Молот ведьм
Шпренгер Яков, Инститорис Генрих
Это удивительное заблуждение, с такой силой и так долго господствовавшее во всей Европе, составляет одну из самых печальных страниц в истории человечества. Нельзя читать эту страницу без содрогания, без чувства тяжелого стыда, без безнадежных мыслей о ничтожестве и относительности человеческого разума и темных инстинктов человеческой природы.
Предлагаемая читателю книга была написана в XV в. монахами-инквизиторами и представляет собой практическое руководство по борьбе с ведьмами. Издательство предоставляет современному читателю возможность ознакомиться с загадочными, странными и страшными явлениями, существовавшими в те далекие времена, и самому оценить художественную ценность произведения, а также соответствие ее содержания современному миропониманию. Текст перевода, впервые опубликованного на русском языке издательством «Атеист» в 1930 г., остался практически без изменений.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ |
Роковая книга средневековья | 5 |
МОЛОТ ВЕДЬМ |
Часть I |
О ТРЕХ СИЛАХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОЛДОВСТВО, А ИМЕННО: О ДЬЯВОЛЕ, О КОЛДУНЕ И О БОЖЬЕМ ПОПУЩЕНИИ | 74 |
Существует ли колдовство? | 75 |
Действует ли дьявол совместно с колдуном? | 86 |
Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? | 96 |
Какими демонами совершается инкубат и суккубат? | 104 |
Откуда берет начало преумножение чародейств? | 108 |
О ведьмах, предающихся демонам | 120 |
Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть? | 128 |
Могут ли ведьмы препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению, о каковом колдовстве идет речь в булле? | 132 |
Придают ли ведьмы людям облики животных? | 135 |
Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? Происходит ли это тоже через посредство ведьм и наваждения? | 140 |
О повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам | 141 |
Необходимо ли божье попущение при колдовстве? | 142 |
Разъяснение вопроса об обоих попущениях бога, по всей справедливости совершенных им, а именно: дьявол, виновник всякого зла, впал в грех, прародители тоже впали, вследствие чего чародеяния ведьм с полным правом допускаются богом | 147 |
Рассматривается ужас колдовства | 150 |
Объясняется, что ведьмы околдовывают как невинных, так и грешников | 154 |
Объясняется высказанная истина сравнением чародеяний с другими видами суеверий | 157 |
Семнадцатый вопрос объясняет пятнадцатый путем сравнения тяжести преступления ведьм с любым грехом демонов | 159 |
Указание, как надо проповедывать против пяти возражений мирян, которые пытаются доказать, что бог не дает дьяволу и ведьмам власти производить подобные чародеяния | 161 |
Часть II |
ВТОРАЯ ЧАСТЬ «МОЛОТА ВЕДЬМ» ТРАКТУЕТ О СПОСОБАХ ОКОЛДОВАНИЯ И О ТОМ, КАК ТАКОВОЕ МОЖНО СНЯТЬ. ОНА СОДЕРЖИТ ТОЛЬКО ДВА ГЛАВНЫХ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ, ОДНАКО, ОБСУЖДАЮТСЯ В НЕСКОЛЬКИХ ГЛАВАХ | 166 |
Кому колдун не может вредить | 167 |
Может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств? | 168 |
О различных способах, коими демоны через посредство ведьм привлекают и соблазняют невинных для умножения нечестия | 177 |
О средствах выполнения святотатственной профессии ведьм | 181 |
О способе, коим ведьмы переносятся с места на место | 189 |
О способе, коим ведьмы предаются демонам и инкубам | 195 |
Об общем способе, коим ведьмы посредством церковных таинств выполняют свои лиходейства, и о способе, коим они имеют обыкновение задерживать производящую силу и насылать другие лишения на все твари, за исключением небесных тел | 203 |
О способе, коим ведьмы имеют обыкновение задерживать силу деторождения | 205 |
О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена | 207 |
Каким образом ведьмы придают людям облики зверей? | 211 |
Как демоны проникают в тела и в головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств? | 214 |
О способе, коим демоны с помощью чародейств телесно берут человека в обладание | 221 |
О способах, коими ведьмы могут наслать всякого рода болезни с помощью колдовства | 228 |
О способе, коим ведьмы насылают другие болезни, и главным образом, на людей | 231 |
О способе, коим повивальные бабки причиняют величайшие вредительства, убивая детей или посвящая их демона | 235 |
Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот? | 238 |
Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных? | 240 |
О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них — о стрелках из луков | 243 |
Церковные средства против инкубов и суккубов | 253 |
Средства врачевания для тех, чья способность к соитию околдована | 256 |
Средства врачевания для обуреваемых чрезвычайной любовью или чрезвычайной ненавистью из-за околдования | 259 |
Средства врачевания для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины зверей | 261 |
Средства врачевания тех, которые стали одержимыми вследствие околдования | 262 |
Средства врачевания экзорцизмом против насланных болезней и указания, как экзорцировать одержимых | 264 |
Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных | 270 |
Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола | 272 |
Часть III |
CЛЕДУЕТ ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ВСЕГО СОЧИНЕНИЯ, РАССМАТРИВАЮЩАЯ СПОСОБЫ ИСКОРЕНЕНИЯ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НАКАЗАНИЯ ЕРЕСИ ПОДЛЕЖАЩИМ ДУХОВНЫМ ИЛИ СВЕТСКИМ СУДОМ И СОДЕРЖАЩАЯ ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ВОПРОСОВ; ОБЩИЙ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ПРЕДШЕСТВУЕТ ИМ | 276 |
Каково продолжение процесса? | 284 |
Следует третья часть сей последней части: как этот религиозный процесс достойным образом заканчивается заключительным приговором | 304 |
ПОСЛЕСЛОВИЕ | 339 |
ПРИМЕЧАНИЯ | 343 |