Закат Европы — I
Шпенглер Освальд
Первый том «Заката Европы» вышел в 1918 году и имел шумный успех. Уже в 1923 году он был переведен на русский язык. В 1924 году осуществляет второе, переработанное автором издание, по которому и выполнен настоящий перевод.
Настоящее издание снабжено обширной вступительной статьей, подготавливающей читателя к ошеломительному чтению, примечаниями, без которых многое останется просто за пределами понимания.
Во втором томе будет дана Хроника жизни и Избранная библиография.
Издательство «Мысль», Москва, 1993
Содержание:
К.А. Свасьян. ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР И ЕГО РЕКВИЕМ ПО ЗАПАДУ | 5 |
ПРЕДИСЛОВИЕ | 124 |
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 1-ГО ТОМА | 127 |
ВВЕДЕНИЕ | 128 |
Задача.—Морфология мировой истории—новая философия.—Для кого существует история?—Античность и Индия неисторичны.—Египет: мумия и сожжение мертвых.—Форма мировой истории.—Древний мир—Средние века—Новое время.—Возникновение этой схемы.—Ее разложение.—Западная Европа не центр тяжести.—Метод Гёте, как единственно исторический.—Мы и римляне.—Ницше и Моммзен.—Проблема цивилизации.—Империализм как развязка.—Необходимость и важность основной идеи.—Отношение к современной философии.—Ее последняя задача.—Возникновение книги. |
ТАБЛИЦЫ К СРАВНИТЕЛЬНОЙ МОРФОЛОГИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ | 189 |
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О СМЫСЛЕ ЧИСЕЛ | 201 |
Основные понятия.—Число как знак и полагание границ.—Каждая культура имеет свою собственную математику.—Античное число как величина.—Картина мира Аристарха.—Диофант и арабское число.—Западное число как функция.—Мировой страх и мировая тоска.—Геометрия и арифметика.—Классические проблемыпредела.—Переход через границы чувства зрения. Сисволические меры пространства.—Последние возможности. |
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОБЛЕМА МИРОВОЙ ИСТОРИИ | 248 |
I. Физиогномика и систематика | 248 |
Коперниканский метод.—История и природа.—Гештальт и закон.—Физиогномика и систематика.—Культуры как организмы.—Внутренняя форма, темп, длительность.—Однородность строения.—«Одновременность». |
II Идея судьбы и принцип причинности | 272 |
Органическая и неорганическая логика.—Время и судьба, пространство и каузальность.—Проблема времени.—Время—противопонятие пространства.—Символы времени (трагика, хронометраж, погребение).—Забота (эротика, государство, техника). Судьба и случай.—Случай и причина.—Случай и стиль существования.—Анонимные и личные эпохи.—Направление в будущее и картина прошлого.—Существует ли наука истории?—Новая постановка вопроса. |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.МАКРОКОСМ | 323 |
I. Символика картины мира и проблема пространства | 323 |
Макрокосм как совокупность символов по отношению к душе.—Пространство и смерть.—«Все преходящее есть лишь подобье».—Проблема пространства: только глубина образует пространство.—Глубина пространства как время.—Рождение мировоззрения из прасимвола культуры.—Античный прасимвол есть тело, арабский есть пещера, западный есть бесконечное пространство. |
II Аполлоническая, фаустовская, магическая душа | 345 |
Прасимвол, архитектура и мир богов.—Египедский прасимвол пути.—Выразительный язык искуства: орнаментика или имитация.—Орнамент и ранняя архитектура.—Архитектура окна.—Большой стиль.—История стиля как организм.—К истории арабского стиля.—Психология художественной техники. |
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МУЗЫКА И ПЛАСТИКА | 388 |
I. Изобразительные искусства | 388 |
Музыка есть изобразительное искуство.—Разделение с иных, чем историческая, точек зрения невозможно.—Выбор искуств как выразительное средство высшего порядка.—Аполлоническая и фаустовская группы искуств.—Ступени западной музыки.—Ренессанс как антиготическое (антимузыкальное) движение.—Характер барокко.—Парк.—Символика красок. Краски близи и дали.—Золотой фон и коричневый тон ателье.—Патина. |
II. Обнаженная фигура и портрет | 432 |
Способы изображения человека.—Портрет, таинство покаяния, структура предложения.—Головы античных статуй.—Детские и женские изображения.—Эллинистические изображения.—Портрет барокко.—Леонардо, Рафаэль и Микеланджело, как победители Ренесанса.—Победа инструментальной музыки над масляной живописью |
ГЛАВА ПЯТАЯ. КАРТИНА ДУШИ И ЧУВСТВО ЖИЗНИ | 477 |
I. О форме души | 477 |
Картина души есть функция картины мира.—Психология есть антифизика.—Апполоническая, магическая, фаустовская картина души.—«Воля» в готическом «душевном пространстве».—«Внутренняя мифология».—Воля и характер.—Античная трагедия осанки и фаустовская трагедия характера.—Символика образа сцены.—Дневное и ночное искуство.—Популярность и эсотерика.—Астрономическая картина.—Географический горизонт. |
II Буддизм, стоицизм. социализм | 524 |
Фаустовская мораль чисто динамична.—Каждая культура обладает своей собственной формой морали.—Мораль осанки и мораль воли.—Будда, Сократ, Руссо как выразители начинающихся цивилизаций.—Трагическая и плебейская мораль.—Возвращение к природе, иррелигиозности, нигилизму.—Этический социализм.—Одинаковое строение истории философии в каждой культуре.—Цивилизованная философия Запада. |
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ | 566 |
Теория как миф.—Каждое естествознание зависит от предшествовавшей религии.—Статика, алхимия, динамика как теории трех культур.—Атомистика.—Неразрешимость проблемы движения.—Стиль «каузального свершения», «опыта».—Богочувствование и природопознание.—Большой миф.—Античные, магические, фаустовские numina.—Атеизм.—Фаустовская физика как догмат силы.—Границы ее дальнейшего теоретического—не тезнического—развития.—Саморазрушение динамики; проникновение исторических представлений.—Конец теории: растворение в системе морфологических сродств. |
ПРИМЕЧАНИЯ | 630 |
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН | 657 |
Шкаф 1, полка В