Человек: психология
Коломинский Яков Львович
В книге «Человек: психология», адресованной старшим школьникам, Я. Л. Коломинский знакомит читателей с основами современной науки психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения человека.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение), внимание, общение личности, ее особенности — вот вопросы, затрагиваемые в книге, которая может служить пособием для проведения факультативных занятий по психологии.
Издательство «Просвещение», Москва, 1980
Содержание:
От автора | 3 |
Глава 1. Знакомая незнакомка | 5 |
Что изучает психология | - |
Мозг и психика | 9 |
Клуб «Три С» | 14 |
Глава 2. Методы психологии | 16 |
Самонаблюдение | - |
Объективное наблюдение | 23 |
Экспериментальный метод | 25 |
Естественный эксперимент | 27 |
Метод тестов | 29 |
Клуб «Три С» | 32 |
Глава 3. Развитие психики | 34 |
Рефлекторный характер психики | - |
Элементарная сенсорная психика | 35 |
Перцептивная психика | 36 |
Инстинкты | 37 |
Навыки | 39 |
Рассудочное поведение животных | - |
Использование орудий животными | 40 |
«Любознательность» животных | 42 |
Общественное поведение животных | - |
Возникновение сознания | 47 |
Клуб «Три С» | 51 |
Глава 4. Развитие психики ребенка | 53 |
Наука о психологии детства | - |
Возрастные периоды развития психики ребенка | 58 |
Исторический характер возрастной периодизации | 60 |
Сензитивные периоды развития | 61 |
Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка | 63 |
Воспитание и самовоспитание | 70 |
Клуб «Три С» | 74 |
Целостность и единство психической жизни человека | 76 |
Глава 5. Ощущения и восприятие | 79 |
Понятие об ощущении и восприятии | - |
Чувствительность и пороги | 80 |
Познавательная роль ощущений и восприятий | 81 |
Сенсорная депривация | 83 |
Компенсация в области ощущений и восприятий | 85 |
Эмоциональный тон и взаимодействие ощущений | 87 |
Адаптация | 88 |
Виды восприятий | 90 |
Апперцепция и установка | 94 |
Когнитивный диссонанс | 96 |
Клуб «Три С» | 98 |
Глава 6. Память | 100 |
Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека | - |
Качества памяти | 103 |
Виды памяти | 104 |
Память и личность | 106 |
Непроизвольное запоминание | 108 |
Произвольное запоминание | 111 |
Осмысленное и механическое запоминание | 113 |
Кратковременное и долговременное запоминание | 115 |
Воспроизведение | - |
Ассоциации | 116 |
Забывание | 120 |
Клуб «Три С» | 123 |
Глава 7. Воображение и мышление | 125 |
Понятие о воображении и мышлении | - |
Представления и их виды | 127 |
Процессы аналитнко-синтетической мыслительной деятельности | 129 |
Анализ и синтез | - |
Сравнение | 131 |
Абстрагирование, обобщение, понятие | 133 |
Моральные понятия | 137 |
Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности | 139 |
Проблемная ситуация и задача | - |
Эвристическая мыслительная деятельность | 143 |
Коллективное творчество | 146 |
Мыслительная деятельность и речь | 148 |
Клуб «Три С» | 149 |
Мыслительная деятельность и личность | 151 |
Глава 8. Внимание | 158 |
Понятие о внимании | - |
Физиологические основы внимания | - |
Виды внимания | 161 |
Основные свойств внимания | 165 |
Внимательность и наблюдательность как черты личности | 168 |
Клуб «Три С» | 170 |
Глава 9. Личность и ее проявления | 177 |
Понятия о личности и ее структуре | - |
Устойчивость и изменчивость личности | 179 |
Личность и общество. Социальные роли | 181 |
Личность и общение | 184 |
Глава 10. Направленность и способности личности | 189 |
Потребности | - |
Интересы | 191 |
Склонности | 194 |
Способности | - |
Способности и выбор профессии | 198 |
Глава 11. Характер личности | 203 |
Понятие о характере | - |
Волевые черты характера | 205 |
Характер и темперамент..207 |
Клуб «Три С» | 213 |
Справочное бюро клуба «Три С» | 218 |
Почитай, обдумай, запомни (краткий психологический словарь) | - |
Ответы и решения | 220 |
Примечания | 221 |
Шкаф 2, полка Б