Иметь или быть?
Фромм Эрих
Данная книга представляет собой переиздание книги всемирно известного немецко-американского психолога и социолога Э. Фромма «Иметь или быть?» с дополнением ее более ранней его работой «Психоанализ и религия». Разрабатывая целостную концепцию личности, автор раскрывает механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. С гуманистических позиций автор выступает против духовного оскудения, намечает возможные варианты решения назревших глобальных проблем и создания гармоничного здорового человека и «здорового общества».
Автор развивает свою концепцию религии и ее роли в обществе.
Москва «Прогресс» 1990
Содержание:
ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ? (Перевод Н. И. Войскунской, И. И. Коменкович) | 5 |
ПРЕДИСЛОВИЕ | 7 |
ВВЕДЕНИЕ: Большие Надежды, их крах и новые альтернативы | 9 |
Конец иллюзии | 9 |
Почему Большие Надежды не оправдались? | 11 |
Экономическая необходимость изменения человека | 16 |
Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе? | 18 |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Понимание различия между обладанием и бытием | 21 |
I. ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД | 21 |
Значение различия между обладанием и бытием | 21 |
Примеры из различных поэтических произведений | 22 |
Идиоматические изменения | 26 |
Происхождение терминов | 29 |
Философские концепции бытия | 31 |
Обладание и потребление | 32 |
II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ | 35 |
Обучение | 35 |
Память | 37 |
Беседа | 40 |
Чтение | 42 |
Власть | 44 |
Обладание знанием и знание | 47 |
Вера | 49 |
Любовь | 52 |
III. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ ЗАВЕТЕ И В ТРУДАХ МЕЙСТЕРА ЭКХАРТА | 56 |
Ветхий завет | 56 |
Новый завет | 61 |
Мейстер Экхарт (ок. 1260-1327) | 67 |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования | 74 |
IV. ЧТО ТАКОЕ МОДУС ОБЛАДАНИЯ? | 74 |
Общество приобретателей — основа модуса обладания | 74 |
Природа обладания | 82 |
Другие факторы, на которые опирается ориентация на обладание | 87 |
Принцип обладания и анальный характер | 89 |
Аскетизм и равенство | 90 |
Экзистенциальное обладание | 91 |
V. ЧТО ТАКОЕ МОДУС БЫТИЯ? | 93 |
Быть активным | 94 |
Активность и пассивность | 95 |
Бытие как реальность | 103 |
Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой | 106 |
VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ | 115 |
Безопасность — опасность | 115 |
Солидарность — антагонизм | 118 |
Радость — удовольствие | 123 |
Грех и прощение | 127 |
Страх смерти — утверждение жизни | 133 |
Здесь и сейчас — прошлое и будущее | 134 |
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Новый человек и Новое общество | 138 |
VII. РЕЛИГИЯ, ХАРАКТЕР И ОБЩЕСТВО | 138 |
Основы социального характера | 138 |
Социальный характер и «религиозные потребности» | 140 |
Является ли западный мир христианским? | 144 |
Гуманистический протест | 159 |
VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА | 174 |
Новый Человек | 176 |
IX. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА | 179 |
Новая наука о Человеке | 179 |
Новое общество: есть ли реальные шансы создать его? | 204 |
БИБЛИОГРАФИЯ | 211 |
ПСИХОАНАЛИЗ И РЕЛИГИЯ (Перевод С. В. Федулова) | 217 |
ПРЕДИСЛОВИЕ | 219 |
I. ПРОБЛЕМА | 220 |
II. ФРЕЙД И ЮНГ | 227 |
III. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ | 236 |
IV. ПСИХОАНАЛИТИК КАК «ЦЕЛИТЕЛЬ ДУШИ» | 268 |
V. УГРОЖАЕТ ЛИ ПСИХОАНАЛИЗ РЕЛИГИИ | 294 |
В. И. ДОБРЕНЬКОВ. В ПОИСКАХ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ (ПОСЛЕСЛОВИЕ) | 309 |
УКАЗАТЕЛЬ | 320 |
Шкаф 2, полка В