Избранные философские произведения. Том II

Фейербах Людвиг

Государственное издательство политической литературы 1955

Содержание:

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (1841)

Предисловие к первому изданию 7
Предисловие ко второму изданию 13
Предисловие к третьему изданию 1848 29

Введение

Глава первая. Общая сущность человека 30
Глава вторая. Общая сущность религии 41

Часть первая

ИСТИННАЯ, Т. Е. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

Глава третья. Бог как сущность рассудка 64
Глава четвертая. Бог как моральная сущность или закон 75
Глава пятая. Тайна воплощения или бог как сущность сердца 81
Глава шестая. Тайна страдающего бога 91
Глава седьмая. Тайна троичности и матери божьей 97
Глава восьмая. Тайна логоса и подобия божия 106
Глава девятая. Тайна миротворческого начала в боге 113
Глава десятая. Тайна мистицизма или природы в боге 118
Глава одиннадцатая. Тайна промысла и творение из ничего 132
Глава двенадцатая. Значение творения в иудействе 143
Глава тринадцатая. Сила чувства или тайна молитвы 151
Глава четырнадцатая. Тайна веры — тайна чуда 158
Глава пятнадцатая. Тайна воскресения и сверхъестественного рождения 167
Глава шестнадцатая. Тайна христианского Христа или личного бога 172
Глава семнадцатая. Отличие христианства от язычества 182
Глава восемнадцатая. Христианское значение свободного безбрачия и монашества 193
Глава девятнадцатая. Христианское небо или личное бессмертие 203

Часть вторая

ЛОЖНАЯ, Т. Е. БОГОСЛОВСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

Глава двадцатая. Исходная точка зрения религии 220
Глава двадцать первая. Противоречие в бытии бога 233
Глава двадцать вторая. Противоречие в откровении божием 240
Глава двадцать третья. Противоречие в существе божием вообще 249
Глава двадцать четвертая. Противоречие в умозрительном учении о боге 263
Глава двадцать пятая. Противоречие в троице 269
Глава двадцать шестая. Противоречие в таинствах 273
Глава двадцать седьмая. Противоречие веры и любви 284
Глава двадцать восьмая. Заключение 307
Приложение. Объяснения, примечания и цитаты [Л. Фейербаха] 317


О «СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА» В СВЯЗИ С «ЕДИНСТВЕННЫМ И ЕГО ДОСТОЯНИЕМ» (1845) 406

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ (1845) 421

ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ 490

Предисловие
Первая лекция 493

Обстоятельства времени и повод к выступлению с лекциями. — Условия личной жизни. — Писательство и его практика. — Отношение к господствующим правительственным, религиозным и философским системам. — Устное и писаное слово. — Система изложения п обзор того, что автором до сих пор было сделано. — Философия и исследования вопросов религии. — Философские работы: История новейшей философии. — Бэкон и Гоббс. — Декарт. — Яков Беме.— Спиноза. — Лейбниц. — Различие между теологией и философией.


Вторая лекция 503

«Пьер Бейль». Время его опубликования. — Обзор содержания. — Отношение к новейшей фазе философии, опирающейся на тождество ее с религией. — Мысли о смерти и бессмертии. — О философии и христианстве. — Точка зрения чувств и мысленная фантастика. — Вопрос о бессмертии, трактованный трижды: в 1830 г. абстрактно, в 1834 г. эклектически, в 1846 г. — определенно с точки зрения антропологии. — Обзор произведенных в этих работах исследований.


Третья лекция 510

Теология есть антропология: божество и сущность человека. — Политеизм и монотеизм. — Виды и род. — Понятие рода. — «Сущность христианства». — Возражения против этой работы, как ограничивающейся лишь существом человека. — Неизбежная, коренящаяся в самом предмете односторонность. — Сущность религии, двоякое отношение человека к божеству: моральное и физическое. — Сущность религии: сжатая духовная и философская история религии: одинаковость в существенном всех религий. — Главная задача исследования: установить правильное отношение человека и подлинным силам и условиям жизни.


Четвертая лекция 518

Чувство зависимости, как основа религии: Гегель и Шлейермахер. — Страх, как источник религии. — Почитание злых духов. — Страх, как предмет религиозного почитания у римлян и у спартанцев. — Гром. — Орган слуха, как предпосылка религиозного чувства; примеры религиозного страха из новейшего времени. — Многобожие и многообразие свойств у единого бога. — Страх и благодарность: составные части чувства зависимости. — Изумление, как основа религии.


Пятая лекция 527

Чувство зависимости и чувство конечного. — Смерть, как основа религии; гробницы и храмы. — Религиозная основа и религиозная практика. — Естественная религия: различие между религией и теизмом. — Патологический и эстетический элемент в религии. — Религиозные аффекты, духовная религия с особым сословием для ее культа. — Религия, как опредмечивание человеческого существа. — Культы естественных религий. — Наука, как побочная тенденция в религии, односторонний взгляд на природу естественной религии. — Суеверие и образование. — Обожествление природы и пантеизм. — Правильное понимание действительности в ее данной определенности. — Естественная и национальная религия.


Шестая лекция 535

Культ животных. — Отголоски прежнего почитания животных, — и здесь также чувство зависимости: благодарность и страх.— Культ животных — специальная форма почитания природы. — Суеверие и воображение, как привходящие .элементы культа животных. — Природа, как предмет восприятия чувств и как предмет фантазии: идиосинкрозия и симпатии. — Примеры: собака, цветок лотоса, вода, созвездия, камни. — Наивно-детские и культурные моменты в религии. — Изумление перед существом природы и проникновение в его значение. — Человеческое существо — неизменная побудительная причина также и почитания животных. — Культ животных, как теоретическое и практическое выражение соответствующей точки зрения культуры.


Седьмая лекция 545

Культ животных типичен и для основной сущности религии. — Эгоизм, его разумное оправдание. — Чувство самосохранения, как основа религиозного почитания. — Высшее существо, как совокупность, включающая в себя все стремления, потребности, способности. — Религия отворачивается от жизни. — Жизнь, как высшее благо, и религия, ставящая себе целью ее сохранение и возвышение. — Существо богов, определяемое культурным миросозерцанием данной эпохи. — Почитание богов связано с представлениями о пользе и благодетельности. — Выдержки из авторов классической древности, подтверждающие это положение.


Восьмая лекция 555

Польза и благодеяние в языческом и христианском почитании богов. — Воззрения классической древности, отцов церкви, Библии и Лютера. — Мосгейм. — Ограничение божественной деятельности человечеством, которое является предпосылкой этой божественной деятельности, благоприятствующей «эгоизму» человечества. — Ходячие возражения против этого: религия-де состоит в самоотрицании, в самопожертвовании. — Примеры кажущегося отрицания эгоизма. — Примеры религиозного самопожертвования. — Смысл и значение подобного рода явлений: они лишь средства для косвенного самоутверждения: жертвы.


Девятая лекция 565

Смысл жертвы: искупление и примирение. — Обычаи первобытных германцев и соседних с ними народов. — Человеческие жертвоприношения в греческой и еврейской древней истории. — Человеческие жертвоприношения в XVIII и XIX веках. — Моральные человеческие жертвоприношения. — Смысл и цель религиозного самопожертвования. — Обеспечение себе блаженства, состояние экстаза. — Скупость и расточительность при жертвоприношениях. — Вульгарный и облагороженный эгоизм при жертвенных действиях. — Героические жертвы из-sa любви к родине.


Десятая лекция 577

Природа, как основа религии. — Чувство зависимости и эгоизм. — Потребность, ее двусторонность. — Поедание и почитание. — Польза и наслаждение. — Природа, как основа природного божества, сама является не производной. — Объяснение происхождения человека из природы. — Невыводимость природы из духовного существа: выведение природы из «духа» — лишь логическая дедукция, а не «создание». — Человек — «землерожденный».— Обожествление воспринимаемых чувственно предметов.


Одиннадцатая лекция 588

Первичность и непосредственность природы, как основа ее обожествления. — Непосредственность природы в точном смысле слова, вне всяких гипотез, вне зависимости от сверхъестественного, от сверхчувственного. — Языческий и христианский взгляд на природу, первая причина. — Первая причина и первый человек.— Все причины, обусловливающие зависимость человека, всегда пространственно, временно и качественно определены, а не «причины вообще»: земля и ее особая определенность. — Космологическое доказательство бытия божия. — Божественные единство и множественность в монотеизме. — Приемы сокращенного мышления при образовании понятий. — Иллюзорное в допущении «первой» причины.


Двенадцатая лекция 601

Космологическое доказательство не дает искомого объяснения. — Свойственные природе беспредпосылочность и самоопределимость переносятся лишь на мыслимое абстрактное существо. — Логическая деятельность мысли, как прообраз теологического «объяснения природы»: первая причина ничего не объясняет, давая лишь субъективное удовлетворение процессу мышления. — Непосредственное воздействие природы, как действия высшего существа. — Сила природы и сила божества. — Посредствующие промежуточные причины и нечто «высшее», являющееся предпосылкой человека. — тождественность представлений о природе с представлениями о боге. — Противоречивое и необъяснимое при выведении природы из бога.


Тринадцатая лекция 613

Все божественные свойства, в том числе и моральное, заимствованы от природы. — Дуализм в представлении о боге: добрый и злой бог. — Неопределенные и отрицательные свойства бога принадлежат природе, .как-то: невидимость, неограниченность, вневременность. — Чувственное происхождение всеобщего; духовные представления о боге коренятся в чувственном созерцании. — Род и виды, существо и бытие. — Чувственные предпосылки мыслимости: бог представляется личным и пребывающим в определенном месте. — Природа в ее всеобщей деятельности предпосылается понятию бога. — Пространство и время, бесконечность и вечность. — Взаимоотношение между богом и миром — основной вопрос всей философии.


Четырнадцатая лекция 624

Утверждение самостоятельного существования общих понятий — логическая фикция. — Бог — совокупность всех добродетелей, дьяволы — представители определенных пороков. — Общее и единичное: голова и головы: род есть предикат, а не сущность, существующая сама до себе, которой «причастны» единичные предметы. — Процессы абстрактного мышления — прообраз «сотворения мира». — Физико-теологическое доказательство бога. — Природа с точки зрения целесообразности. — Взаимозависимость жизненных условии и жизненных явлений.


Пятнадцатая лекция 635

Природные явления выводятся не от разума или воли, ставящих себе дели; объяснение при их посредстве лишь кажущееся. — «Провидение» в естественно-научном исследовании, производимом в духе веры. — Иллюзорное в объяснении природы на теологический лад. — Примеры теологического толкования природных явлений и процессов. — Бесконечное разнообразие, как жизненный принцип. — «Цели» в природе материально и органически обусловлены, в своей данной определенности они противоположны деятельности бога: эта деятельность рассчитана на чудеса, она стоит над той обусловленностью, с которой связаны природные процессы. — Законы природы и веления божий, монархическая и республиканская точки зрения на природу.


Шестнадцатая лекция 645

Наивно-религиозное объяснение природы. — Истинно религиозный взгляд на явления природы. — Естественный ход вещей, как «посредственная» чудотворная деятельность божества. — Бог и природа взаимно исключают друг друга. — Физиологические и теологическое объяснения природы: основание бытия в самой природе, не нуждающейся для своего существования ни в каком сверхчувственно-сверхмировом существе. — Три стадии выведения природы из божества. — Мнимые чудеса в явлениях природы. — Эволюция познания приводит к различению между божественной деятельностью и обыденными явлениями природы. — Природа, как «посредствующая деятельность» божества. — Деятельность бога, ограниченная законами природы.


Семнадцатая лекция 657

Теистическое умозаключение при объяснении природы: художественное произведение указывает на мастера-творца. — Детские вопросы не доказывают правильности теологического объяснения природы. — Гипотеза о сверхъестественном творце не делает непонятные явления природы более понятными; ложные предпосылки при выведении природы из духа. — Трудности такого выведения: материя в боге, согласно Якову Беме. — Противоречия такого выведения; «нечувственная» материя, сверхвременное и вневременное развитие. — Материалистический теизм и сверхчувственное божество.


Восемнадцатая лекция 668

Рационализм: посредственная и непосредственная деятельность бога. — Западный и восточный взгляд на самостоятельность, признанную за небожественными вещами. — Провидение и его деятельность через посредство людей, как «орудии». — Соответственно этому и все алое, содеянное людьми, должно бы считаться божественным соизволением, и ответственность не должна при этом падать на того, кто совершил злое дело. — Истинное значение факта, лежащего в основании этого воззрения: человеческая жизнь находится в зависимости от условий природы и времени. — Каждое живое существо должно рассчитывать лишь на собственную самодеятельность. — Теологическая апология зла, как условие признания ценности благ, в противоположность небесному блаженству, которое якобы должно существовать без наличия зла. — Всякий прогресс культуры есть восстание против божественной воли.


Девятнадцатая лекция 679

Культура и провидение. — Теологические протесты против прогресса культуры, исходящие из предположения, что бог устроил мир наилучшим образом. — Теологическое и естественное объяснение известных явлений жизни. — Теологические возражения против выведения человека из природы. — Психологическая необходимость сверхъестественного объяснения природы. — Обзор до сих пор сказанного: естественная религия и ее преобразование в религию духа. — Религиозный взгляд на природу не есть беспристрастный и соответствующий действительности: антропологический элемент в религиозном объяснении природы.


Двадцатая лекция 689

Фетишизм : сила воображения — главный фактор религиозных представлений. — Вера: Лютер. — Вера в чудеса, как предпосылка веры в бога. — Религия, поэзия и художественная деятельность. — Религиозная иллюзия при почитании изображений: религия и мораль. — Смысл очеловечения религиозных изображений. — Духовное почитание изображений. — «Слово». — Ухо, как чувственная основа христианства. — Бестелесный бог монотеизма есть также образ. — Всякий бог есть воображаемое существо, имеющее своей целью удовлетворение реальных потребностей.


Двадцать первая лекция 701

Реальность предметов религиозного почитания пе зависит от привходящей деятельности фантазии.—Иисус и Христос.—Деятельность воображения, как предпосылка религиозного почитания. — Политеизм и монотеизм. — Человеческое в представлениях о боге, заимствованных от природы. — То, что в языческих мифах признается христианами за плод воображения, таковым, наоборот, не признается в созданиях христианской веры. — Религиозное значение слов: истина и мученичество. — Воображение и чувство зависимости. — Шаманство, колдовство и т. п. явления, не принадлежащие исключительно язычеству.


Двадцать вторая лекция 713

Стремление к счастью, как первооснова религии; ее цель: счастье и польза. — Успех обусловливается обстоятельствами, находящимися вне человеческих возможностей; здесь исходный пункт веры в бога. — Религиозный культ, как средство воздействия на богов. — Сила молитвы и ее прославленная утешительность. — «Любовь к себе и гарантия веры». — Провидение и «слепая природа». — Противоречия, заключающиеся в вере в Провидение.


Двадцать третья лекция 721

Практическая цель религии: благополучие человека. — Молитва и колдовство. — Культ и влияние культуры, их взаимоотношения. — Отсталая образованность реформаторов. — Религия, как выражение начатков образованности. — Таинства и затруднения, причиняемые религией культурному прогрессу. — Ранние и более поздние формы религии. — Религия и образование, правила поведения, диктуемые религией. — Религия и прогресс образованности: очищенная религия. — Способность верить при наличности богатейших знаний. — Отсталость религиозных взглядов опирается на традиции и обычай.


Двадцать четвертая лекция 733

Мнимое безразличие религиозных убеждений: свобода веры, как коррелят свободы политической. — Истинная всесторонняя свобода возможна лишь при ничем не стесняющейся критике предрассудков и суеверий. —Тяга к вере и суеверие прирождены человеку. — Вера в дьявола и ее апологеты. — «Свободная» причина и добродушное отношение к ней. — Для истинной веры в бога все происходящее в мире произвольно. — «Религиозный орган» и особое «религиозное чувство». — Обращение с молитвой, как выражение религиозного настроения. — Тождественность почитания божества и начальства.


Двадцать пятая лекция 743

Служение идеалам и служение богу. — Религия есть публичное признание в любви. — Божественная ревность. — Различие между ложным и истинным божеством отпало бы в том случае, если бы было налицо особое «религиозное чувство а, но это чувство есть на самом деле сила воображения, руководимая влечением к счастью. — Политеизм и монотеизм — деятельность религиозной фантазии. — Различие желаний и божеств. — Сверхъестественные и сверхземные желания христиан. — Бог и мир. — Ничтожество мира — предпосылка для небесного блаженства.


Двадцать шестая лекция 752

Чудо. — Истинные чудеса всегда имеют целью благо человека. — Желания и чудеса. — Вера в бога требует веры в чудеса. — Чудо, как подтверждение истинности веры. — Взгляд Лютера на библейские чудеса. — Чудо как подтверждение положения: чудеса при наличности веры в бога предполагаются само собой разумеющимися. — Рационализм и его взгляд на естественные законы. — Непоследовательность рационалистов в области веры. Естественная необходимость и божественное совершенство. — Рационалист «обесчеловечивает» божество, связывает его с законами природы. — Сущность воли и чуда.


Двадцать седьмая лекция 763

Рационалистическая половинчатость при вере в чудеса. — Религиозное желание представляется удовлетворенным в вере. — Евангелическое творчество нельзя рассматривать исторически. — Мнимая необъяснимость чудес: вопрос об их реальной возможности совершенно лишен смысла.— Элемент желания в чуде; чудеса всегда творятся человеком и для человека. — Реальная необходимость ограничения желаний. — Долг и счастье; культурная тенденция религии. — Сущность желания: желания языческие и христианские. — Молитвы, желания, колдовство: сила слова. — Критическое отношение христиан к «воображаемым» богам язычников.


Двадцать восьмая лекция 775

Опредмечивание простых мыслимых сущностей. — Христианский идеал. — Разнообразие религиозных идеалов. — Христианство отворачивается от действительных явлений жизни. — Спасение души, как цель всей действительности. — Идеал и суеверие; романтизм веры в бога. — Божество предшествует всему, все существует после, него и через него; рационализм и атеизм. — Религиозным идеалом христиан является дух. — «Преображенное» тело при воскресении и современное бессмертие. — Психологическое доказательство бога. — Элемент желательности в этом доказательстве. — Тождественность божественного и человеческого духа. — Божество и слово божие, всеобщность духа.


Двадцать девятая лекция 787

Психологическое доказательство и бесконечность человеческого сознания. — Бог и бессмертие, их взаимное тождество. — Естественное бессмертие. — Взаимная обусловленность веры в бога и веры в бессмертие. — Бессмертие — божественная привилегия.— Рационалистическая и спекулятивная вера в бога: «мировая причина» не есть душевное существо, как религиозный бог, являющийся гарантией человеческого бессмертия. — Бессмертие — дар божий; богочеловек; бессмертие — центральное ядро и цель христианства. — Родственность существа бога и человека. — Бессмертие — привилегия человека в противоположность остальным «тварям». — Бог, как творец мира, отличается от бога—отца человека. — Обзор предыдущего; решение религиозной загадки.


Тридцатая лекция 799

Практический результат правильного взгляда на сущность религии. — Предпосылки веры в бога и в бессмертие. — Воображаемые и разумные желания. — Застой и прогресс. — Наивные и культурные желания счастья. — Потусторонний мир истории и призраки веры. — Мнимая утешительность веры в бессмертие. — Отрицательное отношение теологии, непризнание ею действительности. — Один лишь атеизм истинно позитивен, потому что основывается на подлинном знании природы и человеческого существа; теизм — явление паразитическое. — Практические результаты исчезновения религиозных представлений.


Приложения и примечания [Л. Фейербаха]
к «Лекциям о сущности религии»

К лекции четвертой 811
К лекции пятой 810
К лекции шестой 853
К лекции седьмой 857
К лекции восьмой 859
К лекции девятой 860
К лекции одиннадцатой
К лекция двенадцатой 861
К лекции тринадцатой 863
К лекции четырнадцатой 865
К лекции шестнадцатой 870
К лекции двадцатой
К лекции двадцать первой 872
К лекции двадцать второй 874
К лекции двадцать третьей 875
К лекции двадцать четвертой 876
К лекции двадцать пятой 877
К лекции двадцать седьмой 879

В. И. ЛЕНИН «КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»» 895

Примечания 915

Указатель имен 922
Шкаф 3, полка А