Давид Юм
Нарский Игорь Сергеевич
В книге дается краткий очерк жизни и анализ воззрений видного английского философа XVIII в. Д. Юма.
Автор критикует его субъективно-идеалистическую и агностическую концепцию и вместе с тем показывает значение юмовской постановки вопроса о содержании категории причинности, заслугу философа в критике религии и церкви.
Издательство «Мысль» Москва · 1973
Мыслители прошлого
Содержание:
В в е д е н и е | 6 |
Г л а в а I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ЮМА | 10 |
1. «Трактат о человеческой природе» и попытки его популяризации | 11 |
2. Занятия историей в 50-х годах | 15 |
3. Юм во Франции , в середине 60-х годов. Последние годы жизни | 20 |
Г л а в а II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ «ОПЫТА» | 29 |
1. Ассоциации и абстракции | 34 |
2. Существуют ли субстанции? | 44 |
Г л а в а III. ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ | 50 |
1. Имеется ли объективная причинность? | 56 |
2. Откуда появляется убеждение в существовании причинности? | 63 |
3. Юм «спасает» причинность. Оценка его учния о каузальных связях | 69 |
Г л а в а IV . ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ | 83 |
1. Происхождение религии | 88 |
2. Вопрос об истинности религиозной веры | 94 |
Г л а в а V. ПСИХОЛОГИЯ АФФЕКТОВ. КАК СДЕЛАТЬ ЭТИКУ НАУКОЙ ? | 101 |
1. Проблема этического дескриптивизма | 104 |
2. Три различных этических принципа | 109 |
Г л а в а VI. ЭСТЕТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. КРАСОТА И УДОВОЛЬСТВИЕ | 115 |
1. Верно ли, что «о вкусах не спорят»? | 119 |
2. Прекрасное как полезное и целесообразное. Проблема художественной правды | 127 |
3. Парадокс трагедии. Искусство и общественная жизнь | 137 |
Г л а в а VII. ПОЛИТИКА И СОЦИОЛОГИЯ | 148 |
1. Юм как социолог | 149 |
2. Юм как экономист | 154 |
Итоги. Юм и современность | 158 |
П р и л о ж е н и е. Предисловие ко II тому «Истории Англии» | 165 |
У к а з а т е л ь и м е н | 171 |
Л и т е р а т у р а | 174 |
Шкаф 3, полка Г