Из ранних произведений
Лосев Алексей Федорович
Москва «Правда» 1990
Содержание:
А. А. Тахо-Годи, Л. А. Гоготишвили. А. Ф. Лосев | 3 |
Вступительное замечание. Феноменология не есть психология. Первенство феноменологии среди прочих наук | 11 |
1. Фонема | 27 |
2. Семема, фонематическая, символическая и ноэматическая | 28 |
3. Переход от ноэмы к идее; имя — орудие общения | 37 |
4. Идея — арена формирования смысла в слове | 40 |
5. Взаимоопределение сущего и меона в идее | 41 |
6. Идея и предмет; понятие энергемы | 48 |
7. Анализ образа взаимо-определения сущего и меона и физическая энергема слова | 52 |
8. Органическая энергема слова и феноменология раздражения | 55 |
9. Сенсуальная энергема и феноменология ощущения | 58 |
10. Ноэтическая энергема и феноменология мышления | 60 |
11. Резюме предыдущего; понятие смысловой энергии и предметной сущности | 73 |
12. Предмет имени — опора всех судеб имени; первая диалектическая установка — диалектика внешней явленности эйдоса и ее необходимые категории | 76 |
13. Диалектика интеллигенции в имени | 83 |
14. Символизм и апофатизм | 88 |
15. Пять форм эйдетической предметности имени — схема, топос, эйдос в узком смысле, символ и миф | 90 |
16. Резюме предыдущего и переход от эйдетической сферы имени к логосу | 94 |
17. Сравнительная характеристика эйдоса и логоса | 97 |
18. Типы логоса в связи с диалектикой эйдоса | 104 |
19. Эйдетически-сущностный логос и о типах меона вообще | 118 |
20. Дедукция всех моментов имени из его предметной сущности | 125 |
21. Сводка всего предыдущего анализа | 132 |
22. Диалектика человеческого слова | 139 |
23. Науки о чистом смысле и о факте. Место феноменологии | 156 |
24. Логос эйдоса; сущность мифологии | 160 |
25. О сущности диалектики | 165 |
26. О сущности аритмологии и топологии | 168 |
27. Сущность предмета эстетики, грамматики и проч. наук о выражении | 169 |
28. Логос логоса; мифологическая и ноэтическая логика | 172 |
29. О сущности математики | 176 |
30. Логос меона; аноэтическая логика | 177 |
31. Логос софийности (телесности) и наука о творчестве | 179 |
32. Онтологии не существует помимо вышеуказанных наук | 181 |
33. Остальные возможные формы конструирования эйдоса | 183 |
Примечания | 187 |
Предисловие | 195 |
1. К вопросу о лже–музыкальных феноменах | 197 |
2. Подлинно–реальный феномен музыки (первоначальная характеристика) | 208 |
3. «Закон основания» (вместе с законом абсолютной раздельности) и его редукция в чистом музыкальном бытии | 214 |
4. Четыре вида необходимости и их редукция в чистом музыкальном бытии | 219 |
5. Общий характер бытия, редуцируемого в чистом музыкальном бытии | 225 |
1. Общая основа всех основоположений | 228 |
2. Основоположения на основе ratio essendi чистого музыкального бытия. а) Музыкальное пространство | 231 |
3. То же. ь) Музыкальное время | 237 |
4. Основоположения на основе ratio fiendi чистого музыкального бытия. с) Музыкальное действование | 240 |
5. Основоположения на основе ratio agend чистого музыкального бытия. d) Музыкальная воля и субъективное бытие | 242 |
6. Основоположения на основе ratio cognoscendi чистого музыкального бытия. е) Музыкальная истинность вообще и субъект музыкального суждения | 245 |
7. То же. f) Признак субъекта музыкального суждения | 248 |
8. То же. g) Единство бытия и не–бытия в музыке | 251 |
9. То же. h) Музыкальная истинность и обоснованность | 253 |
10. Итог феноменологической характеристики с точки зрения абстрактно–логического знания | 255 |
С. Музыкальный миф | 256 |
1. Истинный феномен музыки и математика | 268 |
2. Общее положение музыкального бытия в системе эйдетического бытия | 271 |
3. Характерные частности музыкального и математического бытия как видов бытия эйдетического | 275 |
4. Конструкция музыкального и математического предмета в сознании | 282 |
5. Основоположения гилетической (в частности, музыкальной) логики | 287 |
6. Резюме и система | 294 |
1. Музыкальное время и традиционная наука | 299 |
2. Время не есть движение и не есть мера движения | 300 |
3. Время не есть вещь и не есть психическое состояние | 307 |
4. Время предполагает вне–временное | 308 |
5. Время предполагает число и его воплощение | 309 |
6. Число не есть ни вещь, ни психическое состояние, но некий смысл | 312 |
7. Пять категорий, входящих в определение числа | 315 |
8. Необходимые разъяснения к данному определению числа | 317 |
9. Сущность времени | 326 |
10. Основоположения музыкального предмета | 330 |
11. Диалектическая сущность выражения | 331 |
12. Выведение категорий ритма, метра, мелодии и гармонии | 335 |
13. Категории темпа, высоты, тональности | гаммы) и полного тона |
14. Тембр, каденция, светлота, вещественно определенный тон, длительность, цветность, динамический акцент, объемность, плотность и вес звука | 347 |
15. Заключение | 352 |
1. «Золотое деление» | 356 |
2. «Метро-тектонизм» | 363 |
Примечания | 369 |
Предисловие | 393 |
Вступление |
I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел |
II. Миф не есть бытие идеальное |
III. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение |
1. Определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны | 401 |
2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична | 403 |
3. Наука никогда не может разрушить мифа | 407 |
4. Миф не базируется на научном опыте | 409 |
5. Чистой науке, в противоположность мифологии, не нужна ни абсолютная данность объекта | 411 |
ни абсолютная данность субъекта | 412 |
ни завершенная истинность | 413 |
6. Существует особая мифологическая истинность | 415 |
IV. Миф не есть метафизическое построение |
1. Метафизичности мешает посюсторонность и чувственность мифа | 417 |
2. Метафизика – научна или наукообразна, мифология же – предмет непосредственного восприятия | 420 |
3. Эта особенность мифологии универсальна (включая христианство) | — |
4. Мифическая отрешенность и иерархийность | — |
V. Миф не есть ни схема, ни аллегория |
1. Понятие выразительной формы | 422 |
2. Диалектика схемы, аллегории и символа | 423 |
3. Разные слои символа | 430 |
4. Примеры символической мифологии: |
a) учение о цветах у Гете и | 432 |
b) у Флоренского; | 434 |
c) объективность цветной мифологии; | 436 |
d) символическая мифология лунного света, электричества и др.; | 437 |
e) природа у Пушкина, Тютчева и Баратынского, по А. Белому | 440 |
VI. Миф не есть поэтическое произведение |
1. Сходство мифологии с поэзией в области выразительных форм | 444 |
2. Сходство в области интеллигенции | — |
3. Сходство с точки зрения непосредственности | 446 |
4. Сходство в отрешенности | — |
5. Глубочайшее расхождение в характере отрешенности | 447 |
6. a) Поэзия возможна без мифологии и | 448 |
b) мифология возможна без поэзии | 449 |
7. Сущность мифического отрешения | 451 |
8. Принцип мифической отрешенности: |
a) новая форма объединения вещей; | 453 |
b) изначальная инстинктивно-биологическая реакция в мифе на мир; | — |
c) все на свете есть миф | 455 |
VII. Миф есть личностная форма |
1. Резюме предыдущего | 457 |
2. Основная диалектика понятия личности | 459 |
3. Всякая живая личность есть так или иначе миф | 461 |
4. Мифологически-личностная символика |
a) символика и мифология полов; | 462 |
b) вещей домашнего обихода, болезней; | 464 |
c) поступков; | 465 |
d) «физиологических» процессов и «воображения»; | 466 |
e) трепещущая неоднородность мифического времени и ее различие в разных религиях | 470 |
5. Очерк диалектики мифического времени | 473 |
6. Сновидения | 477 |
7. Выход к новому углублению понятия мифа | 479 |
VIII. Миф не есть специально религиозное создание | 480 |
1. Наиболее общее сходство и различие мифологии и религии | 481 |
2. Энергийность и субстанциальность религии | 483 |
3. Лик и личность в мифологии; примеры из типов живописного пространства | 484 |
4. Религия не может не порождать из себя мифа | 488 |
IX. Миф не есть догмат |
1. Миф – историчен, догмат – абсолютен | 491 |
2. Мифический историзм | 492 |
3. Фиксация понятий религии, мифологии и догматического богословия | 494 |
4. Мифология и догматика веры и знания | 496 |
5. К мифологии материализма: |
a) вне-логический характер опоры на ощущение; | 503 |
b) различные понимания материи; | — |
c) субъективизм; | 504 |
d) материя как принцип реальности, физические теории; | 505 |
e) абстрактная метафизика, мифология и догматика в материализме | 506 |
6. Буржуазная мифология материализма | 508 |
7. Типы материализма | 512 |
8. Мифология и догматика в учениях о |
I. субъекте и объекте, | 515 |
II. идее и материи, | 517 |
III. сознании и бытии, | 518 |
IV. сущности и явлении, | 519 |
V. душе и теле, | 520 |
VI. индивидуализме и социализме, | 523 |
VII. свободе и необходимости, | — |
VIII. бесконечности и конечности, | 524 |
IX. абсолютном и относительном, | 525 |
X. вечности и времени, | 526 |
XI. целом и части, | 527 |
XII. одном и многом | — |
9. Заключение | 528 |
X. Миф не есть историческое событие как таковое | — |
1. Природно-вещественный слой истории | 529 |
2. Слой сознания и понимания | 530 |
3. Слой самосознания, или слова | 534 |
XI. Миф есть чудо |
1. Вступление | 535 |
2. Что не есть чудо?: | 537 |
a) чудо не есть просто проявление высших сил; | 538 |
b) чудо не есть нарушение «законов природы» | — |
3. Другие теории чуда | 543 |
4. Основная диалектика чуда: |
a) встреча двух личностных планов, | 545 |
b) которые могут быть в пределах одной и той же личности; | — |
c) это – планы внешне-исторический и внутренне-замысленный; | 546 |
d) формы их объединения; | 548 |
e) чудо – знамение вечной идеи личности | 550 |
5. Целесообразность в чуде в сравнении с другими типами целесообразности: | 552 |
a) Кант о логической и эстетической целесообразности; | 553 |
b) понятие личностной целесообразности | 554 |
6. Оригинальность и специфичность мифической целесообразности: |
a) отличие от сферы частичных функций личности; | 555 |
b) личность – неделима; чудо не есть ни | 556 |
с) познавательный, ни | 557 |
d) волевой, ни | 559 |
e) эстетический синтез; | 560 |
f) резюме | — |
7. Реальное бытие есть разная степень мифичности и чудесности: |
a) память о вечности и | 561 |
b) ее отдельные проявления в великом и в малом; | 562 |
c) не степень чудесности, но одинаковая чудесность и лишь разница ее объектов | 566 |
XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда |
1. Диалектическая необходимость | 567 |
2. Не-идеальность | 568 |
3. Вне-научность и специфическая истинность | — |
4. Не-метафизичность | — |
5. Символизм | 569 |
6. Отрешенность | 570 |
7. Миф и религия |
a) диалектическое место науки, морали и искусства; | 571 |
b) параллельная диалектика в мифе – богословия, обряда и священной истории; | 572 |
c) сущность религии – не мифология, но – таинства; | 573 |
d) религия – задний фон мифологии | 574 |
8. Сущность мифического историзма | 575 |
XIII. Окончательная диалектическая формула | 578 |
XIV. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии |
Вступление | 581 |
1. Диалектика есть мифология, и мифология есть диалектика | 583 |
2. Обзор синтезов абсолютной мифологии | 584 |
3. Продолжение | 587 |
4. Сводка | 595 |
5. Несколько примеров на цельные мифы из абсолютной мифологии | — |
Примечания (Л. А. Гоготишвили, М. М. Гамаюнов, И. И. Маханьков) | 600 |
Указатель имен (И. И. Маханьков) | 647 |
Шкаф 3, полка А