Сочинения в девяти томах. Том IV. Курс русской истории. Часть IV

Ключевский Василий Осипович

В четвертый том Сочинений В. О. Ключевского вошли шестнадцать лекций «Курса русской истории». Они посвящены двум «эпохам» — Петра I и дворцовых переворотов 1725—1762 гг. По периодизации автора эти «эпохи» входили в завершающий период русской истории - «всероссийский-императорско-дворянский». В лекциях основное внимание уделено личности и критическому анализу деятельности Петра I, его реформам и их значению в усилении дворянского государства.
Москва «Мысль» 1989

Содержание:

ЛЕКЦИЯ
LIX

Жизнь Петра Великого до начала Северной войны.—Младенчество.—Придворный учитель.—Учение.—События 1682 г.—Петр в Преображенском.—Потешные.—Вторичная школа.—Нравственный рост Петра.—Правление царицы Натальи.—Компания Петра.—Значение потех. Поездка за границу.—Возвращение.

5

ЛЕКЦИЯ
LX

Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер.

27

ЛЕКЦИЯ
LXI

Внешняя политика и реформа Петра Великого.—Задачи внешней политики.—Международные отношения в Европе.—Начало Северной войны.—Ход войны.—Ее влияние на реформу.—Ход и связь реформ.—Порядок изучения.—Военная реформа.—Формировка регулярной армии.—Балтийский флот.—Военный бюджет.

45

ЛЕКЦИЯ
LXII

Значение военной реформы.—Положение дворянства.—Дворянство столичное.—Троякое значение дворянства до реформы.—Дворянские смотры и разборы.—Малоуспешность этих мер.—Обязательное обучение дворянства.—Порядок отбывания службы.—Разделение службы.—Перемена в генеалогическом составе дворянства.—Значение изложенных выше перемен. Сближение поместий и вотчин.—Указ о единонаследии.—Действие указа.

64

ЛЕКЦИЯ
LXIII

Крестьяне и первая ревизия.—Состав общества по Уложению. Вербовка и наборы.—Подушная перепись.—Расквартирование полков.—Упрощение общественного состава.—Подушная перепись и крепостное право.—Народнохозяйственное значение подушной переписи.

84

ЛЕКЦИЯ
LXIV

Промышленность и торговля.—План и приемы деятельности Петра в этой области.—I. Вызов иностранных мастеров и фабрикантов.—II. Посылка русских людей за границу.—III. Законодательная пропаганда.—IV. Промышленные компании, льготы, ссуды и субсидии.—Увлечения, неудачи и успехи.—Торговля и пути сообщения.

98

ЛЕКЦИЯ
LXV

Финансы.—Затруднения.—Меры для их устранения.—Новые налоги; доносители и прибыльщики.—Прибыли.—Монастырский приказ.—Монополии. Подушная подать.—Ее значение. Бюджет 1724 г.—Итоги финансовой реформы. Помехи реформе.

116

ЛЕКЦИЯ
LXVI

Преобразование управления.—Порядок изучения.—Боярская Дума и приказы.—Реформа 1699 г.—Воеводские товарищи.—Московская ратуша и Курбатов.—Подготовка губернской реформы.—Губернское деление 1708 г.—Управление губернией.—Неудача губернской реформы.—Учреждение Сената.—Происхождение и значение Сената.—Фискалы.—Коллегии.

134

ЛЕКЦИЯ
LXVII

Преобразование Сената.—Сенат и генерал-прокурор.—Новые перемены в местном управлении.—Комиссары от земли.—Магистраты.—Начала новых учреждений.—Различие основ центрального и областного управления.—Регламенты. Новое управление на деле.—Разбои.

158

ЛЕКЦИЯ
LXVIII

Значение реформы Петра Великого.—Привычные суждения о реформе.—Колебания в этих суждениях.—Суждение Соловьева.—Связь суждений с впечатлением современников.—Спорные вопросы: 1) о происхождении реформы; 2) о ее подготовленности и 3) о силе ее действия.—Отношение Петра к старой Руси.—Его отношение к Западной Европе.—Приемы реформы.—Общие выводы.—Заключение.

183

ЛЕКЦИЯ
LXIX

Русское общество в минуту смерти Петра Великого.—Международное положение России.—Впечатление смерти Петра в народе.—Отношение народа к Петру.—Легенда о царе-самозванце.—Легенда о царе-антихристе.—Значение обеих легенд для реформы.—Перемена в составе высших классов.—Образовательные их средства. Заграничное обучение.—Газета.—Театр.—Народное просвещение.—Школы и преподавание.—Гимназия Глюка.—Начальные школы.—Книги; ассамблеи; учебник светского обхождения.—Правящий класс и его отношение к реформе.

205

ЛЕКЦИЯ
LXX

Эпоха 1725-1762 гг.—Престолонаследие после Петра I.—Воцарение Екатерины I.—Воцарение Петра II.—Дальнейшие смены на престоле.—Гвардия и дворянство.—Политическое настроение высшего класса—верховный тайный совет.—Князь Д.М. Голицын.—Верховники 1730 г.

236

ЛЕКЦИЯ
LXXI

Брожение среди дворянства, вызванное избранием герцогини Анны на престол.—Шляхетские проекты.—Новый план князя Д. Голицына.—Крушение.—Его причины.—Связь дела. 1730 г. с прошедшим.—Императрица Анна и ее двор.—Внешняя политика.—Движение против немцев.

257

ЛЕКЦИЯ
LXXII

Значение эпохи дворцовых переворотов.—Отношение правительств после Петра I к его реформе.—Бессилие этих правительств.—Крестьянский вопрос.—Обер-прокурор Анисим Маслов.—Дворянство и крепостное право.—Служебные льготы дворянства: учебный ценз и срок службы.—Укрепление дворянского землевладения: отмена единонаследия; дворянский заемный банк; указ о беглых; расширение крепостного права; сословная очистка дворянского землевладения.—Отмена обязательной службы дворянства.—Третья формация крепостного права.—Практика права.

279

ЛЕКЦИЯ
LXXIII

Русское государство около половины XVIII в.—Судьба реформы Петра Великого при его ближайших преемниках и преемницах.—Императрица Елизавета.—Император Петр III.

305

ЛЕКЦИЯ
LXXIV

Переворот 28 июня 1762 г.

322

ПОСЛЕСЛОВИЕ 332

КОММЕНТАРИИ 352

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 388

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 394
Шкаф 2, полка Б