Тетива. О несходстве сходного
Шкловский Виктор Борисович
На этот раз Виктор Шкловский посвящает свою работу таким важным проблемам теории литературы и искусства, как вопрос об условности художественного произведения и о его единстве, о роли мироощущения автора и изображенных им героев, о внутренней динамике, о конфликте, о построении художественного образа.
Наряду с теоретическим анализом и острыми полемическими главами, читатель найдет в этой книге страницы живых воспоминаний о крупных исследователях литературы - Борис Эйхенбауме и Юрии Тынянове, а также воспоминания о собственных теоретических поисках. В них автор нередко спорит с самим собой, наглядно подтверждая своим примером, как время формирует и изменяет взгляды художника и теоретика.
Исследователь привлекает обширнейший материал - от книг античных и средневековых авторов до литературы наших дней. Он обращается к вавилонскому эпосу и новеллам итальянского Возрождения, к трагедиям Шекспира, к романам Сервантеса и Филдинга, Лессажа и Дикекенса, к эпопее Томаса Манна «Иосиф и его братья», а также к современному американскому роману.
Содержание:
Заставка | 7 |
Предисловие | 9 |
Борис Эйхенбаум | 13 |
Начало | 15 |
Новый Петроград и «Шинель» | 19 |
«Молодой Толстой» | 24 |
Первая книга Б. Эйхенбаума о Лермонтове | 27 |
О том, как в советское время заново был открыт Лермонтов | 34 |
Город без дымов | 39 |
Профессор уходит | 43 |
Об единстве | 47 |
Натянутая тетива | 49 |
Целое и отдельное | 52 |
В чем особенность искусства и что такое единство произведения | 55 |
Единство и герой | 60 |
Противоречивость определения, как не охватывающего истории | 63 |
Единство структур | 65 |
Противоречия образа | 67 |
Образ и загадки | 69 |
О загадках и о вскрытии конфликта в обычном | 71 |
Об отношении законов построения художественного образа к законам сюжетного построения | 78 |
О конвенциях | 87 |
О смысловой детали, создающей представление о пространстве | 89 |
Иконная перспектива | 95 |
О кинематографических конвенциях пространства | 99 |
Конвенция времени | 102 |
Человек не на своем месте | 121 |
Человек не на своем месте | 123 |
Человек как одна из основ сюжета | 135 |
Примечания к главе «Человек не на своем месте» и несколько слов о пепле | 139 |
Узнавание | 144 |
Несколько слов о новом у Шекспира | 149 |
Юрий тынянов | 157 |
Город нашей юности | 159 |
Университет | 162 |
Несколько слов о теории | 167 |
«Архаисты и новаторы» | 168 |
Общий смысл высказываний Тынянова | 174 |
Успех писателя | 178 |
Болезнь Тынянова | 182 |
Смерть и похороны | 184 |
О функциях сюжета | 185 |
О новом как изменении конвенции вообще и о конвенции определённого порядка, в том числе изменении способа характеристики героев | 187 |
Оценка функций частей произведения | 188 |
Сюжетные структуры; смена их значений; исследование места человека в мире | 193 |
Функция героев волшебной сказки | 203 |
Язык и поэзия | 225 |
Дорога в будущее и прошлое (Неоконченный рассказ) | 227 |
О статье Романа Якобсона «Поэзия грамматики и грамматика поэзии». Новые следы | 233 |
Сюжет и троп | 239 |
Свидетель со стороны | 240 |
Содержание и конфликт | 245 |
«Он» и «она» | 249 |
Франсуа Рабле и книга М. Бахтина | 255 |
О Гаргантюа и Пантагрюэле и о книге М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле» | 257 |
Карнавал и сезонная работа | 264 |
Карнавал и карнавализация | 267 |
Попытка установить даты рождения Гаргантюа и сына его Пантагрюэля, а также даты и цели их подвигов | 273 |
Мир Рабле | 276 |
Широта и историчность построения романа Сервантеса | 279 |
О повторении. О Санчо Пансе, Аристофане, Гоголе и Фаусте. О том, что повторений нет | 283 |
Теория гротеска в книге М. Бахтина | 286 |
О мениппеях | 291 |
«Миф» и«Роман-миф» | 297 |
О мифе | 299 |
Дым тысячелетий | 301 |
Новости старого эпоса (История Гильгамеша) | 305 |
О повести, которую любил Лев Толстой | 307 |
Роман и новелла | 314 |
История и время | 319 |
Несколько замечаний о романе-мифе | 323 |
«Кентавр» Джона Апдайка | 327 |
Новые жанры | 335 |
Жанр. Ещё раз о том же | 337 |
Спор о романе | 338 |
Ещё о герое | 339 |
Герой у Достоевского | 343 |
Ещё раз о горизонте | 345 |
Смена жанров | 346 |
О содержании | 349 |
«Литература факта» | 352 |
Верните мяч в игру | 355 |
Верните мяч в игру | 357 |
Расставание мое с Толстым | 361 |
Несколько кратких слов об антиромане | 366 |
Заключение | 370 |