Давид Юм

Нарский Игорь Сергеевич

В книге дается краткий очерк жизни и анализ воззрений видного английского философа XVIII в. Д. Юма.

Автор критикует его субъективно-идеалистическую и агностическую концепцию и вместе с тем показывает значение юмовской постановки вопроса о содержании категории причинности, заслугу философа в критике религии и церкви.

Издательство «Мысль» Москва · 1973
Мыслители прошлого

Содержание:

В в е д е н и е 6
Г л а в а  I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ЮМА 10
 1. «Трактат о человеческой природе» и попытки его популяризации 11
 2. Занятия историей в 50-х годах 15
 3. Юм во Франции , в середине 60-х годов. Последние годы жизни 20
Г л а в а  II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ «ОПЫТА» 29
 1. Ассоциации и абстракции 34
 2. Существуют ли субстанции? 44
Г л а в а  III. ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ 50
 1. Имеется ли объективная причинность? 56
 2. Откуда появляется убеждение в существовании причинности? 63
 3. Юм «спасает» причинность. Оценка его учния о каузальных связях 69
Г л а в а  IV . ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ 83
 1. Происхождение религии 88
 2. Вопрос об истинности религиозной веры 94
Г л а в а  V. ПСИХОЛОГИЯ АФФЕКТОВ. КАК СДЕЛАТЬ ЭТИКУ НАУКОЙ ? 101
 1. Проблема этического дескриптивизма 104
 2. Три различных этических принципа 109
Г л а в а  VI. ЭСТЕТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. КРАСОТА И УДОВОЛЬСТВИЕ 115
 1. Верно ли, что «о вкусах не спорят»? 119
 2. Прекрасное как полезное и целесообразное. Проблема художественной правды 127
 3. Парадокс трагедии. Искусство и общественная жизнь 137
Г л а в а  VII. ПОЛИТИКА И СОЦИОЛОГИЯ 148
 1. Юм как социолог 149
 2. Юм как экономист 154
  Итоги. Юм и современность 158
П р и л о ж е н и е. Предисловие ко II тому «Истории Англии» 165
У к а з а т е л ь  и м е н 171
Л и т е р а т у р а 174
Шкаф 3, полка Г