Сочинения в 4-х томах - I

Аристотель

В первый том собрания сочинений величайшего энциклопедического ума античности Аристотеля входят его основной философский труд «Метафизика» и знаменитый трактат «О душе», положивший начало психологии.
Издательство социально-экономической литературы «Мысль», Москва, 1978
Серия «Философское наследие»

Содержание:

В. Асмус. Метафизика Аристотеля 5
  Трактат о душе 50

МЕТАФИЗИКА 63

КНИГА ПЕРВАЯ (А)

Глава первая
  Постепенное восхождение от чувственного восприятия к познанию принципов: память, опыт, искусство, наука. Превосходство искусства над опытом, теоретических наук — над практическими. Высшая наука — познание принципов, или мудрость 65
Глава вторая
  Мудрый и мудрость. Удивление — источник появления науки о первых началах и причинах. Божественность мудрости 67

Глава третья
  Четыре рода причин (начал): сущность и суть бытия; материя и субстрат; источник движения; цель. Древнейшие философы указали только материальную причину вещей: воду (Фалес), воздух (Анаксимен и Диоген), огонь (Гинпас и Гераклит), землю (вместе с другими элементами — Эмпедокл). Затем стали к материи присоединять причину движения (за исключением тех, кто считал совокупность вещей неподвижной). Ум Анаксагора как причина миропорядка 70

Глава четвертая
  Движущая причина у Гесиода и Парменида. Двоякая причина движения у Эмпедокла: дружба и вражда. Непоследовательность Эмпедокла. Эмпедокл первый назвал четыре материальных элемента, сводимые к основным двум. Начала вещей у Левкиппа и Демокрита: полнота и пустота; объяснение ими разнообразия вещей из очертаний, порядка и положения атомов 73

Глава пятая
  Начало вещей у пифагорейцев: число. Десять пар противоположностей как начала (у некоторых пифагорейцев). Противоположности в учении Алкмеона. Единое неизменное бытие у элеатов, его логический характер у Парменида, материальный характер — у Мелисса. Попытка Парменида объяснить мир человеческого «мнения». Подведение краткого итога всем взглядам древних философов на природу объясняющих мир начал 75

Глава шестая
  Учение Платона о невозможности познания чувственно воспринимаемых вещей и об идеях. Причастность вещей идеям. Математические предметы как промежуточные между идеями и чувственно воспринимаемыми вещами. Характеристика того, что есть общего в учении Платона с пифагорейцами и что в нем отлично от них. Роды причин у Платона 79

Глава седьмая
  Вывод из разбора учений древних философов: указывая четыре причины бытия, мы не упустили ни один род причин. Признание материального начала всеми мыслителями, движущего начала — лишь некоторыми. Формальную причину затронули сторонники учения об идеях. Целевая причина никем не была сформулирована надлежащим образом, хотя о ней и была речь у многих 81

Глава восьмая
  Разбор учения тех, кто установил лишь материальную причину, с точки зрения того, что в них правильно и что нет. Критика учения Эмgедокла. Разбор учения Анаксагора. Разбор учения пифагорейцев как философов, поставивших задачу познавать вещи, не воспринимаемые чувствами 82

Глава девятая
  Критика учения Платона об идеях. Гипотеза, устанавливающая идеи, опрометчиво удваивает число вещей, которые надо объяснить. Логические дефекты в аргументации Платона. Разбор взаимодействия между идеями и чувственно воспринимаемыми вещами. Рассмотрение природы чисел, к которым Платон пытался свести идеи, и трудностей, возникающих при попытке формулировать существо идей-чисел и при объяснении из них вещей. Вывод о том, что философы платоновской школы отвергли вещи и причины, непосредственно данные, и установили бесплодные начала; что природа геометрических объектов несовместима с характером всего учения в целом и что, поскольку эти философы установили одни и те же начала для всех родов сущего, получается, что познание их невозможно 86

Глава десятая
  Общий вывод о том, что прежние философы указали, и то нечетко, только упомянутые выше четыре рода причин 92

КНИГА ВТОРАЯ (а)

Глава первая
  Исследование истины. Трудность его обусловлена не природой объекта познания, а слабостью человеческой мысли. Надо быть признательным и тем философам, взгляды которых не разделяешь. Философия как познание истины, имеющей высшее свое выражение в основных началах вещей 94

Глава вторая
  Доказательство того, что не может быть бесконечным число причин ни в пределах одного рода, ни разных родов: познание было бы в таком случае невозможным 95

Глава третья
  Зависимость впечатления, которое производят на слушателей разные способы преподавания, от привычки слушателей к тем или другим формам изложения. Необходимость для усвоения различных дисциплин иметь соответствующую подготовку. Характер изложения знания о природе 97

КНИГА ТРЕТЬЯ (B)

Глава первая
  Необходимость продумать затруднения (апорий), возникающие при исследовании основных философских вопросов. Общий перечень философских вопросов, решение которых в одну и противоположную ей сторону одинаково порождает такие апории 99

Глава вторая
  Изложение 1—5-й апорий 101

Глава третья
  Изложение 6—7-й апорий 107

Глава четвертая
  Изложение 8—11-й апорий 109

Глава пятая
  Изложение 12-й апории 115

Глава шестая
  Изложение 13—14-й апорий 117

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (Г)

Глава первая
  Предмет первой философии — познание причин сущего, поскольку оно сущее 119

Глава вторая
  Связь всех родов сущего с сущим в первичном и основном смысле — с сущностью. Предмет науки о сущности. Необходимая связь между сущим и единым. Предмет исследования философии — также множество, поскольку противоположности охватываются одним и тем же познанием. Сопоставление области философии с областью диалектики и софистики. Начала противоположных друг другу вещей — предмет одной науки. так как все противоположности возводятся к единому и многому. Вывод о том, что предмет одной науки — сущее как таковое и необходимые свойства его как такового 119

Глава третья
  Предмет первой философии — наиболее достоверные и общие начала познания. Самое достоверное из всех начал: не может одно и то же вместе быть и не быть в одной и той же вещи 124

Глава четвертая
  Невозможность доказать истинность начала (закона) противоречия путем умозаключения. Возможность опровергнуть тех, кто отрицает это начало, если только они признают, что, говоря то или другое, они вкладывают в свои слова определенное значение. Последствия устранения начала противоречия: упраздняется всякая сущность и можно говорить только о случайном; все вещи становятся тождественными. Отрицающие на словах это начало в своих действиях не могут не признавать его истинность 126

Глава пятая
  Тесная связь теории о совместимости противоположностей с тезисом Протагора об истинности всякого представления. Необходимость при выборе способов опровержения этих взглядов выяснять, результат ли они реальных философских затруднений, или они выставляются лишь в целях спора. Источник реальных затруднений и возможный выход из них. Последствия отождествления знания с чувственным восприятием. Критика учения о всеобщей изменчивости, составляющего основу для отрицания закона противоречия. Опровержение тезиса Протагора об истинности всякого представления 134

Глава шестая
  Противоречивость требования дать обоснование для первого начала всякого доказательства. Критика теории Протагора, превращающей все существующее в отношения и приводящей к разным нелепым выводам при формальном анализе понятий «представляемый предмет» и «представляющий субъект» 139

Глава седьмая
  Формулировка закона исключенного третьего и обоснование невозможности его отрицания. Причины отрицания некоторыми мыслителями начал всякого доказательства 141

Глава восьмая
  Обоснование положения о том, что ошибаются и те, кто считает все истинным, и те, кто считает все ложным, равно как и те, кто всему приписывает движение, и те, кто всему приписывает покой 143

КНИГА ПЯТАЯ (Δ)

Глава первая
  Шесть значений начала: 1) исходный пункт движения; 2) наиболее целесообразная отправная точка; 3) исходная материальная основа вещи; 4) внешняя причина возникновения, изменения или движения вещи; 5) усмотрение, определяющее ход дела; 6) предпосылки познания вещи. Указание на то общее, что объединяет все значения начала 145

Глава вторая
  Четыре значения причины: материя, форма, начало движения и изменения, цель. Деление причин на индивидуальные и родовые, основные и случайные, существующие в действительности π существующие в возможности 146

Глава третья
  Определение элемента. Приложение термина «элемент» к малому по содержанию и к простым началам (к единице, точке, роду) 148

Глава четвертая
  Шесть значений природы (естества): 1) процесс порождения появляющихся на свет вещей; 2) основная составная часть, из которой возникает вещь; 3) источник движения; 4) неопределенная материя вещи, не способная изменяться собственной силой; 5) сущность естественных вещей, их форма, или образ; 6) всякая сущность вообще. Основное значение природы — сущность вещей, имеющих источник движения в самих себе 149

Глава пятая
  Три значения необходимого: 1) условие, без которого невозможна жизнь или благо; 2) принуждение, противное естественному влечению; 3) то, что не может обстоять иначе, чем оно обстоит на деле. «Невозможность быть иначе» — существо необходимости и в двух первых значениях необходимого и для необходимости силлогистического доказательства. Двоякая причина необходимости 151

Глава шестая
  Приложение понятия единого: 1) к случайной связи; 2) к тому, что едино по существу: а) если вещь непрерывна; б) если у частей одна материя или вещи принадлежат к одному роду; в) если определения сущности вещей неотличимы друг от друга. Единое как начало числа. Единое как неделимое по числу и по виду. Логическое единство (по виду, по роду, по аналогии). Соответствие значений многого значениям единого 152

Глава седьмая
  Четыре значения сущего: 1) существующее привходящим образом (акцидентальное бытие); 2) существующее в силу своей собственной природы (в этом случае предмет обозначается через предикат свойственной ему категории); 3) истинность утверждения или отрицания, т. е. соответствие их действительности; 4) существующее как возможное или как действительное 155

Глава восьмая
  Четыре значения сущности: 1) простые тела и состоящие из них предметы и части этих предметов; 2) внутренняя причина бытия вещи; 3) части и стороны вещей, сообщающие им основную определенность и, стало быть, необходимые для их существования; 4) суть бытия вещи, иначе — ее форма. Два основных значения сущности: последний субстрат, который уже не может сказываться о другом, и то, что сообщает вещи определяющую ее индивидуальность 157

Глава девятая
  Приложение понятия тождества: 1) к случайной связи; 2) к тому, что тождественно по существу: а) если материя едина (по виду или по числу); б) если сущность одна. Инаковы вещи, у которых форма не одна или материя не одна. Различны вещи, которые, будучи тождественными по виду, роду или по аналогии, инаковы по отношению друг к другу. Сходны вещи, в которых тождественные черты преобладают над различиями 157

Глава десятая
  Противолежащее и его четыре вида: противоречие, противоположное (противное), соотнесенное и обладание или лишенность. Зависимость значения тождественного, инакового и противоположного от различных значений единого и сущего. Вещи, отличные по виду, и вещи, тождественные по виду 159

Глава одиннадцатая
  Четыре значения предшествующего (того, что прежде, или «первее») и последующего: 1) одно «прежде», другое «после», считая от некоторого естественного или условно принимаемого начала; 2) одно «прежде», другое «после» с точки зрения познания; 3) по отношению к свойствам предметов; 4) по отношению к своей природе и сущности 160

Глава двенадцатая
  Два значения dynamis как «способность» и как «возможность». Способность и способное и противоположные им неспособность и неспособное. Невозможное и возможное. Dynamis в переносном смысле — степень в математике. Основное определение способности 162

Глава тринадцатая
  Общее определение количества. Количество как множество и как величина. Число и разные виды величины. Количество как таковое. Количество как привходящее (например, движение и время) 164

Глава четырнадцатая
  Четыре значения качества: 1) видовое отличие в сущности; 2) математические предметы с их качественной стороны (например, отдельные числа в их специфическом своеобразии); 3) свойства сущностей, связанных с их движением и деятельностью; 4) свойства, связанные с определенной оценкой вещей. Сводимость четырех значений качества к двум основным 165

Глава пятнадцатая
  Соотнесенность подразумевает три рода отношений: 1) отношение, выражающее неопределенное или количественно-определенное неравенство сторон (сюда принадлежат и числовые отношения неравенства, сходства и тождества); 2) отношение действующего и претерпевающего; 3) отношение между познаваемым и познанием. Соотнесенное само по себе (как таковое) и соотнесенное привходящим образом 166

Глава шестнадцатая
  Законченно (совершенно): 1) (по количеству) то, в чем наличествуют все относящиеся к нему части; 2) (по качеству) то, в чем наличествуют в наивысшей степени положительные свойства его рода (в переносном смысле — то, у чего получили максимальное выражение его отрицательные свойства); 3) то, что пришло к завершающему хорошему концу. Законченное само по себе и законченное через то или другое отношение к законченной вещи 169

Глава семнадцатая
  Четыре значения предела: 1) граница вещи, за которой нет ничего, что относилось бы к этой вещи; 2) форма, ограничивающая данную величину; 3) цель, к которой направлено то или другое движение или действие; 4) сущность вещи. Отношение между пределом и началом 169

Глава восемнадцатая
  «То, в силу чего» (или «по чему») подразумевает: 1) форму и сущность вещи; 2) носителя того или другого свойства; 3) источник движения; 4) цель движения; 5) причину связи посылок в правильном или ложном умозаключении. «Само по себе» указывает на сущность вещи и составные части этой сущности, на неотъемлемые свойства вещи, на независимость вещи от посторонних причин и на свойства, принадлежащие вещи в ее индивидуальном своеобразии 170

Глава девятнадцатая
  Расположение есть порядок вещи, имеющей части,в пространстве, по значению частей или по виду 171

Глава двадцатая
  Два основных значения hexis: 1) обладание, пользование; 2) устойчивое состояние или свойство 171

Глава двадцать первая
  Четыре значения pathos: 1) качество, допускающее изменения; 2) самые эти изменения; 3) изменения вредные, особенно связанные со страданием; 4) большое несчастье и страдание 171

Глава двадцать вторая
  Четыре значения лишенности: 1) отсутствие у вещи естественного (но обязательно для нее) свойства; 2) насильственное отнятие чего-то; 3) отсутствие свойства, выраженное через отрицательные частицы (например, неравное, безногий); 4) полное отсутствие какого-либо свойства, ввиду чего между наличием его и отсутствием остается место для промежуточного состояния 172

Глава двадцать третья
  «Иметь» («держать») означает: 1) распоряжаться предметом по своему усмотрению; 2) облекаться в ту или другую внешнюю форму; 3) обнимать то или другое содержимое; 4) не давать чему-то двигаться или действовать по своему усмотрению 173

Глава двадцать четвертая
  «Быть из чего-то» означает: 1) состоять из чего-то как из (родовой или видовой) материн; 2) быть из чего-то как из движущей причины; 3) принадлежать к тому, что состоит из материи и формы; 4) быть составленным как форма из части; 5) происходить из некоторой части другого; 6) происходить после чего-то во времепи 173

Глава двадцать пятая
  Часть означает: 1) в области количества: а) всякую величииу, входящую в состав какого-либо количества; б) величину, принимаемую за единицу измерения; 2) то, на что можно разделить вид; 3) то, из чего состоит целое (форма и материя); 4) то, что входит в определение вещи (род и видовые признаки) 174

Глава двадцать шестая
  Три значения целого: 1) то, у чего наличествуют все полагающиеся ему от природы части; 2) то, в чем некоторое множество объединяется в единство; 3) количество, имеющее начало, середину и конец, — когда его характер зависит от положения его частей, — в отличие от совокупности, где перемена положения частей не имеет значения. Различие между «всем» π «всеми» 174

Глава двадцать седьмая
  Указывается, какое целое может стать нецельным: 1) делимое на части; 2) то, которое не утрачивает своей сущности при утрате какой-либо своей части; 3) то, характер которого зависит от положения его частей; 4) непрерывное, связывающее в одно различные составные части. Части, утрата которых делает вещь нецельной, или не принадлежат к ее сущности, или находятся на ее периферии, или не восстанавливаются (естественным порядком), если они утрачены полностью 175

Глава двадцать восьмая
  Четыре значения рода: 1) группа существ, у которых форма одна и та же и которые в непрерывном ряду возникают друг из друга; 2) ряд существ, имеющих одного прародителя; 3) общая основа видовых отличий; 4) первая составная часть определения вещи, обозначающего суть ее бытия. Сводимость этих четырех значений к трем. Различны по роду вещи, субстраты которых не разложимы ни друг на друга, ни на одну и ту же общую основу 176

Глава двадцать девятая
  Значения ложного: 1) применительно к вещам: а) ложна вещь, свойства которой не совместимы друг с другом; б) ложна вещь, которая кажется не тем, что она есть, или тем, что она не есть; 2) применительно к высказываниям: ложно высказывание, относящееся не к тому предмету, о котором оно было бы истинно (критика тезиса Антисфена, согласно которому о каждом предмете возможно лишь одно высказывание); 3) применительно к человеку: лжив тот, кто отдает предпочтение ложным высказываниям и старается внушить другим веру в них. Вскрывается обманчивость рассуждения в диалоге Платона «Гппппй Меньший» о тождестве лживого и правдивого человека: смешивается умение лгать с намерением лгать 177

Глава тридцатая
  Два значения присущего привходящим образом: 1) то, что находится в вещи не по необходимости и не в большинстве случаев и причина чего случайна; 2) то, что хотя и не принадлежит к сущности вещи, однако есть необходимое следствие ее основной природы 178

КНИГА ШЕСТАЯ (Ε)

Глава первая
  Предмет первой философии — начала и причины сущего как такового. Отличие ее от учения о природе и от математики. Третья теоретическая наука — о божественном 180

Глава вторая
  Случайное бытие, его характеристика: в нем отсутствует какое-либо постоянство; его причина случайна (это — материя); не может быть предметом научного рассмотрения; близко к небытию; к нему не применимо возникновение и уничтожение 182

Глава третья
  Случайный характер причин и начал случайных вещей и событий. Условия осуществления необходимого бывают случайной природы 185

Глава четвертая
  Бытие в смысле истины: соответствие между связью в мысли (утверждением) и связью в действительности, между разделением в мысли (отрицанием) и разделением в действительности. Небытие в смысле ложного: несоответствие в том и другом случае. Отличие бытия в смысле истины от основного бытия, на которое указывают категории 185

КНИГА СЕДЬМАЯ (Z)

Глава первая
  Сущность как сущее, первое по времени, определению и познанию. Необходимость выяснения природы сущности для тех, кто хочет познать сущее как таковое 187

Глава вторая
  Краткое изложение взглядов философов-«фисиологов», а также пифагорейцев, Платона, Спевсиппа и Ксенократа на сущность 188

Глава третья
  Обычное различение четырех значений сущности. Первый субстрат. Отклонение попытки свести сущность к субстрату, если под субстратом подразумевается материя. Целесообразность рассмотрения в первую очередь чувственно воспринимаемых сущностей, ибо общее методологическое правило требует идти от того, что более известно нам, к тому, что более доступно познанию по своему существу 189

Глава четвертая
  Суть бытия вещи, ее определение. Суть бытия сущности и других родов сущего 191

Глава пятая
  Рассмотрение определения. Невозможность дать определение свойств, неразрывно связанных с материей. Доказательство того, что определение возможно только для сущности и что для других родов сущего — лишь в ином смысле, путем присоединения внешнего субстрата 194

Глава шестая
  Отношение между сутью бытия отдельной вещи и этой вещью. Доводы в пользу доказательства того, что суть бытия вещи и сама вещь не тождественны, если вещь дана в связи с каким-нибудь случайным свойством, и тождественпы, если речь идет о вещи, как опа есть сама по себе 195

Глава седьмая
  Три типа возникновения. Общий характер материи и формы в физических процессах. Характер и роль формы в области человеческого делания. Обозначение возникшей вещи именем, производным от названия материи, изменяющейся в процессе возникновения 197

Глава восьмая
  Доказательство того, что форма (подобно материи) не возникает, а лишь реализуется в данном субстрате и что возникает лишь индивидуальная вещь, слагающаяся из материи и формы. Критика в этой связи учения Платона об идеях (если бы существовали идеи Платона, возникновение индивидуальных вещей не имело бы места). Подобие (но не тождественность) рождаемого рождающему, принадлежность их к одному виду 200

Глава девятая
  Объяснение причины, почему одни вещи возникают и через искусство, и сами собой («автоматически»), а другие нет (наличие или отсутствие у материи способности к самопроизвольному движению). Отличительная особенность возникновения сущности 202

Глава десятая
  Случаи, когда в определение сущности должно входить указание на ее составные части и когда нет: при обозначенпп сущности как формы следует указать только части формы; если сущность берется в смысле составного целого, то и материальные части (хотя не всегда). Различение двух родов материи —чувственно воспринимаемой и умопостигаемой 204

Глава одиннадцатая
  Необходимость для дающих определение выяснить вопрос, какие части или стороны вещи принадлежат форме и какие — составному целому. Парадоксальные выводы пифагорейцев и некоторых платоников, связанные с непониманием этого вопроса. Различие в определении живых существ и геометрических фигур. Подведение кратного итога проблем, рассмотренных в 4—6-й, 10-й и 11-й главах этой книги 208

Глава двенадцатая
  Исследование вопроса, почему части определения сущности образуют нечто единое. Составные части определения, получаемого путем логического деления,— род и видовые отличия (хотя бы одно). Решающее значение (в определении) видовых отличий. Необходимость в определении прийти к последнему отличию, которое и будет составлять форму и сущность вещи. Промежуточные видовые отличия в определении — ненужные повторения 211

Глава тринадцатая
  Рассмотрение вопроса, правомерно ли считать общее сущностью. Доводы в пользу отрицательного ответа на этот вопрос 213

Глава четырнадцатая
  Непреодолимые трудности для сторонников учения об идеях, возникающие в случае признания ими, что вид слагается из рода и видовых отличий 215

Глава пятнадцатая
  Доказательство того, что не может быть определения ни для индивидуальных чувственно воспринимаемых вещей (поскольку они обладают материей и изменчивы), ни для идей (поскольку сторонники идей признают их индивидуальными и самостоятельно существующими) 217

Глава шестнадцатая
  Возвращение к вопросу, какие вещи нельзя считать сущностями. Части тел — сущности только в возможности. Доказательство того, что единое и сущее как таковые ввиду их общего характера не могут быть сущностью вещей. Критика сторонников идей за признание ими единого (общего) во многом самостоятельно существующей идеей 219

Глава семнадцатая
  Сущность как причина вещи. Причинное объяснение вещи как мотивировка наличного в вещи сочетания признаков. Форма вещи при таком объяснении — источник движения вещи и стоящая перед вещью цель. Форма сложных вещей — не какой-нибудь один из элементов вещи наряду с другими, а особое начало, источник бытия определенным предметом как таковым 220

КНИГА ВОСЬМАЯ (Н)

Глава первая
  Сводка основных вопросов, обсуждавшихся в книге VII (sa исключением тех, которые рассматривались в 7—9-й и 17-й главах книги VII). Повторение мысли, высказанной в 3-й главе книги VII, что сущность у чувственно воспринимаемых вещей — субстрат (т. е. носитель всех свойств вещи) в его трех различных значениях и что эта сущность есть материя как основа всех родов изменений 223

Глава вторая
  Формальная сущность чувственно воспринимаемых вещей — видовые отличия вещи, которых (вопреки мнению Демокрита) много, характером которых определяется смысл бытия вещи и которые, таким образом, суть причины ее бытия. Ни одно такое впдовое отличие не есть сущность в собственном смысле, но дело с ним обстоит так же, как с сущностью. Три рода определения для чувственно воспринимаемых вещей: касающиеся материи вещи (бытия в возможности), ее формы (бытия в действительности) и вещи как составного целого. Третий род определений у пифагорейца Архита 224

Глава третья
  Для исследования воспринимаемых чувствами сущностей нет разницы, означает ли имя форму вещи или вещь, состоящую из материи и формы. Эта форма несводима к материальным элементам. Признавать независимое от отдельных вещей существование такой сущности возможно, лишь поскольку речь идет о природе, образующей единую истинную сущность естественных вещей. Поэтому имеет некоторое основание тезис Антисфена, что сущность вещи определять нельзя, а можно лишь отмечать ее качественное своеобразие (сопоставляя ее с другими), так как определение заставляет различать в вещи материю и форму. Необходимость мыслить форму как особый принцип (принцип единства вещи), если сопоставлять сущность с числом 226

Глава четвертая
  Первая материя, общая всем вещам. Возможность наличия нескольких материй у одной и той же вещи и возможность получения из одной материи различных вещей. Движущая причина одних и тех же вещей, получаемых из разных материи, одна и та же. Ближайшая причина вещи. Вечные вещи либо не имеют материи, либо имеют только для пространственного движения. Сущность — основа физических процессов, которые как таковые не сущности 229

Глава пятая
  Возникновение одной вещи из другой, противоположной первой, есть смена противоположных форм у одного общего субстрата. Отношение материи к этим двум противоположным формам 230

Глава шестая
  Причина единства определения не в самом определении, а в единстве определяемого предмета. Выяснение причины единства предмета 231

КНИГА ДЕВЯТАЯ (Θ)

Глава первая
  Рассмотрение нового основного значения бытия — бытия в смысле возможности и реальной осуществленности. Первая исходная его формулировка — способность к деятельности. Различного рода способности, восходящие к первой. Совместимость активной и пассивной способности в одном и том же предмете 234

Глава вторая
  Различение способностей «разумных» и «неразумных». Предрешенпость результатов прп первых, возможность противоположных результатов при вторых. Взаимоотношение между способностью к благу и способностью как таковой 236

Глава третья
  Критика тезиса мегарцев о том, что нет возможности как таковой, отдельной от реальной действительности. Нелепые выводы, вытекающие из этого тезиса. Необходимостьразличать способность ( возможность) и действительность и определение способности. Исходное значение действительности 237

Глава четвертая
  Отклонение попытки признавать способность, но приэтом отвергать необходимость ее реализации. Необходимая связь бытия одного с бытием другого предполагает необходимую связь способности бытия первого со способностью бытия второго, и обратно 238

Глава пятая
  Различение и характеристика трех групп способностей в зависимости от источника их происхождения 239

Глава шестая
  Бытие в возможности в противопоставлении бытию в действительности. Возможность и действительность применительно к беспредельному, пустому и т. п. Различение деятельности незавершенной (движения) и завершенной, первой — с внешней, второй — с внутренней целью 241

Глава седьмая
  Одна вещь как возможность другой есть материя последней, обозначаемой производным (от названия этой материи) именем. Аналогичным образом вещь получает такое производное обозначение от названия тех или других качеств 243

Глава восьмая
  Более общее понятие способности, под которое подходит и природа (имеющая источник своего движения в себе). Доказательство примата («первее») реальной действительности над возможностью и со стороны логической формулировки, и с точки зрения сущности (онтологически), и (в известном смысле) по времени 244

Глава девятая
  Противоположная оценка блага и зла в отношении их реализации и способности к ним (осуществление блага лучше одной лишь способности к нему; осуществление зла хуже способности к нему). Познапие свойств геометрических фигур через деятельность 248

Глава десятая
  Бытие в смысле истины и небытие в смысле ложного. В отношении вещей сложных (соединение предиката с субъектом) истина — в соответствии между утверждением (или отрицанием) связи и наличием (или отсутствием) ее в действительности, ложь — в их несоответствии. Бытие в этом случае есть фактическое или необходимое наличие связи между субъектом и предикатом, небытие — отсутствие или невозможность такой связи. При только возможной (непостоянной) связи субъекта и предиката одно и то же высказывание о такой вещи может быть истинным и ложным; при постоянной, неизмепной связи высказывание всегда или истинно, или ложно. В отношении вещей несоставпых знание есть констатирование бытия и определенной природы вещи. Для вещей неподвижных (хотя бы и составных) высказывание не бывает в одно время истинным, в другое время ложным (оно может быть то тем, то другим только по отношению к разным вещам одного вида) 249

КНИГА ДЕСЯТАЯ (I)

Глава первая
  Четыре основных смысла единого: непрерывное, целое, связанное в одно своей формой, единичная вещь и общее. Мера — наиболее точное выражение существа единого. Мера сродни измеряемому (исключение — число). Знание и чувственное восприятие как мера. Оценка тезиса Протагора о том, что человек — мера всех вещей. Основное значение для единого — быть мерой; для этого оно должно быть неделимым либо по количеству, либо по качеству 252

Глава вторая
  Доказательство того, что единое как таковое не есть отдельно существующая сущность. Приблизительное тождество единого и сущего; они не входят специально ни в одну категорию, но одинаково связаны со всеми категориями 255

Глава третья
  Противопоставление единого многому, прежде всего как неделимого (нераздельного) делимому (раздельному). Благодаря чувственному восприятию делимое (множество) по определению (по понятию) «первее» неделимого. Связь единого с тождественным, сходным и равным, многого — с разным (инаковым), несходным и неравным. Основные значения тождественного, сходного, инакового, различного. Противоположность — некоторый вид различия 257

Глава четвертая
  Противоположность — наибольшее, законченное (полное) различие в пределах рода. Характеристика противоположного. Основная противоположность — наличие того или иного свойства и отсутствие его. Отношение между противоречием и противоположностью, между противоречием и отсутствием чего-то. Одно из двух противоположных свойств есть всегда отсутствие положительного, по не всякое отсутствие создает противоположность (ибо отсутствие бывает полным и частичным) 259

Глава пятая
  Существо отношения между равным, с одной стороны, и большим и меньшим, с другой — некое противопоставление. Равное как отрицание, существо которого — в совместном отсутствии обоих противопоставляемых ему большому и малому. Аналог равному (не имеющий имени)в отличных от количества областях — то, что в пределах рода противопоставляется двум крайним членам, находясь в промежутке между ними 262

Глава шестая
  Единое и многое. Как большое (большее) многое противополагается малому (меньшему), как измеряемое количество (т. е. как число) — единому как мере. Два как многое (во втором случае) и немногое (в первом случае). В качестве меры и измеряемого единое и многое противостоят друг другу как своего рода соотнесенное 264

Глава седьмая
  Промежуточное. Принадлежность его к тому же роду, что и пределы, между которыми оно находится и которые противолежат друг другу не как противоречия и не как соотнесенные, а как противоположные один другому. Всякое промежуточное слагается из объемлющих его предельных, не обнимаемых уже одним общим родом противоположностей; это противоположности основных видовых отличий. Через сочетание с родом из этих основных противоположностей образуются противоположные видовые признаки, а из сочетания основных противоположностей друг с другом — видовые отличия промежуточного 266

Глава восьмая
  Различие по виду имеется на основе одного и того же рода, который в двух различных видах оказывается другим (разным). Различие по виду есть противоположение; здесь противополагаются последние виды, не допускающие дальнейшего деления. Нельзя говорить, что виды отличны по виду от собственного рода и от видов другого рода 268

Глава девятая
  Объясняется, почему различия пола не есть различия по виду (они в отличие от последних связаны с материей вещи, а не с ее логической сущностью) 269

Глава десятая
  Преходящее и непреходящее отличны друг от друга по роду (способность уничтожаться, так же как и не допускать уничтожения, относится к самому существу их). Поэтому неправы те философы, которые относят идеи и индивидуальные вещи к одному и тому же виду, хотя первые непреходящи, а вторые преходящи 271

КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ (К)

Глава первая
  Разбор первых семи апорий, изложенных во 2-й и 3-й главах книги III 272

Глава вторая
  Разбор других апорий, изложенных в 4—6-й главахкниги III 274

Глава третья
  Предмет философии — сущее как таковое. Возведение разного рода сущего к одному основному сущему (или единому). Восхождение отдельных противоположностей к основным. Объяснение, почему противоположности составляют предмет одной науки. Промежуточное между противоположностями есть отрицание (отсутствие) основного положительного признака, но лишь поскольку это положительное берется в своей предельной логической завершенности (как последний вид). Как математика рассматривает различные свойства, полученные путем отвлечения математических объектов, так философия выясняет свойства, вытекающие из природы сущего как сущего 276

Глава четвертая
  Основные начала доказательства рассматриваются первой философией. Математика и учение о природе лишь части «мудрости» 278

Глава пятая
  Начало (закон) противоречия — наиболее достоверное в области бытия. Нельзя его доказать из более достоверного начала, но можно показать его необходимость, поскольку противником будут приняты предопределяющие его предпосылки. Показ нелепости отрицания закона противоречия тремя способами. Тезис Гераклита, если признать его правильным, заключает в себе свое собственное отрицание. Если все ложно, то и ложно и утверждение об этом 279

Глава шестая
  Близость отрицания закона противоречия к тезису Протагора о том, что человек — мера всех вещей. Устранение возникающего здесь затруднения анализом породивших его оснований. Внутренняя противоречивость точек зрения Гераклита и Анаксагора 281

Глава седьмая
  Изложение содержания 1-й главы книги VI 284

Глава восьмая
  Привходящим образом сущее. Оно не есть предмет ни одной науки и представляет интерес только для софистики (в связи с этим Платон утверждал, что предмет софистики —небытие). Причины случайного лишены порядка и определенности. Стечение обстоятельств (непреднамеренность). Причины в собственном смысле «первое» причин случайных (поэтому ум и природа «первее» стечения обстоятельств и самопроизвольности) 286

Глава девятая
  Движение — процесс осуществления возможного как такового. Оно имеет место, пока длится процесс актуализации. Возражения против взгляда на движение как на инаковость, неравенство или небытие. Неопределенность движения — результат незавершенности возможного объекта как такового. Движение — свойство движущегося предмета, получающееся у него под влиянием движущего предмета: у того и другого процесс реального осуществления один, хотя бытие у них разное 288

Глава десятая
  Разные значения беспредельного. Доводы в пользу доказательства того, что нет такого беспредельного, существо природы которого составляло бы беспредельность, и что невозможно существование беспредельного чувственно воспринимаемого тела. Различие и связь между беспредельностью в величине, движении и времени 291

Глава одиннадцатая
  Изменения случайного бытия и бытия, рассматриваемого в его собственной природе. Основные моменты всякого движения. Неподвижность предельных форм, между которыми происходит движение. В бытии, которое изменяется само по себе, изменение происходит или между положительными, противоположными друг другу свойствами, или между противоречащими друг другу состояниями. Три рода изменений, два из которых — возникновение и уничтожение — соотнесены с небытием и тем самым отличаютсяот движения в сфере неслучайного бытия 294

Глава двенадцатая
  Признание движения лишь в отношении количества, качества и места. Доказательство того, что движению не подлежит ни существо сущности (сущности как таковой ничто не противоположно), ни какое-либо отношение (отношение изменяется и при изменении лишь одного из двух соотнесенных), ни активное действие или пассивное изменение (движение движения невозможно). Изменение по качеству есть изменение не самой сущности качества, а лишь ее состояний. Определение неподвижного, смежного и непрерывного 296

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ (Л)

Глава первая
  Важность нахождения составных элементов и движущих причин у сущности. Три рода сущностей, две из которых — чувственно воспринимаемые (преходящие и вечные), а третья — неподвижная. Изменения, которым подвержены чувственно воспринимаемые сущности, предполагают субстрат 300

Глава вторая
  Четыре рода изменения (в отношении качества, количества, места и сущности — возникновение и уничтожение), при каждом из которых субстрат обладает способностью переходить в противоположное состояние. Возникновение из существующего в возможности и учения Анаксагора (о едином), Эмпедокла и Анаксимандра (о смеси) и Гераклита (о материи) 301

Глава третья
  Устойчивый характер элементов в пределах данного процесса возникновения. Четыре типа возникновения (из них — два основных: через искусство и действием природы) и их причины 302

Глава четвертая
  Причины и начала для разного бытия разные (несводимость различных родов бытия друг к другу). О тождестве этих начал можно говорить лишь условно: они по аналогии сводимы к нескольким (трем) общим группам (ввиду того, что в качестве элементов различают форму, отсутствие формы и материю) 303

Глава пятая
  Продолжение разбора вопроса о тождестве или различии начал. Начала сущностей как общие начала. Тождество начал по аналогии, поскольку одни из них связаны с бытием в действительности, другие — с бытием в возможности. Объяснение, почему у индивидуальных вещей начала различны не только для различных родов, но и в пределах одного вида 305

Глава шестая
  Вечная неподвижная сущность. Доказательство того, что должны существовать лишенные материи сущности, существо которых — в деятельности. Следы тяготения к вечно деятельному началу у прежних философов. Необходимость признания основных вечных движении во Вселенной: одного — как источник постоянства, другого — как источник всякого изменения 306

Глава седьмая
Причина основного актуального движения — вечное начало, неподвижное и ничему не подверженное, бытие которого — высшая ценность: деятельность чистого мышления, в коем вечный ум мыслит сам себя. Высшее благо пе результат других исходпых начал (как считают пифагорейцы и Спевсипп), а начало, в высшем совершенстве которого оно обособлено от чувственно воспринимаемых вещей, не имеет никакой пространственной величины и ничему не подвержено 309

Глава восьмая
Вечных неподвижных сущностей столько, сколько имеется вечных непрерывных движений у планет. Изложение теорий Евдокса и Каллиппа о расположении сфер, определяющих движение светил. Добавление Аристотеля к этим теориям. Единство неба, объемлющего Вселенную, и первого двигателя. Сказание древних, что светила — боги, скрывает в мифической оболочке их убеждение в зависимости Вселенной от вечных начал 311

Глава девятая
Верховпый разум, его природа 315

Глава десятая
Характер господства блага в мире (повсеместность и вместе с тем неравномерность его осуществления в различных вещах Вселенной). Трудности, связанные с попытками указать другие начала для Вселенной. Затруднения, вытекающие из учения Эмпедокла и Анаксагора о благе как движущей причине. Принимаемые вместо первого двигателя группы разрозненных начал мира дают неудовлетворительную картину мирового строя 316

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ (М)

Глава первая
  Обрисовка некоторых проблем, связанных с обсуждением вопроса о существовании неподвижной и вечной сущности: поскольку в качестве таких сущностей выдвигаются математические предметы и идеи, необхо- Димо их рассмотреть, а также разобрать, можно ли видеть в числах н идеях начала вещей 320

Глава вторая
  Доказательство того, что математические предметы не могут как особые предметы находиться в чувственно воспринимаемых вещах или существовать как отдельные предметы вне этих вещей 321

Глава третья
  Предмет математических наук устанавливается постольку, поскольку у чувственно воспринимаемых вещей выделяется одна какая-нибудь сторона, необходимые моменты которой и изучаются математикой. Чем более просто рассматриваемое свойство, тем более строга изучающая его наука, а потому метод арифметики и геометрии — наиболее совершенный. Стройность и определенность материала математики свидетельствуют о том, что она учитывает прекрасное как причину, проявляющуюся в вещах 325

Глава четвертая
  Анализ теории идеи в первой ее формулировке (данной первыми ее авторами). Указываются философские учения, повлиявшие на ее возникновение,— учение Гераклита о вечном течении вещей, поиски общих определений у Сократа. Основное отличие авторов теории идей от Сократа. Развертывание аргументов против их учения 327

Глава пятая
  Заканчивается изложение аргументов против теории идей 330

Глава шестая
  Предварительный разбор теории чисел как самостоятельных сущностей и первых начал вещей. Устанавливается, что это могут быть числа или слагающиеся из разнородных единиц, или такие, у которых все единицы однородны, или такие, у которых единицы однородны лишь в пределах каждого отдельного числа, а у различных чисел разнородны. Одни философы отделяют эти числа от чувственно воспринимаемых вещей, другие помещают их в них 331

Глава седьмая
  Критика трех указанных в предыдущей главе позиций, одну из которых необходимо занять, если признавать числа самостоятельными сущностями: 1) если все единицы в числах однородны, остается одно лишь математическое число и устраняется возможность существования идей; 2) если ни одна единица не однородна ни с какой другой, не только устраняется возможность математического числа, но возникают противоречия с основными свойствами, установленными Платоном для идеального числа, и неизбежно вытекает много нелепостей; 3) ряд неприемлемых последствий указывается и для случая, если признавать разнородными только единицы, находящиеся в различных числах 333

Гласа восьмая
  Завершепие критики теорий разнородности чисел и составляющих их единиц. Критика учений Спевспппа, Ксеттокрпта и пифагорейцев о числах как первых началах вещей. Трудности, связанпые с признанием самостоятельного существования чисел (невозможно удовлетворительно установить их связь с указанным для них материальным началом — пеопределсипоп парой, или двоицей; невозможно признать число ни бескопечным, ни ограниченным пределами первых десяти) 338

Глава девятая
  Завершение разбора трудностей, возникающих при допущении самостоятельного бытия чисел: из указываемых платониками начал нельзя вывести идущие за числами простраиствсипые величипьт; пельзя удовлетворительным образом получить число из единого и множества (как и простраиствеппые величины — из самой-по-себо-точки и пространственного расстояния). Общий итог критики теорий чисел и пространственных величин как существующих самостоятельно. Обсуждение нового вопроса: как смотрят на первые начала и причины сущностей те мыслители, которые признают сущности, отличимо от чувствепно воспринимаемых. Предпосылки, приведшие к теории идей, указывают на основной ее недостаток — гипостазирование общего 343

Глава десятая
  Разбор вопроса о том, носят ли начала сущностей (и воспринимаемых и не воспринимаемых чувствами) индивидуальный или общий характер, и трудностей, возникающих и в случае признания единичности первых пачал, и в случае существования их как чего-то общего. Источник этих трудностей и устранение тех из пих, которые связаны с точкой зрения на начала как на единичные 348

КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ (N)

Глава первая
  Продолжение разбора вопроса о первых началах вечных сущностей, как он стоит у сторонников теории идей-чисел. Доказательство того, что в области противоположностей, выдвигаемых этими платониками, найти первое начало невозможно. Критика верховного единого — одной из двух основных противоположностей, выдвигаемых платоновской школой (единое как таковое не сущность, а мера, всегда предполагающая субстрат и получающая содержание от измеряемой группы вещей). Доказательство несостоятельности неопределенной двоицы — второго верховного начала платоников (зависимость и относительность его содержания) 350

Глава вторая
  Продолжение критического разбора неопределенной двоицы (вечные вещи не могут состоять из элементов: элементы — материя вещей, а имеющее материю может не существовать; несостоятельность привлечения платониками небытия — в смысле ложного бытия — для объяснения множественности бытия). Трудности, связанные с выведением множественности 353

Глава третья
  Разбор вопроса о самостоятельном существовании чисел. Подход к этому вопросу у Платона и пифагорейцев. Критика теории Спевсиппа, применяющего математические правила к чувственно воспринимаемым вещам. Критика Ксенократа, выводящего «идеальные» математические величины из основных чисел для обоснования конкретных вещей. Невозможность дать удовлетворительное объяснение для происхождения математического числа при признании двух родов чисел (Платон). Неправомерность самого вопроса о происхождении вечных чисел 357

Глава четвертая
  Указывается, что платоники признают возникновение чисел, но не дают чисто теоретической их дедукции. Отношение между началом и благом. Критика взгляда на благо как на результат дальнейшего развития. Изложение мнения, что благо есть первое начало мира. Нелепости, вытекающие из этого мнения, если отождествлять благо с единым, считать числа идеями и класть в основу вещей противоположные начала (рядом с благом — зло) 360

Глава пятая
  Доказательство ошибочности порядка начал, выдвинутого Спевсиппом. Важность выяснения смысла «быть из чего-то» при рассуждении относительно начал числа. Отклонение различных подходов к этому вопросу: смешение начал, сложение их, возникновение из составных элементов, выведение из противоположного начала. Вывод о том, что числа не могут ни составлять пределы других вещей, ни образовать их сущность, ни вообще быть какой-либо из их причин 362

Глава шестая
  Какая польза для вещей от возведения их к нечетным числам или к наиболее простым комбинациям основных чисел? Для вещей, полученных посредством смешения, важны не те или другие определенные числа, а соотношения чисел. Разные нелепые выводы, вытекающие из признания чисел причинами вещей. Подчеркивание случайного характера связи вещей с определенными числами. Неспособность «идеальных» чисел объяснять музыкальные и другие математические соотношения в здешнем мире: эти соотношения неотделимы от чувственно воспринимаемых вещей 364

О ДУШЕ 369

КНИГА ПЕРВАЯ

Глава первая
  Место психологии среди других наук. Метод исследования. Природа души. Значение привходящих свойств для познания сущности. Связь души с телом. Исследование души — дело естествоиспытателя. Определение состояний души естествоиспытателем и диалектиком. Предмет и точка зрения естествоиспытателя, «техника» (владеющего искусством), математика и философа. Основной материалистический вывод главы 371

Глава вторая
  Значение обзора взглядов философов-предшественников на душу. Два отличительных признака одушевленного. Душа как движущее начало. Взгляды Левкиппа — Демокрита и пифагорейцев. Душа как нечто самодвижущееся. Взгляды Анаксагора, Эмпедокла, Платона. Душа как самодвнжущее число. Разногласие о началах. Взгляды Фалеса, Диогена, Гераклита, Алкмеона, Гиппона, Крития. Три признаваемых философами-предшественниками признака души. Учение о том, что подобное познается подобным. Душа и начала. Возражение Анаксагору. Противоположности в началах. Происхождение названия жизни и души 375

Глава третья
  Взгляд на сущность души как на движение и выводы, вытекающие из такого взгляда. Точка зрения Демокрита. Учение Платона о мировой душе и возражение Аристотеля. Критика взгляда на душу как на нечто протяженное и на мышление как на круговращение. Причина кругообращения неба. Органическая связь души с телом 379

Глава четвертая
  Критика взгляда на душу как на гармонию. Взгляд Эмпедокла и связанные с ним апории. Движения души и их истолкование. Учение о душе как самодвижущем числе и связанные с ним апории. Критика этого учения 384

Глава пятая
  Продолжение критики учения о душе как самодвижущем числе. Классификация традиционных определений души. Критика учения о душе как совокупности элементов. Учение орфиков о душе. Душа как составная часть Вселенной (Фалес). Вопрос о способностях души и ее единстве 388

КНИГА ВТОРАЯ

Глава первая
  Три значения сущности. Определение материи и формы. Определение жизни. Тело как субстрат. Определение души как формы тела. Два значения энтелехии. Душа как энтелехия тела. Сравнение тела с орудием. О частях тела. Неотделимость души от тела. Возможное исключение 394

Глава вторая
  Обнаружение причины — главное в определении. Жизнь — признак одушевленного существа. Различные значения понятия жизни. Жизнь растений и животных. Осязание — первое ощущение. Растительная способность, способность ощущения, разумная способность и движение — способности души. Ум — особый вид души. Определенне души как того, чем мы живем, ощущаем и мыслим. Душа имманентна определенному телу 396

Глава третья
  Повторение предыдущего. Новое перечисление способностей души. Стремление как желание, страсть и воля. Ощущение и удовольствие. Осязание как ощущение, вызываемое пищей. Голод и жажда как желания. Другие психические способности животных. Характер единства души. Градация способностей души 399

Глава четвертая
  О способностях души. Воспроизведение и питание — достояние растительной души. Душа как троякая причина живого тела. Критика взгляда Эмпедокла на направление роста. Возражение против взгляда на огонь как на основную причину питания и роста. Разбор мнения о том, что противоположное питается противоположным. Разница между питанием и способностью роста. Первая душа как питающее и как способность воспроизведения себе подобного. Тепло у одушевленного существа 401

Глава пятая
  Об ощущении вообще. О способности ощущения. Ощущение в возможности и действительности. Два значения возможности, претерпевания и способности ощущения 405

Глава шестая
  Три вида чувственно воспринимаемого и их характеристика. Общие качества (движение, покой, число, фигура, величина). Пояснение чувственных качеств, воспринимаемых привходящим образом 407

Глава седьмая
  Предмет зрения — видимое. Цвет. Определение про- зрачпой среды (вода, воздух) и света. Критика взгляда Эмпедокла на свет и воззрения Демокрита, отрицающего значение среды при зрении. Необходимость среды при звуковых и обонятельных ощущениях 408

Глава восьмая
  Характеристика и определение звука и голоса. . . . 411

Глава девятая
  Характеристика запаха и обоняния. Связь между обонянием и вкусовым ощущением. Совершенство осязания у человека. Зависимость одаренности от тонкости осязательных ощущений. Условия обоняния у человека и у бескровных животных. Орган обоняния 414

Глава десятая
  Вкус и осязание. Влага как условие вкусовых ощущении. Источник вкуса. Орган вкуса и влага. Виды вкусовых свойств 416

Глава одиннадцатая
  Апории в вопросе об осязании. Одушевленное тело (плоть) как смешение из земли и воды и воздуха. Осязание и вкус, их среда. Роль плоти в осязании. Ощущение осязательных противоположностей. Определение ощущения как некоей середины между противоположностями, имеющимися в ощущаемом. Характеристика неосязаемого 418

Глава двенадцатая
  Определение ощущения как того, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи. Сравнение ощущения с отпечатком. Разрушительное воздействие на органы чувств чрезмерной степени ощущаемого. Причина отсутствия ощущений у растений. Невозможность того, чтобы неспособное к ощущению что-либо испытывало от соответствующего чувственно воспринимаемого объекта. Разбор вопроса о том, на что действует свет, звук, запах, осязаемое и ощущаемое на вкус 421

КНИГА ТРЕТЬЯ

Глава первая
  Доводы в доказательство того, что, кроме пяти внешних чувств, нет никаких других. Отсутствие особого органа для восприятия общих свойств. Необходимость наличия не одного, а нескольких чувств для более отчетливого познания общих свойств 423

Глава вторая
  Доказательство того, что самим зрением человек воспринимает, что он видит. Неоднозначность восприятия. Возможность наличия ощущений и представлений и после удаления воспринимаемых объектов. Тождество ощущаемого и ощущения в их актуальном состоянии. Наличие специальных названий для актуального состояния ощущений у одних чувств (звучание, слышание, видение), отсутствие таковых у других. Опровержение мнения, что чувственные качества не существуют вне наличия соответствующих ощущений. Ощущение как соотношение. Необходимость чего-то единого для установления различий ощущений. Способность различения. Пример точки как совмещения неделимого и делимого 425

Глава третья
  Отождествление древними мышления и ощущения. Невозможность объяснения ошибочных знаний с точки зрения теории о том, чти подобное познается подобным. Различия между ощущением и мышлением. Воображение и его отличие от ощущения и мнения. Положительное определение воображения. Объяснение названия воображения. Причины того, почему люди иногда действуют не сообразно с разумом, а сообразно со своими представлениями 429

Глава четвертая
  Мышление. Аналогия между мыслью и ощущением. Ум и постигаемое умом. Ум у Анаксагора. Отделенность ума от тела. Разумная душа как местонахождение форм. Двоякое понимание возможности применительно к уму. Решение вопроса о том, познаются ли существо предмета и сам предмет одной и той же способностью или разными способностями. Апории, возникающие из положения о том, что ум прост, ничему не подвержен и ни с чем не имеет общего (Анаксагор). Сравнение ума с дощечкой для письма, на которой еще ничего не написано. Тождество мыслящего и мыслимого у бестелесного 433

Глава пятая
  Ум, становящийся всем, и ум, все производящий. Аналогия со светом. Вечность деятельного ума. Преходящность пассивного ума и его зависимость от деятельного ума 435

Глава шестая
  Положение о том, что заблуждение заключается в (неправильном) сочетании. Примышление времени. Различие в способах, какими ум мыслит разного рода неделимое. Истинность ума, направленного на суть бытия предмета 436

Глава седьмая
  Актуальное и потенциальное знание. Объяснение, почему душа не мыслит без представлений. Единое средоточие знания. Единство познающего ума как причина различения разнородных и противоположных ощущаемых свойств. Представления как нечто вовлекающее ум в жизненную практику. Разъяснение сущности абстракции 437

Глава восьмая
  Душа как совокупность сущего. Знание и ощущение. Душа как форма предмета. Сравнение души с рукой. Ум как форма форм. Объяснение, почему существо, не имеющее ощущений, не может чему-либо научиться и что-либо постигнуть. Невозможность созерцания умом без представлений 430

Глава девятая
  Способность различения и способность приводить в пространственное движение как две основные способности души. Вопрос о правомерности деления души на части. Способность приводить в пространственное движение и неправомерность сведения ее к растительной способности, к способности ощущения или уму 440

Глава десятая
  Стремление и ум как движущие силы. Отличие деятельного ума от теоретического. Цель как источник деятельности. Предмет стремления как движущая сила. Ум, воля и стремление. Предмет стремления — благо. Затруднения, связанпые с учением о способностях души. Борьба между умом и желаниями. Движущее, орган движения и движущееся тело. Сравнение движущего начала с сочленением и кругом. Обладание способностью стремления как условие того, что животное само себя движет 442

Глава одиннадцатая
  Движущее начало и другие способности у низших животных. Воображение у животных, не наделенных умом, и у людей. Объяснение, почему у низших животных нет мнения. Три вида движения в зависимости от взаимодействия между волей и стремлением. Мнение, направленное на единичное, и мнение, направленное на общее, и их возможность приводить в движение 444

Глава двенадцатая
  Растительная душа как необходимое условие всякой жизни. Ощущение — необходимое свойство не всех живых существ, а животных. Наличие ощущений как условие существования души. Необходимость осязательных ощущений для сохранения жизни животных. Осязание и вкус как условия питания. Восприятия через среду. Аналогия между взаимоотношениями движущих и движущихся тел и процессами, вызывающими ощущения 445

Глава тринадцатая
  Невозможность для тела животного быть простым. Осязание как непосредственное восприятие и единственное чувство, утрата которого приводит животное к гибели. Воздействие осязательных и вкусовых ощущений на органы чувств и животный организм. Функции других ощущений 447

Примечания 451

Указатель имен 507

Предметный указатель 508
Шкаф 2, полка Б