Поведение животных
Хайнд Роберт
Наиболее полная современная сводка о поведении животных, написанная одним из ведущих исследователей в области этологии, внесшим крупный вклад в разработку как экспериментальных, так и теоретических аспектов этой науки. В ней на основе сочетания данных сравнительной психологии и физиологии описаны практически все аспекты индивидуального поведения животных. В отдельных главах рассмотрены основные факторы, определяющие ведущие формы поведения, организация восприятия, его избирательность, развитие поведения в онтогенезе, соотношение врожденного и приобретенного в поведении. Книга написана простым языком, что делает ее доступной для читателей-неспециалистов.
Предназначена для биологов различных специальностей, для математиков, физиков, инженеров, занимающихся проблемами бионики и кибернетики, для читателей различных специальностей, интересующихся жизнью животных.
Издательство «Мир» Москва 1975
Содержание:
Предисловие к русскому изданию | 5 |
Из предисловия автора ко второму английскому изданию | 7 |
Из предисловия автора к первому английскому изданию | 8 |
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ | 11 |
1. 1. Предварительные замечания | 11 |
1. 2. Проблемы | 12 |
1. 3. Границы обобщений | 14 |
1. 4. Сравнительный подход | 15 |
1. 5. Уровни анализа; поведение и физиология | 16 |
1. 6. Применение моделей | 17 |
1. 7. Выводы | 18 |
Глава 2. ОПИСАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ | 19 |
2. 1. Методы описания | 19 |
2. 2. Классификация типов поведения | 23 |
2. 3. Выводы | 26 |
Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ | 27 |
3. 1. Фиксированные (стереотипные) последовательности движений | 28 |
3. 2. Ориентация фиксированных последовательностей движений | 31 |
3. 3. Координация последовательностей движений | 34 |
3. 4. Регуляция градуальных мышечных сокращений | 59 |
3. 5. Тонкие двигательные навыки (точные движения, skilled movements) | 62 |
3. 6. Заключение | 65 |
3. 7. Выводы | 66 |
Глава 4. ЭФФЕКТИВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ | 67 |
4. 1. Избирательная реактивность | 68 |
4. 2. Пределы возможностей сенсорного оснащения | 82 |
4. 3. Выводы | 90 |
Глава 5. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА РАЗДРАЖЕНИЕ. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ | 92 |
5. 1. Физические шкалы и воспринимаемое раздражение | 95 |
5. 2. Различение формы | 97 |
5. 3. Константность восприятия и воспринимаемое движение | 108 |
5. 4. Физиологические корреляты фильтрации сенсорной информации | 113 |
5. 5. Выводы | 131 |
Глава 6. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА РАЗДРАЖЕНИЕ. СПЕЦИФИЧНОСТЬ РАЗДРАЖИТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ РЕАКЦИИ ИЛИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 132 |
6. 1. Концепция «врожденного разрешающего механизма» (innate releasing mechanism) | 133 |
6. 2. Образ «искомого» и «ожидание вознаграждения» | 135 |
6. 3. Избирательное внимание и предполагаемый центрифугальный контроль афферентных путей | 137 |
6. 4. «Ориентировочная реакция» и реакция на новизну | 144 |
6. 5. Отбор раздражителей. Заключение | 157 |
6. 6. Выводы | 158 |
Глава 7. ОРИЕНТАЦИЯ | 159 |
7. 1. Ориентирующие раздражители | 159 |
7. 2. Классификация ориентирующих движений | 160 |
7. 3. Анализ ориентации с помощью теории систем управления | 175 |
7. 4. Миграция птиц и чувство дома | 199 |
7. 5. Выводы | 206 |
Глава 8. ИЗМЕНЕНИЯ РЕАКТИВНОСТИ К ПОСТОЯННОМУ РАЗДРАЖЕНИЮ. ОГРАНИЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ «ПОБУЖДЕНИЯ» | 208 |
8. 1. Понятие побуждений | 209 |
8. 2. Выводы | 218 |
Глава 9. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОТИВАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕННЫХ | 219 |
9. 1. Взаимосвязи между голодом, жаждой, страхом и половым поведением | 221 |
9. 2. Влияние на реактивность общего объема сенсорной информации | 229 |
9. 3. Уровень активации и оптимальный уровень сигнала на входе | 231 |
9. 4. Ретикулярная система | 241 |
9. 5. Заключительные замечания об общем и специфическом влияниях сенсорного входа и мотивационных факторов | 244 |
9. 6. Выводы | 244 |
Глава 10. ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ И РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ | 246 |
10. 1. Гормоны | 246 |
10. 2. Раздражители | 258 |
10. 3. Регуляция пищевого и питьевого поведения | 267 |
10. 4. Выводы | 275 |
Глава 11. ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ МОТИВАЦИЮ, НА РЕАКТИВНОСТЬ | 277 |
11. 1. Выводы | 287 |
Глава 12. МОТИВАЦИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА | 289 |
12. 1. Роль структур центральной нервной системы | 290 |
12. 2. Характер последствий экспериментальных воздействий на центральную нервную систему | 300 |
12. 3. Сложность центральных нервных механизмов | 306 |
12. 4. Выводы | 309 |
Глава 13. КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕАКТИВНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОПЫТА | 311 |
13. 1. Снижение реактивности в отсутствие мышечного утомления и сенсорной адаптации | 311 |
13. 2. Снижение реактивности и специфичность раздражителей | 313 |
13. 3. Снижение реактивности и неадекватность раздражителя | 318 |
13. 4. Скорость снижения реактивности | 320 |
13. 5. Восстановление; природа и многообразие процессов затухания | 321 |
13. 6. Взаимодействие процессов усиления и ослабления при повторных раздражениях | 324 |
13. 7. Специфичность процессов усиления в отношении данного раздражителя | 331 |
13. 8. Взаимодействие реакций | 332 |
13. 9. Заключение | 333 |
13.10. Выводы | 334 |
Глава 14. СПОНТАННОСТЬ И РИТМИЧНОСТЬ | 335 |
14. 1. Выводы | 346 |
Глава 15. РАЗНООБРАЗИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СИСТЕМ | 347 |
15. 1. Особенности пищевого поведения (в основном на примере грызунов) | 347 |
15. 2. Половое поведение самцов крыс и других животных | 349 |
15. 3. Строительство гнезда самкой канарейки | 356 |
15. 4. Выбор раковины у раков-отшельников | 359 |
15. 5. Агрессия | 360 |
15. 6. Реакция страха | 374 |
15. 7. Исследовательское поведение | 377 |
15. 8. Игра | 382 |
15. 9. Заключение | 386 |
15.10. Выводы | 386 |
Глава 16. КОНФЛИКТ МЕЖДУ УХАЖИВАНИЕМ И УГРОЗОЙ | 387 |
16. 1. Конфликт | 387 |
16. 2. Угроза и ухаживание у птиц и рыб | 393 |
16. 3. Характер данных, используемых при анализе демонстраций ухаживания и угрозы | 398 |
16. 4. Угроза и ухаживание у других позвоночных | 410 |
16. 5. Природа конфликтов при демонстрации | 416 |
16. 6. Победа в стычках | 421 |
16. 7. Выводы | 423 |
Глава 17. ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ | 425 |
17. 1. Подавление всех реакций, кроме одной | 425 |
17. 2. Начальные движения, или движения намерения (intention movements) | 430 |
17. 3. Чередование | 430 |
17. 4. Амбивалентное поведение | 431 |
17. 5. Общие для конфликтных тенденций компоненты; компромиссное поведение | 433 |
17. 6. Вегетативные реакции | 434 |
17. 7. «Смещенная активность» | 435 |
17. 8. Переадресованная активность | 449 |
17. 9. Половая инверсия | 450 |
17.10. Регрессия | 451 |
17.11. Реакция замирания | 451 |
17.12. Реакция в ответ на фрустрацию | 451 |
17.13. Выводы | 452 |
Глава 18. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ | 453 |
18. 1. Выводы | 462 |
Глава 19. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ И ОРИЕНТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ | 464 |
19. 1. Движения, форма которых но определяется «практикой» или «примером» | 464 |
19. 2. Процессы созревания | 468 |
19. 3. Роль опыта | 471 |
19. 4. Голосовые сигналы у птиц | 480 |
19. 5. Ориентация движении | 492 |
19. 6. Выводы | 495 |
Глава 20. РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ | 496 |
20. 1. Ориентация в пространстве у каракатицы и у низших позвоночных | 496 |
20. 2. Степень влияния зрительной депривации на пространственное и предметное зрение у птиц и млекопитающих | 500 |
20. 3. Изменения степени сложности среды; перцептивное обучение | 511 |
20. 4. Развитие «стимульного контроля» | 513 |
20. 5. Эквивалентность восприятия через оба глаза | 517 |
20. 6. Физиологические исследования развития восприятия у кошек | 518 |
20. 7. Кинестетическая перцепция у шимпанзе | 519 |
20. 8. Развитие зрительно-двигательной координации | 519 |
20. 9. Связь между восприятием формы и ориентацией в пространстве | 527 |
20.10. Межвидовые различия | 529 |
20.11. Выводы | 529 |
Глава 21. РАЗВИТИЕ СВЯЗЕЙ СТИМУЛ — РЕАКЦИЯ | 531 |
21. 1. Адекватная реактивность, не зависящая от соответствующего опыта | 531 |
21. 2. О степени первоначальною разнообразия эффективных раздражителей | 532 |
21. 3. Расширение диапазона эффективных раздражителей | 537 |
21. 4. Сужение диапазона эффективных раздражителен | 541 |
21. 5. Запечатление | 544 |
21. 6. Общественное, половое и родительское поведение взрослых особей | 554 |
21. 7. Выводы | 559 |
Глава 22. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ | 500 |
22. 1. Характер проблем | 560 |
22. 2. Избегание, беспокойство и эмоциональность | 563 |
22. 3. Ранний опыт и явление фазовой изменчивости у саранчи | 574 |
22. 4. Агрессивное поведение | 575 |
22. 5. Половое поведение у млекопитающих и птиц | 578 |
22. 6. Пищевое поведение | 586 |
22. 7. Материнское поведение | 591 |
22. 8. Стереотипия; функциональная автономия | 592 |
22. 9. Выводы | 594 |
Глава 23. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ | 595 |
23. 1. Возрастные изменения способности к обучению | 595 |
23. 2. Основы возрастных изменений способности к обучению | 597 |
23. 3. Период чувствительности к обучению | 600 |
23. 4. Выводы | 603 |
Глава 24. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ | 605 |
24. 1. Что такое обучение? | 605 |
24. 2. Сколько видов обучения существует? | 606 |
24. 3. Некоторые факторы, препятствующие обучению | 622 |
24. 4. Теория «познания» (cognitive llicory) и теория S — R-связей | 624 |
24. 5. Роль подкрепления в формировании связен стимул — реакция | 634 |
24. 6. Выводы | 644 |
Глава 25. ИНТЕГРАЦИЯ | 645 |
25. 1. Общие причинные факторы | 646 |
25. 2. Цепные реакции | 651 |
25. 3. Тормозные взаимодействия между ра ишчными видами активности | 658 |
25. 4. Действие одной реакции на другую, не связанное с изменением внешней стимуляции | 659 |
25. 5. Завершающие стимулы и (или) подкрепление | 664 |
25. 6. Цели | 667 |
25. 7. Выводы | 676 |
Глава 26. СВЯЗИ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОРГАНИЗМА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ | 677 |
26. 1. Развитие репродуктивного поведения у самок канареек | 677 |
26. 2. Взаимоотношения между матерью и детенышами у кошек | 684 |
26. 3. Взаимоотношения между матерью п детенышем у макак-резусов | 687 |
26. 4. Выводы | 699 |
Глава 27. ЭВОЛЮЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ | 700 |
27. 1. Качественные и количественные различия поведенческих признаков на разных уровнях филогенеза | 701 |
27. 2. Поведение как таксономический признак | 707 |
27. 3. Микроэволюция поведения на примере эволюции демонстраций у птиц | 711 |
27. 4. Выводы | 719 |
Глава 28. АДАПТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ВИДООБРАЗОВАНИИ | 720 |
28. 1. Адаптивность поведенческих различий | 720 |
28. 2. Роль поведения в видообразовании | 720 |
28. 3. Выводы | 734 |
Список литературы | 735 |
Предметный указатель | 836 |
Указатель латинских названий | 848 |
Шкаф 3, полка А