Этика преображенного Эроса

Вышеславцев Борис Петрович

Впервые в нашей стране публикуются произведения видного русского философа Бориса Петровича Вышеславцева (1877—1954), богатство и тонкость мысли которого современники относили к его «бесспорным достоинствам». В центре «Этики преображенного Эроса» находится традиционная для философов России тема столкновения этики долга и этики творчества, «этики Закона» и «этики Благодати». Эта тема исследуется философом с учетом открытий психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг), крупных достижений этической мысли XX века (М. Шелер, Н. Гартман и др.). В издание также включена его книга «Вечное в русской философии» — одна из самых глубоких работ по истории отечественной мысли.

Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами этики, философии и культуры.

Москва Издательство «Республика» 1994

Содержание:

В. Сапов. ФИЛОСОФ ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА 5

ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА
Проблемы Закона и Благодати

ПРЕДИСЛОВИЕ 14
I. АНТИТЕЗА ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ 16
   1. Закон и Царствие Божие
   2. Закон и Благодать
   3. Заповедь плотская и «Стяжание Духа» 18
   4. Покрывало на сердце и жизнь в Духе
   5. Рабство Закона и Благодать свободы 19
   6. Закон дел и Дух любви 20
   7. Закон как заповедь человеческая 21
   8. Общая норма закона и конкретное творчество веры 23
   9. Антиномия двух систем ценностей 25
  10. Трагический конфликт Закона и Благодати 28

II. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ ЗАКОНА 30
   1. Понятие Закона в Евангелии и в Посланиях
   2. Принцип Закона у евреев 32
   3. Принцип Закона у греков и римлян 34
   4. Идея естественного Закона 35
   5. Закон как принцип морали и права 36

III. ТРАГЕДИЯ ЗАКОНА 38
   1. Закон как осуждение
   2. Бессилие Закона 39

IV. СОПРОТИВЛЕНИЕ ПОДСОЗНАНИЯ И СУБЛИМАЦИЯ 41
   1. Дух иррационального противоборства. Loi de l'effort converti
   2. Подсознание и «плоть» 43
   3. Эрос и сублимация 45
   4. Сублимация в христианской аскетике 47
   5. Сублимация и воображение 50

V. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ 52
   1. Магия воображения и эрос
   2. Извращенный эрос и логика сердца 53
   3. Поэзия как возвышающий обман 54
   4. Правда творчества и истина познания 56
   5. Воображение как метафизическая и магическая сила 59
   6. Воображение как источник заблуждения 62
   7. Воображение как творческая сила духа
   8. Иллюзия и правда в воображении 65
   9. Образ святости как предел сублимации 67
  10. Проблема новой этики и преодоление морализма 68
  11. Образ (икона) и реальная личность 70
  12. Воображение и «прелесть» 71
  13. Образ неизобразимого 73

VI. СУБЛИМАЦИЯ И ВНУШЕНИЕ 74
   1. Новейшая теория внушения
   2. Религиозное внушение 80
   3. Что внушать? 81
   4. Внушение и свобода
   5. Внушение и творчество 83

VII. СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОИЗВОЛА И СУБЛИМАЦИЯ СВОБОДЫ 86
   1. Противоборство плоти и противоборство духа
   2. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие 87
   3. Божественный зов, обращенный к свободе 89
   4. Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии. Шелер и Гартман 91
   5. Две свободы: негативная и позитивная, свобода в произволе и свобода в добре. Н. Бердяев 92
   6. Ценность произвола и liberum arbitrium 93
   7. Вторая антиномия свободы у Н. Гартмана 94
   8. Ценности и свобода. Фома Аквинат и Дунс Скотт 98
   9. Конфликт ценностей и альтернатива свободного выбора 99
  10. Ars combinatoria и творческий произвол 100
  11. Феномен автономного противоборства как выражение антиномизма свободы 101
  12. Сублимация свободы как разрешение ее антиномизма 102
  13. Трагизм как диалектика свободы. Низшая и высшая форма трагизма 104
  14. Христианское разрешение трагизма свободы 105
  15. Взаимодействие двух моментов сублимации. Сознательная воля и подсознательные влечения 106
  16. Истинный смысл сублимации. Критика Фрейда 109

VIII. СУБЛИМАЦИЯ КАК ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АБСОЛЮТНОГО 114
   1. Summum bonum
   2. Святость как высшая ценность
   3. Идея человекобожества 115
   4. Аксиома зависимости. Декарт 116
   5. Натуралистическая зависимость у Шлейермахера. Ее преодоление 117
   6. Феноменологическая редукция у Декарта и в философии вообще 119
   7. Трансцензус как сущность редукции 120
   8. Что остается после редукции? 121
   9. Диалектика зависимости и независимости Я 123
  10. Зависимость от трансцендентного. Unde homo? 125
  11. Первый и второй транс. Три измерения бытия 128
  12. Три точки зрения в философии 130
  13. Очевидность иррационального 131
  14. Онтологический аргумент как неотмыслимость абсолютного. Кант 133
  15. Всякое самосознание религиозно. Шелер 135
  16. Мир сомнителен — Бог несомненен 136

IX. БЕСКОНЕЧНОЕ И АБСОЛЮТНОЕ 138
   1. Бесконечная потенция человека
   2. Потенциально–бесконечное Я как Божество 139
   3. Потенциальная бесконечность как несовершенство и зависимость 140
   4. Потенциально–бесконечное в математике 142
   5. Сущность актуально–бесконечного как всеединство 144
   6. Конечное фундировано в бесконечном. Транс и трансфинитное 145
   7. Вселенная как всеединство 147
   8. Трансфинитное и Абсолютное 149
   9. Актуально–бесконечный транс 150
  10. Декарт и его защита аксиомы зависимости 151

ВЕЧНОЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ 154
 I. МНОГООБРАЗИЕ СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА 160
 II. ВОЛЬНОСТЬ ПУШКИНА (Индивидуальная свобода) 173
III. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ 177
   1. Значение этой проблемы в жизни. Русские материалисты и Маркс
   2. Постановка проблемы свободы и необходимости 179
   3. Решение антиномии свободы и необходимости 180
   4. Основные категории свободы. Система ценностей 183

IV. МЕТАФИЗИКА СВОБОДЫ 185
   1. Закон и Царствие Божие
   2. Закон и Благодать 186
   3. Противоборство плоти и противоборство духа 187
   4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие 188
   5. Божественный зов, обращенный к свободе 189
   6. Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии 191
   7. Две свободы: отрицательная и положительная. Свобода в произволе и свобода в добре 193
   8. Свобода воли и творческий произвол 198
   9. Сублимация свободы, как разрешение ее антиномизма
  10. Христианское решение проблемы свободы 199
  11. Истинный смысл сублимации 200

V. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ 203
   1. Александр I и Л. Толстой
   2. Греховность власти в Библии 204
   3. Божественность власти 205
   4. Антиномия власти 206
   5. Ошибочные решения антиномии власти 207
   6. Решение антиномии власти 209
   7. Идеал безвластной организации и иерархия ценностей 211

VI. ТРАГИЗМ ВОЗВЫШЕННОГО 213
   1. Материализм и духовность. Русская мысль и марксизм
   2. Ступени бытия 216
   3. Ошибка материализма — спекуляция на понижение
   4. Пафос профанации 218
   5. Профанация и обличение 220
   6. Ценность небоскреба и ценность возвышенного 221
   7. Соотношение категорий бытия и ступеней ценностей
   8. Трагизм бытия и его относительное преодоление 223
   9. Христианская вера в абсолютную разрешимость трагизма 225

VII. ДВА ПУТИ СПАСЕНИЯ 228
   1. Мудрость и символ спасения
   2. Две установки. Диалектика трагизма 229
   3. Сублимация и синтез 232
   4. Три вида соотношения противоположностей 234
   5. Поток становления и универсальная гармония 237
   6. Установка индуизма. Мир, как противоречие 239
   7. Освобождение от противоположностей как путь спасения 240
   8. Трансцендентность самости 242
   9. Пессимизм индусского мировоззрения 243
  10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии 244
  11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения 249

VIII . СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ 251

IX. САМОПОЗНАНИЕ 256
   1. Задача самопознания
   2. Трансцендентность и имманентность самости 258
   3. Открытие самости 259
   4. Два подхода: Восток и Запад
   5. Чудо самости 260
   6. «Откуда мы и куда идем?» 261
   7. Я и ничто 262
   8. Аналитическая психология. Я и самость 263
   9. Очевидность и непознаваемость самости 264
  10. Чувство «человека в себе» 265
  11. Самость как постулат 266
  12. Богоподобие самости 267
  13. Два толкования богоподобия самости 268
  14. Зависимость от Абсолютного 270

X. ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ФИЛОСОФИИ И В РЕЛИГИИ 271
   1. Сердце как скрытая глубина человека
   2. Сердце как орган религиозного опыта 273
   3. Сердце в индийской мистике 275
   4. Христианская любовь и буддийское сострадание 276
   5. Два типа индийской мистики 277

XI. ЧТО ТАКОЕ Я САМ? 279
   1. Богочеловеческая проблема
   2. Абсурд психологизма 280
   3. Тайна творения 281
   4. Соизмеримость между человеком и Абсолютным 282
   5. Точка зрения христианской антропологии 283
   6. Иерархическая структура человека 284
   7. Свет сознания и мощь свободы 286
   8. Творческая свобода 287
   9. Богоподобие человека — всеобъемлюще 289

XII. ПАСКАЛЬ 291
   1. Бесконечно великое и бесконечно малое
   2. Логика сердца. Теория ценностей 292
   3. Три ступени персональных ценностей 294
   4. Переживание потустороннего. «Пари Паскаля» 295
   5. Величие и ничтожество человека 297

XIII. ДЕКАРТ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 298
   1. Основная интуиция Декарта
   2. Земля объектов и солнце субъекта 300
   3. Солипсизм и его преодоление 302
   4. Аксиома зависимости 303
   5. Иррациональность связи с Абсолютным 304
   6. Две части философии Декарта 305

XIV. БЕССМЕРТИЕ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ 308
   1. Библия о загробной судьбе человека
   2. Смерть есть друг и враг. Решение у ап. Павла 309
   3. Предрассудок «просвещения» 310
   4. Что такое «душа»?
   5. Подсознание не верит в смерть 311
   6. Учение о коллективно–бессознательном
   7. Сознание и Кронос 313
   8. Память и история
   9. «Перевоплощение» и взаимопроницаемость душ 315
  10. Кто «перевоплощается»? 316
  11. Память и тождество лиц в «перевоплощении» 318
  12. Космическая память, идея Кармы и идея будущих возможностей развития 320
  13. Смысл символа «перевоплощения» 322
  14. Бессмертие души и воскресение мертвых

КОММЕНТАРИИ 325
БИБЛИОГРАФИЯ ТРУДОВ Б. П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА 351
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 353
Шкаф 2, полка В