О теории прозы

Шкловский Виктор Борисович

В своей книге В. Б. Шкловский возвращается к давним теоретическим размышлениям о литературе, переосмысливая и углубляя взгляды и концепции, известные по его работам 20-х годов.

Это глубоко содержательные размышления старого писателя о классической и современной прозе.

«Советский писатель», Москва, 1983

Содержание:

Вступление 3

О ТЕОРИИ ПРОЗЫ. 1929 г.

Предисловие 8
Искусство как прием 9
Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля 26

О ТЕОРИИ ПРОЗЫ. 1982 г.

Вступление 64
1. Слова освобождают душу от тесноты. Рассказ об ОПОЯЗе 68
2. Рифма поэзии. Рифма прозы. Структурализм и зазеркалье 98
Проводы 98
3. Сказка и слово 136
Китайская новелла. Подступы 137
4. Первый неудачный чертеж кита 167
Душечка 167
Карта Колумба не могла быть точной 171
5. Звенья искусства не повторяют друг друга. Вновь о сходстве несходного 178
Вместо предисловия 178
«Записки охотника» Тургенева 183
Стерн 188
Диккенс 204
Пути, ведущие к построению произведений, перекрещиваются. Удвоения и параллелизмы 213
Блажен, кто праздник жизни рано… Еще один план 222
На смену слову пришло изображение. Кино 229
По следам старых открытий и изобретений 237
Проблема времени в искусстве 242
6. Легкие нужны для дыхания. Мысли вслух 249
7. Легенда о Великом Инквизиторе. Небо колеблется 338
8. Как Давид победил Голиафа 347
Эдип. Шекспир. Три сестры: Антигона, Корделия, Анна Каренина 347
9. Медный меч, или Заключительная глава о Дон Кихоте 366
Шкаф 3, полка Г