Молот ведьм

Шпренгер Яков, Инститорис Генрих

С конца XVI до второй половины XVIII в., в течение почти четырех столетий во всех странах Европы не переставали пылать костры, раздуваемые невежеством, фанатизмом и суеверием, и сотни тысяч невинных людей после страшных мучений и пыток обрекались на смерть по обвинению в связи с дьяволом и в разных чудовищных преступлениях колдовства.

Это удивительное заблуждение, с такой силой и так долго господствовавшее во всей Европе, составляет одну из самых печальных страниц в истории человечества. Нельзя читать эту страницу без содрогания, без чувства тяжелого стыда, без безнадежных мыслей о ничтожестве и относительности человеческого разума и темных инстинктов человеческой природы.

Предлагаемая читателю книга была написана в XV в. монахами-инквизиторами и представляет собой практическое руководство по борьбе с ведьмами. Издательство предоставляет современному читателю возможность ознакомиться с загадочными, странными и страшными явлениями, существовавшими в те далекие времена, и самому оценить художественную ценность произведения, а также соответствие ее содержания современному миропониманию. Текст перевода, впервые опубликованного на русском языке издательством «Атеист» в 1930 г., остался практически без изменений.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Москва «Интербук» 1990

Содержание:

   ПРЕДИСЛОВИЕ
Роковая книга средневековья 5

   МОЛОТ ВЕДЬМ

   Часть I
   О ТРЕХ СИЛАХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОЛДОВСТВО, А ИМЕННО: О ДЬЯВОЛЕ, О КОЛДУНЕ И О БОЖЬЕМ ПОПУЩЕНИИ 74
Существует ли колдовство? 75
Действует ли дьявол совместно с колдуном? 86
Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? 96
Какими демонами совершается инкубат и суккубат? 104
Откуда берет начало преумножение чародейств? 108
О ведьмах, предающихся демонам 120
Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть? 128
Могут ли ведьмы препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению, о каковом колдовстве идет речь в булле? 132
Придают ли ведьмы людям облики животных? 135
Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? Происходит ли это тоже через посредство ведьм и наваждения? 140
О повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам 141
Необходимо ли божье попущение при колдовстве? 142
Разъяснение вопроса об обоих попущениях бога, по всей справедливости совершенных им, а именно: дьявол, виновник всякого зла, впал в грех, прародители тоже впали, вследствие чего чародеяния ведьм с полным правом допускаются богом 147
Рассматривается ужас колдовства 150
Объясняется, что ведьмы околдовывают как невинных, так и грешников 154
Объясняется высказанная истина сравнением чародеяний с другими видами суеверий 157
Семнадцатый вопрос объясняет пятнадцатый путем сравнения тяжести преступления ведьм с любым грехом демонов 159
Указание, как надо проповедывать против пяти возражений мирян, которые пытаются доказать, что бог не дает дьяволу и ведьмам власти производить подобные чародеяния 161

   Часть II
   ВТОРАЯ ЧАСТЬ «МОЛОТА ВЕДЬМ» ТРАКТУЕТ О СПОСОБАХ ОКОЛДОВАНИЯ И О ТОМ, КАК ТАКОВОЕ МОЖНО СНЯТЬ. ОНА СОДЕРЖИТ ТОЛЬКО ДВА ГЛАВНЫХ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ, ОДНАКО, ОБСУЖДАЮТСЯ В НЕСКОЛЬКИХ ГЛАВАХ 166
Кому колдун не может вредить 167
Может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств? 168
О различных способах, коими демоны через посредство ведьм привлекают и соблазняют невинных для умножения нечестия 177
О средствах выполнения святотатственной профессии ведьм 181
О способе, коим ведьмы переносятся с места на место 189
О способе, коим ведьмы предаются демонам и инкубам 195
Об общем способе, коим ведьмы посредством церковных таинств выполняют свои лиходейства, и о способе, коим они имеют обыкновение задерживать производящую силу и насылать другие лишения на все твари, за исключением небесных тел 203
О способе, коим ведьмы имеют обыкновение задерживать силу деторождения 205
О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена 207
Каким образом ведьмы придают людям облики зверей? 211
Как демоны проникают в тела и в головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств? 214
О способе, коим демоны с помощью чародейств телесно берут человека в обладание 221
О способах, коими ведьмы могут наслать всякого рода болезни с помощью колдовства 228
О способе, коим ведьмы насылают другие болезни, и главным образом, на людей 231
О способе, коим повивальные бабки причиняют величайшие вредительства, убивая детей или посвящая их демона 235
Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот? 238
Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных? 240
О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них — о стрелках из луков 243
Церковные средства против инкубов и суккубов 253
Средства врачевания для тех, чья способность к соитию околдована 256
Средства врачевания для обуреваемых чрезвычайной любовью или чрезвычайной ненавистью из-за околдования 259
Средства врачевания для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины зверей 261
Средства врачевания тех, которые стали одержимыми вследствие околдования 262
Средства врачевания экзорцизмом против насланных болезней и указания, как экзорцировать одержимых 264
Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных 270
Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола 272

   Часть III
   CЛЕДУЕТ ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ВСЕГО СОЧИНЕНИЯ, РАССМАТРИВАЮЩАЯ СПОСОБЫ ИСКОРЕНЕНИЯ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НАКАЗАНИЯ ЕРЕСИ ПОДЛЕЖАЩИМ ДУХОВНЫМ ИЛИ СВЕТСКИМ СУДОМ И СОДЕРЖАЩАЯ ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ВОПРОСОВ; ОБЩИЙ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ПРЕДШЕСТВУЕТ ИМ 276
Каково продолжение процесса? 284
Следует третья часть сей последней части: как этот религиозный процесс достойным образом заканчивается заключительным приговором 304
   ПОСЛЕСЛОВИЕ 339
   ПРИМЕЧАНИЯ 343
Шкаф 2, полка В