Психология литературного творчества

Арнаудов Михаил Петров

Предлагаемый вниманию советского читателя фундаментальный труд известного болгарского учёного академика Михаила Арнаудова «Психология литературного творчества» подводит своеобразный итог многолетним исследованиям автора по вопросам психологии художественного творчества и самого творческого процесса прежде всего с точки зрения личности творца художественного произведения, его опыта, его умения воспринимать и наблюдать, его творческого воображения, способности к вживанию и т.д.

Раскрывая те или иные стороны творчества, автор подкрепляет свои мысли огромным фактическим материалом из области литературы, живописи, музыки. Автор широко использует для доказательства своих положений творческий опыт, личные наблюдения, заметки, дневниковые записи классиков мировой художественной литературы, в том числе и выдающихся представителей болгарской литературы.

Большим достоинством настоящего издания является то, что при его подготовке он в значительной мере устранил спорные положения, идеалистические толкования отдельных авторов, обогатил и уточнил многие ключевые мысли с точки зрения более последовательного реалистического толкования творческих процессов.

Автор решительно отбрасывает как расистские теории, так и идеалистические концепции Фрейда и Ломброзо о характере художественного творчества.

Труд академика Михаила Арнаудова, являющийся своеобразным обзором и многосторонним исследованием художественного опыта прошлого и творческого процесса в его многогранных проявлениях, будет с интересом встречен широкими кругами творческой интеллигенции, литературоведами, искусствоведами, философами, психологами, которым он даёт возможность заглянуть в творческую лабораторию корифеев мировой литературы.

«Прогресс» Москва 1970

Содержание:

От издательства 5
К советскому читателю 7
Глава I Личность и закон 9
1. Общие предпосылки 9
2. Гений и человечество 15
3. Наследственность 24
4. Раса и культура 30
5. Невроз и вырождение 38
6. Творчество — это здоровье 43
Глава II Восприятия и наблюдение 50
1. Художественная ценность восприятий 50
2. Индивидуальные отличия 58
3. Внимание и его формы 63
4. Зрительные впечатления и живописный стиль 68
5. Наблюдательность Бальзака, Мольера, Додэ и Мопассана 76
Глава III Аффекты и вживание 88
1. Эмоциональная жизнь и выразительные движения 88
2. Личный опыт и вживание 94
3. Русские реалисты: Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев И Гончаров 101
4. Метод Вазова И Йовкова 108
Глава IV Формы опыта 114
1. Характер и предпосылки памяти 114
2. Долговечность воспоминаний 121
3. Воспоминания и творчество 127
4. Дневники и записные книжки 134
5. Косвенный опыт и документирование 141
6. Антитипация 156
7. Субъективные и объективные поэты 168
Глава V От переживания к творчеству 180
1. Внутреннее освобождение 180
2. Наслаждение в изображении 194
3. Между переживанием и воссозданием 203
4. Мнения и самонаблюдения поэтов 208
5. Возможности для импровизации 214
Глава VI Воображение 220
1. Воображение и память 220
2. Сказочное воображение 224
3. Одухотворение 231
4. Романтическое восприятие природы 240
5. Вживание 248
6. Галлюцинация 257
Глава VII Воображение (продолжение) 268
1. Воображение о реальном 268
2. Сообразование 272
3. Открытие 286
4. Фантастический реализм 298
5. Типичный символизм 307
6. Чистый символизм 318
Глава VIII Бессознательное 326
1. Свидетельства 326
2. Психологическое объяснение 331
3. Сознательные моменты творчества 341
4. Спонтанность в открытии 350
5. Безличие и демонизм 362
6. Императив творчества 370
7. Сонное состояние 379
Глава IX Участие разума 386
1. Разум и вкус 386
2. Теоретико-техническая подготовка 389
3. Обдумывание и самокритика 398
4. Вдохновение и разум 403
5. Творчество на основе идей 412
6. Тезис и мораль 425
Глава X Творческий процесс 433
1. Замысел и настроение 433
2. Музыкальное настроение 441
3. Ритмико-мелодические элементы 450
4. Первая целостная идея и её заменяющие элементы 457
5. Единство до частей 462
Глава XI Творческий процесс (продолжение) 468
1. Концентрация 468
2. Доля воображения и разума 478
3. Исполнение 485
4. Искусственное вдохновение 492
5. Методы создания 496
6. Импровизация: стих и проза 508
7. Специальный случай 515
Глава XII Творческий процесс (продолжение) 521
1. Поправки: способы и возможности 521
2. Другие свидетельства и примеры 528
3. Переработки и воссоздание 537
4. Обновленное продуктивное состояние 547
Глава XIII Язык поэзии 551
1 Теория Лессинга в «Лаокооне» 551
2. Критика этой теории 556
3. Язык как энергия 563
4. Более новые взгляды 567
5. Зримые образы и картины 574
6. Предметное воображение и внушение 580
Глава XIV Язык поэзии (продолжение) 591
1. Внутреннее подражание 591
2. Мысль и язык 597
3. Словесные представления 603
4. Звуковая живопись и символика 610
5. Некоторые пояснения 617
6. Русская и болгарская поэзия 626
7. Границы языково-мелодического 639
8. Стилистико-языковые типы 646
Шкаф 1, полка А