Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания
Бородай Юрий Мефодьевич
религиозно-культовых форм сознания, целесообразной деятельности, на первых порах по
преимуществу ритуально-магической, и архаичных человеческих общностей, основанных на
строжайшем запрете эротических проявлений внутри первичной материнской родовой группы — тотема. В качестве исходной антропогенной ситуации реконструируется своего рода
«биологический тупик», возникший в процессе эволюции чрезмерно агрессивных и постоянно
возбужденных, сексуально хищных страдных существ (предгрминидов), обреченных природой на
самоистребление. Единственным выходом из тупиковой ситуации был «сверхъестественный» акт
превращения зверя в человека посредством «невротического» бунта против реальности и, прежде
всего, бунта против собственного естества, пружиной которого стало общезначимое для всех
гештальт-представление: эротика—смерть—табу.
Предметами бунта против собственной природы становятся первичные формы нравственно-
религиозной аскезы, т. е. навыки самоограничения вплоть до самоотречения, и пралогическое
«аутистическое мышление», т. е. воображение — способность произвольного воспроизводства
любой предметности в формах идеальных представлений, что обеспечивает возможность оценки
всех собственных побуждений, и их коррекция — совесть.
Содержание:
Введение | 7 |
Очерк первый С чего начинается психика |
Раздел 1 Постановка проблемы | 21 |
Раздел 2 Рефлекторная деятельность | 25 |
Раздел 3 Рефлекс и сознание | 34 |
Раздел 4 Что такое идеальный предмет | 43 |
Раздел 5 Происхождение идеального представления | 48 |
Раздел 6 Внутренняя антиномия аутизма | 64 |
Раздел 7 Внешняя антиномия аутизма. Критическая точка | 79 |
Раздел 8 Роль социального фактора в процессе «обратного хода» к реальности | 85 |
Очерк второй Рождение коллективного представления и архаичных культовых |
общностей |
Раздел 1 Нравственность или инстинкт? | 97 |
Раздел 2 Загадка экзогамии | 108 |
Раздел 3 Что такое тотем? | 119 |
Раздел 4 Психоаналитическая концепция тотема | 123 |
Раздел 5 Социальная функция оргиастических культов | 134 |
Раздел 6 Цель и техника трагедии Софокла «Царь Эдип» | 140 |
Раздел 7 В чем основной порок психоаналитического подхода к проблеме? | 146 |
Раздел 8 Обезьяны и предгоминиды. Биологический тупик | 151 |
Раздел 9 Сублимация исходной ситуации. Генезис «орудийной» деятельности | 159 |
Раздел 10 Генезис коллективного представления. Переход от магии к ratio | 166 |
Раздел 11 Конструкция «сверх-Я». Развитие как процесс разрешения первородной трагедии | 176 |
Очерк третий Знание как инструмент переделки «несовершенного» мира |
Раздел 1 Ценность и знание. Что «отражают» запредельно-культовые представления | 185 |
Раздел 2 Путь к истине. Кантонский поворот проблемы | 220 |
Раздел 3 Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол | 238 |
Раздел 4 Предмет как «первообраз». Номинализм или реализм? | 246 |
Раздел 5 Диалектика бытия. Время и самовосприятие | 256 |
Раздел 6 Способность суждения. Предметность как «мозаика» | 269 |
Раздел 7 Кантовская теория образования понятий и логический идеализм | 277 |
Раздел 8 «Схематизм» воображения как способ целесообразного «отражения» и переделки мира | 293 |
Заключение Из «ада антропогенеза» к горячим точкам исторического |
«чистилища» |
Раздел 1 Этнос и нация | 315 |
Раздел 2 Общий теологический корень европейских национальных культур | 323 |
Раздел 3 О непорочном зачатии | 343 |
Раздел 4 Почему у Сикстинской мадонны лицо скорбной юродивой | 348 |
Раздел 5 Эротическая аскеза как культурно-исторический идеал | 351 |
Раздел 6 Почему православным не годится протестантско-капиталистическая аскеза | 361 |
Раздел 7 Цивилизирующая функция капитала | 373 |
Раздел 8 Третий путь — самобытная модернизация | 381 |
Раздел 9 Тоталитаризм. Что хуже — вялая хроника или смертельно опасный кризис? | 397 |
Раздел 10 Чем определяется этническая совместимость? |
Национальная геополитика | 406 |