Что знает история об Иисусе Христе?

Крывелев Иосиф Аронович

Вопрос о личности Иисуса Христа породил колоссальную литературу на разных языках. Существовал ли в действительной истории предполагаемый основатель христианства, - до сих пор является предметом оживленных споров. Автор предлагаемой работы исходит из положения, что проблема историчности или мифичности Христа является не мировоззренческой, а конкретно-исторической, она требует совершенно объективного разбора в свете всей суммы относящихся к ней исторических источников и материалов. В книге рассматриваются различные, сложившиеся в истории общественной мысли и идеологической борьбы, трактовки личности Христа, детально анализируются первоисточники, из которых могут быть почерпнуты сведения о нем - книги Нового завета, Талмуд, сочинения Иосифа Флавия, Тацита и других древних историков. В свете этих материалов автор рассматривает различные, существующие в литературе варианты решения вопроса о личности Иисуса Христа вплоть до построений современных зарубежных богословов и тщательно взвешивает степень правдоподобия каждого из этих вариантов.

Книга расчитана на широкие круги читателей и пропагандистов научного атеизма.

Издательство «Советская Россия», Москва, 1989

Содержание:

Глава первая. Христос многоликий

Богочеловек? (Христос церкви) 5
Поборник внутренней свободы? (По Ф.М. Достоевскому) 13
Идеал нравственного совершенства? (По Л.Н. Толстому) 19
Революционер-бунтарь? (По А. Введенскому, К. Каутскому и др.) 29
Обаятельный герой-страдалец? (По Э. Ренану) 38
Душевнобольной? (По Ж. Молье, А. Бинэ-Сангле и Я. Минцу) 48
Один из пророков иудаизма? (По Л. Беку, Э. Майеру, И. Кармайклу) 56
Олицетворенное небесное светило? (По А. Немоевскому, А. Древсу и др.) 63
Итоги. Какой же из «ликов» считать истинным? 70

Глава вторая. Источники наших знаний о нем

Данные Нового завета 75
  Евангелие от Матфея 76
  Евангелие от Луки 93
  Евангелие от Марка 102
  Евангелие от Иоанна 104
  Деяния, Послания, Апокалипсис 111
Евангелия как первоисточник 115
  География в евангелиях 116
  Этнография и история в евангелиях 120
  Исторический и евангельский Понтий Пилат 125
  Степень правдоподобия «страстей господних» 128
  Современники и очевидцы? 131
Новозаветные апокрифы 140
  твергнуто церковью 141
  Евангелия Детства 143
  Евангелия страстей 145
  Гностические евангелия и Логии 149
  Иудео-христианские евангелия 152
Нехристианские источники 154
  Иосиф Флавий 154
  «Славянский» Иосиф 161
  Светоний и Тацит 166
  Талмуд 169
  Письмо Мары к своему сыну Серапиону 176
Изобретенные источники 178
  «Донесения прокураторов» 179
  Переписка эдесского царя Абгара с Христом и императором Тиберием 181
  Тибетское евангелие 184
Итоги 187

Глава третья. Жил ли он в действительности?

Подходы и решения неприемллемые 191
  Огульное отрицание по мнимо-идеологическим соображениям 191
  Огульное утверждение по церковно-богословским соображениям 193
  Мог ли он не быть? 196
Невозможное и возможное. Домыслы 200
  Евангельский вариант 206
  Может быть, учитель праведности? Или Мелхиседек? 216
  Возможный вариант — «кто-то прошел…» 222
Наиболее правдоподобный вариант 236
  Иудейский мессианизм 236
  Мессианизм у других средиземноморских народов 245
  Сплав мессианских идей на иудейской основе 253
  Итоги 263

Глава четвертая. Проблема Христа в современной богословской и исторической литературе

«Распад образа» 267
Держаться во что бы то ни стало! 273
Поиски исторической аргументации 279
Вместо истории — «сверхъистория» 286
Ожесточенные нападки и позиция выжидания 293
Заключение 298
Шкаф 3, полка А