Сочинения в двух томах. Том 1
Гельвеций Клод Адриан
К.А. Гельвеций — выдающийся французский материалист XVIII в. В данном томе содержатся впервые публикуемые на русском языке его «Записные книжки», а также заново сверенный перевод одного из основных произведений — «Об уме».
Издание снабжено примечаниями, предметным и именным указателями.
Издательство социально-экономической литературы «Мысль», Москва, 1974
Серия «Философское наследие»
Содержание:
Х.Н. Момджян. Клод Адриан Гельвеций |
5 |
Рассуждение I. Об уме самом по себе |
148 |
Глава I. Изложение принципов |
- |
Глава II. О заблуждениях, вызываемых страстями |
158 |
Глава III. О недостаточном знании |
160 |
Глава IV. О неправильном употреблении слов |
171 |
Рассуждение II. Об уме но отношению к обществу |
180 |
Глава II. О честности но отношению к отдельному лицу |
184 |
Глава III. Об уме но отношению к отдельному лицу |
188 |
Глава IV. О том, что мы необходимо должны уважать в других только себя самих |
193 |
Глава V. О честности по отношению к отдельному сообществу |
201 |
Глава VI. О средствах утвердиться в добродетели |
204 |
Глава VII. Об уме по отношению к отдельным сообществам |
209 |
Глава VIII. О разнице между суждениями общества и суждениями отдельных сообществ |
215 |
Глава IX. О хорошем тоне и о светском обращении |
220 |
Глава X. Почему человек, которым восхищается народ, не всегда бывает уважаем светскими людьми |
227 |
Глава XI. О честности по отношению к народу |
233 |
Глава XII. Об уме по отношению к народу |
234 |
Глава XIII. О честности в различные эпохи и у различных народов |
242 |
Глава XIV. Добродетели, основанные на предрассудке, и истинные добродетели |
248 |
Глава XV. Какую пользу может прпнести нравственности знание принципов, установленных в предыдущих главах |
258 |
Глава XVI. О лицемерных моралистах |
264 |
Глава XVII. О преимуществах, вытекающих из установленных выше принципов |
267 |
Глава XVIII. Об уме, рассматриваемом по отношению к различным векам и странам |
273 |
Глава XIX. Уважение к различным видам ума во все времена соразмерно связанному с ними интересу |
274 |
Глава XX. Об уме, рассматриваемом по отношению к различным странам |
288 |
Глава XXI. Взаимное презрение народов зависит от их тщеславия |
296 |
Глава XXII. Почему народы считают даром природы качества, которыми они обязаны форме правления |
301 |
Глава XXIII. О причинах, задерживавших до сего времени прогресс нравственности |
305 |
Глава XXIV. О средствах усовершенствования нравственности |
310 |
Глава XXV. О честности по отношению ко всему миру |
319 |
Глава XXVI. Об уме по отношению ко всему миру |
321 |
Рассуждение III. Об уме |
326 |
Глава I. Следует ли считать ум даром природы или же результатом воспитания |
- |
Глава II. О тонкости чувств |
330 |
Глава III. Об обширности памяти |
332 |
Глава IV. О неодинаковой способности внимания |
339 |
Глава V. О силах, воздействующих на нашу душу |
353 |
Глава VI. О могуществе страстей |
358 |
Глава VII. Об умственном превосходстве людей, охваченных страстью, по сравнению с людьми рассудительными |
363 |
Глава VIII. Люди становятся тупыми, когда они перестают быть охваченными страстью |
370 |
Глава IX. О происхождении страстей |
375 |
Глава XI. О честолюбии |
381 |
Глава XII. Почему удовольствие так часто ускользает от честолюбца, если он ищет высокого положения только для того, чтобы избавиться от страданий, или для того, чтобы наслаждаться физическими удовольствиями |
386 |
Глава XIII. О гордости |
390 |
Глава XV. О том, что боязнь физических страданий и жажда физических наслаждений могут зажечь в нас всякого рода страсти |
403 |
Глава XVI. Какой причине следует приписать равнодушие некоторых народов к добродетели |
408 |
Глава XVII. О стремлении всех людей к деспотизму, о средствах достижения этого и об опасности от деспотизма для государей |
417 |
Глава XVIII. Главные следствия деспотизма |
422 |
Глава XIX. Второе следствие деспотизма: презренное и унизительное состояние народов поддерживает невежество визирей |
426 |
Глава XX. Третье следствие деспотизма: презрение к добродетели и ложное уважение, которое стараются к ней выказать |
429 |
Глава XXI. Четвертое следствие деспотизма: гибель государств, находящихся под неограниченной властью |
433 |
Глава XXII. О любви некоторых народов к славе и к добродетели |
437 |
Глава XXIII. О том, что государства бедные всегда больше любили славу и были богаче великими людьми, чем государства богатые |
440 |
Глава XXIV. Доказательство этой истины |
443 |
Глава XXV. О точном соотношении между силой страстей и размерами ожидаемых наград |
446 |
Глава XXVI. К какой степени страсти способны люди |
452 |
Глава ХХVІІ. Об отношении между фактами и вышеизложенными принципами |
457 |
Глава XXVIII. Завоевания северных народов |
460 |
Глава XXIX. О рабстве и способности к аллегориям у восточных народов |
467 |
Глава XXX. О превосходстве некоторых народов в различных отраслях науки |
473 |
Рассуждение IV. О различных наименованиях ума |
482 |
Глава II. О воображении и о чувстве |
489 |
Глава IV. Об уме тонком и об уме сильном |
504 |
Глава V. Об уме светлом, об уме обширном, об уме проницательном и о вкусе |
515 |
Глава VI. Об остроумии |
522 |
Глава VII. О светском уме |
527 |
Глава VIII. Об уме правильном |
534 |
Глава IX. Ошибки чувства |
541 |
Глава X. До какой степени мы подвержены ошибкам насчет движущих нами мотивов |
541 |
Глава XII. О здравом смысле |
557 |
Глава XIII. Практический ум |
561 |
Глава XIV. Об исключающих друг друга качествах ума и души |
568 |
Глава XV. О несправедливых требованиях общества |
578 |
Глава XVI. Метод определения того, к какой области занятий мы наиболее способны |
588 |
Глава XVII. О воспитании |
595 |