История философии. Собрание произведений в трех томах. Том 1.

Фейербах Людвиг

Данный том содержит изложение и критический анализ философии Нового времени, начиная с Ф. Бэкона и кончая Б. Спинозой. Кроме того, в том входит «Предисловие к первому изданию собрания сочинений» Фейербаха, в котором философ с материалистических позиций дает обзор своей предшествующей философской деятельности. И наконец — живо и остроумно написанное «Собрание юмористических философских афоризмов» — своего рода философский дневник Фейербаха.
Издательство социально-экономической литературы «Мысль», Москва, 1974

Содержание:

М.М. Григорьян. Людвиг Фейербах как историк философии 6
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ 33
ИЗ ЭРЛАНГЕНСКИХ ЛЕКЦИЙ ПО ЛОГИКЕ И МЕТАФИЗИКЕ 47
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ОТ БЭКОНА ВЕРУЛАМСКОГО ДО БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ 63
ВВЕДЕНИЕ 65
§ 1. Миросозерцание древности и христианства
§ 2. Религия и наука 67
§ 3. Теология и философия 69
§ 4. Схоластика как наука средних веков 71
§ 5. Средневековое искусство 73
§ 6. Сущность протестантизма 76
§ 7. Возвращение к античному образованию 79
§ 8. Новый научный интерес к природе 81
I. ФРАНЦИСК БЭКОН ВЕРУЛАМСКИЙ 84
§ 9. Жизнь Франциска Бэкона Веруламского
§10. Размышления о жизни и характере Бэкона 87
§11. Философское значение Бэкона 92
Мысли Бэкона об особенном, извлеченные из его сочинений 98
§12. Жалкое состояние современных наук
§13. Причины жалкого положения современных наук 100
§14. Необходимость и условия полного преобразования наук 101
§15. Метод естествознания 104
§16. Объект естествознания 109
§17. Подразделение естествознания 113
§18. Мысли Бэкона о некоторых всеобщих предметах природы 116
§19. Цель науки, особенно естествознания 120
§20. Сущность науки вообще, ее величие и действие на человека 121
§21. Подразделение науки 123
§22. Философия 124
§23. Отношение Бэкона к христианству 126
II. ТОМАС ГОББС 132
§24. Переход от Бэкона к Гоббсу
§25. Жизнь Гоббса 135
§26. Мысли Гоббса о философии, ее материи, форме и разделении 138
§27. Критический обзор философии природы Гоббса 142
§28. Philosophia prima Гоббса 144
§29. Физика Гоббса 146
§30. Обзор и критика гоббсовской морали и политики 149
§31. К морали Гоббса 154
§32. К политике Гоббса 156
§33. Критический взгляд на государственное право Гоббса 158
§34. Отношение Гоббса к религии 160
III. ПЬЕР ГАССЕНДИ 163
§35. Жизнь Гассенди и его значение в истории философии
§36. Логика Гассенди 165
§37. Критические замечания о теории происхождения познания Гассенди 168
§38. Физика, или учение об атомах, Гассенди 169
§39. Критика учения об атомах Гассенди 172
§40. Учение Гассенди о духе 175
§41. Критический взгляд на Гассенди 177
IV. ЯКОВ БЁМЕ 178
§42. Значение Якова Бёме для истории философии
§43. Жизнь Якова Бёме 185
Изложение [учения] Якова Бёме 187
§44. Чистое единство
§45. Единство, различающееся в себе 188
§46. Объяснение предыдущих отделов 190
§47. Необходимость противоположности 192
§48. Объяснение процесса раздвоения на бога и природу 195
§49. Сущность и свойства вечной природы 200
§50. О семи свойствах 204
§51. Видимая природа и ее происхождение в ее особенных формах 206
§52. Происхождение зла 210
§53. Антропология Якова Бёме 218
V. РЕНЭ ДЕКАРТ 224
§54. Жизнь и сочинения Декарта
Философия Декарта 228
§55. Сомнение как начало философии
§56. Более близкое определение и объяснение сомнения 232
§57. Развитие положения «я мыслю, следовательно, я существую» 235
§58. Общее и более точное определение духа 242
§59. Истинный смысл и содержание философии духа Декарта 245
§60. Переход к объективному принципу познания 250
§61. Идея бесконечной субстанции 252
§62. О доказательстве бытия бога 256
§63. Принцип объективной достоверности и познание 261
§64. Переход к философии природы 262
§65. Принципы к философии природы 264
§66. Критика принципа философии природы Декарта 270
§67. Снятие противоречий духа и природы и их критика 272
§68. Заключительные замечания о философии Декарта 277
VI. АРНОЛЬД ГЕЙЛИНКС 285
§69. Разработка философии Декарта Арнольдом Гейлинксом
VII. НИКОЛАЙ МАЛЬБРАНШ 290
§70. Введение и переход от Декарта к Мальбраншу
§71. Жизнь и характер Мальбранша 297
Изложение философии Мальбранша 300
§72. Сущность духа и идеи
§73. Различные взгляды на происхождение идей 302
§74. Бог — принцип всякого знания 305
§75. Различные виды познания духа 308
§76. Способ созерцания вещей в боге 310
§77. Всеобщий разум 312
§78. Бог — принцип и истинный объект воли 314
§79. Бог — принцип всякой деятельности и движения природы 316
§80. Истинный смысл философия Мальбранша 317
VIII. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА 327
§81. Переход от Мальбранша к Спинозе
§82. Введение и переход от Декарта к Спинозе 329
§83. Жизнь и интеллектуальный характер Спинозы 345
Изложение философии Спинозы 350
§84. Общие принципы ее
§85. Объяснение понятия единства сущности и существования в идее субстанции 353
§86. Необходимое существование единственной субстанции и ее атрибуты 359
§87. Объяснение понятия протяжения как божественного атрибута 361
§88. Критика учения об атрибутах 366
§89. Состояния атрибутов и способ действия бога 370
§90. Более точное определение образа действий субстанции 374
§91. Развитие понятия причинности субстанции и происхождения конечного 376
§92. Переход к единству духа и тела 382
§93. Единство духа и тела, как и вообще идеальных и материальных объектов 383
§94. О воле 387
§95. О свободе и добродетели духа или познания 390
§96. Различные роды познания 392
§97. Истинный метод познания 394
§98. Цель духа 395
§99. Заключительные критические замечания 1883 г. 397
§100. Заключительные критические замечания 1847 г. 402
ПИСАТЕЛЬ И ЧЕЛОВЕК. СОБРАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ АФОРИЗМОВ 413
П р е д и с л о в и е 415
П р и м е ч а н и я 513
У к а з а т е л ь  и м е н 532
П р е д м е т н ы й  у к а з а т е л ь 536
Шкаф 1, полка Г