Полное собрание твореній в двенадцати томах
Том первый Книга вторая
Іоаннъ Златоустъ
Православная книга Москва 1991
Содержание:
Предисловіе къ новому изданію | V |
Жизнь и труды св. Іоанна Златоуста, архіепископа константинопольскаго. |
Значеніе св. Іоанна Златоуста въ исторіи церкви. Глава I. Дѣтство, юность и подвижничество св. Іоанна.—II. Служеніе св. Іоанна Златоуста въ санѣ діакона и пресвитера въ Антіохіи.—III. Св. Іоаннъ Златоустъ на престолъ константинопольскомъ.—IV. Св. Іоаннъ Златоустъ въ заточеніи и его блаженная кончина.—Заключеніе. Проф. А. П. Лопухина | XIX |
УВѢЩАНІЕ ПЕРВОЕ. Скорбь о паденіи души друга. Не нужно отчаиваться въ возможности возстанія.—Надежда какъ цѣпь, привязывающая насъ къ небу.—Примѣры возстаянія падшихъ грѣшниковъ.—Навуходоносоръ.—Ахавъ.—Манассія.—Ниневитяне.—Добрый разбойникъ.—Покаяніе какъ всеочищающая сила.—Усилія демона ввергнуть насъ въ отчаяніе.—Всякое покаяніе находитъ себе вознагражденіе.—Радости рая.—Муки ада.—Душа Ѳеодора, болящая любовію къ Герміонѣ.—Неделимость болѣзни.—Нетрудность покаянія.—Примѣръ молодого Финикса.—Примѣръ стараго монаха.—Упованіе на милосердіе Божіе | 1 |
УВѢЩАНІЕ ВТОРОЕ. Возраженіе Ѳеодора и отвѣтъ на него.—Непозволительность попеченія о семейныхъ дѣлахъ человеку, посвятившему себя на служеніе Богу.—Бегство изъ воинства Христова.—Необходимость заглажденія грѣха.—Слабость человеческой природы.—Паденіе и возстаніе.—Примѣръ Давида.—Суетность благъ міра сего.—Неудобства, связанный съ царствомъ, славой, богатствомъ и бракомъ.—Бракъ, при всей его священности, есть прелюбодѣяніе въ дѣлѣ Ѳеодора.—Заботы семейной жизни.—Свобода последователей Христа.—Единственное несчастье для христіанина—оскорблять Бога.—Заключение | 36 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Наказаніе противящимся Богу. Примѣръ въ лицъ народовъ, препятствовавшихъ возстановленію храма послѣ плѣна вавилонскаго.—Тоже и съ противниками монашества.—Подробности гоненія на иноковъ.—Сожалѣніе о неразуміи гонителей.—Они болѣе вредятъ себе, чѣмъ гонимымъ.—Примѣръ ап. Павла и Нерона.—Греховность гонительства.—Сравненіе гонителей монашества съ гонителями апостоловъ.—Постигшее ихъ наказаніе.—Свидетельство I. Флавія.—Для спасенія недостаточно одной веры; необходимы и добрыя дела.—Число подлежащихъ осужденію.—Примѣръ изъ исторіи всемірнаго потопа.—Извращенность міра | 44 |
СЛОВО ВТОРОЕ: КЪ НЕВѢРУЮЩЕМУ ОТЦУ. Истинно богатый тотъ, кто презираетъ все.—Мы прославляемся более добродетелью, чемъ богатствомъ.—Тому, кто вое оставилъ, никто не расположенъ вредить, да и не можетъ, если бы захотѣлъ.—Кто пренебрегаетъ всѣмъ земнымъ, тотъ легче утѣшается въ лишеніяхъ.—Христіане особенно процвѣтаютъ, когда находятся въ угнетеніи.—Кратковременность наслажденій.—Исторія отшельника, отецъ котораго былъ язычникъ | 58 |
СЛОВО ТРЕТЬЕ: КЪ ВѢРУЮЩЕМУ ОТЦУ. Необходимо заботиться о спасеніи ближняго.—Небреженіе о дѣтяхъ есть зло.—Законы о воспитаніи дѣтей даны отъ Бога.—Добродетель зависитъ отъ внутренняго расположенія.—Различный степени спасенія.—Развращеніе нравовъ.—Необходимость строгаго любомудрія.—Необходимость законовъ и наказаній въ государствѣ.—Жизнь иноковъ уподобляется ангельской.—Зло нечестія въ соединеніи съ краснорѣчіемъ.—Слова Сократа у Платона въ началѣ его апологіи.—Святые мужи преуспѣвали безъ всякаго краснорѣчія.—Исторія юноши, наставляемаго монахомъ.—Превосходство иноческой жизни надъ мірскою. Одинаковость правилъ для монаха и мірянъ.—Мірянамъ труднѣе спастись.—Истинный отецъ тотъ, кто печется о спасеніи сына.—Раздающей деньги болѣе истинный владетель ихъ, чѣмъ тотъ, кто скопляетъ ихъ.—Необходимость пріучаться къ совершенію добродетели съ юныхъ лѣтъ.—Польза временнаго пребыванія юношей въ монастыре.—Исторія Анны и Самуила.—Увѣщаніе къ родителямъ о воспитаніи сыновей въ благочестіи | 79 |
Поводъ къ написанію этого разсужденія.—Повелѣвающій деньгами и собственными страстями есть болѣе царь, чѣмъ повелѣвающій народомъ и войскомъ.—Брань монаха славнѣе брани царя.—Кто изъ нихъ счастливѣе во время ночи.—Благотворительность монаха по сравненію съ благотворительностью царя. Царь и монахъ предъ лицемъ смерти и послѣ нея | 124 |
СЛОВО ПЕРВОЕ—КЪ ДИМИТРІЮ МОНАХУ. Поводъ къ написанію слова.—Необходимость сокрушенія вслѣдствіе господства грѣховности на землѣ.—Неосновательныя извиненія грѣшниковъ.—Наказаніе злословящимъ.—Обязанность христіанина любить своихъ враговъ и дѣлать имъ добро.—Толкованіе на прошеніе: „И остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ“.—Объясненіе слова: „не давайте святыни псамъ“. Желаніе истиннаго блага.—Чудесная сила этого желанія.—Ап. Павелъ какъ образенъ сокрушенія и любви къ Богу | 131 |
СЛОВО ВТОРОЕ—КЪ СТЕЛЕХІЮ. Сокрушеніе окрыляетъ душу.—Описаніе души, вознесенной до неба на крыльяхъ сокрушенія.—Изъясненіе словъ ап. Павла: „мнѣ міръ распяся и азъ міру“.—Необычайная любовь ап. Павла къ Іисусу Христу.—Любовь Давида ко Христу и его сокрушеніе.—Разсужденія на псаломъ VI.—Благость и промышленіе Божіе о людяхъ, какъ сильное побужденіе къ сокрушенію.—Вселенная и человѣкъ, какъ царь ея | 151 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Ужасное испытаніе, постигшее Стагирія, и желаніе утѣшить его хотя письменно.—Попущеніе намъ испытаній и польза какъ ихъ, такъ и самаго паденія.—Примѣры—Адама въ раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Іосифа.—Испытаніе, какъ одно изъ средствъ, которыми Господь увеличиваетъ намъ заслуги и приводить нашъ разумъ въ подчиненіе божественному.—Причина, почему Богъ допускаетъ благоденствіе злыхъ и огорченіе добрыхъ.—Неисповѣдимость путей Божіихъ.—Вѣчность, какъ праведное воздаяніе добрымъ и злымъ.—Обязанность истиннаго христіанина быть покорнымъ Промыслу Божію.—Увѣщаніе Стагирію укрепляться въ такомъ убѣжденіи | 165 |
КЪ ТОМУ ЖЕ СТАГИРІЮ О ТОМЪ, ЧТО УНЫHIE ХУЖЕ ДЕМОНА. СЛОВО ВТОРОЕ. Увѣщаніе освободиться отъ угнетающихъ мыслей о самоубійствѣ—Такія мысли не всегда приходятъ отъ демона, но иногда и отъ собственнаго унынія.—Нужно разгонять это уныніе, и лучшее средство для этого — становиться выше мнѣній толпы и думать, что стыдиться должно только одного только грѣха.—Награды уготованы въ будущемъ, настоящее есть время трудовъ.—Это показываютъ примѣры святыхъ.—Примѣръ Авраама.—О жертвоприношеніи Исаака.—Сыновья Эдипа.—Огорченія Такова.—Примѣръ изъ жизни Іосифа | 193 |
КЪ ТОМУ ЖЕ ОТАГИРІЮ ОБЪ УНЫНІИ. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Примѣръ Моисея.—Огорченія Моисея въ пустынѣ.—Огорченія Іисуса Навина.—Поясненіе предмета на примере Самуила.—Огорченія Давида.—Огорченія Даніила.—Невзгоды Иліи и Елисея.—Огорченія ап. Павла.—Бѣдствія, которымъ подвергались друзья Стагирія.—Димофилъ и Аристоменъ.—Зрелище бѣдственности человѣческой въ больницахъ и тюрьмахъ.—Богъ испытываетъ насъ для искупленія нашихъ грѣховъ и болѣе снисходителенъ къ намъ, чѣмъ мы сами | 220 |
Непристойное злоупотребленіе въ жизни духовенства.—Тщетныя оправданія обычая.—Страсть, какъ основа его.—Неизбѣжное разжиганіе страстей.—Опроверженіе мнимыхъ оправданій незаконнаго обычая.—Ничто такъ не увеселяетъ какъ добрая совѣсть.—Большія требованія Новаго Завѣта по сравненію съ Ветхимъ | 247 |
Непристойность дѣвственницамъ сожительствовать съ мужчинами.—Отсутствіе дѣвственницъ у грековъ или язычниковъ.—Непристойность дѣвственницамъ чрезмѣрно заботиться о тѣлѣ и нарядахъ.—Замужество предпочтительнѣе худо хранимаго дѣвства.—Соблазняющій другихъ уже тѣмъ самымъ грѣшитъ, хотя бы и не дѣлалъ дурного.—Стремленіе женщинъ къ тщеславію.—Нравы истинной дѣвственницы | 272 |
У еретиковъ нѣтъ истинныхъ дѣвственницъ, потому что ихъ дѣвы нецѣломудренны и принимаютъ дѣвство изъ отвращенія къ браку, какъ къ преступленію.—Онѣ не могутъ разсчитывать на мзду, одинаковую съ православными дѣвственницами.—Апостолъ, совѣтуя воздержаніе, не дѣлаетъ изъ него правила, а еретики, удаляющіеся отъ его ученія, ставятъ своихъ учениковъ въ положеніе хуже язычниковъ.—Наконецъ дѣвство еретиковъ оскорбительно для Бога, потому что ихъ дѣвственницы, отрекшись отъ вѣры, не имѣютъ чистаго сердца.—Кромѣ того состояніе дѣвства, чтобы имѣть значеніе заслуги, требуетъ полной свободы въ дѣлѣ вступленія въ бракъ—чего не бываетъ у еретиковъ, поносящихъ бракъ.—Церковь напротивъ одобряетъ бракъ и считаетъ его средствомъ укрощенія страстей для тѣхъ, кто разумно пользуется имъ.—Лицамъ, не имѣющимъ надобности въ такомъ средствѣ, церковь совѣтуетъ не вступать въ бракъ, хотя и не запрещаетъ его.—Она осуждаетъ и изгоняетъ изъ своихъ нѣдръ только тѣхъ, которые оскверняютъ святость брака.—Ибо бракъ доброе дѣло, но дѣвство еще лучше, и оно настолько же выше брака, насколько ангелы выше людей.—Дѣвство полезно верующему, и по первоначальному плану творенія оно только ж должно бы господствовать на землѣ, потому что грѣхъ, бывшій причиной смерти, былъ также и причиной брака.—Возможность размноженія людей безъ брака.—Безбрачное происхожденіе первыхъ людей и ангеловъ.—Таковымъ же было бы и распространеніе людей, если бы не согрѣшили прародители.—И теперь бракъ позволяется только какъ врачевство противъ невоздержанія.—Воздержаніе есть даръ Божій, но оно не исключаетъ и содѣйствія самого человека.—Картина несчастныхъ браковъ.—Увѣщаніе дѣвственницамъ, какъ и вдовамъ, что послѣ произнесенія обѣта цѣломудрія нельзя вступать въ бракъ, не погрѣшая тяжко.—Бракъ есть цѣпь, потому что своими заботами и хлопотами повергаетъ въ рабство супруговъ.—Ихъ взаимное подчиненіе есть тяжелая обязанность, и отъ нея они не могутъ избавляться иначе, какъ по взаимному согласію.—Лицемѣрныя дѣвственницы, уподобляющія себя неразумнымъ дѣвамъ.—Онѣ будутъ лишены царства небеснаго.—Превосходство дѣвства обнаруживается особенно въ томъ, что оно облегчаетъ намъ совершеніе молитвы и добрыхъ дѣлъ.—Неосновательность ссылки на Авраама въ доказательство превосходства брака надъ дѣвствомъ.—Апостолы выше этого патріарха.—И богатый человѣкъ, состоящій въ браке и занятый делами, также можетъ вести жизнь праведную; но такіе примеры рѣдки.—Новый Завѣтъ требуетъ большаго совершенства, чѣмъ Ветхій, потому что въ первомъ намъ въ большемъ изобиліи даны дары и благодать Духа Святаго | 295 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Скорбь молодой вдовы Ѳирасія и утѣшеніе ей.—Богъ печется о вдовахъ.—Достоинство вдовства почитается у христіанъ и язычниковъ.—Радостность надежды и увѣренности въ томъ, что мы вновь увидимъ тѣхъ, кого мы любили.—Кратковременность земной жизни, сопровождающая ее бѣдствія и непрочность счастья.—Доказательство этого послѣдняго положенія.—Примѣръ двухъ вдовъ богатыхъ и высокопоставленныхъ, который послѣ смерти своихъ мужей дошли до крайней бѣдственности.—Примѣръ девяти императоровъ, царствовавшихъ въ Константинополѣ, изъ которыхъ семеро погибли отъ насильственной смерти.—Изображеніе славы и блаженства, которыми наслаждается Ѳирасій на небесахъ | 374 |
КЪ ТОЙ ЖЕ ВДОВѢ. СЛОВО ВТОРОЕ О ВОЗДЕРЖАНІИ ОТЪ ВТОРОГО БРАКА. Изложеніе и опроверженіе трехъ основаній, которыя обыкновенно заставляютъ вдовъ опять вступать въ бракъ, именно надежды на лучшее состояніе, привязанность къ міру и немощь плоти.—Цѣль слова—не порицаніе второго брака, допускаемаго ап. Павломъ и узаконяемаго церковію.—Вдова, вступающая во второй бракъ, обнаруживаетъ въ себѣ слабость и чувственность, проявляетъ привязанность къ землѣ и показываетъ, какъ не дорога ей память ея перваго мужа.—Она не можетъ любить второго мужа, какъ любила перваго, и этотъ новый союзъ возстановляетъ противъ нея и ея родителей, и ея слугъ и особенно дѣтей отъ ея перваго мужа.—Поэтому съ цѣлію отклонить вдовъ отъ второбрачія законодатели нашли нужнымъ лишить совершеніе второго брака воякой торжественности, показывая этимъ, что они допускаютъ его только съ сожалѣніемъ. Похвала вдовству, которое приближается къ дѣвству, ибо таковому вдовству принадлежим одинаковая съ дѣвствомъ слава и награда | 387 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Лучшій другъ детства Іоанна Златоуста—Василій.—Они никогда не раставались между собою.—Намѣреніе ихъ обоихъ принять иночество.—Слезы и просьбы матери, отклонившая Іоанна отъ исполненія этого намѣренія.—Подвижническая жизнь друзей.—Слухъ о намѣреніи посвятить ихъ обоихъ въ епископскій санъ.—Уклоненіе Златоуста и избраніе Василія.—Жалобы Василія и оправданія Іоанна. Нравстенное значеніе хитрости—въ зависимости отъ намѣренія.—Польза ея какъ въ мирѣ, такъ и на войнѣ.—Къ ней прибѣгаютъ какъ врачи тѣла, такъ и врачи души. —Исцѣленіе больныхъ такимъ способомъ.—Ею пользуется и ап. Павелъ, чтобы привлечь Іудеевъ къ Іисусу Христу | 403 |
СЛОВО ВТОРОЕ. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать въ отношении къ Іисусу Христу.—Преимущества священства.—Кровь Іисуса Христа есть цѣна душъ.—Любовь Іисуса Христа къ Своей церкви.—Обязанности священства болѣе важны, чѣмъ всякаго другого положенія.—Мало достойныхъ для него.—Отвѣтственность священника.—Враги стада Христова.—Лѣченіе душъ труднѣе, чѣмъ лѣченіе овецъ.—Трудность постиженія самой причины болѣнія душъ.—Нѣтъ другого средства, кромѣ убѣжденія.—Священство требуетъ превосходной души.—Насколько благоразуміе необходимо священнику.—Священство есть должность, исполненная затрудненій и опасностей.—Необходимость вполнѣ знать кандидата на священство.—Превосходный свойства человѣколюбія.—Похвала Василію.—Его человѣколюбіе.—Почему Златоустъ отказался отъ епископства.—Его отказъ не только не послужилъ ко вреду избирателей, но избавилъ ихъ отъ нареканій, которымъ они иначе подверглись бы | 413 |
СЛОВО ТРЕТЬЕ. Златоустъ продолжаетъ свое оправданіе.—Его отказъ произошелъ не отъ гордости—Обвинять другихъ въ неуваженіи къ священству значитъ обнаруживать собственное невысокое мнѣніе о немъ.—Отказъ его произошелъ не изъ тщеславія.—Любовь къ славѣ напротивъ должна бы побудить его принять епископство.—Священство имѣетъ небесный характеръ.—Величавая обстановка священства ветхозавѣтнаго и превосходство священства новозавѣтнаго.—Величіе христіанскаго тайнодѣйствія.—Священникъ сильнѣе ангеловъ.—Источники его могущества.—Священники ветхозавѣтные только давали свидѣтельство объ исцѣленіи проказы тѣла, а священники новозавѣтные исцѣляютъ проказу души.—Если наши родители даютъ намъ жизнь тѣлесную, то священники сообщаютъ намъ жизнь духовную, и они могутъ намъ давать ее, когда даже мы потеряли ее.—Крещеніе.—Покаяніе.—Даже ап. Павелъ трепеталъ, размышляя о высотѣ своего служенія.—Тоже самое устрашило и Златоуста.—Ясное сознаніе высоты священнослуженія съ одной стороны и сознаніе своей слабости—какъ побужденія, заставившія его отказаться отъ епископства.—Другія побужденія, какъ заключающіяся въ опасностяхъ и трудностяхъ, сопряженныхъ съ священнослуженіемъ.—Устраненіе тщеславія со всеми сопровождающими его страстями.—Чѣмъ возвышеннѣе священство, тѣмъ омерзительнѣе злоупотребленія имъ.—Можно желать священства, но не возвышенія и власти, связанныхъ съ священствомъ.—Священникъ долженъ быть господиномъ надъ самимъ собою: печальныя послѣдствія гнева.—Погрѣшности священниковъ быстро становятся извѣстными всѣмъ и происходящій отсюда соблазнъ.—Примѣры неудачныхъ избраній.—Управленіе вдовицами, попеченіе о дѣвственницахъ, церковное судопроизводство, связанный съ нимъ трудности.—Отлученіе и требуемое имъ благоразуміе | 423 |
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возраженіе Василія, что все сказанное его другомъ относится къ тѣмъ, которые сами добиваются священства, а не къ тому, кого противъ воли привлекаютъ къ нему.—Опроверженіе этого возраженія.—Примѣры Саула, Иліи, Аарона и Моисея.—Іуда былъ призванъ къ апостольству.—Рукополагающіе недостойныхъ подлежать одинаковому съ ними наказанію.—Необходимо рукополагать съ крайнею осторожностью.—О церковномъ служеніи.—Даръ слова, какъ необходимая принадлежность священника.—Безъ дара олова не достаточно ни добраго примѣра, ни даже дара чудотворенія.—Слово, какъ единственное оружіе, которымъ можно отражать враговъ церкви.—Сравненіе церкви съ сильною крѣпостью.—Главные враги, съ которыми приходится церкви имѣть дѣло: іудеи, язычники, манихеи, валентиніане, маркіониты, савелліане, аріане.—Враги домашніе, возбуждатели праздныхъ и неразрѣшимыхъ вопросовъ.—Возраженія Василія: не презиралъ ли краснорѣчія ап. Павелъ?—Нѣтъ, онъ осуждалъ только легкомысленное искусство риторовъ своего времени.—Если какой служитель Іисуса Христа могъ бы обойтись безъ дара слова, то именно ап. Павелъ, обладавшій даромъ чудотворенія и несравненною любовію къ Господу Іисусу.—Краснорѣчіе ап. Павла—простое и сильное, единственно основанное на знаніи и восторженности.—Похвалный отзывъ о его посланіяхъ.—Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять другихъ.—Онъ долженъ быть способенъ защищать догматы вѣры | 446 |
СЛОВО ПЯТОЕ. Продолженіе разсужденія о церковномъ краснорѣчіи.—Бесѣды, предназначаемыя для народа, требуютъ большаго труда.—Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходятъ не за тѣмъ, чтобы назидаться, но за тѣмъ, чтобы судить о проповѣдникѣ.—Чтобы съ успѣхомъ преодолѣть эту трудность и овладѣть слушателями, необходимы двѣ вещи: пренебреженіе къ похваламъ и сила слова.—Пренебреженіе къ похваламъ не имѣетъ никакого значенія безъ силы слова, и наоборотъ.—Къ пренебреженію похвалами нужно прибавить и презрите къ зависти.—Недостаточно пріобрѣсть даръ слова, нужно еще сохранять его трудомъ и упражненіемъ, потому что краснорѣчіе есть даръ изученія еще болѣе, чѣмъ природы.—Чѣмъ выше у проповѣдника даръ слова, тѣмъ болѣе онъ долженъ трудиться надъ нимъ.—Козни великому проповѣднику со стороны его завистливыхъ враговъ.—Немного людей, которые въ состояніи основательно судить о бесѣдахъ.—Сильвый сознаніемъ своего дара, проповѣдникъ можетъ становиться выше сужденій толпы.—Еще больше увѣренности ему можетъ дать стремленіе къ главной цѣли—благоугодить Богу.—Пренебреженіе къ похваламъ не менѣе необходимо и тому, кто не обладаешь даромъ краснорѣчія | 461 |
СЛОВО ШЕСТОЕ. Отвѣтственность священника за грѣхи ввѣренной ему паствы.—Благоразуміе и осторожность, съ которыми нужно жить, чтобы предохранить себя отъ зараженія дѣлами міра сего и сохранять красоту души.-—Ревность, тщательностъ и бдительность въ отправленіи священнослуженія.—Священники суть посланники Божіи не къ одному только городу, но ко всей землѣ.—Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощеніи грѣховъ людей, и не только живыхъ, но и умершихъ.—Призвавъ Св. Духа, они благоговѣйно приносятъ великую жертву, приближаться къ которой должно со страхомъ и трепетомъ.—Они носятъ въ своихъ рукахъ Владыку и Господа всѣхъ людей.—Необходимость для нихъ самаго тщательнаго благоразумія, чтобы не оскорбить кого-нибудь изъ ближнихъ, приспособляться ко всѣмъ, не прибѣгая къ хитрости, притворству и лести, но скорѣе дѣйствуя съ великимъ дерзновеніемъ и свободою, причемъ поперемѣнно, смотря по обстоятельствамъ, можно употреблять суровость или мягкость.—Какъ ни велики труды монаховъ и какъ ни трудна брань, которую они ведутъ, но во всякомъ случаѣ служеніе епископа труднѣе отшельничества.—Осуществлять добродѣтель въ пустынѣ легче, чѣмъ при исполненіи церковныхъ дѣлъ, такъ какъ эти дѣла подвергаютъ епископа многимъ случайностямъ и легко открываютъ въ немъ пороки и недостатки, которые не обнаружились бы въ пустыне.—Повтореніе совета непренебрегать народною молвою, хотя бы она была ложною.—Нетрудно спастись самому себѣ.—Священникъ подлежитъ болѣе страшному наказанію, чѣмъ простые вѣрующіе.—Состояніе, которое долженъ переживать человѣкъ, когда его хотятъ возвесть въ священный санъ.—Нѣтъ болѣе страшной брани, какъ та, которую воздвигаетъ на насъ въ такихъ случаяхъ діаволъ | 468 |
Мысли и чувства по случаю возведенія въ высокій санъ священства. Неувѣренность въ своихъ способностяхъ.—Вся вселенная хвалитъ Бога, за исключеніемъ грѣшниковъ.—Но и грѣшникъ можетъ найти способъ славословія.—Похвала Фланіану, епископу антіохійскому.—Знатность его происхожденія и великость его подвижничества.—Воспоминаніе о Мелетіѣ, епископе антіохійскомъ.—Просьба о молитве за новаго пресвитера | 485 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Похвала Флавіану. Величіе его человѣколюбія.—Смыслъ изрѣченія: „аще разумъ испразднитса“.—Опроверженіе аномеевъ.—Проповѣдникъ намѣренъ вразумлять, а не побивать своихъ противниковъ.—Богъ непостижимъ не только въ Своей сущности, но и въ Своемъ промышленіи; не только въ Своемъ промышленіи, насколько оно управляешь всѣмъ твореніемъ, но еще и насколько оно управляетъ судьбами одного народа, напримѣръ народа іудейскаго.—Увѣщаніе | 493 |
СЛОВО ВТОРОЕ. Въ разсужденіи о божественныхъ предметахъ нужно руководиться не разумомъ, а вѣрою.—Аномеи притязаютъ на то, что они знаютъ Бога такъ же, какъ Онъ знаетъ Самого Себя.—Испытывать Его сущность съ чрезмѣрнымъ любопытствомъ значить оскорблять Его.—Необходимость умѣренности въ разсужденіяхъ съ еретиками | 503 |
СЛОВО ТРЕТЬЕ. Славословіе Бога болѣе полезно человѣку, чѣмъ Богу.—Богъ не постижимъ для ангеловъ.—Человѣкъ не можетъ проникнуть даже въ существо ангеловъ.—Верховныя силы не могутъ постигнуть Бога и при Его снисхожденіи.—Укоръ антіохійцамъ за то, что они тотчасъ послѣ бесѣды ушли изъ церкви.—Действенность общественной молитвы | 614 |
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. О непостижимости естества Божія.—Краткое повтореніе предшествующихъ бесѣдъ.—Ангелы узнали о нѣкоторыхъ тайнахъ только съ нами и чрезъ насъ.—Они не знаютъ существа Божія—Похвала антіохійцамъ за ту послушность, съ которою они исполняли данные имъ совѣты.—Предостереженіе противъ карманныхъ воровъ, появившихся въ церкви | 523 |
СЛОВО ПЯТОЕ. О непостижимости естества Божія.—Сынъ и Св. Духъ вполнѣ знаютъ Отца.—Слова: Богъ и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну.—Мудрость ап. Павла въ его наставленіяхъ.—Не только существо ангеловъ, но даже и существо нашей души не постижимо для насъ.—Возраженіе аномеевъ, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь.—Отвѣтъ на это возраженіе.—Сила молитвы.—Смиреніемъ производится дерзновеніе | 534 |
СЛОВО ШЕСТОЕ. О святомъ Филогоніѣ.—Насколько будущая жизнь выше настоящей.—Св. Филогоній сначала былъ адвокатомъ.—Избранный во епископа, онъ предался совершенію всякаго рода добродетелей.—Назиданіе по случаю приближения праздника Рождества Христова.—Истинное покаяніе, даже краткое, можетъ очистить совесть.—Способъ совершенія покаянія | 547 |
СЛОВО СЕДЬМОЕ. О единосущіи Сына съ Отцомъ.—Необходимость внимательнаго отношенія къ слову Божію.—Сынъ единосущенъ Отцу.—Выраженія св. Писанія, повидимому уничижающія Сына, находятъ себе объясненіе въ воплощеніи.—Другія побужденія для такихъ изреченій св. Писанія.—Две воли во Іисусѣ Христѣ.—Увѣщаніе къ молитвѣ | 556 |
СЛОВО ВОСЬМОЕ. О судѣ и милостынѣ и о просьбѣ матери сыновъ Заведеевыхъ.—Отвѣтъ на возраженіе еретиковъ.—Сынъ имѣетъ ту же впасть, что и Отецъ.—Милостыня измѣряется не по величинѣ подаянія, но по чистоте намѣренія.—Похвала ап. Павлу, изреченія котораго приводить проповѣдникъ.—Въ какомъ смыслѣ сказалъ Іисусъ Христосъ: „нѣсть Мое дати“.—Награду заслуживаетъ тотъ, кто подвизается | 570 |
СЛОВО ДЕВЯТОЕ. О четырехдневномъ Лазарѣ.—Іисусъ Христосъ зналъ, гдѣ находился Лазарь.—Не должно быть слишкомъ легковѣрнымъ.—Почему Іисусъ Христосъ молился предъ воскрешеніемъ Лазаря?—Не вслѣдствіе необходимости, а вслѣдствіе присутствовавшаго тамъ народа и въ отвѣтъ, на просьбу Марѳы | 580 |
СЛОВО ДЕСЯТОЕ. Вступленіе.—Различіе между долгомъ денежнымъ и долгомъ духовнымъ.—Іисусъ Христосъ единосущенъ Отцу.—Уничиженіе принято Имъ для того, чтобы снизойти къ нашей немощи и чтобы наставлять насъ не только словами, но и примѣромъ.—Ему свойственно то же всемогущество, что и Отцу.—Доказательство, заимствуемое изъ исцѣленія слѣпорожденнаго.—Какъ несовершененъ законъ.—Сынъ равенъ Отцу.—Доказательства изъ св. Писанія.—Нужно избегать всякой вражды.—Увѣщаніе къ примирение съ врагами | 585 |
СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. О непостижимости существа Божія.—Когда дѣло идетъ объ истинахъ вѣры, то слѣдуетъ основываться главнымъ образомъ на св. Писаніи.—Божество Іисуса Христа, доказываемое на основаніи первой главы книги Бытія.—Согласіе Ветхаго и Новаго Завѣтовъ.—Обязанность христіанъ присутствовать при собраніяхъ вѣрующихъ и водить туда своихъ дѣтей.—Присутствіе въ этихъ собраніяхъ въ церквахъ приноситъ двоякую пользу | 597 |
ОЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ. О разслабленномъ, бывшемъ въ разслабленіи тридцать восемь лѣтъ и на слова: „Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ и Азъ дѣлаю“ Іоан. Ѵ, 17.—Сравненіе проповѣдника съ землепашцемъ.—Почему Іисусъ Христосъ показывался іудеямъ въ дни праздниковъ.—Исцѣленіе разслабленнаго.—Почему Іисусъ Христосъ спрашиваетъ больного.—Похвала разслабленному.—Почему Іисусъ Христосъ повелѣваетъ ему взять и понести постель.—Іисусъ Христосъ по всемогуществу равенъ Отцу.—Увѣщаніе присутствовать въ собраніяхъ церкви | 606 |
Нелюбовь большинства людей къ длиннымъ разсужденіямъ.—Простое общедоступное разсужденіе-—Обращеніе къ язычникамъ съ доказательствами, что Іисусъ Христосъ есть Богъ: основаніе церкви, быстрое распространено Евангелія, обращеніе римлянъ и варваровъ, совершенное въ непродолжительное время лицами совнѣ презрѣнными, безъ всякой посторонней помощи.—Такое дѣло не могло быть дѣломъ рукъ человѣческихъ.—Обращеніе къ іудеямъ.—Противъ нихъ гласитъ Ветхій Завѣтъ.—Всѣ главныя тайны и события христіанства предсказаны были пророками.—О томъ, что Христосъ будетъ Богомъ и человѣкомъ, предсказывалъ пророкъ Варухъ.—Что Онъ родится отъ дѣвы — Исаія.—Что родится въ Виѳлеемѣ — Михей.—Что будетъ исцѣлять всякія болѣзни — Исаія.—Неблагодарность іудеевъ также предсказана Давидомъ и Исаіей.—Погребеніе Христа — Давидомъ и Исаіей.—Проповѣдь апостоловъ — Давидомъ и Іоанномъ.—Объ отверженіи іудеевъ предсказывали Малахія, Исаія, Моисей.—Страшный судъ предвозвѣщенъ Малахіей, Давидомъ, Варухомъ, Исаіей.—Чествованіе, воздаваемое кресту.—Частое употребленіе крестнаго знаменія.—Части истиннаго креста, находимыя по всему міру.—Исполненіе пророчествъ Іисуса Христа.—Чудо распространения Евангелія.—Пораженіе императоровъ въ войнѣ, воздвигнутой ими противъ церкви.—Тщетность усилій, который іудеи съ помощію Юліана Отступника употребляли для возстановленія храма вопреки пророчеству Іисусъ Христа | 616 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Прерывая свои бесѣды противъ аномеевъ о непостижимости существа Божія, проповѣдникъ переходитъ къ обличению іудействующихъ.—Христіанамъ не должно принимать участія въ постахъ и праздникахъ іудейскихъ, потому что 1) іудеи люди жалкіе, дѣлающіе все несвоевременно.—Они не постились, когда слѣдовало имъ поститься, и постятся теперь, когда не слѣдуетъ поститься: потому-то они и отвергнуты и на ихъ мѣсто явились христіане.—2) Ихъ синагога не лучше театра, мѣсто распутства и вертепъ разбойниковъ; она есть обиталище демоновъ, между тѣмъ какъ церковь есть домъ Божій.—Обладание св. Писаніемъ не дѣлаетъ синагогу досточтимою и не можетъ служить оправданіемъ для тѣхъ, кто посѣщаетъ ее, ибо 1) іудеи оскорбляютъ св. Писаніе, утверждая, что оно не говорить ничего объ Іисусѣ Христѣ; 2) они пользуются имъ лишь для того, чтобы обольщать немощныхъ; 3) не только синагога, но и самая душа іудеевъ есть обиталище демоновъ.—Богъ отвергъ ихъ жертвы, ихъ праздники и самый храмъ, предавая его въ руки язычниковъ.—Не можетъ служить оправданіемъ посѣщенія синагоги и желание получить исцѣленіе отъ какой - нибудь болѣзни, потому что 1) обитающіе въ ней демоны не могутъ исцѣлять; 2) даже если бы они и могли, не слѣдуетъ губить свою душу ради исцѣленія тѣла.—Нужно употреблять всѣ средства къ тому, чтобы отвращать своихъ братьевъ отъ іудействованія, особенно потому, что, не дѣлая этого, мы участвуемъ въ ихъ преступленіи и подвергнемся одинаковому съ ними наказанію | 645 |
СЛОВО ВТОРОЕ. Противъ тѣхъ, которые содержать іудейскій постъ, и противъ самихъ іудеевъ.—Не должно соблюдать іудейскаго поста, потому что 1) лишаются благодати Христовой тѣ, кто служатъ ветхому закону, хотя бы въ одномъ какомъ-нибудь отношеніи; 2) соблюдающее законъ въ одномъ отношеніи, тѣмъ самымъ обязываются соблюдать его весь подъ страхомъ проклятія.—Законъ есть добрая вещь, но подъ условіемъ, если онъ приводить къ Іисусу Христу.—Онъ есть зло для тѣхъ, которыхъ не приводить къ Нему, слѣдовательно для іудействующихъ.—Богъ болѣе ревнуетъ о чести вѣрующихъ, чѣмъ о собственной славѣ; взаимно и вѣрующіе должны ревновать о чести Божіей и не допускать своихъ женъ посѣщать синагоги | 661 |
СЛОВО ТРЕТЬЕ. Къ тѣмъ, которые попрежнему постятся въ Пасху.—Не должно участвовать въ соблюденіи поста, который іудеи соблюдаютъ передъ своей пасхой, потому что это можетъ служить причиной раскола и разномыслія, а разномысліе есть худшее изъ золъ: таково ученіе ап. Павла и отцовъ Никейскаго собора.—Богъ, разрушая городъ, въ которомъ только и можно было законно совершать іудейскую пасху, съ достаточностью показалъ, что Онъ отвергъ всѣ праздники іудейскіе и освободилъ насъ отъ обязанности соблюдать дни, установленные закономъ.—У самихъ іудеевъ соблюденіе мѣста должно бы стоять выше и имѣть больше важности, чѣмъ соблюдете временъ, потому что соблюдете временъ часто бываетъ совершенно невозможнымъ | 667 |
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Противъ іудеевъ, на трубы ихъ пасхи. Сказано въ Антіохіи, въ великой церкви.—Чтобы судить, хорошо, или худо извѣстное дѣйствіе, нужно не столько соображаться съ его сущностью, сколько съ волей Божіей.—Между тьмъ постъ іудейскій идетъ противъ вопи Божіей.—Всѣ священнодѣйствія должны въ действительности совершаться въ Іерусалимѣ, а не въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ, какъ это доказываетъ самъ законъ и примѣръ святыхъ праведниковъ.—Разрушая Іерусалимъ, Богъ ясно показалъ; что ему не благоугодно было болѣе богослуженіе іудеевъ | 679 |
СЛОВО ПЯТОЕ. Похвала усердію слушателей.—Храмъ іудейскій не будетъ возстановленъ.—Это доказывается: 1)предсказаніемъ Іисуса Христа, которое несомнѣнно возъимѣетъ силу, такъ какъ другія предсказанія Сына |
Божія уже исполнились; 2) на основаніи пророковъ: тѣ же пророки, которые предсказывали начало и конецъ трехъ первыхъ плѣненій, не только не указали конца для четвертаго, теперешняго ихъ плѣненія, но прямо предсказывали, что оно не окончится; 3) тщетностью усилій, которыя іудеи употребляли для возстановленія ихъ храма; 4) на основаніи пророчествъ, которыми предвозвѣщено, что новозавѣтное богослуженіе распространится по всей землѣ.—Увѣщаніе христіанамъ удаляться отъ праздниковъ іудейскихъ | 691 |
СЛОВО ШЕСТОЕ. Предшествующая длинная бесѣда, какъ причина горловой болѣзни проповѣдника.—Жажда къ обличению іудеевъ.—Краткое обобщеніе предшествующей бесѣды.—Чему іудеи могутъ приписать теперешнее свое бѣдствіе.—Нельзя приписывать его ни тяжести ихъ грѣховъ, ни могуществу людей.—Не смотря на стараніе точно соблюдать законъ, они теперь болѣе несчастны, чѣмъ когда-либо, и это потому, что они распяли Господа Іисуса.—Подтвержденіе этого на основаніи пророковъ.—Изъ ихъ бѣдствій обнаруживается Божество Іисуса Христа, потому что если бы Онъ быль обманщикъ, то не смотря на всѣхъ грѣхи, Богъ пощадилъ бы ихъ ради имени Своего, чтобы не дать основанія для прославленія врага Своего.—Кромѣ своего города и своего храма, іудеи потеряли и всѣ свои преимущества, они не имѣютъ болѣе и священства.—Что такое ихъ теперешніе священники въ сравненіи съ древними священниками?—Изложеніе обрядовъ посвященія и другихъ обстоятельствъ, придававшихъ досточтимый характеръ священству въ древности.—Обличеніе христіанъ, посѣщающихъ синагоги.—Поведеніе ихъ подлежитъ осужденію и неизвинительно ни въ какомъ отношеніи—Увѣщаніе къ болѣе благоразумнымъ отвращать своихъ собратьевъ отъ этихъ нелѣпыхъ, какъ и преступныхъ суевѣрій | 716 |
СЛОВО СЕДЬМОЕ. Если храмъ іудейскій, какъ доказано выше, разрушенъ окончательно, то вслѣдствіе этого у іудеевъ не можетъ уже быть ни жертвоприношеній, ни священства.—Эти учрежденія, какъ доказываетъ св. Писаніе и особенно ап. Павелъ, отмѣнены вслѣдствіе ихъ несовершенства, жертвоприношеніемъ воплотившагося Бога, и онѣ не будутъ возстановлены.—На мѣсто священства по чину Ааронову явилось священство по чину Мелхиседека и древній законъ замѣненъ новымъ, соотвѣтственно новому священству | 729 |
СЛОВО ВОСЬМОЕ. Недостаточно только предостерегать своихъ собратьевъ прежде, чѣмъ они согрешили; нужно еще заботиться о нихъ и послѣ того, какъ они подпали грѣху.—Такъ Богъ дѣйствовалъ по отношенію къ Адаму и Каину, ап. Павелъ по отношенію къ блуднику, самарянинъ къ израненному разбойниками.—Мы не должны разглашать о проступкахъ нашихъ собратьевъ, а должны стараться о томъ, чтобы излѣчить согрѣшающихъ и удержать ихъ отъ іудействованія, внушая имъ особенно, какъ нелѣпо прибѣгать къ демонамъ для поправленія здоровья.—Христіанинъ долженъ скорѣе страдать, чѣмъ грѣшить, по примѣру Іова, разслабленнаго и Лазаря.—Эти страданія посылаются отъ Бога для исправленія насъ, и сынъ не долженъ жаловаться на отца, когда онъ исправляетъ его.—Кромѣ того, терпѣніе въ страданіи приноситъ добрые плоды; на землѣ оно пріобрѣтаетъ похвалу и преклоняетъ Бога къ исцѣленію переносимыхъ болѣзней, а на небѣ оно подготовляетъ полу чете вѣнца мученическаго | 742 |
Связь этого слова съ бесѣдами противъ аномеевъ.—Послѣ опроверженія еретиковъ проповѣдникъ обращается къ тѣмъ изъ своихъ слушателей, которые по избытку ложной ревности проклинали еретиковъ, не имѣя права на то.—Проклинающіе грѣшатъ противъ человѣколюбіи.—Любовь Іисуса Христа ко всѣмъ людямъ.—Примѣръ ап. Павла.—Его мягкость и умѣренность.—Не должно проклинать ни живыхъ, потому что они могутъ еще покаяться, ни мертвыхъ, потому что судъ надъ ними принадлежитъ уже Богу | 760 |
Сожалѣніе объ отсутствіи епископа (Флавіана).—Намѣреніе проповѣдника продолжать похвалу ап. Павлу начатую за нѣсколько дней раньше, но обстоятельства заставили его измѣнить предметъ рѣчи и заняться обличеніемъ безумствъ, происходившихъ въ городѣ Антіохіи.—Обличеніе языческихъ суевѣрій.—Заблужденіе тѣхъ, которые думаютъ, что для того, чтобы весело и счастливо провести наступающій годъ, необходимо весело и счастливо провесть первый день его.—Истинное средство быть счастливымъ въ теченіе всего года состоитъ въ томъ, чтобы и начать и проводить его въ страхѣ Божіемъ и въ соблюденіи его заповѣдей.—Дни не раздѣляются на счастливые и несчастные.—Кто имѣетъ чистую совѣсть — всегда счастливъ, а чья совѣсть обременена грѣхами — всегда несчастливъ, что бы онъ ни дѣлалъ.—Изъясненіе изреченія ап. Павла: „аще убо ясте, аще піете, вся во славу Божію творите | 767 |
СЛОВО ПЕРВОЕ. Похвала слушателямъ за то, что они не предавались новогоднимъ безумствамъ и сдѣлали изъ новолѣтiя день духовныхъ радостей.—Многіе однако перешли отъ церкви въ корчемницу, издаваясь надъ увѣщаніями.—Обличеніе ихъ.—Ихъ издѣвательства не препятствуютъ высказывать истину и возставать противъ безобразій.—Образъ дѣйствій Іисуса Христа по отношенію къ Іудѣ, котораго Онъ не переставалъ предостерегать и надѣлять благами, чтобы напоминать ему о его обязанностяхъ.—Такъ же нужно и вообще поступать по отношенію къ грѣшникамъ.—Неодинаковая судьба уготована въ будущей жизни тѣмъ, которые живутъ въ изнѣженности и наслажденіяхъ, и тѣмъ, которые проводятъ жизнь въ бѣдности и страданіи.—Примѣръ Лазаря и безсердечнаго богача.-—Трапеза христіанина должна сопровождаться молитвой и чтеніемъ св. Писанія.—Нужно ѣсть и пить умеренно | 778 |
СЛОВО ВТОРОЕ. Продолженіе исторіи Лазаря и безсердечнаго богача.—Опроверженіе народнаго повѣрья, перешедшего отъ язычниковъ, что люди, умершіе насильственною смертью, становятся демонами.—Если Іисусъ Христосъ называетъ іудеевъ сынами діавола, то потому, что они подражали дѣламъ діавола.—Чрезъ свои грѣхи, а не чрезъ насильственную смерть люди могутъ уподобляться демону.—Трогательное описаніе смерти бѣднаго Лазаря и смерти безсердечнаго богача.—Жестокость богача въ сопоставленіи съ человѣколюбіемъ Авраама.—Законъ милостыни.—Если бѣдный нуждается въ хлѣбѣ, то нужно подать ему, хотя бы онъ быль и негоднымъ человѣкомъ | 798 |
СЛОВО ТРЕТЬЕ. Почему сказано богачу не: пріялъ еси благая твоя въ животѣ твоемъ, но воспріялъ?—Почему праведники часто подвергаются опасностямъ, а грешники избѣгаютъ ихъ?—Необходимо всѣмъ христіанамъ читать св. Писаніе, не только духовнымъ, но и свѣтскимъ.—Послѣднимъ еще болѣе необходимо это чтеніе, потому что они болѣе подлежатъ искушеніямъ.—Св. книги такъ превосходны, что онѣ всегда полезны даже и тѣмъ, которые понимаютъ ихъ лишь немного.—То, что осталось непонятнымъ при первомъ чтеніи, сдѣлается понятнымъ при второмъ.—Незнаніе св. Писанія есть источникъ ересей.—Богъ не оставляетъ безъ вознагражденія никакого добра, даже совершеннаго злыми людьми, равно какъ не оставляетъ безъ наказанія никакого грѣха, даже у добрыхъ людей, и у нихъ даже въ особенности.—Нѣтъ ничего опаснѣе положенія нечестиваго, который благоденствуетъ.—Похвала терпѣнію.—Нетерпѣливость есть мать богохульства.—Почему Богъ не наказываетъ всѣхъ въ этомъ мірѣ?—Примѣры терпѣнія, заимствованные изъ Ветхаго Завѣта | 809 |
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Предложеніе объясненія притчи о богачѣ и Лазарѣ.—Евангельскіе примѣры и особенно примѣръ богача показываютъ, что всѣ мольбы отошедшихъ отсюда отягченными грѣхами будутъ безполезны.—Разсматриваемая притча есть превосходный урокъ для богатыхъ и бѣдныхъ, она можетъ одинаково смирять первыхъ и унижать послѣднихъ, заставить насъ любить бѣдность и презирать богатство.—Св. Писаніе и разумъ съ достаточностью убѣждаютъ насъ въ существованіи загробной жизни; нѣтъ надобности, чтобы мертвые возвращались къ намъ для удостовѣренія насъ въ этомъ.—Сила и значеніе совѣсти, напоминающей намъ о старыхъ нашихъ прегрѣшеніяхъ.—Подтвержденіе этого изложеніемъ исторіи Іосифа | 826 |
СЛОВО ПЯТОЕ. Разсужденіе о воскресеніи.—Объясненіе словъ ап. Павла о будущемъ воскресеніи 1 посл. къ Ѳессал. IѴ, 12.—Утѣшеніе вѣрующимъ въ скорби по случаю смерти дорогихъ для нихъ лицъ.—Они должны отличаться отъ невѣрныхъ своимъ поведеніемъ такъ же, какъ они отличаются отъ нихъ и своимъ вѣрованіемъ.—При смерти дорогихъ и близкихъ лицъ не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться въ этомъ отношении прав. Іову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушіе и мужество: первый не палъ духомъ при лишеніи всѣхъ своихъ дѣтей, а второй не поколебался даже принесть въ жертву своего единственнаго наследника — сына | 838 |
СЛОВО ШЕСТОЕ. Страшно проявленіе всемогущества и благости Божіей въ землетрясеніи.—Но день послѣдняго суда будетъ еще страшнѣе.—Нужно бояться не землетрясенія, а причины, его производящей.—Нужно сожалѣть не о тѣхъ, которые огорчены, но о тѣхъ, которые грѣшатъ.—Возвращеніе къ притче о богаче и Лазаре.—Сравненіе житейскихъ событій съ представленіемъ на театральной сценѣ.—Въ будущей жизни всякій явится тѣмъ, что онъ въ дѣйствительности.—Благородство состоитъ не въ знаменитости предковъ, а въ добродѣтели.—Происхожденіе рабства.—Всемірный потопъ.—Сравненіе ковчега съ церковію.—Употребленіе вина для исцѣленія скорби.—Въ чемъ состоитъ истинное рабство.—Въ чемъ состоитъ истинное богатство.—Различныя степени праведниковъ и грѣшниковъ, но никто не безъ грѣха.—Добро и зло получаютъ должное воздаяніе | 848 |
СЛОВО СЕДЬМОЕ. Огорченіе при видѣ того, что многіе изъ слушателей, не смотря на увѣщанія проповѣдника, посѣщаютъ конскія ристалища.—Не смотря на тяжесть своей вины, пусть они не отчаиваются въ возможности загладить свой грѣхъ покаяніемъ.—Безсердечный богачъ — примѣръ тѣхъ, которые слѣдуютъ широкимъ путемъ въ жизни: Лазарь—примѣръ тѣхъ, которые идутъ узкимъ путемъ.—Великое различіе цѣли, къ которой каждый изъ нихъ пришелъ по своей дорогѣ.—Въ чемъ состоятъ истинныя блага.—Находящіеся въ бѣдности и огорченіи не должны считать себя несчастными.—Пропасть, отдѣляющая Лазаря и безсердечнаго богача въ загробной жизни.—Заключеніе | 867 |
полка БК7