Психология литературного творчества
Арнаудов Михаил Петров
Раскрывая те или иные стороны творчества, автор подкрепляет свои мысли огромным фактическим материалом из области литературы, живописи, музыки. Автор широко использует для доказательства своих положений творческий опыт, личные наблюдения, заметки, дневниковые записи классиков мировой художественной литературы, в том числе и выдающихся представителей болгарской литературы.
Большим достоинством настоящего издания является то, что при его подготовке он в значительной мере устранил спорные положения, идеалистические толкования отдельных авторов, обогатил и уточнил многие ключевые мысли с точки зрения более последовательного реалистического толкования творческих процессов.
Автор решительно отбрасывает как расистские теории, так и идеалистические концепции Фрейда и Ломброзо о характере художественного творчества.
Труд академика Михаила Арнаудова, являющийся своеобразным обзором и многосторонним исследованием художественного опыта прошлого и творческого процесса в его многогранных проявлениях, будет с интересом встречен широкими кругами творческой интеллигенции, литературоведами, искусствоведами, философами, психологами, которым он даёт возможность заглянуть в творческую лабораторию корифеев мировой литературы.
Содержание:
От издательства | 5 |
К советскому читателю | 7 |
Глава I Личность и закон | 9 |
1. Общие предпосылки | 9 |
2. Гений и человечество | 15 |
3. Наследственность | 24 |
4. Раса и культура | 30 |
5. Невроз и вырождение | 38 |
6. Творчество — это здоровье | 43 |
Глава II Восприятия и наблюдение | 50 |
1. Художественная ценность восприятий | 50 |
2. Индивидуальные отличия | 58 |
3. Внимание и его формы | 63 |
4. Зрительные впечатления и живописный стиль | 68 |
5. Наблюдательность Бальзака, Мольера, Додэ и Мопассана | 76 |
Глава III Аффекты и вживание | 88 |
1. Эмоциональная жизнь и выразительные движения | 88 |
2. Личный опыт и вживание | 94 |
3. Русские реалисты: Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев И Гончаров | 101 |
4. Метод Вазова И Йовкова | 108 |
Глава IV Формы опыта | 114 |
1. Характер и предпосылки памяти | 114 |
2. Долговечность воспоминаний | 121 |
3. Воспоминания и творчество | 127 |
4. Дневники и записные книжки | 134 |
5. Косвенный опыт и документирование | 141 |
6. Антитипация | 156 |
7. Субъективные и объективные поэты | 168 |
Глава V От переживания к творчеству | 180 |
1. Внутреннее освобождение | 180 |
2. Наслаждение в изображении | 194 |
3. Между переживанием и воссозданием | 203 |
4. Мнения и самонаблюдения поэтов | 208 |
5. Возможности для импровизации | 214 |
Глава VI Воображение | 220 |
1. Воображение и память | 220 |
2. Сказочное воображение | 224 |
3. Одухотворение | 231 |
4. Романтическое восприятие природы | 240 |
5. Вживание | 248 |
6. Галлюцинация | 257 |
Глава VII Воображение (продолжение) | 268 |
1. Воображение о реальном | 268 |
2. Сообразование | 272 |
3. Открытие | 286 |
4. Фантастический реализм | 298 |
5. Типичный символизм | 307 |
6. Чистый символизм | 318 |
Глава VIII Бессознательное | 326 |
1. Свидетельства | 326 |
2. Психологическое объяснение | 331 |
3. Сознательные моменты творчества | 341 |
4. Спонтанность в открытии | 350 |
5. Безличие и демонизм | 362 |
6. Императив творчества | 370 |
7. Сонное состояние | 379 |
Глава IX Участие разума | 386 |
1. Разум и вкус | 386 |
2. Теоретико-техническая подготовка | 389 |
3. Обдумывание и самокритика | 398 |
4. Вдохновение и разум | 403 |
5. Творчество на основе идей | 412 |
6. Тезис и мораль | 425 |
Глава X Творческий процесс | 433 |
1. Замысел и настроение | 433 |
2. Музыкальное настроение | 441 |
3. Ритмико-мелодические элементы | 450 |
4. Первая целостная идея и её заменяющие элементы | 457 |
5. Единство до частей | 462 |
Глава XI Творческий процесс (продолжение) | 468 |
1. Концентрация | 468 |
2. Доля воображения и разума | 478 |
3. Исполнение | 485 |
4. Искусственное вдохновение | 492 |
5. Методы создания | 496 |
6. Импровизация: стих и проза | 508 |
7. Специальный случай | 515 |
Глава XII Творческий процесс (продолжение) | 521 |
1. Поправки: способы и возможности | 521 |
2. Другие свидетельства и примеры | 528 |
3. Переработки и воссоздание | 537 |
4. Обновленное продуктивное состояние | 547 |
Глава XIII Язык поэзии | 551 |
1 Теория Лессинга в «Лаокооне» | 551 |
2. Критика этой теории | 556 |
3. Язык как энергия | 563 |
4. Более новые взгляды | 567 |
5. Зримые образы и картины | 574 |
6. Предметное воображение и внушение | 580 |
Глава XIV Язык поэзии (продолжение) | 591 |
1. Внутреннее подражание | 591 |
2. Мысль и язык | 597 |
3. Словесные представления | 603 |
4. Звуковая живопись и символика | 610 |
5. Некоторые пояснения | 617 |
6. Русская и болгарская поэзия | 626 |
7. Границы языково-мелодического | 639 |
8. Стилистико-языковые типы | 646 |