Эрос и цивилизация

Маркузе Герберт

Самая известная книга немецкого философа Герберта Маркузе имела и имеет не только собственно философское значение, но и социально-политическое. Написанная в 1955 году, она стала провозвестником и катализатором «сексуальной революции» на Западе, получившей в свою очередь воплощение в движении хиппи и студенческих бунтах 68-го года.

Опираясь на идеи Фрейда, Маркузе прослеживает становление современной «репрессивной» цивилизации, реконструируя ее историю, как историю подавления чувственного человека, использование энергии его влечений в целях культуры и общества. Альтернативу подобного устройства цивилизации Маркузе видит в биопсихологическом переустройстве человека на основе «новой чувственности».

Эта книга — одна из немногих теоретических попыток изменения человека в сторону раскрепощения сексуальной энергии и отношения к человеческому телу, как к инструменту не столько труда, сколько удовольствия.

Киев «ИСА» 1995

Содержание:

А. Юдин. Парадоксы Великого Отказа IX
Предисловие к первому изданию XXI
Введение XXIII

Часть I. Под властью принципа реальности

1. Скрытая тенденция психоанализа 1
  Принцип удовольствия и принцип реальности
  Генетическое подавление и подавление индивида
  «Возвращение вытесненного» в цивилизации
  Цивилизация и недостаток: рационализация отказа
  «Память о прошлом» как движущая сила освобождения
2. Происхождение подавленного индивида. (Онтогенез) 12
  Психический аппарат как динамическое единство противоположностей
  Стадии развития фрейдовской теории инстинктов
  Возможность верховенства принципа нирваны
  «Оно», «Я», «Сверх-Я»
  «Отелеснивание» психики
  Реакционный характер «Сверх-Я»
  Оценка основополагающей концепции Фрейда
  Анализ интерпретации истории в психологии Фрейда
  Различие между подавлением и «прибавочным подавлением»
  Отчужденный труд и принцип производительности
  Организация сексуальности: табу на удовольствие
  Организация инстинктов деструктивности
  Фатальная диалектика цивилизации
3. Происхождение репрессивной цивилизации. (Филогенезис) 50
  «Архаическое наследие» индивидуального «Я»
  Индивидуальная и массовая психология
  Первобытная орда: бунт и восстановление господства
  Двойственность чувства вины
  Возвращение вытесненного в религии
  Поражение революции
  Изменения в образах отца и образах матери
4. Диалектика цивилизации 75
  Потребность в усилении защиты от деструктивности
  Цивилизация и необходимость сублимации (десексуализация)
  Ослабление Эроса (инстинкты жизни); освобождение деструктивности
  Прогресс производительных сил и прогресс господства
  Усиление контроля в индустриальной цивилизации
  Упадок борьбы с отцом
  Деперсонализация «Сверх-Я», стяжение «Я»
  Завершение отчуждения
  Дезинтеграция установившегося принципа реальности
5. Философская интерлюдия 106
  Фрейдовская теория цивилизации в традиции западной философии
  «Я» как агрессивный и трансцендирующий субъект
  Логос как логика господства
  Философский протест против логики господства
  Бытие и становление: постоянство против трансцендирования
  Вечное возвращение у Аристотеля, Гегеля и Ницше
  Эрос как сущность бытия

Часть II. За пределами принципа реальности

6. Историческая ограниченность утвердившегося принципа реальности 131
  Устаревание нужды и господства как принципов существования цивилизации
  Гипотеза нового принципа реальности
  Развитие инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации
  Проблема верификации гипотезы
7. Фантазия и утопия 143
  Фантазия против разума
  Сохранение «архаического прошлого»
  Истинностная ценность фантазии
  Образ жизни без подавления и тревоги
  Возможность реальной свободы в зрелой цивилизации
  Необходимость переопределения прогресса
8. Образы Орфея и Нарцисса 163
  Архетипы существования в нерепрессивной цивилизации
  Орфей и Нарцисс против Прометея
  Мифологическая борьба Эроса против тирании разума — против смерти
  Примирение человека и природы в чувственной культуре
9. Эстетическое измерение 176
  Эстетика как наука о чувственности
  Примирение удовольствия и свободы, инстинктов и морали
  Эстетические теории Баумгартена, Канта и Шиллера
  Элементы нерепрессивной культуры
  Трансформация труда в игру
10. Трансформация сексуальности в Эрос 203
  Уничтожение господства
  Влияние на сексуальные инстинкты
  «Самосублимация» сексуальности в Эрос
  Репрессивная сублимация против свободной
  Появление нерепрессивных общественных отношений
  Труд как свободная игра человеческих способностей
  Возможность либидозных трудовых отношений
11. Эрос и Танатос 231
  Новая идея разума: рациональность удовлетворения
  Либидозная мораль
  Борьба против бега времени
  Изменения в отношении между Эросом и инстинктом смерти
Эпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма 249

Приложение

Политическое предисловие 1966 года 293
Библиографическое примечание 310
Именной и предметный указатель 311
Шкаф 2, полка В