Тетива. О несходстве сходного

Шкловский Виктор Борисович

Новая книга Виктора Шкловского «Тетива. О несходстве сходного» написана в том особом жанре увлекательного повествования, который сам автор определил как «повести о прозе».

На этот раз Виктор Шкловский посвящает свою работу таким важным проблемам теории литературы и искусства, как вопрос об условности художественного произведения и о его единстве, о роли мироощущения автора и изображенных им героев, о внутренней динамике, о конфликте, о построении художественного образа.

Наряду с теоретическим анализом и острыми полемическими главами, читатель найдет в этой книге страницы живых воспоминаний о крупных исследователях литературы - Борис Эйхенбауме и Юрии Тынянове, а также воспоминания о собственных теоретических поисках. В них автор нередко спорит с самим собой, наглядно подтверждая своим примером, как время формирует и изменяет взгляды художника и теоретика.

Исследователь привлекает обширнейший материал - от книг античных и средневековых авторов до литературы наших дней. Он обращается к вавилонскому эпосу и новеллам итальянского Возрождения, к трагедиям Шекспира, к романам Сервантеса и Филдинга, Лессажа и Дикекенса, к эпопее Томаса Манна «Иосиф и его братья», а также к современному американскому роману.

«Советский писатель», Москва, 1970

Содержание:

Заставка 7
Предисловие 9
Борис Эйхенбаум 13
 Начало 15
 Новый Петроград и «Шинель» 19
 «Молодой Толстой» 24
 Первая книга Б. Эйхенбаума о Лермонтове 27
 О том, как в советское время заново был открыт Лермонтов 34
 Город без дымов 39
 Профессор уходит 43

Об единстве 47
 Натянутая тетива 49
 Целое и отдельное 52
 В чем особенность искусства и что такое единство произведения 55
 Единство и герой 60
 Противоречивость определения, как не охватывающего истории 63
 Единство структур 65
 Противоречия образа 67

Образ и загадки 69
 О загадках и о вскрытии конфликта в обычном 71
 Об отношении законов построения художественного образа к законам сюжетного построения 78

О конвенциях 87
 О смысловой детали, создающей представление о пространстве 89
 Иконная перспектива 95
 О кинематографических конвенциях пространства 99
 Конвенция времени 102

Человек не на своем месте 121
 Человек не на своем месте 123
 Человек как одна из основ сюжета 135
 Примечания к главе «Человек не на своем месте» и несколько слов о пепле 139
 Узнавание 144
 Несколько слов о новом у Шекспира 149

Юрий тынянов 157
 Город нашей юности 159
 Университет 162
 Несколько слов о теории 167
 «Архаисты и новаторы» 168
 Общий смысл высказываний Тынянова 174
 Успех писателя 178
 Болезнь Тынянова 182
 Смерть и похороны 184

О функциях сюжета 185
 О новом как изменении конвенции вообще и о конвенции определённого порядка, в том числе изменении способа характеристики героев 187
 Оценка функций частей произведения 188
 Сюжетные структуры; смена их значений; исследование места человека в мире 193
 Функция героев волшебной сказки 203

Язык и поэзия 225
 Дорога в будущее и прошлое (Неоконченный рассказ) 227
 О статье Романа Якобсона «Поэзия грамматики и грамматика поэзии». Новые следы 233
 Сюжет и троп 239
 Свидетель со стороны 240
 Содержание и конфликт 245
 «Он» и «она» 249

Франсуа Рабле и книга М. Бахтина 255
 О Гаргантюа и Пантагрюэле и о книге М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле» 257
 Карнавал и сезонная работа 264
 Карнавал и карнавализация 267
 Попытка установить даты рождения Гаргантюа и сына его Пантагрюэля, а также даты и цели их подвигов 273
 Мир Рабле 276
 Широта и историчность построения романа Сервантеса 279
 О повторении. О Санчо Пансе, Аристофане, Гоголе и Фаусте. О том, что повторений нет 283
 Теория гротеска в книге М. Бахтина 286
 О мениппеях 291

«Миф» и«Роман-миф» 297
 О мифе 299
 Дым тысячелетий 301
 Новости старого эпоса (История Гильгамеша) 305
 О повести, которую любил Лев Толстой 307
 Роман и новелла 314
 История и время 319
 Несколько замечаний о романе-мифе 323
 «Кентавр» Джона Апдайка 327

Новые жанры 335
 Жанр. Ещё раз о том же 337
 Спор о романе 338
 Ещё о герое 339
 Герой у Достоевского 343
 Ещё раз о горизонте 345
 Смена жанров 346
 О содержании 349
 «Литература факта» 352

Верните мяч в игру 355
 Верните мяч в игру 357
 Расставание мое с Толстым 361
 Несколько кратких слов об антиромане 366

Заключение 370
Шкаф 3, полка Г