъ Христосъ желаетъ, чтобы всѣ обращались къ Нему съ своими нуждами.—Примѣръ знаменитыхъ врачей.—Почему Онъ далъ жесткій отвѣтъ своей Матери.— Родственники Спасителя, извѣстные подъ именемъ Деспосинъ.— Наши предки и отцы были добрые христіане, что должно устыжать насъ и подвергать тѣмъ большему общенію 135

БЕСѢДА XXII на Іоан. II, 4.

1. Іисусъ Христосъ все совершаетъ благовременно не потому, чтобы Онъ подчинялся времени, такъ какъ Онъ Творецъ лѣтъ и Господь вѣковъ, но по любви къ порядку.— 2.—Іисусъ Христосъ своимъ чудомъ въ Канѣ Галилейской доказалъ, что Онъ Творецъ воды и вина.—3. Чудеса Іисуса Христа превосходятъ всѣ силы природы.—Онъ усовершаетъ наши мятежныя души.—Непрочноть благъ міра сего: они мгновенно исчезаютъ и утекаютъ съ быстротою потока.— Скудость есть мать здоровья.—Сладости трапезы очень вредны для тѣла и души и производятъ множество болѣзней 142

БЕСѢДА ХХIII на Іоан. II, 11.

1. Претвореніе воды въ вино есть первое чудо Іисуса Христа.—На какихъ свидѣтельствахъ покоится достовѣрность этого чуда, приведшаго учениковъ къ вѣрѣ.—2.Іисусъ Христосъ изгоняете продавцовъ изъ храма.—Тоже было и еще разъ въ концѣ Его проповѣди.—3. Почему Іисусъ Христосъ дѣлалъ неясныя предсказанія.—Апостолы не знали о воскресеніи.—Почему Іисусъ Христосъ не открылъ имъ этого?—Люди больше вѣрятъ самымъ фактамъ, чѣмъ словамъ.—Св. Духъ напомнилъ апостоламъ обо всемъ, что говоришь имъ Іисусъ Христосъ.—Величіе добродѣтели апостоловъ.—Похвала имъ.—Увѣщаніе къ милостынѣ, безъ которой нельзя войти во врата небесныя 148

БЕСѢДА XXIѴ на Іоан. II, 23.

1. Тѣ, которыхъ привлекало къ Іисусу Христу Его ученіе, были болѣе тверды и устойчивы въ вѣрѣ, чѣмъ привлеченные знаменіями.—Почему Онъ не совершалъ более чудесъ.—2. Никодимъ, слабость и несовершенство его вѣры.—Снисходительность Іисуса Христа.—3. Не должно съ чрезмѣрною любознательностью проникать въ священный тайны.—Не подчиняя свой разумъ вере, люди впадаютъ во множество нелѣпостей.—Разумъ человѣческій, не озаренный свыше, производитъ лишь тьму.—Богатства суть шипы, которые царапаютъ и ранятъ насъ 155

БЕСѢДА XXѴ на Іоан. III, 5.

1. Никодимъ не понялъ словъ Спасителя потому, что хотѣлъ разсуждать о духовныхъ предметахъ почеловѣчески.—Если человѣкъ не раздается отъ воды и Духа, онъ не можетъ войти въ царство небесное.—2 и 3. Вѣра въ невидимое.—Различіе между первымъ и вторымъ твореніемъ.-— Въ первомъ твореніи Творецъ воспользовался землей для созданія человека; во второмъ Св. Духъ пользуется водою.—Первый человѣкъ былъ созданъ съ душею живою, второй исполненъ Духа животворящаго.—Первый человѣкъ нуждался въ помощи, второй, получая благодать Духа святаго, не нуждается ни въ какой иной помощи.—Почему вода нужна для крещенія?—Обрядъ крещенія.—Великія тайны, совершенныя для насъ Іисусомъ Христомъ, какъ побужденія для насъ вести добрую жизнь.—Оглашенные и ихъ положеніе въ отношеніи къ вѣрнымъ.—Польза милостыни и даровъ, приносимыхъ Іисусу Христу и малымъ симъ 161

БЕСѢДА XXѴI на Іоан. III, 6.

1. Духовное возрожденіе и его сущность.—2. Прообразъ духовнаго возрожденія.—3. Характеръ христіанскаго увѣщанія.—Нужно дѣйствовать съ кротостью, безъ гнѣва и крика.—Человѣкъ, приносящій другимъ обиды, совершаетъ позорное дѣло; терпящій обиды есть истинный философъ.—Рабы имѣютъ туже природу, какъ и господа, и потому послѣдніе не должны оскорблять первыхъ. То, что рабы дѣлаютъ изъ страха господъ, послѣдніе должны делать изъ страха Божія 176

БЕСѢДА XXѴII на Іоан. III, 12, 13.

1. Не должно стараться постигнуть разумомъ происхожденіе Сына Единороднаго.—2. Мѣдный змѣй какъ прообразъ Іисуса Христа.—Какъ Богъ возлюбилъ міръ.—3. Любовь Божія: чрезмѣрность Его благости къ грѣшникамъ и неблагодарнымъ.—Богъ, чтобы спасти насъ, не пощадилъ даже Сына своего Единароднаго, а мы щадимъ свои деньги.—Дурное употребленіе, делаемое изъ богатства.—Наша неблагодарность Іисусу Христу въ лице бѣдныхъ за все Его благодѣянія намъ.—Противъ тѣхъ, которые расточая все на роскошь, презираютъ бѣдныхъ и не заботятся о, ихъ нуждахъ 172

БЕСѢДА XXѴIII на Іоан. III, 17.

1. Чѣмъ больше милосердіе Господа, тѣмъ строже будутъ Его наказанія жестоковыйнымъ.—Богъ открылъ двери щедротъ всѣмъ людямъ.—Два пришествія Іисуса Христа.—2. Невѣрующіе подлежать осужденію.—Кто удаляются отъ Іисуса Христа.—Велите грешники—люди, закоснелые въ своемъ упорстве, преданные обуявшимъ ихъ порокамъ.—Чтобы быть христіаниномъ, нужно вести добрую жизнь съ соблюденіемъ чистоты ученія.—Причина уклоненія язычниковъ отъ принятія вѣры Христовой.—Языческіе философы дѣлали добродѣтель изъ пустого тщеславія.—Любовь къ тщеславію губитъ людей.—Тщеславіе пагубнѣе всѣхъ другихъ пороковъ.—Чтобы пріобрѣсть славу предъ людьми и славу, исходящую отъ Бога, нужно стремиться къ достиженію только последней 178

БЕСѢДА XXIX на Іоан. III, 22.

1. Возвышенность истины и низость лжи.—Почему Іисусъ Христосъ самъ не совершалъ крещенія, а только Его ученики.—2. Ученики Іоанна Крестителя завидывали учениками Іисуса Христа.—3. Какъ церковь становится невѣстой Іисуса Христа.—Бѣдствія и потери, причиненныя тщеславіемъ.—Какъ освободиться отъ этого порока 184

БЕСѢДА XXX на Іоан. III, 31.

1. Старанія св. Іоанна Крестителя присесть своихъ учениковъ къ Іисусу Христу.—2. Отверженіе Іисуса Христа равносильно обличенію во лжи пославшаго Его Бога.—3. Не должно читать слово Божіе легкомысленно: нужно вникать во всякое слово.—Слово Божіе есть оружіе, которымъ нужно уметь владеть.—Въ дѣлахъ міра сего всѣ ловки и бойки, а въ дѣлѣ спасенія мы ленивы и трусливы.—Свящ. книги написаны не для древнихъ только, но и для насъ 190

БЕСѢДА XXXI на Іоан. III, 36, 36.

1. Вѣра безъ доброй жизни безполезна для спасенія.—2. Почему Іисусъ Христосъ удаляется.—Происхожденіе самарянъ. —3. Трудовая жизнь Іисуса Христа.—Исторія самарянки.— 4. Продолженіе о томъ же.—Отмѣна обрядностей іудейскихъ.—5. Добрый примѣръ, преподанный самарянкѣ въ отношеніи любви и ревности, съ которыми должно относиться къ слову Іисуса Христа.—Она призываетъ другихъ къ Іисусу Христу, между тѣмъ какъ іудеи отвращали отъ него.—Дѣлать неблагоугодное Богу значить жить безполезно и къ собственной гибели.—Душа безсмертна.—Тѣло также будетъ безсмертно, чтобы мы могли наслаждаться небесными благами.—Богъ предлагаетъ намъ небо, а мы привязываемся къ землѣ, нанося оскорбленіе Господу 195

БЕСѢДА ХХХII на Іоан. IѴ, 13, 14.

1. Св. Писаніе называете Св. Духа то водой, то огнемъ, обозначая этимъ не сущность, а дѣятельность.—Продолженіе исторіи самарянки.—2. Послушность самарянки.—3. Мудрость Іисуса Христа въ дѣлѣ обращенія людей ко спасенію.—Увѣщаніе къ чтенію св. Писанія.—Діаволъ не смѣетъ войти въ домъ, где есть Евангеліе.—Чтеніе духовныхъ книгъ освящаетъ человѣка 205

БЕСѢДА ХХХIII на Іоан. IѴ, 21, 22,

1. Человѣкъ всегда нуждается въ вѣрѣ.—Вѣра подобно кораблю перевозитъ насъ чрезъ житейское море.—-2. Объ истинномъ богопочтеніи.—Почтете учениковъ къ своему Учителю.— Нѣтъ ничего выше любви Христовой.—Смиреніе и нѣжность привлекли особенную любовь Іисуса Христа къ Іоанну.—Ап. Петръ.—Смиреніе какъ основа добродѣтели.—Суетность богатствъ.—Увѣщаніе къ милостынѣ 212

БЕСѢДА XXXIѴ на Іоан. IѴ, 22, 29.

1. Продолженіе исторіи самарянки: смиреніе этой женщины.—2. Почему Іисусъ Христосъ, какъ и пророки, часто выражалъ свою мысль посредствомъ сравненій, иносказаній и аллегорій.—Пророки сѣяли, апостолы пожинали.—3. Должно слѣдовать примеру самарянки въ исповѣданіи своихъ грѣховъ.—Люди обычно боятся людей, и не боятся Бога.—Скрывая свои грѣхи предъ людьми, чтобы не быть опозоренными, они не боятся позора предъ Богомъ.—Возвращаться къ грѣху, это значитъ уподоблявеся псу, возвращающемуся на свою блевотину. Лучшее средство къ исправленію своихъ пороковъ, это—изслѣдовать каждый изъ нихъ отдѣльно не пропуская ни одного. Необходимость постоянно быть готовымъ къ пришествію Господа 218
БЕСѢДА XXXѴ на Іоан. III, 5.

1. Самаряне, будучи болѣе воспріимчивы къ благодати, чѣмъ іудеи, увидѣвъ и услышавъ Іисуса Христа, признаютъ, что Онъ есть Спаситель міра.—2. Исцѣленіе сына царедворца Иродова.—3. Не должно требовать отъ Бога чудесъ, или доказательствъ Его всемогущества.—Должно славить и любить Бога при всякихъ обстоятельствахъ: въ радости и скорбяхъ, въ здоровьѣ и болѣзни и терпѣть все изъ любви къ Нему 224

БЕСѢДА XXXѴI на Іоан. IѴ, 54; Ѵ, 1.

1. Овчая купель, какъ прообразъ крещенія.—2. Разслабленный, страдавшій 38 лѣтъ, прекрасный образецъ терпѣнія. Настойчивость въ молитвѣ.—Качество молитвы.—Почему жизнь человѣка трудна и тяжела.—Необходимость труда.—Въ чемъ состоитъ цѣломудріе.—Нѣтъ труда, нѣтъ и умѣренности.—Удовольствіе, доставляемое порокомъ, кратковременно; радость, даваемая добродѣтелью, вѣчна.—Нѣтъ истинной радости въ этомъ мірѣ; истинная радость на небѣ 230

БЕСѢДА XXXѴII на Іоан. Ѵ, 6 и 7.

1. Великая польза, почераемая изъ священнаго Писанія.—Отличіе самоотверженія разслабленнаго отъ самоотверженія св. Матвея.—2. Вѣра разслабленнаго.—3. Величіе зла, производимаго порокомъ.—Изображеніе зависти: завистливые не имѣютъ извиненія; ихъ грѣхъ не заслуживаетъ прощенія 235

БЕСѢДА ХХХУШ на Іоан. Ѵ, 14.

1. Богъ наказываетъ тѣло за грехи души.—Большая часть болезней происходитъ отъ греха.—2 и 3. Признаніе разслабленнаго.—Іисусъ Христосъ сравниваетъ себя съ Богомъ Отцемъ и объявляетъ Себя равнымъ Ему.—4. Совершенное равенство и совершенное единство Отца и Сына.—Противъ честолюбія и страсти превозноситься надъ другими.—Нужно избѣгать тщеславія и производимыхъ имъ золъ и искать славы, исходящей отъ Бога.—Различіе славы человѣческой отъ славы Божіей 241

БЕСѢДА XXXIX на Іоан. Ѵ, 22, 23.

1. Должно бояться страшнаго суда.—2. Почему Іисусъ Христосъ употребляетъ простыя слова.—3. Іисусъ Христосъ часто говорить о судѣ и воскресеніи.—4. Двѣ воли во Іисусѣ Христе.— 5. Въ изслѣдованіи священнаго писанія нужно тщательно изслѣдовать всѣ подробности.—Должно прощать другимъ, какъ Іисусъ Христосъ простилъ намъ.—Что нужно дѣлать, чтобы получить жизнь вѣчную.—Увѣщаніе къ милостынѣ 251

БЕСѢДА XL на Іоан. Ѵ, 31, 32.

1. Простое и удовлетворительное объясненіе текста казавшегося сначала труднымъ. —2. Свидѣтельство Іоанна въ пользу Іисуса Христа и свидѣтельство дѣла Іисуса Христа.—3. Свидѣтельство Бога Отца.—Нужно бороться съ еретиками съ помощью священнаго Писанія.—Любостяжаніе есть корень всѣхъ золъ.—Нельзя служить двумъ господамъ—Богу и мамонѣ.—Какъ нужно творить милостыню.—Суровость будущаго суда надъ тѣми, кто были безчеловѣчны и жестоки къ бѣднымъ 263

БЕСѢДА XLI на Іоанн. Y, 39, 40.

1. Не должно читать священнаго Писанія урывками и легкомысленно.—2. Іудеи будутъ имѣть своимъ обвинителемъ самого Моисея. —- 3. Опроверженіе предлоговъ и пустыхъ извиненій іудеевъ.—Ихъ злоба и жестоковыйность.—Добродетель мать благоразумія.—Грѣхъ раждается отъ глупости.—Мудрость того кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его 271

БЕСѢДА XLU на Іоан.. ѴI, 1—4.

1. Полезно иногда удаляться отъ гонительства.—2. Чудо умноженія хлѣбовъ.—Заблужденіе маркіонитовъ.—3. Съ какимъ тщаніемъ Іисусъ Христосъ назидаетъ своихъ учениковъ совершеніемъ чудесъ.—4. Должно презирать славу человеческую и богатства земли.—Почести и богатства міра сего несравнимы съ. почестями и благами, обещанными намъ Богомъ.—Нужно любить не эту преходящую славу, а славу безсмертную.—Различіе между служеніемъ міру и служеніемъ Іисусу Христу.—Противъ зрѣлищъ.—Преступность тратить деньги на женщинъ худой жизни, вмѣсто того, чтобы раздавать ихъ бѣднымъ 276

БЕСѢДА XLIII на Іоан. ѴI, 16 18.

1. Іисусъ Христосъ утишаетъ бурю.—Нѣкоторыя чудеса Онъ совершаетъ при однихъ только ученикахъ.—2. Непостоянство и легкомысліе народа.—Чудо перехода чрезъ Чермное море и отличіе его отъ чуда хожденія Іисуса Христа по морю.—Отъ Бога нужно просить только духовныхъ благъ.—Почему злодѣи и грѣшники часто бываютъ богатыми?—Должно любить истинное богатство 284

БЕСѢДА XLIѴ на Іоан. ѴI, 26, 27.

1. Должно заботиться не о пищѣ тѣла, а о пищѣ души.— 2. Нужно просить у Бога того, что пристойно просить у Него.—Удовольствія и скорби, блага и бѣдствія міра сего не имѣютъ въ себѣ ничего дѣйствительнаго.—Не нужно поэтому желать однихъ и бояться другихъ.—Въ другомъ мірѣ все вѣчно,—наказанія и награды.—Изображеніе благъ жизни настоящей и жизни будущей 288

БЕСѢДА XLѴ на Іоан. ѴI, 29, 30.

1. Сластолюбіе есть погибель для души.—2. Что такое хлѣбъ жизни?—3. Необходимость вѣры и благодати для спасенія.—Іисусъ Христосъ часто говорилъ о воскресеніи, и причина этого.—4. Частое напоминаніе о воскресеніи побуждаетъ избѣгать зла и дѣлать добро.—Воскресеніе и судъ разрушаютъ рокъ.—Ничто не совершается по необходимости или случайно.—Несомнѣнность воскресенія и суда: людей безъ вѣры постигнете тоже, что и невѣрующихъ во времена потопа и Лота.—Кончина міра внезапно постигнетъ людей.— Доказательства несомнѣнности воскресенія и страшнаго суда 292

БЕСѢДА XLѴI на Іоан. ѴI, 41, 42.

1. Богъ привлекаете къ себе людей, не подавляя имъ свободы воли.—Опроверженіе манихеевъ по этому предмету.—2. Различіе между манной и истиннымъ хлѣбомъ жизни.—3 и 4. Величіе и преизбыточность любви Іисуса Христа въ божественной евхаристіи. —Сущность и значеніе евхаристіи для нашего спасенія.—Кто недостойно причащаются тѣла и крови Господней, будутъ наказаны какъ распинавшіе Его 300

БЕСѢДА XLѴI на Іоан. ѴI, 35, 54.

1. Продолженіе разсужденія о значеніи св. евхаристіи.—2. Ученики находятъ жестокимъ слово Учителя.—3. Укоры и порицанія нужно делать съ простотою.—4. Предсказаніе о предательствѣ Іуды.—Наше спасеніе, какъ и наша погибель зависятъ отъ нашей свободы воли.—5. Примѣръ Іуды долженъ служить предостереженіемъ для тѣхъ, кто занимаютъ высшее положеніе.—Алчность, бывшая причиной предательства Іуды, можетъ служить причиной погибели и для каждаго изъ насъ.—Презирать бѣдныхъ, значить предавать Іисуса Христа.—Безполезность богатствъ и злоупотребленіе ими.—Нужно презирать всѣмъ временнымъ и искать только вѣчнаго 307

БЕСѢДА XLѴIII на Іоан. ѴII, 1, 2.

1. Ревнивость іудеевъ и невѣріе родственниковъ Іисуса Христа.—2. Іаковъ, братъ Господень, первый епископъ іерусалимскій.—3. Нужно подражать кротости и благости Іисуса Христа.—Нужно терпѣливо сносить насмѣшки, неправды и оскорбленія.—Гнѣвъ и его послѣдствія.—Средства противъ него 316

БЕСѢДА XLIX на Іоан. ѴII, 9, 10.

1. Іисусъ Христосъ поступалъ иногда почеловѣчески, чтобы дать намъ наглядный примѣръ.—2. Объявленіе Имъ о своемъ равенствѣ Богу-Отцу и ярость іудеевъ.—3. Обвинение Его въ нарушеніи субботы.—Значеніе добродѣтели въ этой и будущей жизни 321

БЕСѢДА L на Іоан. ѴII, 25, 26.

1. Споры іудеевъ касательно Іисуса Христа.—2. Іисусъ Христосъ изобличаетъ ихъ и доказываетъ, что они намѣренно отвергаютъ Его, зная, что Онъ есть Мессія.—3.—Онъ предсказываетъ о своей смерти.—Благотворительность къ бѣднымъ и наказаніе тѣмъ, кто не совершаютъ ея 328

БЕСѢДА LI на Іоан. ѴII, 37, 38.

1. Слушатели слова Божія должны имѣть горячую жажду къ нему.—2. Духъ Святой былъ уже данъ людямъ Ветхаго Завѣта, но апостолы получили его съ наибольшею полностью.—3. Послѣдствія злобы.—Желая дѣлать зло другимъ, люди причиняютъ погибель самимъ себѣ.—Зло исцѣляется не зломъ, а добромъ 334

БЕСѢДА LII на Іоан. ѴII, 45, 46.

1. Истина открывается искреннимъ и добрымъ душамъ, и скрывается отъ душъ злыхъ.—2. Никодимъ защищаетъ Іисуса Христа противъ навѣтовъ фарисеевъ.—3. Возраженіе еретиковъ и отвѣть на него.—Іисусъ Христосъ объявляетъ о своемъ единосущіи съ Отцомъ.—4. Злословить на Сына значить богохульствовать на Отца.—Должно славословить Сына словами и дѣлами.—Чего Богъ требуетъ отъ христіанина.—Нужно избѣгать алчности и хищничества, какъ постыдныхъ для христіанина 339

БЕСѢДА LIII на Іоан. ѴII, 20.

1. Глупость и ожесточеніе іудеевъ.—2. Бесѣдуя съ іудеями, Іисусъ Христосъ показываетъ имъ свое единство съ Богомъ Отцемъ.—3. Чтобы получить спасеніе, нужно усердно читать св. Писаніе.—Должно посѣщать церковь, чтобы слушать Слово Божіе.—Надлежитъ тщательно изучать св. Писаніе; польза его и получаемые отъ него плоды 346

БЕСѢДА LIѴ на Іоан. ѴIII, 31, 32.

1. Іисусъ Христосъ обѣщаетъ іудеямъ, что если они будутъ соблюдать Его ученіе, то оно избавить ихъ отъ рабства грѣху.—2. Если бы они были истинными сынами Авраама, то не искали бы Его смерти.—3. Не будучи сынами Авраама, они еще меньше сыны Божіи: діаволъ ихъ отецъ.— 4. Чтобы постигнуть и познать истину, нужно вести добрую и праведную жизнь.—Нужно всѣми силами стремиться къ достиженію царства Божія.—Какъ его достигнуть 352

БЕСѢДА LѴ на Іоан, ѴIII, 48, 49.

1. Сильно поборать нужно то, что говорятъ противъ Бога, и терпѣть то, что говорятъ противъ насъ.—2. Опроверженіе аномеевъ и аріанъ.—3. Должно пользоваться временемъ, не отлагая своего обращенія.—Изображеніе завистливыхъ и зависти 359

БЕСѢДА LѴI на Іоан. IX, 1, 2.

I. Исцѣленіе слѣпорожденнаго.—2. Давая зрѣніе слѣпорожденному, Іисусъ Христовъ доказалъ іудеямъ, что Онъ Творецъ.—3. Опроверженіе мнимаго противорѣчія между ап. Павломъ и Іисусомъ Христомъ.—Блаженство вѣчнаго отечества и что необходимо для его достиженіе.—Бѣдныя создаютъ намъ жилища на небѣ.—Увѣщаніе къ милостыни 365

БЕСѢДА LѴII на Іоан. IX, 6—7.

1. Вѣра слѣпорожденнаго.—Благость Божія ко всѣмъ безъ различія людямъ.—2. Необходимость вѣры.—Есть худой миръ и есть добрая война.—Должно избѣгать злыхъ людей и держаться добрыхъ.—Общество злыхъ людей пагубнѣе язвы 371

БЕСѢДА LѴIII на Іоан. IX, 17—18.

1. Іудеи, желая опровергнуть чудо исцѣленія слѣпорожденнаго, еще блистательнее подтверждаютъ его.—2. Распрашиваемый фарисеями, слѣпорожденный отвѣчаетъ имъ смело и славословить Бога.—3. Ярость и разочарованіе фарисеевъ.—4 и 5. Что написано въ св. Писаніи, должно служить поучительнымъ для насъ примѣромъ.—Исцѣленнный слѣпорожденный какъ образецъ христіанскихъ добродетелей.—Нерадѣніе и безпечность въ дѣлахъ религіи.—Не должно терять времени и съ жаждою нужно стремиться къ познанію истины 377

БЕСѢДА LIX на Іоан. IX, 34 и слѣд.

1. Похвала Іисуса Христа слѣпорожденному за его смѣлость и твердость въ вѣрѣ.—2. По какимъ признакамъ можно различать хищника и пастыря.—3. Іисусъ истинный пастырь и истинный Христосъ.—4. Мы должны послушно следовать за Іисусомъ Христомъ какъ нашимъ истиннымъ пастыремъ и слушаться Его голоса.—Нельзя служить Богу и мамонѣ.—Объ истинномъ употребленіи богатствъ.—Увѣщаніе къ миоостынѣ 385

БЕСѢДА LXI на Іоан. X, 22-24.

1. Худые пастыри.—Новое подтвержденіе равенства Сына съ Отцемъ.—2. Намекъ на призваніе язычниковъ.—Какъ Іисусъ Христосъ имѣетъ власть оставить свою жизнь и опять принять ее.—3. Споръ среди іудеевъ касательно Іисуса Христа.—4 и 5. Нужно подражать Іисусу Христу какъ нашему образцу.—Обязанности Его учениковъ и последователей.—Великая награда тѣмъ, которые утѣшаютъ узниковъ 393

БЕСѢДА LX на Іоан. X, 14—15.

1. Двуличность и упорное невѣріе іудеевъ.—2. Всемогущество Отца есть въ тоже время и всемогущество Сына.—Подтвержденіе божества Іисуса Христа.—3 и 4. Удаленіе Іисуса Христа, отвергнутаго іудеями, въ то мѣсто, гдѣ свидѣтельствовалъ о немъ Іоаннъ Креститель.—Польза удаленія отъ міра и его треволненій.—Изображеніе христіанской женщины.—Противъ роскоши женщинъ 404

БЕСѢДА LXѴII на Іоан. XI, 1 и 2.

1. Трудность вопроса о Маріи, сестрѣ Лазаря.—Іисусъ Христосъ еще разъ заявляетъ о равенствѣ Своемъ съ Богомъ Отцомъ.—2. Смыслъ изреченія ап. Ѳомы.—Іисусъ Христосъ отправляется въ Виѳанію для воскрешенія Лазаря.—3. Я есмь воскресенія и жизнь.—Почему Іисусъ Христосъ отлагалъ воскрешеніе Лазаря, пока онъ не сталъ смердѣть?—4 и 5. Противъ обычая женщинъ чрезмѣрно оплакивать умершихъ.—-Соблазнъ для язычниковъ.—Скорбь объ умершихъ должна быть умѣренна.—Милостыня и молитвы за умершихъ.—Оплакивать умершихъ позволительно, но не чрезмѣрно 412

БЕСѢДА LXIII на Іоан. XI, 30, 31.

1. Прибытіе Іисуса Христа въ Виѳанію.—Іисусъ Христосъ прослезился о Лазарѣ.— 2. Іисусъ Христосъ предъ открытымъ гробомъ, въ которомъ тѣло начало разлагаться.—3 и 4. Bѣpa есть великое благо и источникъ многихъ благъ.—Неоспоримое доказательство воскресенія 1исуеа Христа.—Противъ прелюбодѣевъ 421

БЕСѢДА LXIѴ на Іоан. XI, 41, 42.

1. Изъ снисхожденія къ слабости слушателей Іисусъ Христосъ не всегда говорилъ какъ Богъ.—2. О равенствѣ Сына съ Отцомъ.—3. Смущеніе фарисеевъ по случаю воскресенія Лазаря.—Они замышляютъ убить Виновника жизна.—4. Противъ зависти.—Кого собственно нужно оплакивать 428

БЕСѢДА LXѴ на Іоан. XI, 48, 50.

1. Невольное пророчество первосвященника Каіафы.—2. Удаленіе Іисуса Христа и пребываніе Его у Лазаря.—3. Грѣхъ любостяжанія.—Изображеніе тѣхъ, кто заражены этимъ зломъ.—Алчность есть своего рода идолопоклонство.—Сила ея власти 436

БЕСѢДА LXѴI на Іоан. XII, 9.

1. Замыселъ фарисеевъ убить Лазаря.—Вступая въ Іерусалимъ на осляти, Іисусъ Христосъ исполнилъ пророчество и предобразилъ обращеніе язычниковъ.—Невѣдѣніе учениковъ до смерти Іисуса Христа.—2. Язычники, пришедшіе
на праздникъ, желаютъ видЬть Іисуса Христа.—3. Неизвиняемость тѣхъ, кто не вѣрятъ въ воскресеніе тѣла.—Смыслъ и значеніе воскресенія.—Нравы и обычаи языческихъ философовъ.—Книга, написанная языческимъ философомъ противъ христіанъ 442

БЕСѢДА LXѴII на Іоан. XII, 24—26.

1. О томъ, кто любя свою жизнь, губитъ ее.—2. Крестъ какъ путь къ славѣ—Изгнаше діавола изъ міра смертію Іисуса Христа.—3. Предсказаніе Іисуса Христа о своемъ воскресеніи и побѣдѣ.—Противъ алчности, стремящейся къ раззоренію другихъ 448

БЕСѢДА LXѴHI на Іоан. ХП, 34.

1. Смерть не препятствуетъ Іисусу Христу пребывать вѣчно.—2. Пророчества не принуждаютъ буквально понимать различные споспобы выраженія Св. Писанія.—3. Нужно всячески стараться о томъ, чтобы не отчуждаться отъ Бога.—О человѣколюбіи къ ближнимъ 454

БЕСѢДА LXIX на Іоан. XII, 42, 43.

1. Любостяжаніе очень опасная болезнь.—2. О единосущіи Отца и Сына.—3. Должно избѣгать тщеславія, ядъ котораго распространяется повсюду.—Противъ роскоши женщинъ.—Увѣщаніе къ милостынѣ.—Женщины должны оставить роскошь, чтобы можно было располагать своихъ мужей къ подаянію милостыни 459
полка БК7