Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания

Бородай Юрий Мефодьевич

В книге излагается оригинальная концепция антропогенеза: происхождения первичных

религиозно-культовых форм сознания, целесообразной деятельности, на первых порах по

преимуществу ритуально-магической, и архаичных человеческих общностей, основанных на

строжайшем запрете эротических проявлений внутри первичной материнской родовой группы — тотема. В качестве исходной антропогенной ситуации реконструируется своего рода

«биологический тупик», возникший в процессе эволюции чрезмерно агрессивных и постоянно

возбужденных, сексуально хищных страдных существ (предгрминидов), обреченных природой на

самоистребление. Единственным выходом из тупиковой ситуации был «сверхъестественный» акт

превращения зверя в человека посредством «невротического» бунта против реальности и, прежде

всего, бунта против собственного естества, пружиной которого стало общезначимое для всех

гештальт-представление: эротика—смерть—табу.

Предметами бунта против собственной природы становятся первичные формы нравственно-

религиозной аскезы, т. е. навыки самоограничения вплоть до самоотречения, и пралогическое

«аутистическое мышление», т. е. воображение — способность произвольного воспроизводства

любой предметности в формах идеальных представлений, что обеспечивает возможность оценки

всех собственных побуждений, и их коррекция — совесть.

«Русское феноменологическое общество», «Гнозис», Москва, 1996

Содержание:

Введение 7
Очерк первый  С чего начинается психика
  Раздел 1   Постановка проблемы 21
  Раздел 2   Рефлекторная деятельность 25
  Раздел 3   Рефлекс и сознание 34
  Раздел 4   Что такое идеальный предмет 43
  Раздел 5   Происхождение идеального представления 48
  Раздел 6   Внутренняя антиномия аутизма 64
  Раздел 7   Внешняя антиномия аутизма. Критическая точка 79
  Раздел 8   Роль социального фактора в процессе «обратного хода» к реальности 85

Очерк второй   Рождение коллективного представления и архаичных культовых
общностей
  Раздел 1   Нравственность или инстинкт? 97
  Раздел 2   Загадка экзогамии 108
  Раздел 3   Что такое тотем? 119
  Раздел 4   Психоаналитическая концепция тотема 123
  Раздел 5   Социальная функция оргиастических культов 134
  Раздел 6   Цель и техника трагедии Софокла «Царь Эдип» 140
  Раздел 7   В чем основной порок психоаналитического подхода к проблеме? 146
  Раздел 8   Обезьяны и предгоминиды. Биологический тупик 151
  Раздел 9   Сублимация исходной ситуации. Генезис «орудийной» деятельности 159
  Раздел 10   Генезис коллективного представления. Переход от магии к ratio 166
  Раздел 11   Конструкция «сверх-Я». Развитие как процесс разрешения первородной трагедии 176

Очерк третий   Знание как инструмент переделки «несовершенного» мира
  Раздел 1   Ценность и знание. Что «отражают» запредельно-культовые представления 185
  Раздел 2   Путь к истине. Кантонский поворот проблемы 220
  Раздел 3   Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол 238
  Раздел 4   Предмет как «первообраз». Номинализм или реализм? 246
  Раздел 5   Диалектика бытия. Время и самовосприятие 256
  Раздел 6   Способность суждения. Предметность как «мозаика» 269
  Раздел 7   Кантовская теория образования понятий и логический идеализм 277
  Раздел 8    «Схематизм» воображения как способ целесообразного «отражения» и переделки мира 293

Заключение   Из «ада антропогенеза» к горячим точкам исторического
«чистилища»
  Раздел 1   Этнос и нация 315
  Раздел 2   Общий теологический корень европейских национальных культур 323
  Раздел 3   О непорочном зачатии 343
  Раздел 4   Почему у Сикстинской мадонны лицо скорбной юродивой 348
  Раздел 5   Эротическая аскеза как культурно-исторический идеал 351
  Раздел 6   Почему православным не годится протестантско-капиталистическая аскеза 361
  Раздел 7   Цивилизирующая функция капитала 373
  Раздел 8   Третий путь — самобытная модернизация 381
  Раздел 9   Тоталитаризм. Что хуже — вялая хроника или смертельно опасный кризис? 397
  Раздел 10   Чем определяется этническая совместимость?
Национальная геополитика 406
Шкаф 2, полка Б