Эрос и цивилизация
Маркузе Герберт
Самая известная книга немецкого философа Герберта Маркузе имела и имеет не только собственно философское значение, но и социально-политическое. Написанная в 1955 году, она стала провозвестником и катализатором «сексуальной революции» на Западе, получившей в свою очередь воплощение в движении хиппи и студенческих бунтах 68-го года.
Опираясь на идеи Фрейда, Маркузе прослеживает становление современной «репрессивной» цивилизации, реконструируя ее историю, как историю подавления чувственного человека, использование энергии его влечений в целях культуры и общества. Альтернативу подобного устройства цивилизации Маркузе видит в биопсихологическом переустройстве человека на основе «новой чувственности».
Эта книга — одна из немногих теоретических попыток изменения человека в сторону раскрепощения сексуальной энергии и отношения к человеческому телу, как к инструменту не столько труда, сколько удовольствия.
Киев «ИСА» 1995
Содержание:
А. Юдин. Парадоксы Великого Отказа | IX |
Предисловие к первому изданию | XXI |
Введение | XXIII |
1. Скрытая тенденция психоанализа | 1 |
Принцип удовольствия и принцип реальности |
Генетическое подавление и подавление индивида |
«Возвращение вытесненного» в цивилизации |
Цивилизация и недостаток: рационализация отказа |
«Память о прошлом» как движущая сила освобождения |
2. Происхождение подавленного индивида. (Онтогенез) | 12 |
Психический аппарат как динамическое единство противоположностей |
Стадии развития фрейдовской теории инстинктов |
Возможность верховенства принципа нирваны |
«Оно», «Я», «Сверх-Я» |
«Отелеснивание» психики |
Реакционный характер «Сверх-Я» |
Оценка основополагающей концепции Фрейда |
Анализ интерпретации истории в психологии Фрейда |
Различие между подавлением и «прибавочным подавлением» |
Отчужденный труд и принцип производительности |
Организация сексуальности: табу на удовольствие |
Организация инстинктов деструктивности |
Фатальная диалектика цивилизации |
3. Происхождение репрессивной цивилизации. (Филогенезис) | 50 |
«Архаическое наследие» индивидуального «Я» |
Индивидуальная и массовая психология |
Первобытная орда: бунт и восстановление господства |
Двойственность чувства вины |
Возвращение вытесненного в религии |
Поражение революции |
Изменения в образах отца и образах матери |
4. Диалектика цивилизации | 75 |
Потребность в усилении защиты от деструктивности |
Цивилизация и необходимость сублимации (десексуализация) |
Ослабление Эроса (инстинкты жизни); освобождение деструктивности |
Прогресс производительных сил и прогресс господства |
Усиление контроля в индустриальной цивилизации |
Упадок борьбы с отцом |
Деперсонализация «Сверх-Я», стяжение «Я» |
Завершение отчуждения |
Дезинтеграция установившегося принципа реальности |
5. Философская интерлюдия | 106 |
Фрейдовская теория цивилизации в традиции западной философии |
«Я» как агрессивный и трансцендирующий субъект |
Логос как логика господства |
Философский протест против логики господства |
Бытие и становление: постоянство против трансцендирования |
Вечное возвращение у Аристотеля, Гегеля и Ницше |
Эрос как сущность бытия |
6. Историческая ограниченность утвердившегося принципа реальности | 131 |
Устаревание нужды и господства как принципов существования цивилизации |
Гипотеза нового принципа реальности |
Развитие инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации |
Проблема верификации гипотезы |
7. Фантазия и утопия | 143 |
Фантазия против разума |
Сохранение «архаического прошлого» |
Истинностная ценность фантазии |
Образ жизни без подавления и тревоги |
Возможность реальной свободы в зрелой цивилизации |
Необходимость переопределения прогресса |
8. Образы Орфея и Нарцисса | 163 |
Архетипы существования в нерепрессивной цивилизации |
Орфей и Нарцисс против Прометея |
Мифологическая борьба Эроса против тирании разума — против смерти |
Примирение человека и природы в чувственной культуре |
9. Эстетическое измерение | 176 |
Эстетика как наука о чувственности |
Примирение удовольствия и свободы, инстинктов и морали |
Эстетические теории Баумгартена, Канта и Шиллера |
Элементы нерепрессивной культуры |
Трансформация труда в игру |
10. Трансформация сексуальности в Эрос | 203 |
Уничтожение господства |
Влияние на сексуальные инстинкты |
«Самосублимация» сексуальности в Эрос |
Репрессивная сублимация против свободной |
Появление нерепрессивных общественных отношений |
Труд как свободная игра человеческих способностей |
Возможность либидозных трудовых отношений |
11. Эрос и Танатос | 231 |
Новая идея разума: рациональность удовлетворения |
Либидозная мораль |
Борьба против бега времени |
Изменения в отношении между Эросом и инстинктом смерти |
Эпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма | 249 |
Политическое предисловие 1966 года | 293 |
Библиографическое примечание | 310 |
Именной и предметный указатель | 311 |
Шкаф 2, полка В