Начала кибернетики

Лернер Александр Яковлевич

Издательство «Наука» Главная редакция физико-математической литературы Москва 1967

Содержание:

Предисловие 7

1. ВВЕДЕНИЕ 9
1.1. Истоки кибернетики 11
1.2. Цели и задачи кибернетики 15
1.3. Кибернетическая система 17
1.4. Изложение 22

2. ДВИЖЕНИЕ 25
2.1. Состояние системы. Пространство состояний 26
2.2. Входные и выходные величины 32
2.3. Преобразование 35
  Упражнения 37

3. МОДЕЛЬ 39
3.1. Оригинал и модель 40
3.2. «Черный ящик» 43
3.3. Упрощенная модель 45
3.4. Системы-аналоги 47
3.5. Математическая модель 51
  Упражнения 54

4. ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 57
4.1. Режимы динамической системы 58
4.2. Фазовое пространство 61
4.3. Построение фазового портрета 64
4.4. Устойчивость 65
4.5. Циклы 70
  Упражнения 74

5. СИГНАЛ 77
5.1. Кодирование 78
5.2. Информация 81
5.3. Передача сигнала 88
5.4. Память 92
  Упражнения 98

6. УПРАВЛЕНИЕ 101
6.1. Система управления 106
6.2. Прямая и обратная связь 108
6.3. Предельные возможности управления 113
  Упражнения 116

7. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 119
7.1. Элементы систем автоматического регулирования 120
7.2. Система автоматического регулирования 126
7.3. Динамика регулирования 131
7.4. Программное управление 137
7.5. Следящая система 140
  Упражнения 144

8. ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 149
8.1. Оптимальный процесс 150
8.2. Оптимальная стратегия 154
8.3. Изоповерхности 159
8.4. Система оптимального управления 162
  Упражнения 166

9. АВТОМАТ 171
9.1. Логический автомат 173
9.2. Автомат с конечной памятью 179
9.3. Машина Тьюринга 182
9.4. Вероятностный автомат 189
  Упражнения 191

10. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА 195
10.1. Электронная цифровая вычислительная машина 196
10.2. Управляющая машина 203
10.3. Применения управляющих машин 208
10.4. Возможности цифровых машин 214
10.5. Аналоговые принципы вычислительных машин 219
   Упражнения 222

11. АДАПТАЦИЯ 225
11.1. Выбор наивыгоднейшего режима 227
11.2. Адаптирующийся автомат 234
11.3. Гомеостат 236
   Упражнения 240

12. ИГРА 241
12.1. Парная игра. Стратегия минимакса 242
12.2. Смешанная стратегия. Цена игры. Доминирование 245
12.3. Игры машин 251
   Упражнения 253

13. ОБУЧЕНИЕ 259
13.1. Распознавание образов 260
13.2. Обучение поведению 265
13.3. Обучающая машина 269
   Упражнения 274

14. БОЛЬШАЯ СИСТЕМА 279
14.1. Задачи управления большой системой 280
14.2. Критерий эффективности 282
14.3. Структура системы управления 285
14.4. Построение иерархической структуры 291
14.5. Статистическое моделирование (метод Монте-Карло) 293
14.6. Массовое обслуживание 295
   Упражнения 297

15. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ 299
15.1. Сетевая модель 300
15.2. Анализ сети 303
15.3. Планирование операций 307
15.4. Оперативное управление 312
   Упражнения 314

16. МОЗГ 317
16.1. Нейрон 318
16.2. Нервная система 321
16.3. Перцептрон 329
16.4. Мышление 331
   Упражнения 338

17. ОРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА 341
17.1. Демон Максвелла 343
17.2. Структура управления в организованной системе 345
17.3. Живой организм 350
17.4. Самоорганизующаяся система 353
   Упражнения 354

18. ЧЕЛОВЕК И АВТОМАТ 357
18.1. Симбиоз человека и машины 358
18.2. Разделение труда между человеком и автоматом 364
18.3. Биоэлектрическое управление 366
18.4. Человек и система 369

19. ПЕРСПЕКТИВЫ 375
19.1. Нерешенные задачи 377
19.2. Новые средства 380
19.3. Социальное значение автоматизации 383
19.4. Опасности реальные и мнимые 387

Литература 393
Предметный указатель 397
Шкаф 3, полка А