Общая психология
Максименко Сергей Дмитриевич
«Рефл-бук» «Ваклер» 2004
Содержание:
Предисловие | 13 |
Часть первая. Введение в общую психологию | 15 |
1. Предмет общей психологии | 15 |
Душа — целесообразная основа человека | 18 |
Логос — законы природы | 20 |
Механизмы психики человека | 21 |
Психическое отображение |
Проектирование |
Опредмечивание |
Психика и сознание | 23 |
Связь психологии с другими науками | 25 |
Отрасли психологических знаний | 26 |
Основные направления современной психологии | 27 |
Персоналистические направления | 27 |
Психика и высшая нервная деятельность | 30 |
Бихевиоризм | 37 |
Гештальт-психология | 38 |
Структурная психология | 39 |
Психоанализ | 40 |
Психология установки | 43 |
2. Методы психологии | 48 |
Требования к методам психологии | 48 |
Метод самонаблюдения | 49 |
Наблюдение | 50 |
Психологический эксперимент | 54 |
Понятие об эксперименте | 54 |
Лабораторный эксперимент | 54 |
Естественный психологический эксперимент | 55 |
Экспериментально-генетический метод | 56 |
Принцип анализа по единицам |
Принцип историзма |
Принцип системности |
Принцип проектирования и моделирование |
Генетико-моделирующий метод |
Дополнительные методы | 59 |
Психологические тесты | 59 |
Тесты способностей |
Тесты интеллекта |
Тесты успешности |
Тесты таланта |
Моделирование психических процессов |
Моделирование психических функций |
Метод опроса |
Беседа |
Анкетирование |
Социометрия |
Психологическая экспертиза |
Метод анализа продуктов деятельности человека | 66 |
Количественный и качественный анализ психических фактов | 67 |
Часть вторая. Психика, личность, общности | 71 |
3. Развитие психики и сознания | 71 |
Возникновение психики | 71 |
Развитие механизмов психики | 72 |
Развитие психики в филогенезе | 76 |
Стадия элементарной сенсорной психики |
Стадия перцептивной психики |
Стадия интеллекта |
Инстинкты |
Интстинктные формы поведения |
Возникновение и развитие человеческого сознания | 81 |
Предпосылки возникновения сознания |
Историческое развитие человеческого сознания |
Телесная организация человека |
4. Психология личности | 89 |
Понятие о личности и ее структуре | 89 |
Активность личности и ее источники | 91 |
Развитие и воспитание личности | 95 |
Биогенетическая концепция развития |
Социогенетическая концепции развития |
Теория личности К. Г. Юнга | 101 |
Коллективное бессознательное | 102 |
Архетипы | 103 |
Интраверты и экстраверты | 105 |
Психологические типы | 105 |
Словесно-ассоциативный тест | 106 |
Жизненный путь человека | 107 |
Жизненный путь — самоосуществление человека | 108 |
Мотивационные регуляторы жизненного пути человека | 111 |
Сенситивные периоды жизни и их коды — числа Фибоначчи | 122 |
5. Язык и речь | 133 |
Понятие о языке и его функции | 133 |
Физиологические механизмы языковой деятельности | 136 |
Разновидности речи | 139 |
6. Общение | 146 |
Понятие об общении | 146 |
Способы общения | 147 |
Вербальная коммуникация |
Невербальная коммуникация |
Телесный облик |
Жест |
Тактильно-мышечная чувствительность |
Функции общения | 150 |
Интерактивная функция общения |
Перцептивная функция общения |
Идентификация |
Стереотипизация |
Разновидности общения | 155 |
7. Социальные группы | 160 |
Понятие о группах | 1б0 |
Коллектив | 161 |
Отношения между людьми в группе | 162 |
Общение в группе | 163 |
Модель группы |
Развитие группы в коллектив | 166 |
Основы сплоченности коллектива | 168 |
Совместимость людей | 171 |
Функциональная совместимость |
Физическая совместимость |
Психофизиологичекая совместимость |
Социально-психологическая совместимость |
Управление общностью людей | 174 |
Функции руководителя | 174 |
Руководитель и подчиненный — механизм живой связи | 178 |
Психологическая установка |
Социальные ожидания |
Тесный контакт с подчиненным |
Феномен усиления состояний |
«Заражение» |
Внушение |
Убеждение |
Новизна информации |
Доказательность |
Экспрессивность в обшении |
Способности руководителя | 184 |
Коммуникативные способности |
Проектировочные способности |
Конструкторские способности |
Организаторские способности |
Психологические основы такта | 185 |
Психические состояния руководителя | 187 |
Конфликт | 188 |
Внутриличностный конфликт |
Конфликт между личностями |
Межгрупповой конфликт |
Часть третья. Механизмы психического отражения | 193 |
8. Ощущение | 193 |
Понятие об ощущении | 193 |
Физиологические основы ощущений | 195 |
Классификация ощущений | 196 |
Законы ощущений | 201 |
Чувствительность анализатора и порог чувствительности | 201 |
Ощущение и деятельность | 204 |
9. Восприятие | 208 |
Понятие о восприятии | 208 |
Разновидности восприятия | 209 |
Законы восприятия | 212 |
Наблюдение и наблюдательность | 214 |
10. Мышление | 219 |
Понятие о мышлении | 219 |
Умственные действия и мыслительные операции | 222 |
Формы мышления | 225 |
Процесс понимания | 227 |
Процесс решения задач | 229 |
Виды мышления | 230 |
Индивидуальные особенности мышления | 232 |
11. Память | 237 |
Понятие о памяти | 237 |
Теории памяти | 238 |
Виды памяти | 240 |
Запоминание и его разновидности | 242 |
Воспроизведение и его виды | 243 |
Забывание и его причины | 244 |
Индивидуальные особенности памяти | 245 |
Часть четвертая. Механизмы проектирования будущего | 251 |
12. Внимание | 251 |
Понятие о внимании | 251 |
Физиологические основы внимания | 254 |
Разновидности и формы внимания | 257 |
Законы внимания | 261 |
13. Эмоции и чувства | 268 |
Понятие об эмоциях и чувствах | 268 |
Физиологические механизмы эмоций и чувств | 270 |
Выражение эмоций и чувств | 271 |
Формы переживания эмоций и чувств | 272 |
Высшие чувства | 275 |
14. Воображение | 279 |
Понятие о воображении | 279 |
Связь воображения с предметной действительностью | 280 |
Воображение и органические процессы | 282 |
Процесс создания образов воображения | 284 |
Виды воображения | 285 |
Воображение и человек | 289 |
15. Воля | 292 |
Понятие о воле | 292 |
Произвольные действия и их особенности | 294 |
Анализ сложного волевого действия | 296 |
Основные качества воли | 298 |
Безволие, его причины и борьба с ним | 300 |
16. Темперамент | 304 |
Понятие о темпераменте | 304 |
Типы темпераментов | 308 |
Основные свойства темперамента | 309 |
Физиологические механизмы темперамента | 311 |
Роль темперамента в деятельности | 312 |
17. Способности | 316 |
Понятие о способностях | 316 |
Структура способностей | 319 |
Отличия в способностях и их природа | 322 |
18. Характер | 328 |
Понятие о характере | 328 |
Структура характера | 329 |
Основные черты типичного характера | 333 |
Природа характера | 335 |
Формирование характера | 337 |
Часть пятая. Механизмы опредмечивания психических образований | 341 |
19. Психологический анализ деятельности | 341 |
Понятие о деятельности | 341 |
Цель и мотивы деятельности | 342 |
Структура деятельности | 343 |
Способы деятельности, процесс их освоения | 345 |
Понятие об умении |
Понятие о навыках |
Процесс формирования умений и навыков |
Условия формирования умений и навыков |
Разновидность умений и навыков |
Перенос и интерференция действий | 352 |
Виды деятельности | 354 |
Творчество | 359 |
20. Механизмы психомоторики | 364 |
Понятие о психомоторике | 364 |
Строение психомоторики | 369 |
Идеомоторика | 370 |
Сенсомоторная культура | 373 |
Действие — способ деятельности | 375 |
Функции действия |
Действие — микроэтап развития |
Действие — средство развития |
Действие — эстетическое явление и атлетика. |
Действие и телесные блага |
Действие — средство досуга |
Функции психомоторики | 383 |
Психомоторика — орган движений | 383 |
Психомоторика — орган познания | 389 |
Психомоторика — корсет тела | 393 |
Психомоторика — живой аккумулятор энергии | 395 |
Психомоторика — орган действенного мышления | 396 |
Регуляторы психомоторики | 398 |
Механизмы регуляции движений | 403 |
Регуляция движений чувствованиями | 403 |
Регуляция движений предметом | 405 |
Регуляция движений образом | 406 |
Регуляция действия мыслью | 410 |
Регуляция действий символом | 411 |
21. Средства развития психики | 417 |
Активность и развитие | 417 |
Действия труда | 418 |
Создание представления о структуре труда | 418 |
Человек — субъект действия | 420 |
Предметы труда | 422 |
Цель труда — прогнозы и проекты | 424 |
Средства развития механизмов психики | 426 |
Продукты труда — достижения ноосферы | 428 |
Понятие духовность |
Ноосфера — сфера разума |
Действия учения и саморазвитие человека | 432 |
Учение и его строение | 433 |
Обучение |
Научение |
Упражнение |
Моделирование |
Подражание | 441 |
Хобби |
Учение и состояние человека | 447 |
Действия игры | 449 |
Игра — уникальное явление жизни |
Креативные свойства игры |
Энергетическая и информационная неисчерпаемость игры |
Игра — создание, учение, труд |
Игра на проигрыш |
Взаимоотношение игры и труда |
Игра в учении и труде |
Синтез средств развития психики | 462 |
22. Механизмы творчества | 468 |
Основные теории творчества | 469 |
Строение и функции механизма творчества | 473 |
Понятие механизма | 473 |
Свойства гармонии | 476 |
Чувствительность — зародыш механизма творчества | 478 |
Энергопотенциал — способность к действию | 481 |
Понятие энергия |
Базовый энергопотенциал |
Оперативный энергопотенциал |
Энергия внешняя |
Перманентные состояния и уровни здоровья человека |
Оптимальный энергопотенциал |
Оперативные состояния |
Процессы сравнения и оценки предметов | 486 |
Психомоторика — орган творчества | 490 |
Механизм отражения неощутимого | 493 |
Механизм отражения несуществующего | 502 |
Синтез механизмов отражения | 506 |
Вдохновение — творческое состояние | 513 |
Шкаф 1, полка Г