Избранные философские произведения. Том II
Фейербах Людвиг
Содержание:
Предисловие к первому изданию | 7 |
Предисловие ко второму изданию | 13 |
Предисловие к третьему изданию 1848 | 29 |
Глава первая. Общая сущность человека | 30 |
Глава вторая. Общая сущность религии | 41 |
Глава третья. Бог как сущность рассудка | 64 |
Глава четвертая. Бог как моральная сущность или закон | 75 |
Глава пятая. Тайна воплощения или бог как сущность сердца | 81 |
Глава шестая. Тайна страдающего бога | 91 |
Глава седьмая. Тайна троичности и матери божьей | 97 |
Глава восьмая. Тайна логоса и подобия божия | 106 |
Глава девятая. Тайна миротворческого начала в боге | 113 |
Глава десятая. Тайна мистицизма или природы в боге | 118 |
Глава одиннадцатая. Тайна промысла и творение из ничего | 132 |
Глава двенадцатая. Значение творения в иудействе | 143 |
Глава тринадцатая. Сила чувства или тайна молитвы | 151 |
Глава четырнадцатая. Тайна веры — тайна чуда | 158 |
Глава пятнадцатая. Тайна воскресения и сверхъестественного рождения | 167 |
Глава шестнадцатая. Тайна христианского Христа или личного бога | 172 |
Глава семнадцатая. Отличие христианства от язычества | 182 |
Глава восемнадцатая. Христианское значение свободного безбрачия и монашества | 193 |
Глава девятнадцатая. Христианское небо или личное бессмертие | 203 |
Глава двадцатая. Исходная точка зрения религии | 220 |
Глава двадцать первая. Противоречие в бытии бога | 233 |
Глава двадцать вторая. Противоречие в откровении божием | 240 |
Глава двадцать третья. Противоречие в существе божием вообще | 249 |
Глава двадцать четвертая. Противоречие в умозрительном учении о боге | 263 |
Глава двадцать пятая. Противоречие в троице | 269 |
Глава двадцать шестая. Противоречие в таинствах | 273 |
Глава двадцать седьмая. Противоречие веры и любви | 284 |
Глава двадцать восьмая. Заключение | 307 |
Приложение. Объяснения, примечания и цитаты [Л. Фейербаха] | 317 |
О «СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА» В СВЯЗИ С «ЕДИНСТВЕННЫМ И ЕГО ДОСТОЯНИЕМ» (1845) | 406 |
СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ (1845) | 421 |
ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ | 490 |
Предисловие | — |
Первая лекция | 493 |
Обстоятельства времени и повод к выступлению с лекциями. — Условия личной жизни. — Писательство и его практика. — Отношение к господствующим правительственным, религиозным и философским системам. — Устное и писаное слово. — Система изложения п обзор того, что автором до сих пор было сделано. — Философия и исследования вопросов религии. — Философские работы: История новейшей философии. — Бэкон и Гоббс. — Декарт. — Яков Беме.— Спиноза. — Лейбниц. — Различие между теологией и философией. |
Вторая лекция | 503 |
«Пьер Бейль». Время его опубликования. — Обзор содержания. — Отношение к новейшей фазе философии, опирающейся на тождество ее с религией. — Мысли о смерти и бессмертии. — О философии и христианстве. — Точка зрения чувств и мысленная фантастика. — Вопрос о бессмертии, трактованный трижды: в 1830 г. абстрактно, в 1834 г. эклектически, в 1846 г. — определенно с точки зрения антропологии. — Обзор произведенных в этих работах исследований. |
Третья лекция | 510 |
Теология есть антропология: божество и сущность человека. — Политеизм и монотеизм. — Виды и род. — Понятие рода. — «Сущность христианства». — Возражения против этой работы, как ограничивающейся лишь существом человека. — Неизбежная, коренящаяся в самом предмете односторонность. — Сущность религии, двоякое отношение человека к божеству: моральное и физическое. — Сущность религии: сжатая духовная и философская история религии: одинаковость в существенном всех религий. — Главная задача исследования: установить правильное отношение человека и подлинным силам и условиям жизни. |
Четвертая лекция | 518 |
Чувство зависимости, как основа религии: Гегель и Шлейермахер. — Страх, как источник религии. — Почитание злых духов. — Страх, как предмет религиозного почитания у римлян и у спартанцев. — Гром. — Орган слуха, как предпосылка религиозного чувства; примеры религиозного страха из новейшего времени. — Многобожие и многообразие свойств у единого бога. — Страх и благодарность: составные части чувства зависимости. — Изумление, как основа религии. |
Пятая лекция | 527 |
Чувство зависимости и чувство конечного. — Смерть, как основа религии; гробницы и храмы. — Религиозная основа и религиозная практика. — Естественная религия: различие между религией и теизмом. — Патологический и эстетический элемент в религии. — Религиозные аффекты, духовная религия с особым сословием для ее культа. — Религия, как опредмечивание человеческого существа. — Культы естественных религий. — Наука, как побочная тенденция в религии, односторонний взгляд на природу естественной религии. — Суеверие и образование. — Обожествление природы и пантеизм. — Правильное понимание действительности в ее данной определенности. — Естественная и национальная религия. |
Шестая лекция | 535 |
Культ животных. — Отголоски прежнего почитания животных, — и здесь также чувство зависимости: благодарность и страх.— Культ животных — специальная форма почитания природы. — Суеверие и воображение, как привходящие .элементы культа животных. — Природа, как предмет восприятия чувств и как предмет фантазии: идиосинкрозия и симпатии. — Примеры: собака, цветок лотоса, вода, созвездия, камни. — Наивно-детские и культурные моменты в религии. — Изумление перед существом природы и проникновение в его значение. — Человеческое существо — неизменная побудительная причина также и почитания животных. — Культ животных, как теоретическое и практическое выражение соответствующей точки зрения культуры. |
Седьмая лекция | 545 |
Культ животных типичен и для основной сущности религии. — Эгоизм, его разумное оправдание. — Чувство самосохранения, как основа религиозного почитания. — Высшее существо, как совокупность, включающая в себя все стремления, потребности, способности. — Религия отворачивается от жизни. — Жизнь, как высшее благо, и религия, ставящая себе целью ее сохранение и возвышение. — Существо богов, определяемое культурным миросозерцанием данной эпохи. — Почитание богов связано с представлениями о пользе и благодетельности. — Выдержки из авторов классической древности, подтверждающие это положение. |
Восьмая лекция | 555 |
Польза и благодеяние в языческом и христианском почитании богов. — Воззрения классической древности, отцов церкви, Библии и Лютера. — Мосгейм. — Ограничение божественной деятельности человечеством, которое является предпосылкой этой божественной деятельности, благоприятствующей «эгоизму» человечества. — Ходячие возражения против этого: религия-де состоит в самоотрицании, в самопожертвовании. — Примеры кажущегося отрицания эгоизма. — Примеры религиозного самопожертвования. — Смысл и значение подобного рода явлений: они лишь средства для косвенного самоутверждения: жертвы. |
Девятая лекция | 565 |
Смысл жертвы: искупление и примирение. — Обычаи первобытных германцев и соседних с ними народов. — Человеческие жертвоприношения в греческой и еврейской древней истории. — Человеческие жертвоприношения в XVIII и XIX веках. — Моральные человеческие жертвоприношения. — Смысл и цель религиозного самопожертвования. — Обеспечение себе блаженства, состояние экстаза. — Скупость и расточительность при жертвоприношениях. — Вульгарный и облагороженный эгоизм при жертвенных действиях. — Героические жертвы из-sa любви к родине. |
Десятая лекция | 577 |
Природа, как основа религии. — Чувство зависимости и эгоизм. — Потребность, ее двусторонность. — Поедание и почитание. — Польза и наслаждение. — Природа, как основа природного божества, сама является не производной. — Объяснение происхождения человека из природы. — Невыводимость природы из духовного существа: выведение природы из «духа» — лишь логическая дедукция, а не «создание». — Человек — «землерожденный».— Обожествление воспринимаемых чувственно предметов. |
Одиннадцатая лекция | 588 |
Первичность и непосредственность природы, как основа ее обожествления. — Непосредственность природы в точном смысле слова, вне всяких гипотез, вне зависимости от сверхъестественного, от сверхчувственного. — Языческий и христианский взгляд на природу, первая причина. — Первая причина и первый человек.— Все причины, обусловливающие зависимость человека, всегда пространственно, временно и качественно определены, а не «причины вообще»: земля и ее особая определенность. — Космологическое доказательство бытия божия. — Божественные единство и множественность в монотеизме. — Приемы сокращенного мышления при образовании понятий. — Иллюзорное в допущении «первой» причины. |
Двенадцатая лекция | 601 |
Космологическое доказательство не дает искомого объяснения. — Свойственные природе беспредпосылочность и самоопределимость переносятся лишь на мыслимое абстрактное существо. — Логическая деятельность мысли, как прообраз теологического «объяснения природы»: первая причина ничего не объясняет, давая лишь субъективное удовлетворение процессу мышления. — Непосредственное воздействие природы, как действия высшего существа. — Сила природы и сила божества. — Посредствующие промежуточные причины и нечто «высшее», являющееся предпосылкой человека. — тождественность представлений о природе с представлениями о боге. — Противоречивое и необъяснимое при выведении природы из бога. |
Тринадцатая лекция | 613 |
Все божественные свойства, в том числе и моральное, заимствованы от природы. — Дуализм в представлении о боге: добрый и злой бог. — Неопределенные и отрицательные свойства бога принадлежат природе, .как-то: невидимость, неограниченность, вневременность. — Чувственное происхождение всеобщего; духовные представления о боге коренятся в чувственном созерцании. — Род и виды, существо и бытие. — Чувственные предпосылки мыслимости: бог представляется личным и пребывающим в определенном месте. — Природа в ее всеобщей деятельности предпосылается понятию бога. — Пространство и время, бесконечность и вечность. — Взаимоотношение между богом и миром — основной вопрос всей философии. |
Четырнадцатая лекция | 624 |
Утверждение самостоятельного существования общих понятий — логическая фикция. — Бог — совокупность всех добродетелей, дьяволы — представители определенных пороков. — Общее и единичное: голова и головы: род есть предикат, а не сущность, существующая сама до себе, которой «причастны» единичные предметы. — Процессы абстрактного мышления — прообраз «сотворения мира». — Физико-теологическое доказательство бога. — Природа с точки зрения целесообразности. — Взаимозависимость жизненных условии и жизненных явлений. |
Пятнадцатая лекция 635 |
Природные явления выводятся не от разума или воли, ставящих себе дели; объяснение при их посредстве лишь кажущееся. — «Провидение» в естественно-научном исследовании, производимом в духе веры. — Иллюзорное в объяснении природы на теологический лад. — Примеры теологического толкования природных явлений и процессов. — Бесконечное разнообразие, как жизненный принцип. — «Цели» в природе материально и органически обусловлены, в своей данной определенности они противоположны деятельности бога: эта деятельность рассчитана на чудеса, она стоит над той обусловленностью, с которой связаны природные процессы. — Законы природы и веления божий, монархическая и республиканская точки зрения на природу. |
Шестнадцатая лекция | 645 |
Наивно-религиозное объяснение природы. — Истинно религиозный взгляд на явления природы. — Естественный ход вещей, как «посредственная» чудотворная деятельность божества. — Бог и природа взаимно исключают друг друга. — Физиологические и теологическое объяснения природы: основание бытия в самой природе, не нуждающейся для своего существования ни в каком сверхчувственно-сверхмировом существе. — Три стадии выведения природы из божества. — Мнимые чудеса в явлениях природы. — Эволюция познания приводит к различению между божественной деятельностью и обыденными явлениями природы. — Природа, как «посредствующая деятельность» божества. — Деятельность бога, ограниченная законами природы. |
Семнадцатая лекция | 657 |
Теистическое умозаключение при объяснении природы: художественное произведение указывает на мастера-творца. — Детские вопросы не доказывают правильности теологического объяснения природы. — Гипотеза о сверхъестественном творце не делает непонятные явления природы более понятными; ложные предпосылки при выведении природы из духа. — Трудности такого выведения: материя в боге, согласно Якову Беме. — Противоречия такого выведения; «нечувственная» материя, сверхвременное и вневременное развитие. — Материалистический теизм и сверхчувственное божество. |
Восемнадцатая лекция | 668 |
Рационализм: посредственная и непосредственная деятельность бога. — Западный и восточный взгляд на самостоятельность, признанную за небожественными вещами. — Провидение и его деятельность через посредство людей, как «орудии». — Соответственно этому и все алое, содеянное людьми, должно бы считаться божественным соизволением, и ответственность не должна при этом падать на того, кто совершил злое дело. — Истинное значение факта, лежащего в основании этого воззрения: человеческая жизнь находится в зависимости от условий природы и времени. — Каждое живое существо должно рассчитывать лишь на собственную самодеятельность. — Теологическая апология зла, как условие признания ценности благ, в противоположность небесному блаженству, которое якобы должно существовать без наличия зла. — Всякий прогресс культуры есть восстание против божественной воли. |
Девятнадцатая лекция | 679 |
Культура и провидение. — Теологические протесты против прогресса культуры, исходящие из предположения, что бог устроил мир наилучшим образом. — Теологическое и естественное объяснение известных явлений жизни. — Теологические возражения против выведения человека из природы. — Психологическая необходимость сверхъестественного объяснения природы. — Обзор до сих пор сказанного: естественная религия и ее преобразование в религию духа. — Религиозный взгляд на природу не есть беспристрастный и соответствующий действительности: антропологический элемент в религиозном объяснении природы. |
Двадцатая лекция | 689 |
Фетишизм : сила воображения — главный фактор религиозных представлений. — Вера: Лютер. — Вера в чудеса, как предпосылка веры в бога. — Религия, поэзия и художественная деятельность. — Религиозная иллюзия при почитании изображений: религия и мораль. — Смысл очеловечения религиозных изображений. — Духовное почитание изображений. — «Слово». — Ухо, как чувственная основа христианства. — Бестелесный бог монотеизма есть также образ. — Всякий бог есть воображаемое существо, имеющее своей целью удовлетворение реальных потребностей. |
Двадцать первая лекция | 701 |
Реальность предметов религиозного почитания пе зависит от привходящей деятельности фантазии.—Иисус и Христос.—Деятельность воображения, как предпосылка религиозного почитания. — Политеизм и монотеизм. — Человеческое в представлениях о боге, заимствованных от природы. — То, что в языческих мифах признается христианами за плод воображения, таковым, наоборот, не признается в созданиях христианской веры. — Религиозное значение слов: истина и мученичество. — Воображение и чувство зависимости. — Шаманство, колдовство и т. п. явления, не принадлежащие исключительно язычеству. |
Двадцать вторая лекция | 713 |
Стремление к счастью, как первооснова религии; ее цель: счастье и польза. — Успех обусловливается обстоятельствами, находящимися вне человеческих возможностей; здесь исходный пункт веры в бога. — Религиозный культ, как средство воздействия на богов. — Сила молитвы и ее прославленная утешительность. — «Любовь к себе и гарантия веры». — Провидение и «слепая природа». — Противоречия, заключающиеся в вере в Провидение. |
Двадцать третья лекция | 721 |
Практическая цель религии: благополучие человека. — Молитва и колдовство. — Культ и влияние культуры, их взаимоотношения. — Отсталая образованность реформаторов. — Религия, как выражение начатков образованности. — Таинства и затруднения, причиняемые религией культурному прогрессу. — Ранние и более поздние формы религии. — Религия и образование, правила поведения, диктуемые религией. — Религия и прогресс образованности: очищенная религия. — Способность верить при наличности богатейших знаний. — Отсталость религиозных взглядов опирается на традиции и обычай. |
Двадцать четвертая лекция | 733 |
Мнимое безразличие религиозных убеждений: свобода веры, как коррелят свободы политической. — Истинная всесторонняя свобода возможна лишь при ничем не стесняющейся критике предрассудков и суеверий. —Тяга к вере и суеверие прирождены человеку. — Вера в дьявола и ее апологеты. — «Свободная» причина и добродушное отношение к ней. — Для истинной веры в бога все происходящее в мире произвольно. — «Религиозный орган» и особое «религиозное чувство». — Обращение с молитвой, как выражение религиозного настроения. — Тождественность почитания божества и начальства. |
Двадцать пятая лекция | 743 |
Служение идеалам и служение богу. — Религия есть публичное признание в любви. — Божественная ревность. — Различие между ложным и истинным божеством отпало бы в том случае, если бы было налицо особое «религиозное чувство а, но это чувство есть на самом деле сила воображения, руководимая влечением к счастью. — Политеизм и монотеизм — деятельность религиозной фантазии. — Различие желаний и божеств. — Сверхъестественные и сверхземные желания христиан. — Бог и мир. — Ничтожество мира — предпосылка для небесного блаженства. |
Двадцать шестая лекция | 752 |
Чудо. — Истинные чудеса всегда имеют целью благо человека. — Желания и чудеса. — Вера в бога требует веры в чудеса. — Чудо, как подтверждение истинности веры. — Взгляд Лютера на библейские чудеса. — Чудо как подтверждение положения: чудеса при наличности веры в бога предполагаются само собой разумеющимися. — Рационализм и его взгляд на естественные законы. — Непоследовательность рационалистов в области веры. Естественная необходимость и божественное совершенство. — Рационалист «обесчеловечивает» божество, связывает его с законами природы. — Сущность воли и чуда. |
Двадцать седьмая лекция | 763 |
Рационалистическая половинчатость при вере в чудеса. — Религиозное желание представляется удовлетворенным в вере. — Евангелическое творчество нельзя рассматривать исторически. — Мнимая необъяснимость чудес: вопрос об их реальной возможности совершенно лишен смысла.— Элемент желания в чуде; чудеса всегда творятся человеком и для человека. — Реальная необходимость ограничения желаний. — Долг и счастье; культурная тенденция религии. — Сущность желания: желания языческие и христианские. — Молитвы, желания, колдовство: сила слова. — Критическое отношение христиан к «воображаемым» богам язычников. |
Двадцать восьмая лекция | 775 |
Опредмечивание простых мыслимых сущностей. — Христианский идеал. — Разнообразие религиозных идеалов. — Христианство отворачивается от действительных явлений жизни. — Спасение души, как цель всей действительности. — Идеал и суеверие; романтизм веры в бога. — Божество предшествует всему, все существует после, него и через него; рационализм и атеизм. — Религиозным идеалом христиан является дух. — «Преображенное» тело при воскресении и современное бессмертие. — Психологическое доказательство бога. — Элемент желательности в этом доказательстве. — Тождественность божественного и человеческого духа. — Божество и слово божие, всеобщность духа. |
Двадцать девятая лекция | 787 |
Психологическое доказательство и бесконечность человеческого сознания. — Бог и бессмертие, их взаимное тождество. — Естественное бессмертие. — Взаимная обусловленность веры в бога и веры в бессмертие. — Бессмертие — божественная привилегия.— Рационалистическая и спекулятивная вера в бога: «мировая причина» не есть душевное существо, как религиозный бог, являющийся гарантией человеческого бессмертия. — Бессмертие — дар божий; богочеловек; бессмертие — центральное ядро и цель христианства. — Родственность существа бога и человека. — Бессмертие — привилегия человека в противоположность остальным «тварям». — Бог, как творец мира, отличается от бога—отца человека. — Обзор предыдущего; решение религиозной загадки. |
Тридцатая лекция | 799 |
Практический результат правильного взгляда на сущность религии. — Предпосылки веры в бога и в бессмертие. — Воображаемые и разумные желания. — Застой и прогресс. — Наивные и культурные желания счастья. — Потусторонний мир истории и призраки веры. — Мнимая утешительность веры в бессмертие. — Отрицательное отношение теологии, непризнание ею действительности. — Один лишь атеизм истинно позитивен, потому что основывается на подлинном знании природы и человеческого существа; теизм — явление паразитическое. — Практические результаты исчезновения религиозных представлений. |
к «Лекциям о сущности религии» |
К лекции четвертой | 811 |
К лекции пятой | 810 |
К лекции шестой | 853 |
К лекции седьмой | 857 |
К лекции восьмой | 859 |
К лекции девятой | 860 |
К лекции одиннадцатой | — |
К лекция двенадцатой | 861 |
К лекции тринадцатой | 863 |
К лекции четырнадцатой | 865 |
К лекции шестнадцатой | 870 |
К лекции двадцатой | — |
К лекции двадцать первой | 872 |
К лекции двадцать второй | 874 |
К лекции двадцать третьей | 875 |
К лекции двадцать четвертой | 876 |
К лекции двадцать пятой | 877 |
К лекции двадцать седьмой | 879 |
В. И. ЛЕНИН «КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ЛЕКЦИИ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ»» | 895 |
Примечания | 915 |
Указатель имен | 922 |