Сочинения в двух томах. Том 2

Гельвеций Клод Адриан

К.А. Гельвеций — выдающийся французский материалист XVIII в. В данном томе содержатся заново сверенный с оригиналом перевод одного из основных произведений философа — «О человеке», а так же впервые публикуемые на русском языке «Мысли и размышления» и письма.

Издание снабжено примечаниями, предметным и именным указателями.

Издательство социально-экономической литературы «Мысль», Москва, 1974
Серия «Философское наследие»

Содержание:

О ЧЕЛОВЕКЕ 5

Предисловие 7

Глава I. О различных точках зрения, с которых можно рассматривать человека; о том влиянии, какое может оказать на него воспитание 11
Глава II. О важном значении этого вопроса 12
Глава III. О ложной науке, или о благоприобретенном невежестве 14
Глава IV. О сухости этого предмета и о трудностях в его рассмотрении 17

Раздел I
Воспитание различных людей по необходимости различно: оно, быть может, является причиной того умственного неравенства, которое до сих пор приписывалось неодинаковому совершенству органов 19
Глава I. Нет двух людей, получающих одно и то же воспитание -
Глава II. О том моменте, когда начинается воспитание -
Глава III. О воспитателях детства 20
Глава IV. О различных впечатлениях, производимых на нас предметами 23
Глава V. О школьном воспитании 24
Глава VI. О домашнем воспитании -
Глава VII. О воспитании, получаемом в юношеские годы 26
Глава VIII. О случайностях, которым мы часто обязаны знаменитыми людьми 28
Глава IX. О главных причинах противоречий между правилами воспитания 34
Глава X. Пример противоречивых идей или правил, полученных в ранней молодости 38
Глава XI. О ложных религиях 43
Глава XII. Папизм есть человеческое учреждение -
Глава XIII. Об универсальной религии 45
Глава XIV. Об условиях, без соблюдения которых религия становится пагубной для национального блага 47
Глава XV. Какие из ложных религий были наименее вредны для блага общества? 51
  Примечания 55

Раздел II
Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями 67
Глава I. Все наши идеи получаются нами посредством чувств; вследствие этого стали считать ум результатом большей или меньшей тонкости организации -
Глава II. Разница между умом и душой 70
  Первое различие 72
  Второе различие -
  Третье различие 74
Глава III. О предметах, на которые действует ум 77
Глава IV. Как действует ум? 78
Глава V. О суждениях, вытекающих из сравнения абстрактных, собирательных и других идей 80
Глава VI. Если нет интереса, то нет сравнения предметов между собою 83
Глава VII. Физическая чувствительность есть единственная причина наших действий, наших мыслей, наших страстей и нашей общительности 86
Глава VIII. Об общительности 93
Глава IX. Оправдание принципов, принятых в книге «Об уме» 97
Глава X. О том, что чувственные удовольствия являются даже без ведома народов их наиболее могущественными движущими силами 100
Глава XI. О неодинаковом объеме памяти 103
Глава XII. О неодинаковом совершенстве органов чувств 106
Глава XIII. О различных способах ощущать 112
Глава XIV. Небольшое различие, замечаемое между нашими ощущениями, не оказывает никакого влияния на умы 116
Глава XV. Об уме 118
Глава XVI. Причина различия взглядов в нравственности, политике и метафизике 122
Глава XVII. Добродетель вызывает у духовенства лишь мысль о его собственной выгоде 129
Глава XVIII. О различных представлениях, которые разные народы составили себе о добродетели 133
Глава XIX. Имеется только одно средство устранить неопределенность в значении слов и только один народ, который может сделать это 136
Глава XX. Экскурсы людей и их открытия в царствах интеллекта были почти всегда одни и те же 138
Глава XXI. Обманы служителей культа в ложных религиях 144
Глава XXII. О единообразии средств, с помощью которых служители культа в ложных религиях сохраняют свой авторитет 147
Глава XXIII. Нет такой истины, которую нельзя было бы свести к какому-нибудь факту 150
Глава XXIV. Ума, необходимого для понимания уже известных истин, достаточно, чтобы дойти и до неизвестных 153
  Примечания 154

Раздел III
Об общих причинах неравенства умов 172
Глава I. Каковы эти причины? -
Глава II. Всякая новая идея есть дар случая 173
Глава III. О границах власти случайности 175
Глава IV. О второй причине неравенства умов 176
  Примечания 179

Раздел IV
Люди с обычной, нормальной организацией все доступны одной и той же степени страсти; неравная сила страстей у них — всегда результат различия положений, в которые ставит их случай. Своеобразие характера каждого человека есть (как замечает Паскаль) продукт его первых привычек 181
Глава I. О малом влиянии организации и темперамента на страсти и характеры людей -
Глава II. Об изменениях, происшедших в характере народов, и о вызвавших их причинах 182
Глава III. Об изменениях, происходящих в характере отдельных лиц 186
Глава IV. О себялюбии 188
Глава V. О любви к богатству и славе 189
Глава VI. О зависти 190
Глава VII. О справедливости 195
Глава VIII. О справедливости у естественного человека 196
Глава IX. О справедливости у цивилизованного человека и у цивилизованных народов 198
Глава X. Отдельные люди, подобно целым народам, ценят в справедливости лишь доставляемые им ею уважение и могущество 201
Глава XI. Любовь к власти является при всякой форме правления единственным двигателем людей 202
Глава XII. О добродетели 206
Глава XIII. О том, как смотрит на добродетель большинство европейцев 209
Глава XIV. Любовь к власти есть в человеке самое благоприятное предрасположение для добродетели 211
Глава XV. О гражданской нетерпимости 212
Глава XVI. Нетерпимость часто бывает роковой для государей 214
Глава XVII. Лесть приятна народам не меньше, чем государям 218
Глава XVIII. О религиозной нетерпимости 221
Глава XIX. Нетерпимость и преследование пе суть божественные заповеди 223
Глава XX. Нетерпимость — основа величия духовенства 227
Глава XXI. О невозможности подавить в человеке чувство нетерпимости; о способах борьбы с его результатами 230
Глава XXII. Генеалогия страстей 233
Глава XXIII. О силе чувства себялюбия 234
Глава XXIV. О великих идеях как результатах постоянства внимания 237
  Примечания 239

Раздел V
Об ошибках и противоречиях тех, принципы которых, отличные от моих, сводятся к утверждению о неодинаковом совершенстве чувств, о неодинаковом умственном уровне 257
Глава I. Противоречия автора «Эмиля» в вопросе о причинах умственного неравенства -
Глава II. Об уме и таланте 261
Глава III. О доброте человека в младенчестве 263
Глава IV. Человек в естественном состоянии должен быть жестоким 269
Глава V. Руссо то считает, что воспитание полезно, то - что оно бесполезно 271
Глава VI. О хорошем применении отдельных идей Руссо, которое можно сделать при общественном воспитании 275
Глава VII. О мнимых преимуществах зрелого возраста по сравнению с юностью 279
Глава VIII. О хвалах, воздаваемых Руссо невежеству 281
Глава IX. Какие причины могли заставить Руссо стать защитником невежества? 285
ГлаваХ. О причинах упадка государства 287
Глава XI. Развитие наук и искусств в деспотическом государстве задерживает его гибель 291
  Примечания 293

Раздел VI
О бедствиях, порождаемых невежеством; о том, что невежество вовсе не уничтожает изнеженности; что оно новое не обеспечивает преданности подданных; что опо судит о самых важных вопросах, не зная их. О бедствиях, в которые эти суждения могут иногда ввергнуть нацию. О том, что следует презирать и ненавидеть покровителей невежества 301
Глава I. О невежестве и изнеженности народов -
Глава II. Невежество не обеспечивает верности подданных 305
Глава III. Вопрос о роскоши 307
Глава IV. Необходима ли и полезна роскошь? -
Глава V. О роскоши и о воздержанности 308
Глава VI. О том, как образуются народы 312
Глава VII. О росте численности населения в государстве и его последствиях 315
Глава VIII. Противоположность интересов между гражданами, вызываемая увеличением их численности 318
Глава IX. О весьма неравномерном распределении национального богатства 321
Глава X. Причины чрезмерного имущественного неравенства граждан 323
Глава XI. О способах борьбы с весьма быстрым сосредоточением богатств в немногих руках 324
Глава XII. О стране, где нет денежного обращения 325
Глава XIII. Каковы источники добродетели в странах, лишенных денежного обращения? 327
Глава XIV. О странах с денежным обращением 329
Глава XV. О том, как богатства сами собою покидают государство 330
Глава XVI. О различных источниках активности народов 332
Глава XVII. О деньгах как источнике деятельности 333
Глава XVIII. О том, что следует изменить начало, гибельное для больших государств, воздействуя не на роскошь, но на производящие ее причины 334
  Примечания 335

Раздел VII
Добродетели и счастье народа — следствие не святости его религии, но мудрости его законов 345
Глава I. О ничтожном влиянии религии на добродетели и счастье народов -
Глава II. О духе религии, разрушительном для духа законодательства 348
Глава III. Какого рода религия была бы полезной? 351
Глава IV. О папистской религии 352
Глава V. Государство иезуитов 356
Глава VI. О разных причинах великих покушений 359
Глава VII. О покушениях, совершаемых под влиянием любви к славе или к отечеству -
Глава VIII. О покушениях, совершаемых под влиянием честолюбия 360
Глава IX. О покушениях, совершаемых под влиянием фанатизма -
Глава Х.О моменте, когда интересы иезуитов требуют от них великого покушения 361
Глава XI. Только янсенизм мог уничтожить иезуитов 366
Глава XII. Исследование этой истины 367
  Примечания 370

Раздел VIII
О том, что составляет счастье индивидов; об основе, на которой следует воздвигнуть здание национального счастья, состоящего необходимым образом из счастья всех частных лиц 378
Глава I. Могут ли люди, живя в общественном состоянии, быть все одинаково счастливыми? -
Глава II. Об употреблении времени 379
Глава III. По каким причинам почти все народы несчастны? 382
Глава IV. О том, что может сделать граждан более зажиточными 383
Глава V. О чрезмерном желании богатства 385
Глава VI. О скуке 387
Глава VII. О средствах, придуманных праздными людьми, чтобы избавиться от скуки -
Глава VIII. О влиянии скуки на нравы народов 388
Глава IX. О том, что удовольствие приобретается с большим или меньшим трудом в зависимости от формы правления данной страны и от занимаемого поста 390
Глава X. Какая любовница годится для праздного человека? 391
Глава XI. О различии романов и любви у праздного и занятого человека 392
Глава XII. О религии и религиозных обрядах как средствах от скуки 393
Глава XIII. Об изящных искусствах и о том, что в этой области называют прекрасным 395
Глава XIV. О возвышенном 397
Глава XV. О разнообразии и простоте, требуемых во всех произведениях, и особенно в произведениях изящных искусств 402
Глава XVI. О законе связи 404
Глава XVII. О ясности стиля 405
Глава XVIII. Об усовершенствованном подражании природе 408
Глава XIX. О силе абстракции 410
Глава XX. О впечатлении, производимом изящными искусствами на праздных богачей 413
Глава XXI. Об активном и пассивном состоянии человека 414
Глава XXII. Потребность в богатстве сильнее всего испытывают богачи 416
Глава XXIII. О силе лени 418
Глава XXIV. Умеренное состояние обеспечивает счастье гражданина 419
Глава XXV. Об ассоциации в нашей памяти представлений о счастье и богатстве -
Глава XXVI. Об отдаленной пользе развиваемых мною принципов 421
  Примечания 422

Раздел IX
О возможности указать правильный план законодательства; о препятствиях, которые невежество ставит его опубликованию; о том, как невежество осмеивает всякую новую идею и всякое углубленное исследование морали и политики; о том, как оно приписывает человеческому духу непостоянство, несовместимое с длительным существованием хороших законов; о воображаемой опасности, которой (если верить невежеству) должны подвергнуться государства с открытием новой идеи и в особенности истинных принципов законодательства; о слишком губительном равнодушии людей к исследованию нравственных или политических истин; о том, что одни и те же взгляды называют истинными или ложными в зависимости от временного интереса 426
Глава I. О трудности начертать правильный план законодательства -
Глава II. О вопросах, возникающих первыми, когда желают создать хорошие законы 428
Глава III. О чрезмерности удовольствий 435
Глава IV. Об истинных причинах изменений законодательств народов 437
Глава V. Раскрытие истины пагубно лишь для того, кто высказывает ее 443
Глава VI. Познание истины всегда полезно 445
Глава VII. О том, что раскрытие истины пикогда не вызывает беспорядков в государстве 447
Глава VIII. О медленности распространения истины 449
Глава IX. О правительствах 451
Глава X. Ни при какой форме правления благо государя не зависит от бедствий народов 453
Глава XI. О том, что следует говорить истину людям 456
Глава XII. О свободе печати 457
Глава XIII. О бедствиях, порождаемых равнодушием к истине 459
Глава XIV. О том, что счастье будущего поколения никогда не связано с несчастьем настоящего поколения 462
Глава XV. О том, что одни и те же взгляды кажутся истинными или ложными в зависимости от того, заинтересованы ли мы считать их теми или иными 465
Глава XVI. Интерес заставляет уважать в себе даже жестокость, которую ненавидят у других людей 466
Глава XVII. Интерес заставляет уважать преступление 467
Глава XVIII. Интерес делает святых 468
Глава XIX. Интерес заставляет знатных людей верить, что они иной породы, чем другие люди 472
Глава XX. Интерес заставляет относиться с уважением к порокам покровителя 474
Глава XXI. Интересы власть имущих оказывают большее влияние на общепринятые взгляды, чем истина 475
Глава XXII. Тайный интерес всегда скрывал от парламентов согласие между нравственностью иезуитов и нравственностью папизма 476
Глава XXIII. Интерес заставляет ежедневно отрицать правило: не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе -
Глава XXIV. Интерес мешает и добродетельному священнику понять бедствия, порожденные папизмом 477
Глава XXV. Всякая религия, отличающаяся нетерпимостью, по существу толкает к цареубийству 479
Глава XXVI. О средствах, которые употребляла церковь для порабощения народов 481
Глава XXVII. О тех периодах, когда католическая церковь молчит о своих притязаниях 483
Глава XXVIII. О периодах, когда оживают притязания церкви 485
Глава XXIX. Факты, подтверждающие притязания церкви 486
Глава XXX. Факты, подтверждающие притязания церкви 487
Глава XXXI. О средствах обуздать честолюбие духовенства 491
  Примечания 496

Раздел X
О могуществе воспитания; о способах усовершенствовать его; о препятствиях и путях прогресса этой науки. О легкости, с какой можно будет по устранении этих препятствий наметить план идеального воспитания 504
Глава I. Воспитание всемогуще -
Глава II. О воспитании государей 507
Глава III. Преимущества общественного воспитания перед домашним 509
Глава IV. Общие идеи относительно физического воспитания 511
Глава V. В какое время и в каком положении можно давать человеку духовное воспитание 513
Глава VI. О воспитании, относящемся к различным профессиям 514
Глава VII. О нравственном воспитании человека 517
Глава VIII. Первым препятствием к усовершенствованию нравственного воспитания человека являются интересы попов 524
Глава IX. Вторым препятствием к усовершенствованию нравственного воспитания человека является несовершенство большинства правительств 527
Глава X. Всякая значительная реформа в духовном воспитании предполагает реформу в законах и форме правления 530
Глава XI. О воспитании, после того как устранили препятствия, мешающие его прогрессу 533

Краткое повторение содержания 537
Раздел І -
Раздел ІІ 538
Раздел III 541
Раздел IV 542
Раздел V 543
Раздел VI 544
Раздел VII 545
Раздел VIII 546
Раздел IX 548
Раздел X 550
Глава I. О сходстве моих взглядов со взглядами Локка 552
Глава II. О значении и широте принципа физической чувствительности 554
Глава III. Об обвинениях в материализме и в безбожии и об абсурдности этих обвинений 556
Глава IV. О невозможности для всякого просвещенного моралиста избежать критики со стороны духовенства 560
  Примечания 562

МЫСЛИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ 569

ПИСЬМА 603

Примечания 651

Именной указатель 667

Предметный указатель 673
Шкаф 2, полка В