Немецкая буржуазная философия после 1865 года
Богомолов Алексей Сергеевич
Издательство Московского университета 1969
Содержание:
О т а в т о р а | 3 |
В в е д е н и е | 7 |
Разложение гегельянства | 8 |
Эпигоны немецкого идеализма | 9 |
Иррационализм | 11 |
А. Шопенгауэр | 11 |
Э. Гартман | 15 |
Вульгарный материализм | 18 |
Глава первая. НЕОКАНТИАНСТВО | 21 |
1. Раннее неокантианство | 23 |
«Назад к Канту» | 23 |
Кантианство и физиология: Ф. А. Ланге, Г. Гельмгольц | 26 |
2. Марбургская школа | 29 |
Кант и Марбургская школа | 29 |
«Логика чистого познания» | 31 |
«Логика первоначала» | 33 |
«Логические основы точных наук» | 37 |
«Понятие о субстанции и понятие о функции» | 39 |
Познание и действительность | 41 |
Проблема объективной ценности науки | 43 |
3. Баденская (Фрейбургская) школа | 45 |
«Феноменология знания» | 46 |
Предмет познания | 47 |
Система ценностей | 50 |
Науки о природе и науки о культуре | 51 |
Что такое прогресс? | 53 |
От кантианства к иррационализму: Эмиль Ласк | 56 |
«Жизнь» и познание | 58 |
Глава вторая. ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ | 61 |
Философия как теория познания | 61 |
Шуппе «против» солипсизма | 65 |
Имманенты и Кант. Априоризм | 67 |
Идея теоретико-познавательной логики | 68 |
Имманентная философия об истине | 70 |
Имманентная философия и И. Ремке | 72 |
Глава третья. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ | 77 |
1. Рихард Авенариус и «очищение опыта» | 79 |
Эмпириокритическая принципиальная координация | 79 |
Что такое «опыт»? | 81 |
«Элементы опыта» | 84 |
«Биомеханика» Авенариуса | 85 |
«Биологическая теория познания» | 86 |
Устранение «интроекции» | 87 |
2. Позитивизм Эрнста Mаxa | 90 |
«Антиметафизические замечания» | 90 |
«Открытие элементов» | 91 |
«Функциональная зависимость» | 94 |
Пространство и время, причинность и закон | 97 |
«Экономия мышления» | 101 |
«Чистое описание» | 104 |
Глава четвертая. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. ОТ НИЦШЕ ДО ЗИММЕЛЯ | 109 |
Возникновение и сущность «философии жизни» | 109 |
Революция в естествознании и философия жизни | 111 |
Философия жизни и историческая наука | 112 |
Философия жизни как мировоззрение | 113 |
1. Философия Фридриха Ницше — прообраз философии жизни империалистической эпохи | 115 |
Основные произведения и этапы творчества | 115 |
Волюнтаризм | 118 |
«Становление» вместо развития | 119 |
«Теория познания» | 121 |
«Переоценка ценностей». Аморализм Ницше | 124 |
Ницше и религия | 128 |
«Вечное возвращение» | 130 |
Нигилизм | 131 |
2. «Академическая» философия жизни конца ХIX - начала ХХ в. | 133 |
«Конфликт современной культуры» и философия жизни | 134 |
Что такое «жизнь»? | 137 |
Науки о природе и науки о духе | 138 |
«Типы мировоззрения» | 141 |
Зиммель о религиозном мировоззрении | 144 |
Глава пятая. «МИРОВАЯ КАТАСТРОФА» И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. I. ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР И ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | 146 |
Война и немецкая философия | 146 |
Освальд Шпенглер. От «Заката Европы» к «Годам решения» | 148 |
«Закат Европы» | 149 |
Философия жизни О. Шпенглера | 149 |
Философия истории О. Шпенглера | 152 |
Общественный круговорот | 156 |
«Пруссачество и социализм» | 159 |
«Жизнь», сословия, человек | 162 |
«Годы решения» | 164 |
Глава шестая. «МИРОВАЯ КАТАСТРОФА» И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. II. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО В ГЕРМАНИИ | 166 |
1. Немецкое неогегельянство 20-х годов и диалектика | 167 |
Диалектика и иррационализм | .168 |
Гегель a la Дильтей | 169 |
Р. Кронер о диалектике | 170 |
Эмпирическое и спекулятивное противоречие | 173 |
«Самоосуществление духа» и диалектика | 174 |
2. Диалектика, антиномии и «трагизм» | 177 |
Критическая диалектика | 177 |
Источники диалектики | 180 |
Типы диалектического процесса | 185 |
«Критическая диалектика» и марксизм. 3. Марк | 188 |
От «критицизма» к «трагизму» | 191 |
«Духовный кризис современности» | 193 |
Логическая структура и социальная функция трагической диалектики | 194 |
Глава седьмая. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ВЕНСКОГО КРУЖКА | 199 |
1. Формирование воззрений Венского кружка. Логический эмпиризм и принцип верификации | 201 |
Источники и общий характер «поворота в философии» | 201 |
«Преодоление метафизики логическим анализом языка» | 202 |
«Логическая конструкция мира» | 207 |
Сомнительность принципа верификации | 208 |
2. От логического позитивизма к логической семантике | 209 |
М. Шлик и «ослабление» верификации | 210 |
Спор о «базисных» предложениях науки | 214 |
Физикализм 219. |
«Логический синтаксис языка» и конвенционализм | 222 |
3. Неопозитивизм и «фальсификация». К. Поппер о «логике исследования» | 224 |
Верификация, вероятность и индукция | 224 |
Верификация и фальсификация | 228 |
Эмпирический базис науки | 230 |
Фальсифицируемость и развитие теорий | 233 |
Глава восьмая. КРИТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ. НИКОЛАЙ ГАРТМАН | 239 |
Идеализм, «реализм» и материализм | 239 |
От теоретико-познавательных антиномий к онтологии | 242 |
Проблема данности реального и иррационализм | 245 |
Учение о слоях и категории | 248 |
Антиномия познания и структуры бытия | 254 |
Проблема «духовного бытия» | 256 |
Глава девятая. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ | 260 |
1. «Чистая логика» и феноменология | 261 |
Психологизм и формализм в логике | 261 |
Мнимый противник и противник подлинный | 264 |
Идея «чистой логики» | 266 |
2. Феноменологический идеализм Гуссерля | 271 |
Философия как «строгая наука» | 271 |
Естественная и феноменологическая установка | 273 |
Феноменологическая редукция | 274 |
Структура «чистого сознания» | 277 |
Интерсубъективность и монадология | 283 |
3. «Кризис европейских наук» и феноменология | 287 |
Что такое «кризис европейских наук» | 287 |
Новое понятие «разума» | 289 |
«Телеология европейского человечества» | 293 |
Глава десятая. НЕМЕЦКИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: ИСТОКИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ | 299 |
1. Философские источники экзистенциализма | 301 |
Экзистенция и «existierender Denker» | 302 |
Философия жизни и экзистенциализм | 304 |
Экзистенциализм и феноменология | 305 |
Экзистенциализм — наука — общество | 307 |
2. «Бытие и время»: экзистенциализм М. Хайдеггера | 310 |
«Смысл бытия сущего как «Dasein» | 310 |
Бытие-в-мире | 312 |
Das Man | 315 |
«Забота как бытие существования» | 318 |
Пространственность, временность и «бытие к смерти» | 320 |
Временность и историчность | 325 |
Временность и понимание | 327 |
Существование и истина | 329 |
3. Психопатология капиталистического общества. Карл Ясперс | 332 |
Психология мировоззрений | 333 |
Исходные гносеологические догмы экзистенциализма | 337 |
«Ориентировка в мире» | 338 |
«Существование» | 340 |
Коммуникация, историчность и свобода | 343 |
«Пограничная ситуация» | 348 |
Трансценденция | 351 |
Диагноз «болезни нашего времени» и рецепт излечения | 353 |
Глава одиннадцатая. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПОСЛЕВОЕННЫй ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ | 358 |
1. Основные черты «философии» германского фашизма | 359 |
Эпигоны философии жизни и фашизм | 359 |
2. «Вина», «свобода» и «истина». Послевоенная эволюция экзистенциализма Карла Ясперса | 365 |
Die Schuldfrage | 365 |
«Свобода» | 369 |
«Истина» | 373 |
Экзистенциализм и диалектика | 376 |
3. От языкотворчества к мифотворчеству. «Поворот» в философии Мартина Хайдеггера | 383 |
Хайдеггер и фашизм | 383 |
Философия и язык | 384 |
Гуманизм, бог и религиозная проблема | 388 |
Вместо заключения. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ COBPEMEHHOЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ | 392 |
«Преодоление» экзистенциализма | 393 |
Философская антропология | 397 |
«Реализм» | 400 |
Религиозная философия | 401 |
П р и м е ч а н и я | 405 |
У к а з а т е л ь и м е н | 440 |
Шкаф 3, полка Г