Что знает история об Иисусе Христе?
Крывелев Иосиф Аронович
Вопрос о личности Иисуса Христа породил колоссальную литературу на разных языках. Существовал ли в действительной истории предполагаемый основатель христианства, - до сих пор является предметом оживленных споров. Автор предлагаемой работы исходит из положения, что проблема историчности или мифичности Христа является не мировоззренческой, а конкретно-исторической, она требует совершенно объективного разбора в свете всей суммы относящихся к ней исторических источников и материалов. В книге рассматриваются различные, сложившиеся в истории общественной мысли и идеологической борьбы, трактовки личности Христа, детально анализируются первоисточники, из которых могут быть почерпнуты сведения о нем - книги Нового завета, Талмуд, сочинения Иосифа Флавия, Тацита и других древних историков. В свете этих материалов автор рассматривает различные, существующие в литературе варианты решения вопроса о личности Иисуса Христа вплоть до построений современных зарубежных богословов и тщательно взвешивает степень правдоподобия каждого из этих вариантов.
Книга расчитана на широкие круги читателей и пропагандистов научного атеизма.
Издательство «Советская Россия», Москва, 1989
Содержание:
Богочеловек? (Христос церкви) | 5 |
Поборник внутренней свободы? (По Ф.М. Достоевскому) | 13 |
Идеал нравственного совершенства? (По Л.Н. Толстому) | 19 |
Революционер-бунтарь? (По А. Введенскому, К. Каутскому и др.) | 29 |
Обаятельный герой-страдалец? (По Э. Ренану) | 38 |
Душевнобольной? (По Ж. Молье, А. Бинэ-Сангле и Я. Минцу) | 48 |
Один из пророков иудаизма? (По Л. Беку, Э. Майеру, И. Кармайклу) | 56 |
Олицетворенное небесное светило? (По А. Немоевскому, А. Древсу и др.) | 63 |
Итоги. Какой же из «ликов» считать истинным? | 70 |
Данные Нового завета | 75 |
Евангелие от Матфея | 76 |
Евангелие от Луки | 93 |
Евангелие от Марка | 102 |
Евангелие от Иоанна | 104 |
Деяния, Послания, Апокалипсис | 111 |
Евангелия как первоисточник | 115 |
География в евангелиях | 116 |
Этнография и история в евангелиях | 120 |
Исторический и евангельский Понтий Пилат | 125 |
Степень правдоподобия «страстей господних» | 128 |
Современники и очевидцы? | 131 |
Новозаветные апокрифы | 140 |
твергнуто церковью | 141 |
Евангелия Детства | 143 |
Евангелия страстей | 145 |
Гностические евангелия и Логии | 149 |
Иудео-христианские евангелия | 152 |
Нехристианские источники | 154 |
Иосиф Флавий | 154 |
«Славянский» Иосиф | 161 |
Светоний и Тацит | 166 |
Талмуд | 169 |
Письмо Мары к своему сыну Серапиону | 176 |
Изобретенные источники | 178 |
«Донесения прокураторов» | 179 |
Переписка эдесского царя Абгара с Христом и императором Тиберием | 181 |
Тибетское евангелие | 184 |
Итоги | 187 |
Подходы и решения неприемллемые | 191 |
Огульное отрицание по мнимо-идеологическим соображениям | 191 |
Огульное утверждение по церковно-богословским соображениям | 193 |
Мог ли он не быть? | 196 |
Невозможное и возможное. Домыслы | 200 |
Евангельский вариант | 206 |
Может быть, учитель праведности? Или Мелхиседек? | 216 |
Возможный вариант — «кто-то прошел…» | 222 |
Наиболее правдоподобный вариант | 236 |
Иудейский мессианизм | 236 |
Мессианизм у других средиземноморских народов | 245 |
Сплав мессианских идей на иудейской основе | 253 |
Итоги | 263 |
«Распад образа» | 267 |
Держаться во что бы то ни стало! | 273 |
Поиски исторической аргументации | 279 |
Вместо истории — «сверхъистория» | 286 |
Ожесточенные нападки и позиция выжидания | 293 |
Заключение | 298 |
Шкаф 3, полка А