Из ранних произведений

Лосев Алексей Федорович

Москва «Правда» 1990

Содержание:

А. А. Тахо-Годи, Л. А. Гоготишвили. А. Ф. Лосев 3

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

Вступительное замечание. Феноменология не есть психология. Первенство феноменологии среди прочих наук 11

I. До-предметная структура имени

 1. Фонема 27
 2. Семема, фонематическая, символическая и ноэматическая 28
 3. Переход от ноэмы к идее; имя — орудие общения 37
 4. Идея — арена формирования смысла в слове 40
 5. Взаимоопределение сущего и меона в идее 41
 6. Идея и предмет; понятие энергемы 48
 7. Анализ образа взаимо-определения сущего и меона и физическая энергема слова 52
 8. Органическая энергема слова и феноменология раздражения 55
 9. Сенсуальная энергема и феноменология ощущения 58
10. Ноэтическая энергема и феноменология мышления 60
11. Резюме предыдущего; понятие смысловой энергии и предметной сущности 73

II. Предметная структура имени

12. Предмет имени — опора всех судеб имени; первая диалектическая установка — диалектика внешней явленности эйдоса и ее необходимые категории 76
13. Диалектика интеллигенции в имени 83
14. Символизм и апофатизм 88
15. Пять форм эйдетической предметности имени — схема, топос, эйдос в узком смысле, символ и миф 90
16. Резюме предыдущего и переход от эйдетической сферы имени к логосу 94
17. Сравнительная характеристика эйдоса и логоса 97
18. Типы логоса в связи с диалектикой эйдоса 104
19. Эйдетически-сущностный логос и о типах меона вообще 118

III. Предметная и до-предметная структура имени

20. Дедукция всех моментов имени из его предметной сущности 125
21. Сводка всего предыдущего анализа 132
22. Диалектика человеческого слова 139

IV. Имя и знание

23. Науки о чистом смысле и о факте. Место феноменологии 156
24. Логос эйдоса; сущность мифологии 160
25. О сущности диалектики 165
26. О сущности аритмологии и топологии 168
27. Сущность предмета эстетики, грамматики и проч. наук о выражении 169
28. Логос логоса; мифологическая и ноэтическая логика 172
29. О сущности математики 176
30. Логос меона; аноэтическая логика 177
31. Логос софийности (телесности) и наука о творчестве 179
32. Онтологии не существует помимо вышеуказанных наук 181
33. Остальные возможные формы конструирования эйдоса 183
Примечания 187

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

Предисловие 195

I. Феноменология абсолютной, или чистой, музыки с точки зрения абстрактно-логического знания
А. Снятие категории рассудка

 1. К вопросу о лже–музыкальных феноменах 197
 2. Подлинно–реальный феномен музыки (первоначальная характеристика) 208
 3. «Закон основания» (вместе с законом абсолютной раздельности) и его редукция в чистом музыкальном бытии 214
 4. Четыре вида необходимости и их редукция в чистом музыкальном бытии 219
 5. Общий характер бытия, редуцируемого в чистом музыкальном бытии 225
В. Основоположения чистого музыкального бытия — с точки зрения абстрактно–логического знания
 1. Общая основа всех основоположений 228
 2. Основоположения на основе ratio essendi чистого музыкального бытия. а) Музыкальное пространство 231
 3. То же. ь) Музыкальное время 237
 4. Основоположения на основе ratio fiendi чистого музыкального бытия. с) Музыкальное действование 240
 5. Основоположения на основе ratio agend чистого музыкального бытия. d) Музыкальная воля и субъективное бытие 242
 6. Основоположения на основе ratio cognoscendi чистого музыкального бытия. е) Музыкальная истинность вообще и субъект музыкального суждения 245
 7. То же. f) Признак субъекта музыкального суждения 248
 8. То же. g) Единство бытия и не–бытия в музыке 251
 9. То же. h) Музыкальная истинность и обоснованность 253
10. Итог феноменологической характеристики с точки зрения абстрактно–логического знания 255
С. Музыкальный миф 256

II. Музыка и математика

 1. Истинный феномен музыки и математика 268
 2. Общее положение музыкального бытия в системе эйдетического бытия 271
 3. Характерные частности музыкального и математического бытия как видов бытия эйдетического 275
 4. Конструкция музыкального и математического предмета в сознании 282
 5. Основоположения гилетической (в частности, музыкальной) логики 287
 6. Резюме и система 294

III. Логика музыкальной формы

 1. Музыкальное время и традиционная наука 299
 2. Время не есть движение и не есть мера движения 300
 3. Время не есть вещь и не есть психическое состояние 307
 4. Время предполагает вне–временное 308
 5. Время предполагает число и его воплощение 309
 6. Число не есть ни вещь, ни психическое состояние, но некий смысл 312
 7. Пять категорий, входящих в определение числа 315
 8. Необходимые разъяснения к данному определению числа 317
 9. Сущность времени 326
10. Основоположения музыкального предмета 330
11. Диалектическая сущность выражения 331
12. Выведение категорий ритма, метра, мелодии и гармонии 335
13. Категории темпа, высоты, тональности гаммы) и полного тона
14. Тембр, каденция, светлота, вещественно определенный тон, длительность, цветность, динамический акцент, объемность, плотность и вес звука 347
15. Заключение 352

IV. Логическая структура двух основных законов музыкальной формы

 1. «Золотое деление» 356
 2. «Метро-тектонизм» 363

Примечания 369

ДИАЛЕКТИКА МИФА

Предисловие 393
Вступление
I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел
II. Миф не есть бытие идеальное
III. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение
   1. Определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны 401
   2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична 403
   3. Наука никогда не может разрушить мифа 407
   4. Миф не базируется на научном опыте 409
   5. Чистой науке, в противоположность мифологии, не нужна ни абсолютная данность объекта 411
      ни абсолютная данность субъекта 412
      ни завершенная истинность 413
   6. Существует особая мифологическая истинность 415
IV. Миф не есть метафизическое построение
   1. Метафизичности мешает посюсторонность и чувственность мифа 417
   2. Метафизика – научна или наукообразна, мифология же – предмет непосредственного восприятия 420
   3. Эта особенность мифологии универсальна (включая христианство)
   4. Мифическая отрешенность и иерархийность
V. Миф не есть ни схема, ни аллегория
   1. Понятие выразительной формы 422
   2. Диалектика схемы, аллегории и символа 423
   3. Разные слои символа 430
   4. Примеры символической мифологии:
     a) учение о цветах у Гете и 432
     b) у Флоренского; 434
     c) объективность цветной мифологии; 436
     d) символическая мифология лунного света, электричества и др.; 437
     e) природа у Пушкина, Тютчева и Баратынского, по А. Белому 440
VI. Миф не есть поэтическое произведение
   1. Сходство мифологии с поэзией в области выразительных форм 444
   2. Сходство в области интеллигенции
   3. Сходство с точки зрения непосредственности 446
   4. Сходство в отрешенности
   5. Глубочайшее расхождение в характере отрешенности 447
   6. a) Поэзия возможна без мифологии и 448
     b) мифология возможна без поэзии 449
   7. Сущность мифического отрешения 451
   8. Принцип мифической отрешенности:
     a) новая форма объединения вещей; 453
     b) изначальная инстинктивно-биологическая реакция в мифе на мир;
     c) все на свете есть миф 455
VII. Миф есть личностная форма
   1. Резюме предыдущего 457
   2. Основная диалектика понятия личности 459
   3. Всякая живая личность есть так или иначе миф 461
   4. Мифологически-личностная символика
     a) символика и мифология полов; 462
     b) вещей домашнего обихода, болезней; 464
     c) поступков; 465
     d) «физиологических» процессов и «воображения»; 466
     e) трепещущая неоднородность мифического времени и ее различие в разных религиях 470
   5. Очерк диалектики мифического времени 473
   6. Сновидения 477
   7. Выход к новому углублению понятия мифа 479
VIII. Миф не есть специально религиозное создание 480
   1. Наиболее общее сходство и различие мифологии и религии 481
   2. Энергийность и субстанциальность религии 483
   3. Лик и личность в мифологии; примеры из типов живописного пространства 484
   4. Религия не может не порождать из себя мифа 488
IX. Миф не есть догмат
   1. Миф – историчен, догмат – абсолютен 491
   2. Мифический историзм 492
   3. Фиксация понятий религии, мифологии и догматического богословия 494
   4. Мифология и догматика веры и знания 496
   5. К мифологии материализма:
     a) вне-логический характер опоры на ощущение; 503
     b) различные понимания материи;
     c) субъективизм; 504
     d) материя как принцип реальности, физические теории; 505
     e) абстрактная метафизика, мифология и догматика в материализме 506
   6. Буржуазная мифология материализма 508
   7. Типы материализма 512
   8. Мифология и догматика в учениях о
     I. субъекте и объекте, 515
     II. идее и материи, 517
     III. сознании и бытии, 518
     IV. сущности и явлении, 519
     V. душе и теле, 520
     VI. индивидуализме и социализме, 523
     VII. свободе и необходимости,
     VIII. бесконечности и конечности, 524
     IX. абсолютном и относительном, 525
     X. вечности и времени, 526
     XI. целом и части, 527
     XII. одном и многом
   9. Заключение 528
X. Миф не есть историческое событие как таковое
   1. Природно-вещественный слой истории 529
   2. Слой сознания и понимания 530
   3. Слой самосознания, или слова 534
XI. Миф есть чудо
   1. Вступление 535
   2. Что не есть чудо?: 537
     a) чудо не есть просто проявление высших сил; 538
     b) чудо не есть нарушение «законов природы»
   3. Другие теории чуда 543
   4. Основная диалектика чуда:
     a) встреча двух личностных планов, 545
     b) которые могут быть в пределах одной и той же личности;
     c) это – планы внешне-исторический и внутренне-замысленный; 546
     d) формы их объединения; 548
     e) чудо – знамение вечной идеи личности 550
   5. Целесообразность в чуде в сравнении с другими типами целесообразности: 552
     a) Кант о логической и эстетической целесообразности; 553
     b) понятие личностной целесообразности 554
   6. Оригинальность и специфичность мифической целесообразности:
     a) отличие от сферы частичных функций личности; 555
     b) личность – неделима; чудо не есть ни 556
     с) познавательный, ни 557
     d) волевой, ни 559
     e) эстетический синтез; 560
     f) резюме
   7. Реальное бытие есть разная степень мифичности и чудесности:
     a) память о вечности и 561
     b) ее отдельные проявления в великом и в малом; 562
     c) не степень чудесности, но одинаковая чудесность и лишь разница ее объектов 566
XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда
   1. Диалектическая необходимость 567
   2. Не-идеальность 568
   3. Вне-научность и специфическая истинность
   4. Не-метафизичность
   5. Символизм 569
   6. Отрешенность 570
   7. Миф и религия
     a) диалектическое место науки, морали и искусства; 571
     b) параллельная диалектика в мифе – богословия, обряда и священной истории; 572
     c) сущность религии – не мифология, но – таинства; 573
     d) религия – задний фон мифологии 574
   8. Сущность мифического историзма 575
XIII. Окончательная диалектическая формула 578
XIV. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии
   Вступление 581
   1. Диалектика есть мифология, и мифология есть диалектика 583
   2. Обзор синтезов абсолютной мифологии 584
   3. Продолжение 587
   4. Сводка 595
   5. Несколько примеров на цельные мифы из абсолютной мифологии

Примечания (Л. А. Гоготишвили, М. М. Гамаюнов, И. И. Маханьков) 600

Указатель имен (И. И. Маханьков) 647
Шкаф 3, полка А